Файл: С. И. Дьяков, С. Ю. Добряк, В. Е. Ванягин, Д. Н. Соловьев, В. В. Горохов, А. С. Фадеев, А. А. Бакарюкин, С. Л. Павлович, С. О. Фомичев, А..docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 03.02.2024
Просмотров: 759
Скачиваний: 8
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Содержание этого интересного «Наставления», по которому обучались и действовали русские артиллеристы в первой и во второй русско-турецких войнах, было следующим653.
1. При объявлении тревоги все офицеры - артиллеристы должны быть на своих местах при орудиях.
2. При совершении марша впереди каждой артиллерийской бригады следует 30 саперов, вооруженных ружьями с кирками, топорами и лопатами для расчистки пути движения артиллерии.
3. При подходе артиллерийской бригады, к такому месту, где требуется ремонт пути или места, бригада останавливается, а саперы производят ремонт.
4. Для этой цели при каждом орудии и зарядном ящике возится по две фашины длинною 2,2 и толщиною 30 см.
5. Во время следования артиллерии через дефиле или исправленный саперами мост, саперы первой бригады остаются на своих местах у моста, до смены их саперами подошедшей второй бригады. Когда же артиллерия следует с пехотными полками, саперы остаются на своих местах только до прохода последнего своего орудия, а затем снова занимают место впереди артиллерии, не ожидая никакой смены.
6. Походный порядок артиллерийской бригады строится следующим образом:
•Впереди 30 саперов;
•Затем артиллерийские орудия и за каждым из них зарядные ящики;
•Расчеты следуют сзади каждого орудия с ящиком;
•Во время марша по ровной дороге фурлейты сходят с лошадей и идут рядом; на гору и под гору, а также при прохождении дефиле фурлейты садятся на лошадей и следят, чтобы лошади везли орудия равномерно
•Когда бригада подойдет к какой-либо опасной переправе, то командир роты выходит со своими офицерами вперед, чтобы организовать работу саперов, и остается на месте, пока вся рота не пройдет через переправу;
•Походный строй артиллерийской роты должен быть следующим: впереди командир роты, за ним два барабанщика, затем орудия во главе со своими офицерами по старшинству. При движении бригады всем фронтом, бригадный командир следует впереди, а офицеры – каждый при своих орудиях, следя за равнением по фронту;
•Особенное внимание командир бригады должен был обращать на соблюдение интервалов между орудиями, ось одного орудия от оси другого орудия должна находиться на удалении одной сажени. Для того, чтобы это расстояние выдерживалось, необходимо фурлейтов систематически обучать различным перестроениям.
2. Обучение артиллеристов и фурлейтов производить следующим порядком:
•Прибыв в назначенное место по приказу командира бригады, барабанщики дают сигнал: « Строй!»;
•По этому сигналу производится заезд направо или налево;
•По команде: «С передков долой!» орудие снимается немедленно с передков, фурлейты с лошадьми следуют за ящиками, а артиллерийский расчет занимает свои места у орудий;
•По первому сигналу офицеры спешиваются и каждый следует к своему орудию. Для заряжания орудия подается команда: «Зарядить орудие!» Саперы по первой команде должны следовать к тем орудиям, к которым они прикреплены;
•После сигнала: «Отбой!» личный состав отводится от орудий на 6 шагов назад, кроме двух дневальных у каждого орудия. Затем приступают к установке палаток;
•Дежурный офицер не должен отлучатся с батареи и после увода личного состава обязан проверить, чтобы орудия были установлены в соответствии с местностью.
В 1788 г. начальник артиллерии действующей армии во второй русско-турецкой войне, бывший выпускник Петербургской артиллерийской школы генерала И.Миллера написал «Прибавление о стрельбе», которое является второй частью «Наставления Румянцева».
Содержание его следующее:
1. Для нанесения противнику наибольшего поражения Миллер пробовал стрельбу на рикошетах начинать с 700 саженей при угле возвышения 12 фун. пушки – 5 градусов, 6 фун.пушки – 6 градусов и ½ пудового единорога–7 градусов.
2. Стрельбы на дольнюю дистанцию должна вестись неторопливо, так как от нее нельзя ожидать большего поражения противника, поэтому необходимо усиливать огонь с 500 саженей и ближе. Угол возвышения при этом следует придавать 12 фун. пушки – 3 градуса, 6 фун. пушки – 4 градуса и ½ пудового единорога–5 градусов.
3. Орудие следует наводить так, чтобы первый снаряд ложился в 5-100 саженях впереди фронта противника.
4. Наибольшее поражение наносится противнику при стрельбе с 100 саженей и ближе. В этом случае орудия следует наводить так, чтобы мушка была выше голов солдат, а при стрельбе по кавалерии– наводить «через мушку в головы». Если орудия снабжены диоптрами, то следует наводить через первый визир в грудь солдата противника. С 200 саженей наводить не в голову, а в грудь солдата противника, и чем ближе последний будет подходить, тем больше должен опускаться ствол орудия.
5. Огонь картечью следовало открывать со 120 саженей, наводя орудие через мушку «в самый фронт». Огонь должен усиливаться с приближением противника, что достигается быстрым заряжанием. Особенно следует усиливать стрельбы орудий в батарее.
6. Все офицеры должны развивать свой глазомер, для чего устанавливать на разные дистанции различные предметы самых разнообразных цветов и, приближая или удаляя их, тренироваться в определении расстояний глазомером. Найденную дистанцию записывать и проверить ее примером шагами.
7. Огневые позиции Меллер рекомендовал выбирать на небольших возвышенностях, избегая курганов и крутых высот, т.к. в этом случае противник приближаясь к батарее, попадает в не поражаемое пространство.
Таким образом, «Наставление» Румянцева и «Прибавление о стрельбе» Меллера сыграли большую роль в обучении русских артиллеристов в ходе русско-турецких войн, а также в обучении воспитанников артиллерийских учебных заведений.
Меллисино написал специальное руководство «Краткие артиллерийские записки для наставления унтер-офицеров…». Здесь же необходимо подробно остановиться на 5 главе: «О действии орудий полевой артиллерии», в которой излагается приемы действий расчета орудия при заряжании, наводке и производств выстрела.
В этой главе указывается, что в полевой артиллерии расчет каждого орудия состоит из 20, а в осадной – из 10 чел. Этот расчет распределяется у орудия в следующем порядке: «Люди приводятся на батарею по капральствам в две шеренги, и становятся каждое капральство за своим орудием, в расстоянии 20 шагов, и когда таким образом будут построены, то начальник батареи командует: «Стройся к орудиям!»654.
По этой команде правофланговый первой шеренги остается на месте, второй к третьей заходят ему в затылок, а правофланговый второй шеренги отступает на шаг назад, второй номер, второй шеренги заходит ему в затылок. Такое же перестроение производится и на левом фланге. По команде: "Приступи к орудиям!" все идут к орудиям в два ряда по обе стороны орудия. Оставшиеся из состава расчета, по команде: "Стройся!", поворачиваются кругом, и по команде: "Приступи к орудиям!", два следуют к подноске картузов, остальные к зарядным ящикам. По команде: «Стой» первые номера останавливаются у орудий так, чтобы быть на линии оси орудия, остальные выстраиваются сзади на одинаковом расстоянии друг от друга, а последние, дойдя до зарядных ящиков, останавливаются, принимая положение «смирно».
По команде командира батареи: «Бери принадлежности!» первый номер с правой стороны берет прибойник, второй пальник и футляр с палительными свечами, третий – правило, а четвертый и пятый имеют только лямки, которые имеют и все остальные номера расчета. Первый номер с левой стороны берет от подносчика картуз и держит, прижав его к левому боку и закрыв правой рукой, чтобы на него не попала искра от фитиля. Второй номер с той же стороны берет футляр с трубками, третий правило, а четвертый и пятый остаются только с лямками.
После этого командир батареи командует: «Заряжай!». По этой команде второй номер с левой стороны командует: «Картуз!», первый с левой стороны вкладывает картуз порохом в дуло, а первый с правой стороны досылает пробойником картуз до казны. Затем унтер-офицер при помощи клина с винтом, а остальные взявшись за правило и хобот наводят орудие в цель так, пока «тот кто наводит орудие усмотрит, что точка, означающая середину казенной части или пореза диоптра, мушка и предает будет находиться в прямой линии»655.
Выстрел из орудия производится следующим образом: после того как орудие будет наведено, второй номер с левой стороны орудия ставит в запал трубку и командует: «Пали!». По этой команде второй номер с правой стороны орудия зажигает трубку, а остальные при этом отступают на шаг от орудия, чтобы во время отката орудия их не задело. После выстрела второй номер с левой стороны орудия зажимает пальцем запал, а первый номер с правой стороны банит орудие, а остальные лямками надвигают орудие на свое место.
При заряжании орудия бомбой действуют так: первый номер с левой стороны орудия досылает в камору пороховой заряд, затем, вместе с первым номером с правой стороны орудия, берет бомбу или каркас, трубка которого должна быть взрезана, фитиль распускается по бокам бомбы, опускают ее в дуло мортиры, трубкою к дулу, а затем присыпают бомбу пороховой мякотью.
Наводка мортиры в цель производится следующим образом: сзади мортирного станка ставится тренога с отвесом, затем через середину ствола мортиры и станка проводится линия. Наводчик мортиры приказывает остальному составу расчета ломами передвигать мортиру до тех пор, пока не увидит, что средняя линия будет в стволе с целью и отвесом.
Наводка единорога в цель производится также как и пушки, аустановка единорога на определенный угол возвышения осуществляется с помощью квадранта, который вставляется в дуло орудия.
Так осуществлялось обучение стрельбе артиллеристов на основании «Кратких артиллерийских записок» П.И. Мелиссино.
Благодаря знаниям Мордвинова, Вельяшева-Волынцева и Мелиссино лабораторное дело и стрельба из орудий в Артиллерийском и инженерном кадетском корпусе были поставлены на должную высоту. Полковник Ратч в своих исследованиях по истории артиллерии дает высокую оценку практическим знаниям воспитанников кадетского корпуса в стрелковой подготовке, относя это к заслугам Вельяшева-Волынцева и Мелиссино.
Однако артиллерийские учебные заведения играли большую роль не только в развитии артиллерии как рода войск, они также играли важную роль в развитии промышленности, науки и техники.
В 1764 г. 12 чел. из выпускников Артиллерийского и инженерного кадетского корпуса были отправлены на Нерченские серебряные заводы для практического изучения горного и литейного дела.
В 1774 г. кадет Бабичев был послан в Англию и другие западноевропейские государства для изучения устройства гидротехнических сооружений и организации водных путей сообщения. В 1776 г. в числе офицеров окончивших корпус было 15 чел. инженеров-прапорщиков, получивших назначение в Тверь и Смоленск для участия в размежевании земель. С учреждением гидравлического корпуса, офицеров в этот корпус назначали из выпускников Артиллерийского и инженерного кадетского корпуса.
В Артиллерийский и инженерный кадетский корпус специально поступил на должность дежурного офицера известный впоследствии генерал Ермолов, чтобы получить в корпусе военные знания.
Из Артиллерийского и инженерного кадетского корпуса вышел целый ряд замечательных артиллеристов конца XVIII вв. и первой четверти XIX вв. К ним в первую очередь относятся: Н.В.Верещагин – известный своими сочинениями по математике, А.И. Корсаков, Е.П. Трейлебен, П.И. Меллер, известный русский математик-академик С.Е. Гурьев, герой Отечественной войны 1812 г. В.Г. Костенецкий, И.С. Дорохов, П.М. Капцевич, П.А. Корвен, партизан А.Н. Сеславин, математик В.И. Висковатов, изобретатель русских боевых ракет А.Д. Засядко, член Артиллерийского комитета А.В. Дядин и многие другие артиллеристы, ученые и техники, прославившие свою Родину выдающимися открытиями и изобретениями в области вооружения, в науке и технике.
Совершенствование артиллерийского вооружения, изменение организационных форм и способов боевого применения артиллерии, а также количественный рост артиллерии, наряду со стремлением господствующего класса к укреплению вооруженных сил, подняли, как никогда раньше, значение подготовки артиллерийских кадров.