Файл: С. И. Дьяков, С. Ю. Добряк, В. Е. Ванягин, Д. Н. Соловьев, В. В. Горохов, А. С. Фадеев, А. А. Бакарюкин, С. Л. Павлович, С. О. Фомичев, А..docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 03.02.2024
Просмотров: 757
Скачиваний: 8
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Артиллерийские учебные заведения 2-й половины XVIII в., как и прежде, являлись типичными классовыми учебными заведениями. В результате изучения опыта Семилетней войны 1756-1762 гг. было обращено самое серьезное внимание на улучшение подготовки артиллерийских кадров в учебных заведениях, для этой цели учрежден Артиллерийский и инженерный кадетский корпус, в котором еще больше был расширен курс общеобразовательных дисциплин и обращено внимание на более глубокое преподавание военных дисциплин. Значительно была улучшена материальная и учебная база артиллерийских учебных заведений. Все это способствовало повышению общей культуры и специальной подготовки русских артиллеристов. Артиллерийский и инженерный кадетский корпус, как ни одно другое военно-учебное заведение, был хорошо обеспечен наиболее квалифицированными преподавателями, имеющим богатый практический и педагогический опыт. Преподаватели и офицеры, окончившие корпус, много сделали для дальнейшего в развитии русской артиллерии. Первое место среди них по праву принадлежит Вельяшеву-Волынцеву, Мордвинову, Меллеру, Козельскому, Мелиссино, Базину и другим. Артиллерийские учебные заведения второй половины XVIII в. были тесно связаны с такими центрами науки как Академия наук и Московский университет, а также с другими военно-учебными заведениями. В Артиллерийском и инженерном кадетском корпусе лекций по высшей математике, химии и физике читали академики Котельников, Румовский и Гурьев. Учебные пособия, изданные в Артиллерийском и инженерном кадетском корпусе, использовались также в Морском и Сухопутном кадетских корпусах.
Вместе с тем следует подчеркнуть, что в артиллерийских учебных заведениях при обучении использовались научные достижения и учебные пособия также и западноевропейские ученых. Это еще больше расширяло кругозор русских офицеров-артиллеристов.
Важную роль в подготовке унтер-офицерского состава артиллерии и мастеров для артиллерийских частей военного производства сыграли гарнизонные школы и "Школа художеств” (солдатская школа) Артиллерийского и инженерного кадетского корпуса. Численность учащихся в гарнизонных школах выросла с 6000 чел. до 12.000 чел., а к концу XVIII в. достигла 16400 чел.
Греческая гимназия для детей греков и албанцев, открытая при кадетском корпусе, выражала стремление русского царизма к проникновению на Балканы, но объективно способствовала укреплению дружбы между русским, греческим и албанским народами. Она готовила квалифицированные кадры артиллеристов и инженеров, а также кадры для Иностранной и Военной Коллегии и Сената. Многие из выпускников гимназии впоследствии вернулись на родину и принимала участие в борьбе против турецкого ига и с благодарностью отзывались о России, давшей им образование.
Наряду со специальными артиллерийскими учебными заведениями, артиллеристов готовили и другие военно-учебные заведения (Сухопутный и Морской кадетские корпуса). Шло создано вновь Шкловское благородное училище, которое наряду с подготовкой кадров для других родов войск, готовило офицеров для артиллерии. Артиллерия и инженерное дело преподавались даже в Московском университете.
Благодаря такой подготовке артиллерийских кадров русские артиллеристы во всех войсках второй половины XVIII в. отличались узким искусством стрельбы и мастерством в боевом применении артиллерии.
Во второй половине XVIII в. артиллерийские учебные заведения значительно лучше обеспечены учебной литературой. Это объясняется тем, что в этот период в каждом учебном заведении появляются свои учебники по математике и специальным предметам «артиллерийские предложения» Вельяшева-Волынцева, "арифметические предложения" и "механические предложения" Козельского). В этот период появляется наиболее новый артиллерийский курс Вельяшева-Волынцева, который явился учебным пособием и для других военно-учебных заведений, где изучалась артиллерия. Для обучения унтер-офицеров и рядовых, имеющих общеобразовательную подготовку, было написано специальное учебное пособие «Краткие артиллерийские записки» П.И. Меллисино, которые в простой форме вопросов и ответов давали унтер-офицерам артиллеристам необходимые знания по артиллерии. Наряду с отечественными учебными пособиями, как и раньше, использовались и иностранные учебные пособия, как оригинальные, и переводные. Это способствовало расширенно кругозора русских офицеров-артиллеристов и давало возможность им познакомиться передовыми достижениями западноевропейской артиллерийской науки.
Педагогический опыт деятельности преподавателей и командования Сухопутного шляхетского кадетского корпуса был учтен при создании в 1762 году Артиллерийского и инженерного шляхетский кадетского корпуса. В этом учебном заведении так же, как и в Сухопутном шляхетском кадетском корпусе значительное место отводилось воспитанию учащихся на основе гуманных методов. При этом особый акцент был сделан на формировании культа знаний и понятия чести. Программа воспитания будущих артиллеристов исходила из того, что корпус за долг почтёт возбудить в кадетах чувства чести. В русле этих педагогических взглядов, в 1785 г. 12 лучших кадетов впервые были награждены медалью «За прилежность и благонравие». Примечательно, что учащиеся, награждённые медалью, приобретали и ряд привилегий: право беспрепятственного увольнения в отпуск по праздникам, свободного входа в кабинеты к своим командирам, принятия обеда за отдельным столом. Остальные кадеты были обязаны приветствовать награждённых при встрече, снимая головной убор. Со временем Артиллерийский и инженерный шляхетский кадетский корпус превратился в крупнейший в России центр подготовки артиллерийских кадров. Однако уже в конце ХIХ века учебный процесс в кадетском корпусе утратил свою самобытность. По организации обучения он сблизился с Сухопутным шляхетским кадетским корпусом, и 10 марта 1800 г. был переименован во 2-й кадетский корпус. Выпуск в артиллерию теперь производился из всех кадетских корпусов
656.
Артиллерийское образование в рассматриваемый период оказало большое влияние на развитие артиллерии как рода войск, большую работу в усовершенствовании материальной части артиллерии делали И. Меллер, А.О. Базин, П.И. Мелиссино. Меллер вел работу по усовершенствованию орудий, Базин –по упорядочению боеприпасов, а Мелиссино – по улучшению технологии производства орудий. Они же внесли большой вклад в совершенствование боевой подготовки русской артиллерий. Артиллерийские учебные заведения готовили кадры не только для артиллерии, но и для металлургических заводов Урала, Петербургского, Московского и Брянского арсеналов.
Многие из выпускников артиллерийских учебных заведений внесли большой вклад в развитие артиллерии (Маркевич, Дядин, Засядко и др.). Многие из выпускников прославили себя в Отечественной войне 1812 г. (Дорохов, Капцевич, Костенецкий, Сеславин и др.).
VI РАЗВИТИЕ СИСТЕМЫ ПОДГОТОВКИ АРТИЛЛЕРИЙСКИХ КАДРОВ В 1796-1820 ГГГОДАХ.
С вступлением на престол Павла I начались новые изменения в военном управлении и системе подготовки офицерских кадров.
Прежде всего, эти преобразования отразились на кадетских корпусах. Желая ближе познакомиться с их жизнью, Павел I взял их в свое непосредственное ведение. Он потребовал от директоров корпусов личных докладов обо всех нуждах последних, о ходе жизни каждого корпуса, обо всех выпускаемых из корпуса кадетах, о принятии в корпус новичков, о производстве в чины и наградах корпусных офицеров.
Особую заботу Павел проявил об улучшении строевой подготовки кадетов и ужесточении воинской дисциплины. Прусские порядки, вводимые Павлом I в армии, не смогли не отразиться на организации учебного процесса в кадетском корпусе. Павел I осуществлял мелочную опеку над кадетским корпусом: он производил офицеров корпусов в следующие звания, назначал и снимал неугодных ему командиров. Власть директора корпуса была ограничена. В кадетском корпусе было введено обучение военной подготовке по прусским уставам. Произошли изменения и в Солдатской роте. Павел I считал, что унтер-офицерам артиллерии необязательно знание теории артиллерийского дела.
Поэтому 100 чел., предназначавшихся для выпуска в артиллерию унтер-офицерами, обучались не артиллерии, а только фортификации, и выпускались кондукторами в инженерный корпус.
В 1799 г. в связи с учреждением в войсковой артиллерии особых юнкерских команд, в которых готовились кадры офицерского состава для артиллерии, Артиллерийский и инженерный кадетский корпус утрачивает свое значение, а 10 марта 1800 г. он был переименован во 2-й кадетский корпус и приравнен к Сухопутному кадетскому корпусу, который был переименован в это же время в 1-й кадетский корпус.
Император Павел, вообще обращавший большое внимание на артиллерию, тотчас при вступлении на престол принял Артиллерийский и инженерный корпус под непосредственное свое начальство; директора корпуса, Мелиссино, вскоре сделал инспектором всей артиллерии, оставив его по-прежнему директором, а одного из своих сыновей, Великого князя Михаила Павловича, в день его рождения, назначил генерал-фельдцейхмейстером.
«Бог даровал Намъ сына, Его Императорское Высочество Великаго Князя Михаила Павловича, которому и быть Генералъ-Фельдцейхмейстеромъ и Шефомъ Гвардейскаго Артиллерiйскаго батальона», — так было сказано в Высочайшем приказе 28-го января 1798 года.
В 1797 году Мелиссино умер. При преемниках его корпус начинает терять свое специальное направление и сближается с Сухопутным шляхетным.
Заведённые Мелиссино специальные строевые артиллерийские занятия стрельба из орудий — прекращаются. 2-й корпус не дает уже практически подготовленных артиллеристов и вновь сравнивается с 1-м. Выпуски в артиллерию начинают производиться из обоих корпусов. Сверх того является еще один источник для пополнения артиллерии офицерами — артиллерийские юнкера. Юнкеров гвардейского артиллерийского батальона, а также и других артиллерийских батальонов, расположенных около Петербурга, прикомандировывали для теоретического обучения ко 2-му кадетскому корпусу и здесь они пользовались содержанием наравне с кадетами.
«Сиротский дом образован Павлом I незадолго до его воцарения – в 1795 г. из двух школ, созданных для сирот и сыновей инвалидов-военнослужащих, в Гатчине и на Каменном острове. В 1798 году Павел I учредил Военно-сиротский в С.-Петербурге и его отделения в гарнизонах для «воспитания детей недостаточных штаб и обер-офицеров и нижних чинов гвардии и артиллерии, преимущественно из сирот»657. Военно-сиротский дом был составлен из 2-х отделений: дворянского на 200 мальчиков и 50 девочек и солдатского. Его первое отделение предназначалось для двухсот сыновей неимущих дворян и офицеров, преимущественно сирот. Воспитанники назывались кадетами и обучались Закону Божьему, русскому и немецкому языкам, арифметике, геометрии, артиллерии, фортификации, тактике, истории, географии и рисованию. На строевые занятия отводилось 14 часов в неделю. Они включали в себя «фронтовые занятия» (т.е. строевые на плацу), гимнастику, фехтование, упражнения «приготовительные к стрельбе», верховую езду, «12-рядные учения и смену караулов», разъяснения и репетиции некоторых отделов теоретического курса артиллерии. Выпускники посылались в армию юнкерами и портупей-прапорщиками, а отличников производили в офицеры сразу при выпуске. Второе отделение предназначалось для восьмисот солдатских сыновей, обучавшихся ремеслам658.
Позже военно-сиротские отделения были переименованы в батальоны военных кантонистов, затем в училища военного ведомства и, наконец, в военные гимназии.