Файл: С. И. Дьяков, С. Ю. Добряк, В. Е. Ванягин, Д. Н. Соловьев, В. В. Горохов, А. С. Фадеев, А. А. Бакарюкин, С. Л. Павлович, С. О. Фомичев, А..docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 03.02.2024

Просмотров: 756

Скачиваний: 8

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


Для постоянного надзора за кадетами назначались четыре смотрителя из числа служащих в строю армейских офицеров, знающих русский и немецкий языки. Эти же смотрители обучали кадетов воинской службе. По окончании курса кадеты выпускались в армию юнкерами и портупей-прапорщиками, а особо отличившиеся производились в офицеры.

Воспитанники второго отделения военно-сиротского дома обучались Закону Божьему, русской грамоте, арифметике и затем в особом ремесленническом классе «всему, что к пользе войск служить может». Поэтому они осваивали чуть ли не все ремесла: портновское, сапожное, башмачное, седельное, кузнечное, слесарное, ружейное, ложечное, каретное, токарное и малярное. Соответственно способностям их учили также игре на духовых инструментах и барабанному бою. Для окончательной выучки некоторых воспитанников отдавали к ремесленным мастерам на известные сроки (но не больше шести лет). Пятьдесят отличнейших по поведению, способных к учебе воспитанников второго отделения перевели в кадетские классы для продолжения образования с целью подготовки таких воспитанников в учительские помощники и даже в учителя для сиротского дома659. То есть воспитанники второго (не дворянского) отделения практически никакого образования не получали, а приобретали рабочие специальности. Это было своеобразное профессионально-техническое училище с военным уклоном. Здесь сразу виден прагматизм власти (и, вероятно, Павла I), которая стремилась дать профессию сиротам и детям тех, кто отдал жизнь или здоровье во славу Отечества660.

В провинциальных отделениях сиротского дома положено было обучать почти 16 тысяч солдатских детей «всему строевому и до военной службы и ее порядка принадлежащему», грамоте, арифметике, «барабанщичьей науке», игре на флейте, а в некоторых отделениях, сверх того, музыке. По достижении 18-летнего возраста воспитанники определялись на службу в полки, причем в барабанщики и флейтисты разрешено было назначать и менее взрослых, но не моложе 15 лет661662.

Шкловское благородное училище в 1797 г. было передано в казну. В 1797 году училище стало казенным и было переименовано в Шкловский кадетский корпус663, позднее передислоцированный в Москву и получивший название Московского кадетского корпуса.

В течение 15 лет, с 1785 г. по 1800 г., из этого учебного заведения выпускалось в среднем по 30 чел. ежегодно. Всего же с момента учреждения и по 1800 г. из этого заведения было выпущено 470 чел. Многие из выпускников шли в Черноморский флот, в армейские и гарнизонные полки, а также в артиллерию. Только за три года (1798-1800) из училища было выпущено 23 артиллерийских офицера. Среди выпускников училища были известные артиллеристы: А.Н. Маркевич, Н.П. Петряев, Л.Н. Энгельгарт, В.Р. Марченко.


В 1795 г. Греческую гимназию перевели на Васильевский остров в бывший дом Морского кадетского корпуса, а в 1796 г. ее расформировали. Воспитанники гимназии были распределены между Сухопутным, Морским и Артиллерийским и инженерным кадетскими корпусами.

В начале XIX века проводимые Россией в Европе и Азии военно-политических мероприятий, состав армии был увеличен, с переходом большей части войск за пределы государства ощущался большой недостаток в офицерах, как для пополнения убыли в полках действующей армий, так и для формирования новых полков; с другой стороны, признано было необходимым в короткое время ввести в нашу армию правила французского воинского устава (взамен прусского).

Требовалось расширить подготовительные заведения для образования офицеров, тем более, что дворяне, поступающие до того времени в ближайшие к месту их жительства полки, неохотно шли на военную службу, так как сразу отправлялись в поход.

При таких обстоятельствах, император, рескриптом от 14-го марта 1807 года на имя графа Кочубея, министра внутренних дел, приказал: «Молодых дворян от 16 и более лет желающих поступить на военную службу, вместо определения их сразу в полки унтер-офицерами, присылать в петербургские кадетские корпуса, выдавая им прогонные деньги для двух на три лошади. Поступивших дворян оставлять в корпусах на короткое время, для ознакомления с порядком службы, обучения стрельбе в цель и приобретения познаний, соответствующих назначению, а затем представлять для производства в офицеры и выпускать в полки прапорщиками и корнетами».

Сборным пунктом для всех прибывающих дворян был назначен 2-й кадетский корпус, директором которого в то время состоял генерал-майор Клейнмихель; на него и возложили обязанность «подготовлять молодых дворян к офицерскому званию, обучая их фронтуипорядку службы».

Весьма естественно, что большинство недостаточных дворян, извещенных через губернаторов и предводителей дворянства о дарованном им праве отдавать сыновей своих на казенное содержание, спешили воспользоваться этим правом, и дворяне стекались в столицу партиями, иногда, человек по 20. Многие из числа прибывших, не смотря на свою возмужалость, не знали русской грамоты, или же были вообще неспособными к военной службе.



Годные были приняты и, вместе с присланными юнкерами из пехотных и кавалерийских полков, послужили кадром для образования нового военно-учебного заведения, получившего название Волонтерского корпуса.

В 1807 году был издан императорский указ, в соответствии с которым при 2-м кадетском корпусе был создан Волонтерский корпус, через год, переименованный в Дворянский полк, куда могли поступать дети дворян в возрасте от 16 лет и старше. Срок обучения устанавливался в два года. Отбор кандидатов в Дворянский полк был строгим – при приеме требовались письменные свидетельства об офицерских чинах отцов поступающих664 и законности рождения потенциальных воспитанников665. Дворянство своих детей при зачислении в Дворянский полк вынуждены были подтверждать даже князья. В 1832 году Дворянский полк был отделен от 2-го кадетского корпуса, а в 1855 году переименован в Константиновский кадетский корпус. Штатная численность обучаемых в Дворянском полку была к концу 1808 года около 600 человек, а в 1818 г. достигла уже 2236 чел. В Дворянский полк шли в основном те, кто имел невысокую подготовку и желал побыстрее получить офицерский чин. Весь режим этого заведения основывался, главным образом, на строгом содержании воспитанников, строевой подготовке, изучении уставов666.

К 1812 году из Дворянского полка было выпущено более 2,6 тыс. человек, в год нашествия Наполеона на Россию – еще более 1,1 тыс. человек, то есть к началу Отечественной войны 1812 года полк по количеству выпущенных офицеров находился на передовых позициях.

Учреждением этим предполагалось удовлетворить только случайно увеличившуюся потребность в офицерах, и потому оно было открыто как временное, очень быстро, без подготовительных мероприятий. Несмотря на это, и при отсутствии учебно-воспитательного процесса, Волонтерный корпус, переименованный в 1808 году в Дворянский полк, к началу года выпустил уже 289 офицеров, из которых 79 — в артиллерию (из них 2 в гвардейскую артиллерию).

Число прибывающих для изучения службы дворян продолжало увеличиваться; отведённые для них помещения становились неудобными для размещения. Цесаревич Константин Павлович управляющий с февраля 1806 года всеми военно-учебными заведениями, принял меры к ограниченно приема дворян.


В 1810 году, для отличия кадет 2-го кадетского корпуса, от воспитанников Дворянского полка были даны, вместо белых, гладкие желтые погоны – кроме того, при каждом батальоне сформировано по гренадерской роте, каждая из 2-х взводов— гренадёрского и стрелкового667.

В то время об умственном образовании воспитанников заботились мало, все внимание было обращено на фронтовое образование. Преподавание наукам в основном отсутствовало, а учили в основном фронтовой службе и рекрутской школе. Для качественного ознакомления воспитанников полка с обязанностями действительной службы, дворян стали выводить в летние практические походы, в продолжении которого они располагались лагерем под Стрельной или в Петергофе, и сверх строевой службы, занимались практическими фортификационными работами и съемкой местности. В таких походах участвовали и по две роты старших возрастов 1-го и 2-го кадетских корпусов, составлявший отдельный батальон. Эти походы с 1809 г. продолжались в течение 4 лет, до отъезда Великого Князя, в начале 1812 года, из Петербурга в действующую армию, и при выпуске заносились в формулярные списки участвовавших в них668.

В 1812 году было разрешено присылать во 2-й кадетский корпус молодых дворян, для изучения порядка военной службы. Число желающих было так велико, что к половине 1813 года возросло до 1700 человек, включая сюда и кавалерийский эскадрон. Сверх этого и предназначенные к выпуску воспитанники Императорского военно-сиротского дома, перед производством в офицеры, прикомандировывались к полку, для познания правил фронтовой службы, а все ленивые, тупые и дурной нравственности воспитанники военно-учебных заведений также переводились в Дворянский полк. Это заведение долгое время было местом сбора испорченных воспитанников из всех корпусов.

Несмотря на суровость воинской дисциплины, шалости были довольно часты, чему способствовало большое перемещение молодых взрослых дворян из разных районов России, с различным домашним воспитанием, иногда даже безграмотных, с разными характерами и образом мыслей, и нравственностью.

Строевые занятия для дворян составляли, по-прежнему, главный предмет их обучения, грамотой и счётом занимались только самые слабые по познаниям, и то с помощью товарищей– все внимание было обращено на строевую подготовку будущих офицеров, производимых только из гренадер и унтер-офицеров прочих рот.


Однако, некоторые дворяне, получившие уже дома начальное образование, по желанию, прикомандировывались ко 2-му кадетскому корпусу, для окончания обучения. Они жили и ходили в классы вместе с кадетами, и по окончании курса выпускались офицерами в артиллерию. Иногда число их достигало до 40 человек.

Дворянский полк выпускал своих воспитанников в офицеры, конечно, без строгого разбора, даже по два раза в год, до 500 человек в каждый выпуск. Прием в Дворянский полк не был ограничен комплектом; принимали в него без экзамена и без строгого разбора дворянства, основываясь лишь на выданных в губернии документах. Для поступления в полк являлись иногда сын вместе с отцом. Весьма вероятно, что это обстоятельство и послужило поводом для кадетов к названию воспитанников Дворянского полка тюками, подобно тому, как воспитанников 2-го корпуса называли деревяшками, а 1-го – мясниками.

В 1816 году необходимость быстрого образования большого числа офицеров прием их стал производиться с большою разборчивостью, и обучение дворян было приведено в систему. Просьбы, отправляемые губернаторами, присылались предварительно на рассмотрение, вместе с документами, во 2-й кадетский корпус, до 1-го марта. Присланные кандидаты из числа дворян должны были быть не моложе16-ти лет и не старше 20-ти, умели читать, писать и знали первую часть арифметики. Затем, по получении извещения от руководства 2-го кадетского корпуса отобранные предварительно дворяне должны были прибыть в Санкт-Петербург в июле и августе для обучения.

С назначением выпуска в офицеры, формировали новую гренадерскую роту из воспитанников мушкетёрских рот того же батальона, по рекомендации ротного начальства о хорошем поведении и знании фронтовой службы, и при условии сдачи экзамена (бегло читать по-русски, писать под диктовку без ошибок, первые 4 правила арифметики с дробями, и знание рекрутской школы). Экзамен этот для некоторых был камнем преткновения, и они засиживались в мушкетёрах года по три, а затем, по неспособности к военной службе увольнялись из полка с 14-м классом.