Файл: С. И. Дьяков, С. Ю. Добряк, В. Е. Ванягин, Д. Н. Соловьев, В. В. Горохов, А. С. Фадеев, А. А. Бакарюкин, С. Л. Павлович, С. О. Фомичев, А..docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 03.02.2024

Просмотров: 752

Скачиваний: 8

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


За период с 1807 по 1820 гг. в артиллерию из Дворянского полка было выпущено 7,1% из всех выпущенных офицеров в Русскую армию см. табл. 19.669

Таблица 19

Количество окончивших Дворянский полк с1807 по 1820 гг.

Год выпуска

В гвардию

В артиллерию

В полевые инженеры

В саперы

В кавалерию

В пехоту

В линейные батальоны

В батальоны внутренней стражи

В казаки

Всего

1807

3

77







21

188










289

1808

1










11

44










56

1809

4

71







48

463




68




654

1810

6

51







28

421




21




527

1811

13

51







38

371




29




502

1812

1

43







67

984




44




1139

1813













74

65










139

1814

2

30







87

574




7




700

1815




52










451










503

1816

14

60







220

501




11

12

818

1817




30







149

731




32




942

1818

2










71













71

1819




29




6

107

389










533

1820




18







34

371




13




436

Итого

46

512




6

955

5553




225

12

7309

0,63%

7,1%




0,008%

13%

76%




3,08%

0,17%

100%



Для того же, чтобы артиллерия имела возможность наблюдать за тем образованием, которое корпуса дают артиллерийским офицерам, Граф Аракчеев, инспектор всей артиллерии, завел вторичные испытания всем кадетам. Назначаемым в артиллерию эти испытания производились уже не в корпусе, а в артиллерийской экспедиции (Главное артиллерийское управление); сам Аракчеев всегда при этом присутствовал и отмечал для себя имена способнейших офицеров. Кроме того, для поощрения офицеров имеющим стремление к теоретическим занятиям, граф Аракчеев ввел ежегодные экзамены для всех молодых офицеров, находящихся на службе.

Вскоре, желая поправить безграмотность офицеров, Аракчеев принял следующие меры. Артиллерийские юнкера, преимущественно гвардейского батальона, которым было разрешено слушать лекции в корпусах, были возвращены в свои батальоны, где были сформированы юнкерские классы, преподаватели которых назначались из самых лучших артиллерийских офицеров. Граф Аракчеев внимательно следил за проведением этих лекций.

Кроме того, знаменитый генерал и реформатор российской артиллерии А.А. Аракчеев был инициатором издания Артиллерийского журнала, который начал издаваться в 1808 г. По его мнению, журнал должен был сообщать офицерам сведения о новых изобретениях в артиллерии, печатать выписки и переводы из иностранных военных сочинений по части артиллерии. Одной из важных проблем для русской артиллерии была в том, чтобы внедрять передовые достижения европейской военной мысли. С одной стороны, потребность в этом однозначно была, с другой стороны, патриотическое сознание русских офицеров зачастую выступало против признания того, что россияне в чем-то отстают от европейцев. В одной из своих статей редактор признавал, что в России не хватает иностранных военных сочинений, необходимых для подготовки офицеров670, но с другой стороны в журнале периодически размещались материалы, в которых доказывалось, что российская артиллерия не отстает от европейской. Например, во 2 номере Артиллерийского журнала за 1808 г. приводились сведения о сравнительных испытаниях пороха русского и английского производства. По результатам испытаний комиссия из специалистов признала, что российский порох имеет большую мощность

671. Офицеры-артиллеристы, писавшие в журнал, также отмечали, что российская артиллерия мало в чем уступает иностранным соперникам. Капитан Трунин в своей статье прямо утверждал, что ни одно из европейских государств не может утверждать, что его артиллерия является «совершенной», при этом он же признавал необходимость отдельных заимствований, а именно – он призывал отправлять офицеров в союзные страны «для подражания лучшим образцам других народов» и переводить иностранные военные книги, в которых «Россия имеет ощутительный недостаток». Трунин «Мысли об усовершенствовании артиллерии»672. Помимо теоретических статей по различным специальным вопросам, касающимся артиллерии, в журнале публиковались также и отчеты о проводимых в российской артиллерии учениях. В одном из номеров Артиллерийского журнала за 1808 г. содержалось детальное описание учений, проведенных 2 августа 1808 г. на Волковом поле в Санкт-Петербурге. Такие учения должны были повысить готовность армейской артиллерии, которая могла сравнить свои действия с гвардейцами. Как было отмечено, в учениях принимали участи 8 артиллерийских рот, из них 2 были гвардейскими, а остальные армейскими. Само описание учений отличалось большой реалистичностью. В статье были тщательно описаны все макеты и мишени, которые подвергались обстрелу, указывались дистанции, с которых производился огонь. При этом отмечались и те подробности, которые могли быть неприятны для некоторых организаторов учений. На учениях должен был присутствовать император Александр I. Поскольку он приехал только ближе к 8 часам вечера, то стрельбы пришлось проводить в большой спешке до наступления темноты. В итоге результаты стрельбы удалось измерить только на следующий день. Кроме того, в описании учений приводились весьма скромные цифры точных попаданий. В частности, в отчете говорилось, что 10 мортир и 3 единорога по учебной крепости выпустили 34 бомбы. Из них на территорию самой крепости попало только 3. Таким образом, описание учения было достаточно критичным и несомненно ставило во главу угла задачу правильной подготовки артиллеристов к реальным боевым действиям673. Необходимо также рассмотреть вопрос о том, насколько влиятельным был данный журнал. Мы располагаем следующими сведениями. В 1808 г. тираж одного номера составлял 192 экземпляра, которые распространялись по подписке, при этом значительное количество экземпляров журнала распространялось непосредственно в Санкт-Петербурге. Например, Первый кадетский корпус выписал 12 экземпляров журнала, кроме того 4 экземпляра выписали офицеры-преподаватели данного учебного заведения. По нескольку экземпляров заказали также в Пажеском и 2-ом кадетском корпусах. (Подсчитано нами на основании информации о подписчиках в Артиллерийском журнале №3 за 1808 г.) Кроме того, высокую заинтересованность в журнале показали офицеры гвардейского артиллерийского батальона. Отдельные офицеры этой части выписали 9 экземпляров данного журнала, но еще 5 были заказаны юнкерами.


Среди армейских подразделений высокую заинтересованность проявили офицеры 7 артиллерийской бригады, начальником которой был знаменитый генерал А.П. Ермолов. Справедливости ради необходимо отметить, что статьи посвященные артиллерии выходили не только в Артиллерийском журнале, но и в Военном журнале, который также издавался по инициативе Военного министерства, начиная с 1810 г. В 1811 г. в нем появилась специальная статья «О гвардейской артиллерии». Ее автор достаточно резко критиковал сложившуюся систему учений в артиллерии, при которой самым важным было соблюдение уставных дистанций даже в ущерб здравому смыслу и рельефу местности. Автор статьи критиковал некоторых (не названных поименно) невежественных российских генералов, которые не разбирались в современной военной науке. Это приводило к тому, что им приходилось полагаться на специалистов – колонновожатых, а также офицеров-артиллеристов и инженеров674. Другим автором Военного журнала был Д.А. Столыпин, который написал весьма интересную статью об артиллерии. В своем сочинении он затронул целый ряд специальных вопросов – в частности о том, с каких дистанций надо вести эффективную стрельбу из артиллерийских орудий. По мнению автора «На четыреста сажен расстояния выстрелы неверны; от трехсот до двухсот они становятся точнее; но ближе двухсот они весьма смертельны; посему на первом расстоянии должно стрелять медлительно и редко, на втором скоро, на третьем поспешнее и стремительнее»675. Еще одним важным вопросом были действия артиллерии при решительном наступлении противника. По сложившейся в российской армии практике потеря орудий считалась символом неудачи своих войск и наоборот, захват вражеских орудий считался одним из главных подвигов для солдат и офицеров. Это приводило к тому, что при приближении неприятельской пехоты российские артиллерийские роты зачастую снимались с позиций и поспешно отходили в тыл. Однако накануне войны 1812 г. среди российских офицеров стало распространяться представление о том, что артиллерия должна до последнего поддерживать свою пехоту. Именно это мнение разделял и Д.А. Столыпин. По его словам, «офицер, под предлогом, что может потерять свои пушки, не должен отходить назад. Пушка никогда столько не наносит вреда как пред тою минутою, что ее возьмут; но тогда-то прикрывающие ее войско должно броситься вперед и отбить уже расстроенного неприятеля»676
. Столыпин призывал к тесному взаимодействию различных родов войск и преодолению старых предрассудков. Как известно именно такой взгляд на тактику артиллерии получил свое воплощение во время Бородинской битвы. В своем знаменитом приказе накануне битвы командующий русской артиллерией генерал Кутайсов особо отметил: «Подтвердить от меня во всех ротах, чтобы они с позиций не снимались, пока неприятель не сядет верхом на пушки…. Артиллерия должна жертвовать собою; пусть возьмут вас с орудиями, но последний картечный выстрел выпустите в упор, и батарея, которая таким образом будет взята, нанесет неприятелю вред, вполне искупающий потерю орудий»677. Таким образом, военные журналы сыграли важную роль в развитии русской армии в период наполеоновских войн. Это стало возможно благодаря соединенным усилиям Военного министерства, инициировавшего создание Артиллерийского и Военного журналов, редакций, которые публиковали острые материалы по актуальным темам. Однако успех журналов был невозможен без готовности русских офицеров гвардейской и армейской артиллерии в своих статьях и письмах в журналы анализировать проблемы развития российской армии. Их деятельность нашла отражение в боевой практике артиллерии России в период войны 1812 г.

«К началу правления императора Александра І в России подготовка артиллерийских специалистов, осуществлялась в Морском кадетском корпусе, в Военно-сиротском доме, в Первом и Втором кадетских корпусах, и Гродненском корпусе, а также в Пажеском корпусе. Все представленные выше заведения в совокупности ежегодно выпускали до 120 офицеров»678, прошедших в лучшем случае строевую подготовку и вовсе не знавших основ штабной службы. Большая часть из выпускников в дальнейшем проходила службу в гвардии и военных учреждениях.

В начале своего правления Александр I обратил на это особое внимание и решил «дать военно-учебным заведениям новое устройство, связать их вместе в одну общую отрасль государственного управления, для направления одною и тою же мыслию к одной и той же цели»679.

По поручению императора в 1801 г. шеф 1-го Кадетского корпуса генерал от инфантерии князь П.А. Зубов представил ему проект учреждения 17 губернских подготовительных военных училищ с целью подготовки сыновей дворян посредством начального общего образования к поступлению в кадетские корпуса