Файл: С. И. Дьяков, С. Ю. Добряк, В. Е. Ванягин, Д. Н. Соловьев, В. В. Горохов, А. С. Фадеев, А. А. Бакарюкин, С. Л. Павлович, С. О. Фомичев, А..docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 03.02.2024
Просмотров: 748
Скачиваний: 8
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Отклонение проекта П.Д. Киселева было связано с тем, что император посчитал, что существующая к этому времени офицерская школа при 1-й армии представляет собой временное образование. Отсюда не стоит создавать аналогичную школу при 2-й армии на основе опыта школы 1-й армии. Предполагалось создать новую систему офицерского образования. Главный директор Пажеского и кадетских корпусов гр. П.П, Коновницын полагал, что проблему подготовки офицерских кадров можно решить путем улучшения состава учителей и уменьшением численности классных отделений в корпусах.
Офицерская школа при главной квартире 1-й армии представляла собой некое подобие временных курсов повышения квалификации. В нее принималось 30 человек из числа кадетов, произведенных в офицеры по предварительному экзамену. Курс для таких офицеров предполагался одногодичный. Науки, которые преподавались офицерам в течение года, ограничивались сведениями, необходимыми как для армейского офицера, так и для генерального штаба. Из кадетов, отличившихся по результатам занятий первого года, избиралось «несколько» для помещения в высший класс, где курс также был одногодичный. По окончании занятий, сдав соответствующие экзамены («испытания»), офицеры, прошедшие годичный курс, назначались в квартирмейстерскую часть, а не выдержавшие испытаний – зачислялись в армейские полки или же получали место дивизионных, бригадных и прочих адъютантов.
Юнкерские школы армейских подпрапорщиков были открыты при штаб-квартирах 1-й и 2-й армий, а также при гренадерском и пехотном корпусах 1-й армии. В задачу юнкерских школ входила подготовка строевых обер-офицеров687. Проект этих временных офицерских школ был утвержден императором 3 марта 1820 г.
Такая школа была открыта при главной квартире 1-й армии в Могилеве. Она была рассчитана на 120 человек. В учебном отношении школа разделялась на два класса: младший и старший. В строевом отношении она составляла роту688. Существовала эта школа с 1820 по 1830 г.689. Аналогичная школа была организована в 1818 г. при главной квартире 2-й армии в Тульчине. В отличие от Могилевской, Тульчинская школа имела трехлетний срок обучения. Закрылась она в 1828 г.
Корпусные школы существовали также недолго. Особенностью их было отсутствие единства в организации вследствие различного подхода к обучению в штабах 1-й и 2-й армий. Так, в 1-й армии считали, что юнкерская школа должна давать, главным образом, военное образование. В связи с этим она была отделена от полков и являлась, по сути, закрытым заведением.
Во 2-й армии главное внимание обращалось на практическую подготовку. Юнкера несли службу наряду со строевыми офицерами (правда, только во время лагерных сборов). Юнкерские школы не получили своего развития в первой половине XIX в. вследствии того, что Главный штаб военных учебных заведений считал основным каналом подготовки общевойсковых офицеров среднего звена кадетские корпуса и специальные училища690.
В указанных офицерских школах преподавались преимущественно общеобразовательные предметы очень широкого спектра. В течение первого года изучались: «1) фронтовая служба; 2) сочинение разных служебных бумаг; 3) алгебра до 2-ой степени; 4) геометрия и тригонометрия; 5) черчение планов; 6) география; 7) история; 8) малая тактика и применение оной; 9) основание фортификации; 10) основания артиллерии; 11) инструментальная и глазомерная съемка; 12) языки (русский, французский и немецкий) и 13) верховая езда и фехтование». В ходе второго года обучения: «1) продолжение алгебры до 3-й степени уравнений и логарифмы; 2) сочинение диспозиций и реляций; 3) военные обозрения; 4) применение малой тактики; 5) основания высшей тактики и стратегии; 6) кастраметация, с применением к местному расположению; 8) съемка и черчение планов; 9) география; 10) военная география; 11) история; 12) военная история; 13) языки: французский и немецкий (для некоторых – новейший греческий и языки восточные); 14) артиллерия; 15) долговременная фортификация; 17) верховая езда и 18) фехтование».
Преподавание военных наук возлагалось на офицеров квартирмейстерской части или «других знающих чиновников». Каждому офицеру, обучающему в школе, прибавлялось к содержанию по 200 рублей ежегодно столовых. Состав преподавателей был непостоянный, но каждый преподающий должен был обязательно отработать два года, а затем мог быть заменен другим.
Нетрудно заметить, что большинство предметов второго года обучения носит военный характер. Судя по списку изучаемых предметов, организаторы офицерских школ хотели дать учащимся в них широкое образование, и не только в чисто военной сфере. То есть офицерская школа при главной квартире 1-й армии стала таким же прототипом академии генерального штаба и по учебному плану, и по своему назначению, какими были училища колонновожатых.
На волне интереса к развитию образования господствующего класса в начале XIX в. появилось уникальное частное учебное заведение, ставящее задачу не только повышения общеобразовательного уровня государственных служащих, но стремившееся также подготовить офицеров. Почти одновременно с учреждением училища для колонновожатых в Петербурге студент Московского университета Михаил Николаевич Муравьев
организовал кружок товарищей и друзей, получивший название «Общества математиков». Цель общества заключалась не только в изучении математических наук и знаний, но и в ознакомлении молодых людей с военными науками. Президентом этого общества был избран отец основателя Николай Николаевич Муравьев, уступивший для целей общества свой дом, библиотеку, коллекции и пр. Лекции, организованные обществом, имели успех, и число слушателей стало возрастать. Несколько молодых людей, принадлежавших к кружку, еще до начала Отечественной войны были приняты на военную службу колонновожатыми. Князь П.М. Волконский, избранный почетным членом общества, принял его под свое покровительство. Это, безусловно, добавило авторитета данному начинанию.
Отечественная война 1812 г. прервала деятельность «Общества». И только когда в 1815 г. Н.Н. Муравьев вышел в отставку, он снова занялся деятельностью по безвозмездному обучению молодежи математике и военным наукам. Вновь организованное им учебное заведение получило название «Московское училище для колонновожатых» и содержалось исключительно на его средства. Учебный курс был распределен по четырем классам, каждый с годовым курсом. Предметами преподавания были языки (русский, французский, немецкий), математика, топография (с черчением карт и планов), тактика, артиллерия, фортификация, фронтовые занятия, фехтование и верховая езда. Училище просуществовало 8 лет и подготовило для службы в армии всего 180 человек, из них 127 – в свиту и 11 человек –в офицеры армии. Представляется, что правительство допустило существование этого училища, высоко ценя его основателей, а также потому, что ему не пришлось расходовать средства на содержание училища. То, что большинство выпускников были взяты в свиту, свидетельствует о том, что степень подготовки этих офицеров являлась достаточно высокой. Впрочем, здесь свою роль играли и происхождение, и связи с двором.
До двадцатых годов XIX в. военно-учебные заведения не имели взаимной связи и не управлялись каким-либо одним органом. Каждое заведение управлялось по личному усмотрению своего непосредственного начальника. Ежегодные приемы в учебные заведения и выпуски из них воспитанников на военную службу производились без точно установленных правил. Для учебно-воспитательного дела не существовало ни общих постановлений, ни частных инструкций и программ, и даже хозяйственной частью в каждом заведении ближайший его начальник управлял почти без всякого контроля. Хотя еще с 1805 г. высшее управление Пажеским и всеми сухопутными кадетскими корпусами было вверено цесаревичу Константину Павловичу, но все дела по управлению этими заведениями не сосредоточивались в специальном учреждении, а поступали в Военную канцелярию. Для надзора за хозяйством и дисциплиной в этих заведениях была учреждена должность главного директора, которую последовательно занимали генерал-адъютанты граф П.П. Коновницын и П.В. Голенищев-Кутузов. В следующем, 1810 г., ввиду того что Константин постоянно находился в Варшаве, было образовано особое Дежурство при Главном директоре с канцелярией из трех отделений: инспекторского, учебного и хозяйственного. Первым начальником Дежурства при Главном директоре стал капитан Первого кадетского корпуса И.И. Хатов, занимавший впоследствии с 1834 по 1855 г. должность директора Александровского корпуса для малолетних. Первым же начальником учебного отделения являлся известный в свое время юрист ординарный профессор Санкт-Петербургского университета и Царскосельского лицея А.П. Куницын
691.
Император Александр I сам иногда посещал классы; и вообще, не смотря на скудные средства, школа одно время давала результаты удовлетворительные. Юнкера не только занимались в классах, но исполняли еще и фейерверкерские обязанности, дежурили при ротах и обучались артиллерийскому строю при запряженных орудиях. Число гвардейских артиллерийских юнкеров быстро возрастало. В 1806-м году утвержден был штат резервной роты для лейб-гвардии артиллерийского батальона; рота была сформирована в числе 20 юнкеров и фейерверкеров и 210 рядовых. Потом эта рота была переименована в учебную гвардейскую артиллерийскую роту, штат её был наполнен и число юнкеров увеличено до 48. В 1812-м году была учреждена вторая учебная гвардейская артиллерийская рота и тогда в обеих учебных ротах состояло 96 юнкеров. Юнкера эти помещались в казенном доме, близ бассейна Лиговского канала. Их обучали, кроме строевой службы, следующим наукам: арифметике, алгебре, геометрии, тригонометрии, приложению алгебры к геометрии, начальным основам механики, алхимии и фортификации. Юнкера были разделены на два параллельных класса и выпуски офицеров производились из обоих. Преподавание наук в каждом классе было вверено одному артиллерийскому офицеру, по аттестации которого окончившие курс юнкера подвергались испытанию в артиллерийском отделении военно-учёного комитета; выдержавшие экзамен производились в артиллерийские офицеры.
Понятно, что при таких условиях, при таких бедных средствах преподавания, при отсутствии всяких пособий, при одном учителе по всем предметам на класс из 50 человек, нужна была вся энергия Аракчеева для того, чтобы школа давала удовлетворительные результаты. Когда же Аракчеев, отвлеченный другими делами, не мог уже обращать достаточного внимания на юнкерские классы,— учреждение это быстро упало.
При Павле I власть директора корпуса была ограничена. В кадетском корпусе было введено обучение военной подготовке по прусским уставам. Произошли изменения и в Солдатской роте. Павел I считал, что унтер-офицерам артиллерии необязательно знание теории артиллерийского дела.
В начале XIX в. руководство военно-учебными заведениями осуществлялось по личному усмотрению их непосредственных начальников. Как подмечали современники: «До того времени (до 1826 г.) не существовало никаких указаний по этому направлению деятельности. Существовавшие учебные заведения, того времени не имели между собой ничего общего. Военным наукам обучались в следующих вузах (Дерптском университете, Императорском Царскосельском лицее, Пажеском Его Величества Корпусе, Кадетских корпусах, в училище колонновожатых). Система воспитания и обучения была построена индивидуально на практическом опыте руководителей и профессорско-преподавательского состава учебного заведения, в связи с этим в одном заведении преобладало преподавание тактики, в другом артиллерии, в третьем фортификации, но нигде не было полной гармонии между разными отделами военных наук, не имелось ни прочно установившихся программ, ни курсов»
692.
Таким образом, после 1815 года, когда русская артиллерия, — воспитанная в школе Мелиссино, покрытая славою в почти десятилетней борьбе со знаменитой наполеоновской артиллерией — вернулась из Парижа в Россию, — оказалось, что нет средств удержать ее на прежней высоте. Кадетские корпуса не давали достаточно серьезной научной подготовки и вовсе не давали подготовки практической артиллерии в юнкерских школах научное образование, по словам В. О. Ратча, пришло в совершенный упадок. Артиллерия наша, не подновляемая новыми хорошо приготовленными деятелями, не могла идти вперед. А между тем близко уже было время начала в Европе исследований нарезного оружия и Наполеон в мемуарах своих не раз писал, что артиллерия будет решать судьбу армий и народов.
В период царствования Александра I существовало одновременно как бы три разряда военно-учебных заведений, отличавшихся по режиму, престижности, характеру подготовки обучаемых.
29 марта 1805 года учреждается особый «Совет о военно-учебных заведениях». В положении о «Совете»693 говорилось, что, его цель — «ввести единство и общие начала в воспитание питомцев, для чего на членов Совета возлагается высшее наблюдение над внутренней жизнью и распорядками во всех военно-учебных заведениях». Названный «Совет» начал свою деятельность под председательством великого князя цесаревича Константина Павловича (1779-1831) , участника походов А.В. Суворова, чей тайный отказ от права на российский престол послужил поводом для восстания 14 декабря 1825 года.
До учреждения данного «Совета» каждое военно-учебное заведение устраивало свою внутреннюю жизнь, систему обучения и воспитания, исходя из личных качеств и педагогических способностей своих директоров. Теперь же «Совет» стал диктовать свои условия всем военно-учебным заведениям. Как это уже бывало ранее, внимание было обращено на внешнюю, показную сторону подготовки — строевую выучку и дисциплину. В силу этих обстоятельств было предписано: ежедневно проводить разводы и занятия строевой подготовкой с кадетами; ежедневно назначать караул из них под командованием обер-офицера; привлечь в корпуса лучших офицеров-строевиков; ужесточить наказания, отдав предпочтение наказаниям телесным.