Файл: Сущность государства.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 29.03.2023

Просмотров: 106

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Политическое неравенство создает предпосылки для управления обществом. Ведь

для координации жизни социума необходимы своеобразный управленческий центр, «мозговой штаб», а также преодоление центробежных тенденций, эгоизма индивидуального и группового интересов. Вот почему история обществ - это не история ликвидации политического неравенства, а поиск и создание эффективных способов его организации, чтобы само политическое неравенство не консервировало общество, а способствовало его развитию.

Воспроизводству отношений политической власти способствуют нормы и правила,

регламентирующие этот тип отношений. Несмотря на многообразие конкретных форм осуществления политической власти, все эти нормы могут быть сведены к следующему.

  • Нормы, определяющие статус главы государства, политической элиты, государственных учреждений. В любом обществе четко фиксируется исключительное право определенных органов и лиц, занимающих соответствующие должности, принимать политические решения, т.е. управлять страной. Такие нормы, фактически устанавливающие политическую иерархию в стране, могут быть зафиксированы обычаем, записаны в законодательных актах, прежде всего в Конституции.
  • Нормы, определяющие порядок формирования политической элиты. Эти нормы

достаточно подвижны, они изменяются по мере развития общества. В феодально-сословном обществе вхождение в политическую элиту было предопределено принадлежностью к знатному роду. В современных демократических странах нормой становится конкурентная борьба на выборах, в странах с тоталитарным режимом — партийная принадлежность.

  • Нормы, определяющие права и обязанности управляющих и управляемых, их взаимную ответственность. Отношения управляющих и управляемых могут регламентироваться как на основе закона, так и на основе правил, формально нигде не зафиксированных, но тем не менее всеми соблюдаемых.

Каждая страна, эпоха имеет конкретные формы выражения норм и правил, регулирующих отношение политической власти и вносящих упорядочивающее начало во властные отношения. Это позволяет участникам властных отношений предвидеть возможные варианты поведения обеих сторон. Нормы подвижны, они изменяются с изменением общества, но устойчивы в своем стремлении в новой исторической обстановке сохранить институт политической власти. Нормы создаются обоими участниками властного взаимодействия, хотя вид закона им всегда придают государственные органы. Но государство узаконивает, как правило, только то, что уже имеет место в обществе, хотя бы и в ограниченных рамках, эпизодически. Государственная элита, конечно, может проявить инициативу и принять закон, регламентирующий ее отношения с массами исключительно в своих интересах. Но если


эта норма не находит поддержки у населения, се действие может быть обеспечено только силой или угрозой ее применения.

Соблюдение норм, регламентирующих отношение политической власти в обществе,

обеспечивается процессом политической социализации: человек с раннего детства знакомится с этими нормами, от него требуют их исполнения, ему прививают навыки участия в политической жизни на основе норм. Именно таким образом и происходит интериоризация норм, индивид настолько привыкает к ним, что их соблюдение становится для него обычным делом, своеобразной привычкой. В то же время институт политической власти обрастает разветвленной сетью организаций, осуществляющих контроль за соблюдением индивидами норм, а также обладающих правом применить разнообразные санкции к нарушителям, вплоть до силового давления. Не случайно преступления против государства, против законного правителя считаются одними из самых тяжких преступлений.

Процесс возникновения и институализации политической власти сплетен воедино с

процессом возникновения и развития государства. Именно государственным органам принадлежит исключительное право на принятие политических решений, именно государство является последней инстанцией, где нормы обретают форму закона. Оно обладает «исключительным правом на легитимное насилие»[1]. Легитимация означает законный, узаконенный, т.е. узаконенное насилие.

Легитимация нередко вовсе не имеет прямого отношения к закону, а иногда и

оправданность, целесообразность, законность и другие стороны соответствия конкретной государственной власти установкам, ожиданиям личности, социальных и иных коллективов, общества в целом. Признание государственной власти, ее действий легитимными складывается на основе чувственного восприятия, опыта, рациональной оценки. Оно опирается не на внешние признаки, а на внутренние побудительные мотивы, внутренние стимулы. Легитимация государственной власти связана не с изданием закона, принятием конституции (хотя и это может входить в процесс легитимации), а с комплексом переживаний и внутренних установок людей, с представлениями различных слоев населения о соблюдении государственной властью, ее органами норм социальной справедливости, прав человека, их защитой.

Нелегитимная власть опирается на насилие, иные формы принуждения, в том

числе психического воздействия, но легитимацию нельзя навязать людям извне. Например силой оружия или откроированием "хорошей" конституции монархом своему народу. Она создается преданностью людей определенному общественному строю (иногда определенной личности), который выражает непреложные ценности бытия. В основе такого рода преданности лежит вера людей в то, что их блага зависят от сохранения и поддержки данного порядка, данной государственной власти, убеждение в том, что они выражают интересы народа. Поэтому легитимация государственной власти всегда связана с интересами людей, различных слоев населения, а поскольку интересы и потребности различных групп в силу ограниченности ресурсов и других обстоятельств могут быть удовлетворены только частично или удовлетворены полностью лишь запросы некоторых групп, легитимация государственной власти в обществе, за редчайшими исключениями, не может иметь всеобъемлющего, универсального характера: то, что является легитимным для одних, предстает как нелегитимное для других. Поголовная "экспроприация экспроприаторов" - явление, не обладающее легальностью ибо современные конституции предусматривают возможность национализации лишь определенных объектов только на основе закона и с обязательной компенсацией (размеры которой в спорных случаях устанавливаются судом), и крайне нелегитимное не только с точки зрения собственников средств производства, но и других слоев населения. В представлениях же люмпен-пролетариата всеобщая экспроприация обладает высшей степенью легитимности. Можно привести множество других примеров разных интересов тех или иных слоев населения и их неодинакового, нередко противоположного отношения к мероприятиям государственной власти и к самой власти. Поэтому ее легитимация связана не с одобрением всего общества (это крайне редкий вариант), а с принятием её большинством населения при уважении и защите прав меньшинства. Именно это, а не диктатура класса делает государственную власть легитимной.


Легитимация государственной власти придает ей необходимый авторитет в обществе. Большинство населения добровольно и сознательно подчиняется ей, законным требованиям ее органов и представителей, что придает си устойчивость, стабильность, необходимую степень свободы в осуществлении государственной политики. Чем выше уровень легитимации государственной власти, тем шире возможности руководства обществом с минимальными "силовыми" издержками и затратами "управленческой энергии", с большей свободой для саморегулирования общественных процессов. Вместе с тем легитимная власть вправе и обязана в интересах общества применять меры принуждения, предусмотренные законом, если иные способы пресечь антиобщественные действия не дают результатов.

Но арифметическое большинство не всегда может служить основой подлинной

легитимации государственной власти. Не всякие оценки большинства делают государственную власть подлинно легитимной. Решающим критерием является ее соответствие общечеловеческим ценностям. Легитимация государственной власти оценивается не по словам ее представителей, не по текстам принятых ею программ н законов, а по практической деятельности, по способам решения ею коренных вопросов жизни общества и каждой личности.

Со времен М. Вебера принято различать три «чистых» типа легитимации власти,

которые могут быть применены и к легитимации государственной власти. Это - традиционная, харизматическая и рациональная легитимация.

Традиционная легитимация представляет собой господство на основе традиционного авторитета, коренящееся в уважении обычаев, вере в их преемственность, в то, что власть выражает дух народа, соответствует обычаям и традициям, принятым в обществе в качестве стереотипов сознания и поведения. Харизматическая легитимация - это господство, основанное на вере к личные

дарования вождя (реже - узкой правящей группировки), в исключительную миссию вождя. Харизматическая легитимация не связана с рациональными суждениями, а опирается на гамму чувств, это сенсорная по своей природе легитимация. Харизма как правило, индивидуальна. Она создаёт особый образ. Рациональная легитимация государственной власти основана на рациональной

оценке, связана с формированием убежденности в разумности существующего порядка, законов, правил, принятых в демократическом обществе для управления им. Этот вид легитимации относится к числу основных в современных условиях демократического правового государства.


Рациональная легитимация предполагает, что население поддерживает

(или отвергает) государственную власть, исходя прежде всего из собственной оценки действий этой власти. Не лозунги и обещания (они имеют сравнительно кратковременный эффект), не имидж мудрого правителя, часто даже не справедливые закон, а прежде всего практическая деятельность органов государственной власти, должностных лиц, особенно высших, служит основой рациональном оценки.

Помимо трёх «чистых» типов легитимации можно выделить также виды легитимации относительно цели государства. Следует отличать друг от друга универсалистский и индивидуалистский варианты легитимации. Универсалистскими являются «предпочтение целого части, интеграция индивида в государственный организм»1. Государство может проявляться в виде абсолютной, неподвижной

1 - Аристотель

самоцели, тогда как высший долг отдельного человека заключается в том, чтобы быть членом государства. Сущностью государства не является, как это соответствовало бы индивидуализму, защита жизни и собственности, а наоборот, «то высшее, которое претендует на эту жизнь и эту собственность и требует жертвовать ими»1. Для индивидуализма же отдельный человек со своим личным достоинством выступает самоцелью, государство - средством. Государство «никогда не является целью, оно лишь важно как условие, при котором может быть исполнена цель человечества, и эта цель человечества не что иное, как развёртывание всех сил человека»2. Важное значение для легитимации государственной власти имеет подписание

общественного договора между государственной властью, важнейшими политическими партиями, общественными организациями, иногда - представителями различных частей государства (в федерациях и в странах с автономными образованиями).

В реальной жизни институт политической власти нередко дает сбои, нарушается

ритм его работы, разлаживается взаимодействие между управляющими и управляемыми, возникает ситуация, определяемая как кризис власти. Каковы болевые точки института политической власти?

Прежде чем ответить на этот вопрос, напомним основные принципы действия

социального института, который обладает собственным социальным пространством, регулируя определенный вид социального взаимодействия. В рамках этого он стремится к тотальному распространению, т.е. постоянно старается подчинить возникающее, регулируемое им взаимодействие своим нормам и правилам.


Однако на периферии находится зона ослабленного действия института, за которой лежит другая, включающая тех, кто даже не пытается создать видимость выполнения предписываемых норм. Зона, на которую не

распространяется действие института, называется зоной девиантного поведения (девиация — отклонение). В этой зоне сосредоточены те люди, действия и поведение которых не укладываются в рамки канонов, определяемых институтом, и с точки зрения норм, предписываемых институтом, может быть расценено как ненормальное, отклоняющееся, девиантное.

Зона действия института не бывает постоянной: она может сжиматься при определенных условиях подобно шагреневой коже, и тогда в обществе наблюдается нарастание девиантного поведения. Люди нарушают правила и нормы, их уже не сдерживает применение санкций, их поведение становится неконтролируемым, в стране нарастает хаос, энтропийные процессы. Зона девиантного поведения при определенных условиях может резко увеличиваться, разрастаться, следствием чего становится бессилие политической власти, которая оказывается неспособной использовать институциональный механизм для обеспечения в обществе политического порядка.

* От чего зависит расширение или сужение сферы действия института? * Почему люди подчиняются или отторгают предписываемые институтом нормы?

  1. - Гегель
  2. - Ф.Ф.Шиллер

Ответ на эти вопросы кроется в описанном выше феномене - легитимности. Легитимность политической власти не исключает критики государственного руководства, проявления недовольства населения, даже организации выступлений против отдельных направлений политики правительства. Но все эти действия и побуждения не ломают сложившиеся структуры института политической власти, не ставят под сомнение устоявшиеся нормы и не нарушают принятые в обществе правила политической борьбы.

Оценка института политической власти осуществляется индивидом путем сравнения его со своей внутренней идеальной моделью. И если реально действующий институт власти не соответствует ценностным представлениям человека, то его отношение к нему будет критическим, а исполнение норм вынужденным. Человек будет представлять из себя зону риска института, потому что при малейшей возможности такой человек будет стремиться перейти в зону девиантного поведения.

Какой должна быть политика государства, старающегося утвердить свою легитимность, в условиях, когда люди стремятся в первую очередь к реализации своих интересов?