Файл: Основные проблемы и методы активизации познавательной деятельности учащихся при изучении математики с использованием информационнокоммуникационных технологий в общеобразовательной школе.docx
Добавлен: 04.02.2024
Просмотров: 146
Скачиваний: 3
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
об изучаемых или исследуемых объектах, их отношений, процессов, явлений - как реальных, так и виртуальных. Эта возможность в рамках мотивационного компонента реализуется в процессе обучения математике через осуществление виртуальных экспериментов по выполнению наблюдений, опытов, измерений, построению чертежей и графиков, их преобразований, исследованию моделей, позволяющих обнаружить новые неизвестные факты и свойства еще не нашедшие описания, объяснения, обоснования.
Средствами ИКТ, реализующими эту возможность, являются:
Следующим компонентом познавательной активности является содержательно – операционный (деятельностный) компонент, предполагающий готовность учащихся к самоуправлению процессом учения, сформированность интеллектуальных умений, связанных с переработкой информации, поиском решения проблем, умений осуществлять планирование и самоорганизацию процесса учения.
Средства активизации познавательной деятельности, ориентированные на формирование данного компонента, направлены на организацию и управление (самоуправление) деятельностью учащихся по постановке, поиску и осуществлению решения проблем и познавательных задач.
Для реализации выделенных функций средств активизации познавательной деятельности учащихся в процессе обучения математике могут быть использованы следующие возможности ИКТ.
Эмоционально - волевойкомпонентпознавательной активности характеризуется способностью и стремлением к преодолению школьниками трудностей в учении и наличием определенного эмоционального настроя, связанного с развитием познавательного интереса. Этот компонент тесно взаимосвязан с личностным и мотивационным компонентами.
Можно выделить следующие возможности ИКТ в реализации этого компонента познавательной активности.
Средствами реализации этих возможностей ИКТ также являются, цифровые образовательные ресурсы, программа Power Point, позволяющая конструировать различные дидактические игры (разгадывание математических ребусов, составление и разгадывание кроссвордов, различные математические соревнования и т.п.), использование Интернет ресурса и др.
Личностный компонентпознавательной активности определяет субъектный характер познавательной деятельности школьника, складывающийся под воздействием индивидуальных особенностей его личности, поэтому эта деятельность приобретает личностный характер.
Возможности ИКТв реализации этого компонента:
Могут быть выделены следующие организационно-педагогические условия использования ИКТ как средства активизации познавательной деятельности учащихся в процессе обучения математике:
§ 4 Методика использования основных видов ИКТ как средства активизации познавательной деятельности учащихся на уроках математики
Важным условием конструирования экспериментальных уроков является построение их логики в соответствии с тем, что активизация познавательной деятельности учащихся является их специальной целью и для достижения этой цели целенаправленно используются ИКТ.
Эффективным средством систематического и целенаправленного осуществления на основе ИКТ визуализации и иллюстрации изучаемого математического содержания являются
презентации PowerPoint. Компьютерная графика и программа PowerPoint позволяет учащимся эффективно усваивать материал посредством наблюдения и манипулирования различными объектами на экране. Использование программы PowerPoint в демонстрационном режиме позволяет сопровождать наглядными изображениями все основные этапы урока. Использование управляющих элементов PowerPoint позволяет на их основе использовать различные игровые формы обучения, осуществлять контроль знаний и умений учащихся.
Методика организации самостоятельной поисковой познавательной деятельности учащихся, ориентированной на эмпирические методы познания, эффективно реализуются на основе использования виртуальной лаборатории ЦОР (например, «Математика 5-11»), с помощью которой легко осуществить накопление фактов, конкретных примеров, измерений, вычислений, графиков, моделирования, т.е. получение экспериментальным эмпирическим путем информации, необходимой для решения проблемы.
Эффективным техническим средством, реализующим возможности ИКТ в активизации познавательной деятельности учащихся, является интерактивная доска. Использование интерактивной доски обеспечивает сокращение затрат учебного времени, требуемого для выполнения работы, что способствует интенсификации учебного процесса, визуализацию и иллюстрацию изучаемого математического содержания, оперативную обратную связь, контроль, самоконтроль и коррекцию, вовлечение в активную работу большего числа учащихся, увеличение доли самостоятельной учебная деятельности.
Широкий выбор контрольно - измерительных материалов для обеспечения дифференцированного контроля, самоконтроля и коррекции знаний и умений в процессе обучения математике, обеспечивается их составлением на основе программы Excel, использованием ЦОР.
Вовлечение учащихся в самостоятельную деятельность по использованию ИКТ для поиска, усвоения и овладения применением учебной информации, для выполнения познавательных задач, обеспечивается на основе использования метода проектов в обучении математике.
§ 5 Основные проблемы и противоречия использования ИКТ на уроке математики, их обусловленность.
Перед учителем в настоящее время встает проблема научить ребёнка таким технологиям познавательной деятельности, умению осваивать новые знания в любых формах и видах, чтобы он мог быстро, а главное качественно обрабатывать получаемую им информацию, применять её на практике при решении различных видов задач (и заданий), почувствовать личную ответственность и причастность к процессу учения, готовить себя к дальнейшей практической работе и продолжению образования.
Использование ИКТ при организации учебно-воспитательного процесса имеет ряд преимуществ, но в то же время сопровождено недостатками и проблемами.
Средствами ИКТ, реализующими эту возможность, являются:
-
виртуальные лаборатории, содержащиеся в электронных изданиях учебного назначения (например, «Математика, 5-11 класс. Практикум» (ООО «Дрофа»); -
интерактивные чертежи (например, в среде «Живая геометрия» «Математика, 5-11 класс» (ЗАО «1С»)); -
модели интерактивных геометрических конструкций (Планиметрия и Стереометрия (ООО «Физикон»)); -
интерактивная среда для построения и изучения графиков функций (Функции и графики (ООО «Физикон»)) и другие.
Следующим компонентом познавательной активности является содержательно – операционный (деятельностный) компонент, предполагающий готовность учащихся к самоуправлению процессом учения, сформированность интеллектуальных умений, связанных с переработкой информации, поиском решения проблем, умений осуществлять планирование и самоорганизацию процесса учения.
Средства активизации познавательной деятельности, ориентированные на формирование данного компонента, направлены на организацию и управление (самоуправление) деятельностью учащихся по постановке, поиску и осуществлению решения проблем и познавательных задач.
Для реализации выделенных функций средств активизации познавательной деятельности учащихся в процессе обучения математике могут быть использованы следующие возможности ИКТ.
-
Исследование математических моделей, изменяя их параметры, создание своих собственных моделей. -
Регистрация, сбор, накопление, хранение, обработка информации, представленной в цифровой форме, об изучаемых объектах, явлениях, процессах, в том числе полученной в результате использования ИКТ для исследования математических моделей. -
Построение экранных объектов по заданным параметрам в системах, реализующих возможности компьютерной графики. Управление отображением на экране объекта изучения, его составных частей или их моделей, при необходимости - во всевозможных ракурсах, в деталях, с возможностью демонстрации внутренних взаимосвязей составных частей; -
представление графической интерпретации исследуемой закономерности изучаемого процесса.
Эмоционально - волевойкомпонентпознавательной активности характеризуется способностью и стремлением к преодолению школьниками трудностей в учении и наличием определенного эмоционального настроя, связанного с развитием познавательного интереса. Этот компонент тесно взаимосвязан с личностным и мотивационным компонентами.
Можно выделить следующие возможности ИКТ в реализации этого компонента познавательной активности.
-
Интерактивный диалог - взаимодействие пользователя с программой, информационной системой или ЦОР, обеспечивающий возможность выбора вариантов содержания учебного материала, режима работы с ним. -
Обеспечение доступа и различных возможностей представления информации, связанной с математикой и имеющей эмоционально-ценностную окраску (исторические экскурсы, раскрывающие появление и попытки решения изучаемого вопроса в истории математики; факты из жизни и деятельности ученых, внесших вклад в развитие математики; информация о роли математики как науки в развитии цивилизации; демонстрация возможностей математики в описании и исследовании процессов и отношений реальной действительности и т.п.). -
Использование в обучении математике игровых технологий, различных дидактических игр, способствующих как совершенствованию знаний и способов математической деятельности, так и формированию интереса к предмету, эмоциональной окраске учебно-познавательной деятельности.
Средствами реализации этих возможностей ИКТ также являются, цифровые образовательные ресурсы, программа Power Point, позволяющая конструировать различные дидактические игры (разгадывание математических ребусов, составление и разгадывание кроссвордов, различные математические соревнования и т.п.), использование Интернет ресурса и др.
Личностный компонентпознавательной активности определяет субъектный характер познавательной деятельности школьника, складывающийся под воздействием индивидуальных особенностей его личности, поэтому эта деятельность приобретает личностный характер.
Возможности ИКТв реализации этого компонента:
-
осуществление индивидуализации и дифференциации, -
учет индивидуальных психологических особенностей учащихся и уровня их обученности на основе взаимодействия учащегося (и учителя) с электронным образовательным ресурсом, обеспечивающим возможность выбора и реализации индивидуальных познавательных траекторий (вариантов содержания учебного материала, способов его представления, режима работы с ним и т.п.); -
автоматизация поэлементного контроля и самоконтроля процесса и результатов учебно-познавательной деятельности.
Могут быть выделены следующие организационно-педагогические условия использования ИКТ как средства активизации познавательной деятельности учащихся в процессе обучения математике:
-
Систематическое и целенаправленное осуществление на основе ИКТ визуализации и иллюстрации изучаемого математического содержания, что способствует формированию познавательной мотивации, возбуждению интереса к изучению предмета, развитию наглядно-образного мышления, формированию умения создавать, применять и преобразовывать модели и схемы для решения учебных и познавательных задач; -
Вовлечение учащихся в поисковую познавательную деятельность (постановка проблемы, накопление информации, необходимой для ее решения, выдвижение, проверка и обоснование гипотез, формулировка выводов и выявление возможностей применения полученного результата), организуемую на основе наблюдений, измерений, построений, компьютерного моделирования, осуществляемых с использованием цифровых ресурсов, анимированного эксперимента, виртуальных лабораторий и осуществляемую, как под руководством учителя, так и самостоятельно; -
Осуществление поэтапного и поэлементного дифференцированного контроля, самоконтроля и коррекции математических знаний и умений учащихся, реализуемых с помощью контролирующих программных средств ИКТ; -
Организация самостоятельной деятельности учащихся по использованию ИКТ для поиска, усвоения и овладения применением учебной информации, для выполнения познавательных задач, учебных и творческих проектов с учетом индивидуальных образовательных возможностей, особенностей и потребностей учащихся.
§ 4 Методика использования основных видов ИКТ как средства активизации познавательной деятельности учащихся на уроках математики
Важным условием конструирования экспериментальных уроков является построение их логики в соответствии с тем, что активизация познавательной деятельности учащихся является их специальной целью и для достижения этой цели целенаправленно используются ИКТ.
Эффективным средством систематического и целенаправленного осуществления на основе ИКТ визуализации и иллюстрации изучаемого математического содержания являются
презентации PowerPoint. Компьютерная графика и программа PowerPoint позволяет учащимся эффективно усваивать материал посредством наблюдения и манипулирования различными объектами на экране. Использование программы PowerPoint в демонстрационном режиме позволяет сопровождать наглядными изображениями все основные этапы урока. Использование управляющих элементов PowerPoint позволяет на их основе использовать различные игровые формы обучения, осуществлять контроль знаний и умений учащихся.
Методика организации самостоятельной поисковой познавательной деятельности учащихся, ориентированной на эмпирические методы познания, эффективно реализуются на основе использования виртуальной лаборатории ЦОР (например, «Математика 5-11»), с помощью которой легко осуществить накопление фактов, конкретных примеров, измерений, вычислений, графиков, моделирования, т.е. получение экспериментальным эмпирическим путем информации, необходимой для решения проблемы.
Эффективным техническим средством, реализующим возможности ИКТ в активизации познавательной деятельности учащихся, является интерактивная доска. Использование интерактивной доски обеспечивает сокращение затрат учебного времени, требуемого для выполнения работы, что способствует интенсификации учебного процесса, визуализацию и иллюстрацию изучаемого математического содержания, оперативную обратную связь, контроль, самоконтроль и коррекцию, вовлечение в активную работу большего числа учащихся, увеличение доли самостоятельной учебная деятельности.
Широкий выбор контрольно - измерительных материалов для обеспечения дифференцированного контроля, самоконтроля и коррекции знаний и умений в процессе обучения математике, обеспечивается их составлением на основе программы Excel, использованием ЦОР.
Вовлечение учащихся в самостоятельную деятельность по использованию ИКТ для поиска, усвоения и овладения применением учебной информации, для выполнения познавательных задач, обеспечивается на основе использования метода проектов в обучении математике.
§ 5 Основные проблемы и противоречия использования ИКТ на уроке математики, их обусловленность.
Перед учителем в настоящее время встает проблема научить ребёнка таким технологиям познавательной деятельности, умению осваивать новые знания в любых формах и видах, чтобы он мог быстро, а главное качественно обрабатывать получаемую им информацию, применять её на практике при решении различных видов задач (и заданий), почувствовать личную ответственность и причастность к процессу учения, готовить себя к дальнейшей практической работе и продолжению образования.
Использование ИКТ при организации учебно-воспитательного процесса имеет ряд преимуществ, но в то же время сопровождено недостатками и проблемами.
Достоинства | Недостатки, проблемы использования |
Наглядность, изобразительность | Длительная подготовка к уроку, связанная с подбором готовых ЭОР, созданием собственных ресурсов |
Возможность одновременного воспроизведения на экране компьютера и в звуке некоторой совокупности объектов, представленных различными способами | Перегруженность урока демонстрациями (прослушиванием), превращение урока в зрительно-звуковую, литературно-музыкальную композицию при неправильном определении дидактической роли ИКТ, их места на уроках |
Вариативность представления учебного материала | Недостаточная методическая подготовленность учителя в части использования ИКТ на конкретном уроке |
Интерактивность (в ряде случаев) | Отсутствие сетевых версий и интерактивности некоторых готовых ЦОР |
Рациональное использование времени урока (при правильном определении дидактической роли ИКТ, их места на уроках) | Опасность подавления межличностного общения при перегрузке урока ИКТ и пренебрежением другими формами организации учебной деятельности |
Моделирование процессов, которые трудно продемонстрировать в условиях школьной лаборатории | Отказ от «живого» эксперимента, который позволяет провести материально-техническое оснащение кабинета, в пользу электронного; как следствие отсутствие прямого исследования действительности |
Возможность изменения условий протекания процесса, замедляя или ускоряя процесс | Слабая обеспеченность образовательных учреждений современным оборудованием |
Изучение объекта в движении, изменении, развитии | |
Объективность и быстрота оценивания в компьютерном тестировании | |
Математическая обработка результатов | |
Организация самоконтроля в удобное время | Усиление социального неравенства при организации домашней работы учащихся с использованием ИКТ (если не предусмотрена возможность подготовки ученика к уроку в компьютерном школьном кабинете) |
Организация самостоятельной поисковой, исследовательской деятельности | |
Использование большой базы объектов для подготовки выступлений, докладов, рефератов, презентаций | |
Возможность виртуальной экскурсии | |
Оперативное получение информации энциклопедического характера | Риск получения недостоверной информации из сети Интернет при отсутствии проверки источника |