Файл: Основные проблемы и методы активизации познавательной деятельности учащихся при изучении математики с использованием информационнокоммуникационных технологий в общеобразовательной школе.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Реферат

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 04.02.2024

Просмотров: 146

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
об изучаемых или исследуемых объектах, их отношений, процессов, явлений - как реальных, так и виртуальных. Эта возможность в рамках мотивационного компонента реализуется в процессе обучения математике через осуществление виртуальных экспериментов по выполнению наблюдений, опытов, измерений, построению чертежей и графиков, их преобразований, исследованию моделей, позволяющих обнаружить новые неизвестные факты и свойства еще не нашедшие описания, объяснения, обоснования.

Средствами ИКТ, реализующими эту возможность, являются:

  • виртуальные лаборатории, содержащиеся в электронных изданиях учебного назначения (например, «Математика, 5-11 класс. Практикум» (ООО «Дрофа»);

  • интерактивные чертежи (например, в среде «Живая геометрия» «Математика, 5-11 класс» (ЗАО «1С»));

  • модели интерактивных геометрических конструкций (Планиметрия и Стереометрия (ООО «Физикон»));

  • интерактивная среда для построения и изучения графиков функций (Функции и графики (ООО «Физикон»)) и другие.

Следующим компонентом познавательной активности является содержательно – операционный (деятельностный) компонент, предполагающий готовность учащихся к самоуправлению процессом учения, сформированность интеллектуальных умений, связанных с переработкой информации, поиском решения проблем, умений осуществлять планирование и самоорганизацию процесса учения.

Средства активизации познавательной деятельности, ориентированные на формирование данного компонента, направлены на организацию и управление (самоуправление) деятельностью учащихся по постановке, поиску и осуществлению решения проблем и познавательных задач.

Для реализации выделенных функций средств активизации познавательной деятельности учащихся в процессе обучения математике могут быть использованы следующие возможности ИКТ.

  • Исследование математических моделей, изменяя их параметры, создание своих собственных моделей.

  • Регистрация, сбор, накопление, хранение, обработка информации, представленной в цифровой форме, об изучаемых объектах, явлениях, процессах, в том числе полученной в результате использования ИКТ для исследования математических моделей.

  • Построение экранных объектов по заданным параметрам в системах, реализующих возможности компьютерной графики. Управление отображением на экране объекта изучения, его составных частей или их моделей, при необходимости - во всевозможных ракурсах, в деталях, с возможностью демонстрации внутренних взаимосвязей составных частей;

  • представление графической интерпретации исследуемой закономерности изучаемого процесса.


Эмоционально - волевойкомпонентпознавательной активности характеризуется способностью и стремлением к преодолению школьниками трудностей в учении и наличием определенного эмоционального настроя, связанного с развитием познавательного интереса. Этот компонент тесно взаимосвязан с личностным и мотивационным компонентами.

Можно выделить следующие возможности ИКТ в реализации этого компонента познавательной активности.

  • Интерактивный диалог - взаимодействие пользователя с программой, информационной системой или ЦОР, обеспечивающий возможность выбора вариантов содержания учебного материала, режима работы с ним.

  • Обеспечение доступа и различных возможностей представления информации, связанной с математикой и имеющей эмоционально-ценностную окраску (исторические экскурсы, раскрывающие появление и попытки решения изучаемого вопроса в истории математики; факты из жизни и деятельности ученых, внесших вклад в развитие математики; информация о роли математики как науки в развитии цивилизации; демонстрация возможностей математики в описании и исследовании процессов и отношений реальной действительности и т.п.).

  • Использование в обучении математике игровых технологий, различных дидактических игр, способствующих как совершенствованию знаний и способов математической деятельности, так и формированию интереса к предмету, эмоциональной окраске учебно-познавательной деятельности.

Средствами реализации этих возможностей ИКТ также являются, цифровые образовательные ресурсы, программа Power Point, позволяющая конструировать различные дидактические игры (разгадывание математических ребусов, составление и разгадывание кроссвордов, различные математические соревнования и т.п.), использование Интернет ресурса и др.

Личностный компонентпознавательной активности определяет субъектный характер познавательной деятельности школьника, складывающийся под воздействием индивидуальных особенностей его личности, поэтому эта деятельность приобретает личностный характер.

Возможности ИКТв реализации этого компонента:

  • осуществление индивидуализации и дифференциации,

  • учет индивидуальных психологических особенностей учащихся и уровня их обученности на основе взаимодействия учащегося (и учителя) с электронным образовательным ресурсом, обеспечивающим возможность выбора и реализации индивидуальных познавательных траекторий (вариантов содержания учебного материала, способов его представления, режима работы с ним и т.п.);

  • автоматизация поэлементного контроля и самоконтроля процесса и результатов учебно-познавательной деятельности.


Могут быть выделены следующие организационно-педагогические условия использования ИКТ как средства активизации познавательной деятельности учащихся в процессе обучения математике:

  1. Систематическое и целенаправленное осуществление на основе ИКТ визуализации и иллюстрации изучаемого математического содержания, что способствует формированию познавательной мотивации, возбуждению интереса к изучению предмета, развитию наглядно-образного мышления, формированию умения создавать, применять и преобразовывать модели и схемы для решения учебных и познавательных задач;

  2. Вовлечение учащихся в поисковую познавательную деятельность (постановка проблемы, накопление информации, необходимой для ее решения, выдвижение, проверка и обоснование гипотез, формулировка выводов и выявление возможностей применения полученного результата), организуемую на основе наблюдений, измерений, построений, компьютерного моделирования, осуществляемых с использованием цифровых ресурсов, анимированного эксперимента, виртуальных лабораторий и осуществляемую, как под руководством учителя, так и самостоятельно;

  3. Осуществление поэтапного и поэлементного дифференцированного контроля, самоконтроля и коррекции математических знаний и умений учащихся, реализуемых с помощью контролирующих программных средств ИКТ;

  4. Организация самостоятельной деятельности учащихся по использованию ИКТ для поиска, усвоения и овладения применением учебной информации, для выполнения познавательных задач, учебных и творческих проектов с учетом индивидуальных образовательных возможностей, особенностей и потребностей учащихся.


§ 4 Методика использования основных видов ИКТ как средства активизации познавательной деятельности учащихся на уроках математики
Важным условием конструирования экспериментальных уроков является построение их логики в соответствии с тем, что активизация познавательной деятельности учащихся является их специальной целью и для достижения этой цели целенаправленно используются ИКТ.

Эффективным средством систематического и целенаправленного осуществления на основе ИКТ визуализации и иллюстрации изучаемого математического содержания являются
презентации PowerPoint. Компьютерная графика и программа PowerPoint позволяет учащимся эффективно усваивать материал посредством наблюдения и манипулирования различными объектами на экране. Использование программы PowerPoint в демонстрационном режиме позволяет сопровождать наглядными изображениями все основные этапы урока. Использование управляющих элементов PowerPoint позволяет на их основе использовать различные игровые формы обучения, осуществлять контроль знаний и умений учащихся.

Методика организации самостоятельной поисковой познавательной деятельности учащихся, ориентированной на эмпирические методы познания, эффективно реализуются на основе использования виртуальной лаборатории ЦОР (например, «Математика 5-11»), с помощью которой легко осуществить накопление фактов, конкретных примеров, измерений, вычислений, графиков, моделирования, т.е. получение экспериментальным эмпирическим путем информации, необходимой для решения проблемы.

Эффективным техническим средством, реализующим возможности ИКТ в активизации познавательной деятельности учащихся, является интерактивная доска. Использование интерактивной доски обеспечивает сокращение затрат учебного времени, требуемого для выполнения работы, что способствует интенсификации учебного процесса, визуализацию и иллюстрацию изучаемого математического содержания, оперативную обратную связь, контроль, самоконтроль и коррекцию, вовлечение в активную работу большего числа учащихся, увеличение доли самостоятельной учебная деятельности.

Широкий выбор контрольно - измерительных материалов для обеспечения дифференцированного контроля, самоконтроля и коррекции знаний и умений в процессе обучения математике, обеспечивается их составлением на основе программы Excel, использованием ЦОР.

Вовлечение учащихся в самостоятельную деятельность по использованию ИКТ для поиска, усвоения и овладения применением учебной информации, для выполнения познавательных задач, обеспечивается на основе использования метода проектов в обучении математике.
§ 5 Основные проблемы и противоречия использования ИКТ на уроке математики, их обусловленность.
Перед учителем в настоящее время встает проблема научить ребёнка таким технологиям познавательной деятельности, умению осваивать новые знания в любых формах и видах, чтобы он мог быстро, а главное качественно обрабатывать получаемую им информацию, применять её на практике при решении различных видов задач (и заданий), почувствовать личную ответственность и причастность к процессу учения, готовить себя к дальнейшей практической работе и продолжению образования.


Использование ИКТ при организации учебно-воспитательного процесса имеет ряд преимуществ, но в то же время сопровождено недостатками и проблемами.

Достоинства

Недостатки, проблемы использования

Наглядность, изобразительность

Длительная подготовка к уроку, связанная с подбором готовых ЭОР, созданием собственных ресурсов

Возможность одновременного воспроизведения на экране компьютера и в звуке некоторой совокупности объектов, представленных различными способами

Перегруженность урока демонстрациями (прослушиванием), превращение урока в зрительно-звуковую, литературно-музыкальную композицию при неправильном определении дидактической роли ИКТ, их места на уроках

Вариативность представления учебного материала

Недостаточная методическая подготовленность учителя в части использования ИКТ на конкретном уроке

Интерактивность (в ряде случаев)

Отсутствие сетевых версий и интерактивности некоторых готовых ЦОР

Рациональное использование времени урока (при правильном определении дидактической роли ИКТ, их места на уроках)

Опасность подавления межличностного общения при перегрузке урока ИКТ и пренебрежением другими формами организации учебной деятельности

Моделирование процессов, которые трудно продемонстрировать в условиях школьной лаборатории

Отказ от «живого» эксперимента, который позволяет провести материально-техническое оснащение кабинета, в пользу электронного; как следствие отсутствие прямого исследования действительности

Возможность изменения условий протекания процесса, замедляя или ускоряя процесс

Слабая обеспеченность образовательных учреждений современным оборудованием

Изучение объекта в движении, изменении, развитии

Объективность и быстрота оценивания

в компьютерном тестировании

Математическая обработка результатов


Организация самоконтроля в удобное время

Усиление социального неравенства при организации домашней работы учащихся с использованием  ИКТ (если не предусмотрена возможность подготовки ученика к уроку в компьютерном школьном кабинете)

Организация самостоятельной поисковой, исследовательской деятельности

Использование большой базы объектов  для подготовки выступлений, докладов, рефератов, презентаций

Возможность виртуальной экскурсии

Оперативное получение информации энциклопедического характера

Риск получения недостоверной информации из сети Интернет при отсутствии проверки источника