Файл: Закон об утверждении стратегии социальноэкономического развития алтайского края до 2035 года статья 1.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 04.02.2024

Просмотров: 434

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


2. Сценарии, миссия, стратегические приоритеты и целевые

ориентиры социально-экономического развития Алтайского края
2.1. Сценарии социально-экономического развития
Возможные сценарии развития региона в долгосрочной перспективе будут определяться комбинацией следующих внутренних и внешних факторов:

внешнеэкономическая конъюнктура;

санитарно-эпидемиологическая обстановка;

уровень развития человеческого капитала;

уровень привлечения инвестиций в развитие экономики и социальной сферы региона;

интенсивность инновационного и цифрового обновления технологических процессов и динамика производительности труда;

скорость модернизационных процессов в инфраструктурных отраслях; эффективность государственного управления и его взаимодействия с институтами гражданского общества;

степень развития и реализации сравнительных преимуществ региона в АПК, промышленном производстве и других сферах на российском и мировом рынках.

Консервативный сценарий основан на предположении о менее благоприятной санитарно-эпидемиологической ситуации в регионе в краткосрочной и среднесрочной перспективе, о существенном ухудшении внешнеэкономических условий: ужесточение санкционного режима, ускорение инфляции, рост стоимости финансовых ресурсов. В этих условиях региональная политика будет ориентирована на нивелирование негативного воздействия внешнеэкономических факторов, эпидемиологических факторов, предполагается сохранение сложившейся структуры экономики, медленное изменение или отсутствие позитивных преобразований в экономике региона. Сценарий характеризуется низким уровнем привлечения частных инвестиций и внедрения инновационных технологий (накопленные убытки компаний будут сдерживать восстановление прибыли и, как следствие, инвестиционной активности), невысокими темпами роста производительности труда, длительным сохранением пониженной деловой активности в отраслях, деятельность которых была ограничена в целях борьбы с распространением новой коронавирусной инфекции, незначительным сокращением отставания качественных показателей уровня жизни населения от показателей регионов-лидеров. Сдерживающее влияние на развитие отраслей экономики будет оказывать слабый внешний спрос на товары экспорта. В среднесрочной перспективе структурные изменения потребительского спроса будут оказывать замедляющее влияние на восстановление таких секторов, как сфера развлечений и досуга, туристическая отрасль, индивидуальные услуги населению. Ввиду ограниченности бюджетных ресурсов развитие инфраструктуры будет происходить медленными темпами. Социальные обязательства будут выполняться в полном объеме. В рамках данного сценария при сохранении текущих демографических тенденций численность населения будет сокращаться.


Базовый (умеренно-оптимистичный сценарий) предполагает восстановление тенденции роста основных макроэкономических показателей, стабилизацию эпидемиологической ситуации в регионе в краткосрочной перспективе. Сценарий характеризуется усилением инвестиционной и инновационной направленности экономического развития, при этом темпы роста основных показателей будут умеренными. Предполагается постепенный переход к новой модели развития региона. В рамках данного сценария закладывается модернизация социальной инфраструктуры, что обеспечит повышение качества человеческого капитала и стандартов жизни населения. Реализация мероприятий, направленных на создание рабочих мест и улучшение качества жизни, будет способствовать сокращению оттока населения. Относительно консервативного варианта прогноза сценарий отличается более умеренной убылью среднегодовой численности населения. Качество государственных услуг и эффективность государственного управления будут повышаться.

Целевой сценарий разработан на базе умеренно-оптимистичного варианта. Он характеризуется интенсификацией факторов экономического роста и отличается повышенной устойчивостью к изменениям макроэкономической ситуации. Предполагает переход к новой модели экономики форсированными темпами.

Целевой сценарий является оптимальным вариантом социально-экономического развития Алтайского края, обеспечивающим достижение установленных приоритетов и целей стратегии.

Сценарий предполагает ускоренную цифровую трансформацию региональной экономики, активизацию инвестиционной и инновационной деятельности. Масштабное привлечение частных инвестиций приведет к модернизации и развитию широкого спектра отраслей (в том числе к созданию новых отраслей). Повсеместное использование инновационных и цифровых технологий будет способствовать наиболее эффективному использованию ресурсов региона, росту производительности труда. В рамках данного сценария с учетом имеющихся конкурентных преимуществ предполагается ускоренное формирование в обрабатывающей промышленности, сельском хозяйстве, сфере услуг экспортно ориентированных несырьевых секторов. Сценарий опирается на модернизацию и расширение инфраструктуры и характеризуется повышением уровня экономической связанности пространства региона и улучшением транспортной доступности муниципальных образований.



В сфере государственного управления программно-целевой и проектный подходы, в том числе использование новых передовых управленческих технологий и принципов управления "на результат", обеспечат максимально рациональное и эффективное управление финансовыми, материальными и человеческими ресурсами. Этот сценарий предполагает в наибольшей степени результативное сотрудничество органов государственной власти и институтов гражданского общества в вопросах социально-экономического развития региона.

Сценарий базируется на более оптимистичных предположениях в отношении динамики показателей естественного и миграционного движения населения в совокупности с высокими качественными параметрами уровня жизни населения.

Этот вариант предполагает полномасштабную реализацию всех задач, поставленных в указах Президента Российской Федерации от 7 мая 2018 года N 204 "О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года" и от 21 июля 2020 года N 474 "О национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года".3>2>3>2>

2.2. Миссия (идеология стратегического развития)

Алтайского края
Стратегическая миссия Алтайского края - это его предназначение в масштабах общероссийских преобразований. Именно миссия обозначает идею развития региона, способную консолидировать всех участников для ее достижения, обеспечить согласие всех слоев общества, бизнеса и государственной власти относительно фундаментальных основ и системы ценностей региона.

С учетом ресурсного потенциала, исторической роли, которую край играет в социально-экономическом развитии Сибири и России, а также его места в межрегиональном и международном разделении труда видение миссии представляется следующим образом.

Алтайский край - ведущий аграрно-индустриальный экспортно ориентированный регион Сибири и Дальнего Востока. Территория творческой и комфортной жизненной среды, создающей инновации.

Ведущий аграрно-индустриальный экспортно ориентированный регион - это ключевая роль региона в общероссийском и мировом разделении труда. Комфортная жизненная среда - это благоприятные материальные и нематериальные условия социальной и культурной среды, состояние инженерной инфраструктуры, открытые возможности для творческой самореализации человека, что формирует высокие жизненные стандарты, удовлетворенность человека, желание жить именно в таком регионе. Определяющим в обозначенной системе ценностных ориентиров должно стать углубление понимания всем региональным сообществом творческого процесса во всех сферах и на всех уровнях, энергия которого способна запустить инновационную трансформацию Алтайского края. Творческий подход в реализации любого направления должен перерасти из точечного явления в доминирующую идею развития региона, что приведет к новым идеям, новаторству, инновационному развитию.

Ключевая роль в инновационной трансформации должна быть отведена государственной культурной политике, которая на сегодня отнесена в ранг национальных приоритетов и определена важнейшим фактором роста качества жизни, залога динамичного социально-экономического развития. Она должна быть направлена в том числе на формирование экономической культуры граждан, таких личностных качеств, как чувство рачительного хозяина, ответственного за свою судьбу, за судьбу своей малой родины, предприятия, региона, всей страны.


Дух взаимного уважения и готовности делиться друг с другом знаниями и опытом, развитие института наставничества, взаимоотношения экономических субъектов посредством кооперации, контрактации, создания и развития кластерных объединений, активизации деятельности профессиональных сообществ должны стать объединяющими механизмами на длительном и сложном пути преобразований. Региональное сообщество должно достичь переосмысления себя и мобилизовать свою деятельность в направлении превращения Алтайского края из региона с низкой рейтинговой позицией по показателям доходных статей в регион интеллектуального и творческого созидания для достижения нового целевого рубежа - высокого уровня благосостояния и качества жизни населения на основе инновационной экономики. Для этого требуется совершенствование правовой культуры, культуры управления, повышение гибкости организационных процессов и форм взаимодействия всех субъектов, интеграция науки и образования с производством, подготовка кадров нового поколения.

Алтайский край должен стать территорией творческого созидания, позитивной энергии развития, реализации гражданских инициатив всех слоев населения в разных отраслевых направлениях. Ценностная установка - инновационная трансформация экономики и достижение высокого уровня жизни и комфорта жизненной среды - должна стать основной мотивационной составляющей практической деятельности всех органов власти региона, местного самоуправления, хозяйствующих субъектов, организаций социальной сферы, научного сообщества, общественных объединений, для каждого жителя края. Основа инновационного регионального развития - свобода творчества, предприимчивости, научные знания, новые технологии, в том числе информационные и цифровые, а также непрерывное обучение и саморазвитие. Именно они видоизменяют все аспекты деятельности в любой сфере, порождая новые продукты и виды услуг.

Стратегическая задача государства наряду с безусловным исполнением социальных обязательств, развитием социальной и инженерной инфраструктуры - содействие повсеместному созданию особого креативного пространства, стимулирующего творческое мышление. Такая среда, в свою очередь, стимулирует трансформацию мотивационных установок всех субъектов инновационного процесса, всего населения, предоставляет стимул для инновационных преобразований, которые приведут к качественным изменениям окружающего пространства, поиску новых технологий решения задач.