Файл: Закон об утверждении стратегии социальноэкономического развития алтайского края до 2035 года статья 1.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 04.02.2024
Просмотров: 437
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
4. Малое и среднее предпринимательство.
Цель: улучшение отраслевой структуры экономики Алтайского края и повышение ее инновационности, а также обеспечение стабильно высокого уровня занятости и роста качества жизни населения региона.
Стратегические задачи:
1) улучшение условий ведения предпринимательской деятельности;
2) расширение доступа субъектов МСП к финансовым ресурсам, в том числе к льготному финансированию;
3) акселерация субъектов МСП;
4) популяризация предпринимательства.
2.3.3. Приоритет "Комфортная среда"
1. Транспортно-логистическая инфраструктура.
Цель: развитие сбалансированной транспортно-логистической системы Алтайского края, обеспечивающей высокие темпы развития экономики, реализацию экспортного и туристического потенциала региона, высокую транспортную мобильность населения.
Стратегические задачи:
1) повышение связанности территории края качественными автомобильными дорогами;
2) модернизация железнодорожной инфраструктуры;
3) развитие инфраструктуры авиасообщения и расширение маршрутной сети;
4) развитие водного транспорта;
5) создание современной транспортно-логистической инфраструктуры.
2. Жилье, благоустройство, энергетика и жилищно-коммунальное хозяйство.
Цель: создание комфортных условий проживания и обеспечение населения качественными жилищно-коммунальными услугами на всей территории края.
Стратегические задачи:
1) обеспечение населения доступным жильем и создание комфортного общественного пространства;
2) развитие и повышение эффективности функционирования энергетических отраслей и системы жилищно-коммунального хозяйства.
3. Информационно-телекоммуникационная инфраструктура.
Цель: развитие современной информационно-телекоммуникационной инфраструктуры на всей территории Алтайского края, обеспечивающей цифровизацию и цифровую трансформацию основных отраслей и рынков (сфер хозяйствующей деятельности).
Стратегические задачи:
1) развитие информационного общества как основного драйвера роста цифровой экономики
;
2) развитие и устойчивое функционирование инфраструктуры передачи, обработки и хранения данных;
3) преобразование приоритетных отраслей региональной экономики и социальной сферы посредством внедрения сквозных цифровых технологий и платформ преимущественно на основе отечественных разработок;
4) обеспечение информационной безопасности на основе отечественных разработок при передаче, обработке и хранении данных;
5) цифровая трансформация государственных (муниципальных) услуг и сервисов, развитие электронного правительства как цифровой платформы.
4. Экология.
Цель: защита окружающей природной среды и снижение влияния на нее неблагоприятных антропогенных факторов.
Стратегические задачи:
1) обеспечение экологической безопасности водных объектов Алтайского края и предотвращение негативного воздействия поверхностных вод на территории Алтайского края;
2) обеспечение баланса выбытия и воспроизводства лесов;
3) развитие ООПТ;
4) создание современной и эффективной системы обращения с отходами;
5) развитие экологической культуры образования и воспитания;
6) сохранение, рациональное использование и прирост численности объектов животного мира.
3. Целевой сценарий социально-экономического развития
Алтайского края
При разработке стратегии за основу принят человеко-ориентированный подход. Человек находится в центре всех процессов. Являясь драйвером регионального развития, именно человеческий капитал создает максимальную добавленную стоимость и обеспечивает экономический рост в долгосрочной перспективе.
В связи с возрастающим вкладом технологического развития в совокупную факторную производительность нарастает глобальная конкуренция за экономически активных людей, обладающих высокими профессиональными компетенциями. Поэтому именно со стороны человеческого капитала в перспективе до 2035 года ожидаются и главные вызовы для регионального развития, связанные как с количеством человеческих ресурсов, так и качеством трудовых ресурсов - их знаниями, умениями, компетенциями.
Основной демографической проблемой в регионе остается сокращение абсолютной численности населения в результате процессов естественного воспроизводства и миграции. Общий коэффициент смертности в крае сохраняется высоким - 16,5 процента в 2020 году (10-е место в СФО). Динамику итоговых показателей рождаемости определяют сокращение числа женщин в возрастной группе с максимальной рождаемостью, сдвиг рождаемости к более старшим возрастам и массовое распространение малодетности. Суммарный показатель рождаемости в регионе - 1,42 (8-е место в СФО), что не позволяет поддерживать простое воспроизводство населения. Миграционный прирост в регионе отрицателен и не является источником компенсации потерь от естественной убыли населения.
Алтайский край более 20 лет живет в режиме депопуляции: с 1996 года ежегодные потери населения в среднем составляют около 15 тыс. человек. Сложность демографической ситуации обусловлена рядом факторов: исторических (эхо Гражданской, Первой и Второй мировых войн, а также репрессий 1930 - 1940 годов), экономических (низкие доходы населения по сравнению с соседствующими субъектами СФО, трудности в улучшении жилищных условий), географических (удаленность края от центра страны и выходов к морю) и др. С большой вероятностью дальнейшее сокращение численности населения продолжится в перспективе, однако на демографическую динамику возможно повлиять мерами целенаправленной демографической политики.
Сохранить демографический потенциал региона позволит реализация следующих направлений:
1) укрепление института семьи:
повышение престижа материнства и отцовства; привлечение внимания общественности к высокой духовности и жизненному потенциалу социально здоровых семей, имеющих позитивный опыт семейной жизни; формирование благоприятных для демографического развития брачно-семейных и репродуктивных ориентаций у подрастающего поколения;
создание экономических и социальных условий, мотивирующих на рождение детей и создание многодетных семей:
набор социальных гарантий, обеспечивающих реальную систему мер поддержки семьи при рождении и воспитании детей, меры адресной социальной поддержки семей с детьми, а также специальные меры, которые могли бы стимулировать рождение 2-го и 3-го ребенка;
2) обеспечение социальных гарантий:
создание условий для совмещения профессиональных и семейных обязанностей женщин, имеющих малолетних детей, и родителей, воспитывающих детей-инвалидов (посредством развития инфраструктуры детских садов и других образовательных сервисов для детей), позволяющих сохранить высокий уровень оплачиваемой занятости женщин и не откладывать реализацию репродуктивных планов;
улучшение здоровья населения и увеличение продолжительности жизни: меры региональной политики, направленные на охрану и укрепление здоровья населения (пропаганда здорового образа жизни; популяризация здорового питания; вовлечение граждан в систематические занятия физкультурой и спортом; повышение доступности медицинской помощи, развитие ее профилактического направления, в том числе в рамках проведения ежегодной диспансеризации населения), способствующие сокращению смертности и росту продолжительности жизни;
3) управление миграционными процессами:
стимулирование привлечения мигрантов как на постоянное место жительства в Алтайский край, так и для временного покрытия дефицита в труде, путем предоставления возможности жилищного обустройства на территории региона, а также обеспечения адекватных условий для жизни и работы.
Реализацию государственной политики по демографическому развитию региона планируется осуществлять в рамках национальных проектов "Демография" и "Здравоохранение" в соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 7 мая 2018 года N 204 "О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года"; государственных программ "Развитие здравоохранения в Алтайском крае", утвержденной постановлением Правительства Алтайского края от 26 декабря 2019 года N 541, "Социальная поддержка граждан", утвержденной постановлением Администрации Алтайского края от 14 января 2014 года N 7, "Содействие занятости населения Алтайского края", утвержденной постановлением Правительства Алтайского края от 25 декабря 2019 года N 539.
Результат реализации демографической политики в регионе - достижение следующих значений показателей по целевому сценарию в 2035 году <4>:
--------------------------------
<4> Базой для оценки перспектив демографического развития Алтайского края до 2035 года является высокий вариант прогноза предположительной численности населения, рассчитанный Федеральной службой государственной статистики от базы на начало 2018 года.
стабилизация среднегодовой численности населения Алтайского края на уровне не менее 2,1 млн человек;
увеличение ожидаемой продолжительности жизни до 80,4 года;
увеличение суммарного коэффициента рождаемости до 1,7 ребенка в расчете на одну женщину.
3.1. Приоритет "Качество жизни"
Развитие человеческого капитала непосредственно связано со здравоохранением, образованием, культурой, физической культурой и спортом, социальной защитой населения.
Между этими системами существует тесная связь, которая обеспечивает высокое качество человеческого капитала и является базой для роста экономики. Развитие отраслей социальной сферы - ведущий механизм приумножения человеческого капитала и повышения качества жизни населения края.
Потенциал:
развитая сеть лечебно-профилактических, образовательных, культурных, физкультурно-оздоровительных организаций;
наличие одного из крупнейших в стране медицинского кластера, объединившего ведущие клиники края;
отсутствие школ, ведущих занятия в три смены;
один из самых высоких в стране процент обучения в одну смену;
наличие уникальных спортивных объектов края, позволяющих проводить спортивные мероприятия межрегионального и международного уровней;
развитая сеть учреждений культуры, богатое историко-культурное наследие края, значительное количество историко-культурных объектов, памятных мест.
Ключевые проблемы:
дефицит квалифицированных кадров, особенно в сельской местности (необходима реализация комплекса мер по устранению дефицита кадров, закреплению в социальной сфере молодых специалистов с высоким творческим потенциалом, совершенствованию системы непрерывного образования, росту его качества). Средний уровень заработной платы в учреждениях социальной сферы недостаточен для конкурентоспособности на рынке труда, что не позволяет обеспечить приток молодых квалифицированных специалистов. В учреждениях здравоохранения имеет место дефицит профильных врачей;
высокий уровень износа материально-технической базы, недостаточный уровень современного