Файл: Закон об утверждении стратегии социальноэкономического развития алтайского края до 2035 года статья 1.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 04.02.2024
Просмотров: 436
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
бизнеса и снижение административных барьеров, внедрение эффективного инструмента взаимодействия с предприятиями края в целях сопряжения их перспективных планов развития с региональной инвестиционной политикой.
В целях системного развития инвестиционного потенциала, создания новых производств и повышения инвестиционной привлекательности региона необходимо на постоянной основе выявлять перспективные инвестиционные ниши и формировать на их основе инвестиционные предложения.
Одной из важных предпосылок повышения инвестиционной конкурентоспособности являются наличие и создание в регионе территорий с особым режимом осуществления экономической деятельности, обеспечивающим благоприятные условия для реализации инвестиционных проектов.
С учетом наличия в регионе ТОСЭР важно максимально эффективно использовать данный инструмент для обеспечения ускоренного социально-экономического развития этих и сопряженных с ними территорий и создания комфортных условий для обеспечения жизнедеятельности населения.
Необходимо проводить постоянный мониторинг нормативных правовых актов, сдерживающих реализацию инвестиционных проектов, и формировать предложения по их совершенствованию.
2. Развитие системы государственной поддержки инвестиционных проектов.
Для обеспечения устойчивого, ускоренного и сбалансированного экономического роста региона необходимы продолжение совершенствования стимулирующих механизмов инвесторов с учетом результативности их деятельности и ресурсное наполнение востребованных и эффективных мер поддержки.
В среднесрочной перспективе предполагаются докапитализация Фонда развития Алтайского края, создание и развитие территорий с особыми условиями (ТОСЭР, промышленные технопарки, особая экономическая зона промышленно-производственного типа), расширение инструментария нефинансовых мер государственной поддержки. Вместе с тем необходимо использовать все возможности привлечения финансирования из внешних источников, целесообразно расширение направлений взаимодействия не только с федеральными, но и с международными институтами развития, содействие в привлечении финансирования из федеральных и международных программ.
3. Применение и расширение инструментов государственно-частного партнерства для развития социальной инфраструктуры региона.
Одними из ключевых направлений создания инфраструктуры в регионе станут повышение эффективности бюджетных расходов, а также привлечение частных инвестиций и рыночных компетенций. Наиболее эффективным механизмом их внедрения для развития общедоступной (публичной) инфраструктуры представляется такая форма отношений, как государственно-частное партнерство.
С учетом возможностей регионального бюджета в сфере государственного инвестирования, высокого износа основных фондов, низкого темпа их обновления планируется постепенное увеличение объемов обновления основных фондов предприятий коммунального комплекса, образования и здравоохранения с применением механизмов государственно-частного партнерства.
В данном направлении на этапе планирования строительства, реконструкции (модернизации) объекта инфраструктуры будет создан порядок оценки оптимальной формы реализации инфраструктурных проектов и целесообразности использования механизмов государственно-частного партнерства, сформированы инфраструктурный план с перечнем приоритетных государственно-частных проектов, меры государственной поддержки таких проектов, в том числе налоговые льготы для инфраструктурных инвесторов.
4. Снижение административных барьеров и упрощение процедур ведения бизнеса.
Данное направление предполагает активизацию проведения органами исполнительной власти и органами местного самоуправления Алтайского края работ по внесению сведений в Единый государственный реестр недвижимости.
Уровень развития цифровизации в государственном управлении должен позволить обеспечить возможность оказания услуг по регистрации прав и кадастровому учету для органов исполнительной власти и органов местного самоуправления региона исключительно в электронном виде, увеличить количество сведений для межведомственного электронного взаимодействия.
Повышение качества предоставления учетно-регистрационных услуг через МФЦ будет зависеть от сокращения сроков оказания услуг, от минимизации ошибок при приеме документов, а также осуществления их сканирования.
Содействие региональному развитию способна оказать комплексная работа органов власти по внесению в Единый государственный реестр недвижимости сведений:
о территориальных зонах, установленных правилами землепользования и застройки;
об объектах культурного наследия;
о зонах с особыми условиями использования территорий;
о границах лесничеств и лесопарков и ООПТ;
о границах населенных пунктов Алтайского края;
о границах между Алтайским краем и смежными субъектами Российской Федерации.
5. Совершенствование системы продвижения конкурентных преимуществ Алтайского края и целенаправленного привлечения потенциальных инвесторов на основе использования передовых маркетинговых технологий.
Данное направление предполагает разработку концепции продвижения конкурентных преимуществ Алтайского края в долгосрочной перспективе, а также среднесрочной программы инвестиционного маркетинга Алтайского края для повышения позитивного имиджа региона, инвестиционной привлекательности муниципальных образований края и организации результативной работы по целенаправленному привлечению инвесторов в регион.
В основе данной работы лежит формирование единой имиджевой политики Алтайского края, реализация которой включает в себя создание и продвижение региональных брендов, информационную поддержку в средствах массовой информации, проведение имиджевых мероприятий в России и за рубежом с целью создания привлекательного образа региона и продвижения его интересов на внешних рынках товаров, услуг и капиталов. Помимо этих факторов для привлечения внешних инвестиций высокое значение имеет эффективность системы территориального маркетинга.
Инвестиции 2035 - стратегическое видение:
Алтайский край - динамично развивающийся регион с нормой накопления инвестиций не менее 25 процентов, обеспечивающей устойчивое долгосрочное развитие экономики региона, активно использующий эффективные возможности привлечения ресурсов для реализации инвестиционных проектов, применяющий оптимальную модель проектного управления инвестиционной деятельностью, механизмы государственно-частного партнерства для развития коммунальной, социальной и транспортной инфраструктуры, оказания социальных услуг населению.
4.1.2. Инновационная стратегия
В регионе большое внимание уделяется формированию современной эффективной инновационной инфраструктуры, комплексной системы поддержки инноваций на всех стадиях реализации проектов.
Регион на протяжении последних лет удерживает высокие позиции в СФО по удельному весу предприятий, осуществляющих технологические инновации. В 2019 году данный показатель составил 17,1 процента, в то время как в среднем по округу - 16,4 процента.
По данным Алтайкрайстата, в 2019 году затраты на все типы инноваций составили 7,1 млрд рублей. В регионе действуют 248 научно-исследовательских и проектно-конструкторских подразделений в организациях, объем отгруженной инновационной продукции в 2019 году составил 13,2 млрд рублей. Доля малых предприятий, осуществляющих технологические инновации в регионе, достигла 13,2 процента, что в 2,2 раза выше среднего уровня по России. Данные показатели свидетельствует о том, что все большее число предприятий Алтайского края вовлекается в инновационный процесс, оказывающий влияние на развитие региональной экономики.
Наличие наукоемкого бизнеса позволяет краю удерживать высокие позиции в стране по уровню инновационной активности. Так, в 2019 году данный показатель составил 12,9 процента.
Позиции края как региона со значительным научно-техническим и инновационным потенциалом подтверждаются экспертными оценками ведущих рейтинговых агентств страны. В рейтинге инвестиционной привлекательности регионов России 2019 года (рейтинговое агентство "Эксперт РА") по уровню инновационного потенциала Алтайский край занял 13-е место среди всех субъектов Российской Федерации и 4-е место в СФО.
На территории региона успешно развивается крупнейший в стране наукоград Российской Федерации г. Бийск. Сформирован комплекс инфраструктурных организаций, оказывающих содействие в осуществлении инновационной деятельности, в том числе центр кластерного развития, центр инноваций социальной сферы, инжиниринговый центр, бизнес-инкубаторы, центры коллективного пользования высокотехнологичным оборудованием, Алтайский фонд финансирования предпринимательства и др.
Научными исследованиями и разработками в регионе занимаются 37 организаций, из них 4 самостоятельных научно-исследовательских института, в числе которых ФГБУН "Институт водных и экологических проблем Сибирского отделения Российской академии наук", ФГБУН "Институт проблем химико-энергетических технологий Сибирского отделения Российской академии наук", КГБУ "Научно-исследовательский институт региональных медико-экологических проблем" и Федеральный Алтайский научный центр агробиотехнологий.
Число организаций, выполнявших научные исследования и разработки в Алтайском крае, составляло: в 2017 году - 34 (в том числе образовательные организации высшего образования - 11, научно-исследовательские институты - 9, промышленные предприятия - 8, проектные и проектно-изыскательные организации строительства - 2, прочие - 4); в 2018 году - 35 (в том числе образовательные организации высшего образования - 11, научно-исследовательские институты - 10, промышленные предприятия - 8, проектные и проектно-изыскательные организации строительства - 1, прочие - 5); в 2019 году - 37 (в том числе образовательные организации высшего образования - 12, научно-исследовательские институты - 10, промышленные предприятия - 9, проектные и проектно-изыскательные организации строительства - 1, прочие - 5).
Распределение организаций, ведущих научные исследования и разработки, по типам:
27 процентов - научно-исследовательские организации;
32,4 процента - образовательные организации высшего образования;
24,3 процента - промышленные предприятия;
2,7 процента - конструкторские, проектно-конструкторские, технологические организации;
13,5 процента - прочие.
В крае ведутся исследования по ряду перспективных для региона и России в целом направлений:
электронно-плазменные технологии;
нанотехнологии и наноматериалы;
полимеры и композиты;
синтез лекарственных средств и пищевых добавок;
приборостроение и медицинская техника;
производство и переработка сельскохозяйственного сырья;
молочное и мясное скотоводство;
энергосбережение;
технология тракторостроения и сельскохозяйственного машиностроения и др.
С целью внедрения в сельскохозяйственное производство эффективных научных разработок, содействующих технологическому развитию отраслей АПК, создан Федеральный Алтайский научный центр агробиотехнологий.
Алтайский край является членом Ассоциации инновационных регионов России, что позволяет представлять его интересы на федеральном уровне и развивать партнерские связи с регионами-лидерами. В целях оказания содействия субъектам Российской Федерации в пользовании инструментами государственной поддержки и привлечении федерального финансирования при Ассоциации созданы проектные рабочие группы по направлениям "Цифровая экономика", "Здравоохранение", "Наука и университеты", в состав которых входят представители Алтайского края.
В целях системного развития инвестиционного потенциала, создания новых производств и повышения инвестиционной привлекательности региона необходимо на постоянной основе выявлять перспективные инвестиционные ниши и формировать на их основе инвестиционные предложения.
Одной из важных предпосылок повышения инвестиционной конкурентоспособности являются наличие и создание в регионе территорий с особым режимом осуществления экономической деятельности, обеспечивающим благоприятные условия для реализации инвестиционных проектов.
С учетом наличия в регионе ТОСЭР важно максимально эффективно использовать данный инструмент для обеспечения ускоренного социально-экономического развития этих и сопряженных с ними территорий и создания комфортных условий для обеспечения жизнедеятельности населения.
Необходимо проводить постоянный мониторинг нормативных правовых актов, сдерживающих реализацию инвестиционных проектов, и формировать предложения по их совершенствованию.
2. Развитие системы государственной поддержки инвестиционных проектов.
Для обеспечения устойчивого, ускоренного и сбалансированного экономического роста региона необходимы продолжение совершенствования стимулирующих механизмов инвесторов с учетом результативности их деятельности и ресурсное наполнение востребованных и эффективных мер поддержки.
В среднесрочной перспективе предполагаются докапитализация Фонда развития Алтайского края, создание и развитие территорий с особыми условиями (ТОСЭР, промышленные технопарки, особая экономическая зона промышленно-производственного типа), расширение инструментария нефинансовых мер государственной поддержки. Вместе с тем необходимо использовать все возможности привлечения финансирования из внешних источников, целесообразно расширение направлений взаимодействия не только с федеральными, но и с международными институтами развития, содействие в привлечении финансирования из федеральных и международных программ.
3. Применение и расширение инструментов государственно-частного партнерства для развития социальной инфраструктуры региона.
Одними из ключевых направлений создания инфраструктуры в регионе станут повышение эффективности бюджетных расходов, а также привлечение частных инвестиций и рыночных компетенций. Наиболее эффективным механизмом их внедрения для развития общедоступной (публичной) инфраструктуры представляется такая форма отношений, как государственно-частное партнерство.
С учетом возможностей регионального бюджета в сфере государственного инвестирования, высокого износа основных фондов, низкого темпа их обновления планируется постепенное увеличение объемов обновления основных фондов предприятий коммунального комплекса, образования и здравоохранения с применением механизмов государственно-частного партнерства.
В данном направлении на этапе планирования строительства, реконструкции (модернизации) объекта инфраструктуры будет создан порядок оценки оптимальной формы реализации инфраструктурных проектов и целесообразности использования механизмов государственно-частного партнерства, сформированы инфраструктурный план с перечнем приоритетных государственно-частных проектов, меры государственной поддержки таких проектов, в том числе налоговые льготы для инфраструктурных инвесторов.
4. Снижение административных барьеров и упрощение процедур ведения бизнеса.
Данное направление предполагает активизацию проведения органами исполнительной власти и органами местного самоуправления Алтайского края работ по внесению сведений в Единый государственный реестр недвижимости.
Уровень развития цифровизации в государственном управлении должен позволить обеспечить возможность оказания услуг по регистрации прав и кадастровому учету для органов исполнительной власти и органов местного самоуправления региона исключительно в электронном виде, увеличить количество сведений для межведомственного электронного взаимодействия.
Повышение качества предоставления учетно-регистрационных услуг через МФЦ будет зависеть от сокращения сроков оказания услуг, от минимизации ошибок при приеме документов, а также осуществления их сканирования.
Содействие региональному развитию способна оказать комплексная работа органов власти по внесению в Единый государственный реестр недвижимости сведений:
о территориальных зонах, установленных правилами землепользования и застройки;
об объектах культурного наследия;
о зонах с особыми условиями использования территорий;
о границах лесничеств и лесопарков и ООПТ;
о границах населенных пунктов Алтайского края;
о границах между Алтайским краем и смежными субъектами Российской Федерации.
5. Совершенствование системы продвижения конкурентных преимуществ Алтайского края и целенаправленного привлечения потенциальных инвесторов на основе использования передовых маркетинговых технологий.
Данное направление предполагает разработку концепции продвижения конкурентных преимуществ Алтайского края в долгосрочной перспективе, а также среднесрочной программы инвестиционного маркетинга Алтайского края для повышения позитивного имиджа региона, инвестиционной привлекательности муниципальных образований края и организации результативной работы по целенаправленному привлечению инвесторов в регион.
В основе данной работы лежит формирование единой имиджевой политики Алтайского края, реализация которой включает в себя создание и продвижение региональных брендов, информационную поддержку в средствах массовой информации, проведение имиджевых мероприятий в России и за рубежом с целью создания привлекательного образа региона и продвижения его интересов на внешних рынках товаров, услуг и капиталов. Помимо этих факторов для привлечения внешних инвестиций высокое значение имеет эффективность системы территориального маркетинга.
Инвестиции 2035 - стратегическое видение:
Алтайский край - динамично развивающийся регион с нормой накопления инвестиций не менее 25 процентов, обеспечивающей устойчивое долгосрочное развитие экономики региона, активно использующий эффективные возможности привлечения ресурсов для реализации инвестиционных проектов, применяющий оптимальную модель проектного управления инвестиционной деятельностью, механизмы государственно-частного партнерства для развития коммунальной, социальной и транспортной инфраструктуры, оказания социальных услуг населению.
4.1.2. Инновационная стратегия
В регионе большое внимание уделяется формированию современной эффективной инновационной инфраструктуры, комплексной системы поддержки инноваций на всех стадиях реализации проектов.
Регион на протяжении последних лет удерживает высокие позиции в СФО по удельному весу предприятий, осуществляющих технологические инновации. В 2019 году данный показатель составил 17,1 процента, в то время как в среднем по округу - 16,4 процента.
По данным Алтайкрайстата, в 2019 году затраты на все типы инноваций составили 7,1 млрд рублей. В регионе действуют 248 научно-исследовательских и проектно-конструкторских подразделений в организациях, объем отгруженной инновационной продукции в 2019 году составил 13,2 млрд рублей. Доля малых предприятий, осуществляющих технологические инновации в регионе, достигла 13,2 процента, что в 2,2 раза выше среднего уровня по России. Данные показатели свидетельствует о том, что все большее число предприятий Алтайского края вовлекается в инновационный процесс, оказывающий влияние на развитие региональной экономики.
Наличие наукоемкого бизнеса позволяет краю удерживать высокие позиции в стране по уровню инновационной активности. Так, в 2019 году данный показатель составил 12,9 процента.
Позиции края как региона со значительным научно-техническим и инновационным потенциалом подтверждаются экспертными оценками ведущих рейтинговых агентств страны. В рейтинге инвестиционной привлекательности регионов России 2019 года (рейтинговое агентство "Эксперт РА") по уровню инновационного потенциала Алтайский край занял 13-е место среди всех субъектов Российской Федерации и 4-е место в СФО.
На территории региона успешно развивается крупнейший в стране наукоград Российской Федерации г. Бийск. Сформирован комплекс инфраструктурных организаций, оказывающих содействие в осуществлении инновационной деятельности, в том числе центр кластерного развития, центр инноваций социальной сферы, инжиниринговый центр, бизнес-инкубаторы, центры коллективного пользования высокотехнологичным оборудованием, Алтайский фонд финансирования предпринимательства и др.
Научными исследованиями и разработками в регионе занимаются 37 организаций, из них 4 самостоятельных научно-исследовательских института, в числе которых ФГБУН "Институт водных и экологических проблем Сибирского отделения Российской академии наук", ФГБУН "Институт проблем химико-энергетических технологий Сибирского отделения Российской академии наук", КГБУ "Научно-исследовательский институт региональных медико-экологических проблем" и Федеральный Алтайский научный центр агробиотехнологий.
Число организаций, выполнявших научные исследования и разработки в Алтайском крае, составляло: в 2017 году - 34 (в том числе образовательные организации высшего образования - 11, научно-исследовательские институты - 9, промышленные предприятия - 8, проектные и проектно-изыскательные организации строительства - 2, прочие - 4); в 2018 году - 35 (в том числе образовательные организации высшего образования - 11, научно-исследовательские институты - 10, промышленные предприятия - 8, проектные и проектно-изыскательные организации строительства - 1, прочие - 5); в 2019 году - 37 (в том числе образовательные организации высшего образования - 12, научно-исследовательские институты - 10, промышленные предприятия - 9, проектные и проектно-изыскательные организации строительства - 1, прочие - 5).
Распределение организаций, ведущих научные исследования и разработки, по типам:
27 процентов - научно-исследовательские организации;
32,4 процента - образовательные организации высшего образования;
24,3 процента - промышленные предприятия;
2,7 процента - конструкторские, проектно-конструкторские, технологические организации;
13,5 процента - прочие.
В крае ведутся исследования по ряду перспективных для региона и России в целом направлений:
электронно-плазменные технологии;
нанотехнологии и наноматериалы;
полимеры и композиты;
синтез лекарственных средств и пищевых добавок;
приборостроение и медицинская техника;
производство и переработка сельскохозяйственного сырья;
молочное и мясное скотоводство;
энергосбережение;
технология тракторостроения и сельскохозяйственного машиностроения и др.
С целью внедрения в сельскохозяйственное производство эффективных научных разработок, содействующих технологическому развитию отраслей АПК, создан Федеральный Алтайский научный центр агробиотехнологий.
Алтайский край является членом Ассоциации инновационных регионов России, что позволяет представлять его интересы на федеральном уровне и развивать партнерские связи с регионами-лидерами. В целях оказания содействия субъектам Российской Федерации в пользовании инструментами государственной поддержки и привлечении федерального финансирования при Ассоциации созданы проектные рабочие группы по направлениям "Цифровая экономика", "Здравоохранение", "Наука и университеты", в состав которых входят представители Алтайского края.