Файл: Закон об утверждении стратегии социальноэкономического развития алтайского края до 2035 года статья 1.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 04.02.2024
Просмотров: 431
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
В крае создано 6 центров молодежного инновационного творчества, а также образованы и продолжают формироваться новые объекты инфраструктуры развития биотехнологий на базе АлтГУ и Алтайского государственного технического университета им. И.И.Ползунова (в 2021 году начал работу инжиниринговый центр "ХимБиоМаш" института биотехнологии, пищевой и химической инженерии).
Активизация инновационных процессов в реальном секторе экономики содействует вовлечению бизнес-сообщества региона в конкурсы федеральных институтов развития. В частности, заключен ряд соглашений о сотрудничестве с Фондом развития Центра разработки и коммерциализации новых технологий (Фонд "Сколково"), Фондом развития промышленности, налажено взаимодействие с Фондом содействия развитию малых форм предприятий в научно-технической сфере, Фондом развития интернет-инициатив, РОСНАНО и др.
С 2017 года в крае действует Региональный совет (проектный офис) по инновационному развитию Алтайского края. В него входят представители органов исполнительной власти, муниципалитетов, хозяйствующих субъектов и общественных организаций в области инновационного развития в интересах технологической модернизации отраслей экономики региона.
Ключевой задачей данного совета является вовлечение представителей регионального научного сообщества и высокотехнологичного бизнеса в процесс реализации инновационной политики Алтайского края.
В регионе продолжает развиваться кластерное направление деятельности. В Алтайском крае функционируют 5 территориально-производственных кластеров по приоритетным направлениям развития региона: Алтайский биофармацевтический кластер "Алтайбио", Алтайский кластер аграрного машиностроения "АлтаКАМ", Алтайский кластер энергомашиностроения и энергоэффективных технологий "АЛТЭК", Алтайский полимерный композитный кластер "Алтайполикомпозит" и Барнаульский промышленный химический кластер "БПХК". Координацию деятельности кластеров осуществляет КАУ "Алтайский центр кластерного развития".
К участию в кластерных объединениях региона вовлечены более 112 участников, включая научные учреждения и высшую школу. Суммарный объем выручки производственно-территориальных кластеров ежегодно составляет более 40 млрд рублей, численность занятых достигает около 10 тыс. человек.
Одним из факторов положительной динамики в инновационной среде края является изменение подходов в работе с субъектами предпринимательства. Приоритетным направлением работы по продвижению высокотехнологичной продукции предприятий Алтайского края на перспективные рынки является активное взаимодействие с крупнейшими компаниями страны. Ключевыми рыночными сегментами в данной работе определены нефтегазодобывающая, энергетическая, дорожно-строительная, транспортная отрасли.
Ключевые проблемы:
неравномерный характер инновационного развития муниципальных образований, обусловленный высокой степенью концентрации научно-интеллектуального и инновационного потенциала в границах ведущих промышленных центров. Наибольшая концентрация научно-исследовательских, промышленных, сервисных и инфраструктурных организаций, позволяющих реализовать всю инновационную цепочку (от исследований и разработок до выпуска наукоемкой продукции), сосредоточена в крупных городах - Барнауле, Бийске и Новоалтайске. Вместе с тем низкий уровень оплаты труда в сельской местности, а также отсутствие необходимых инфраструктурных объектов не позволяют реализовывать инновационные проекты на большей части территории региона, поскольку имеющаяся сельская инфраструктура не привлекательна для высококвалифицированных специалистов;
недостаток высококвалифицированных кадров, занятых в наукоемких отраслях и научно-технической деятельности. Алтайский край занимает 67-е место среди российских регионов по удельному весу трудоспособного населения, имеющего высшее образование (по данным Рейтинга инновационной активности субъектов Российской Федерации, составленного НИУ "Высшая школа экономики");
недостаточное количество специалистов с высшим образованием технического профиля, а также профессиональных инновационных менеджеров - специалистов по управлению инновациями, по коммерциализации разработок сдерживает внедрение инноваций и нанотехнологий. Остро встает проблема миграции высококвалифицированных кадров в крупнейшие города с более высоким уровнем заработной платы (Новосибирск, Санкт-Петербург, Москва);
неразвитая система "тройной спирали" взаимодействия науки, бизнеса и власти. В идеальном состоянии "тройная спираль" экономики подразумевает надежный механизм развития, при котором все три ветви (власть, бизнес и наука) эволюционируют во взаимодействии друг с другом, дополняя и стимулируя каждую сторону. В настоящее время в Алтайском крае все участники данного процесса развиваются независимо. Результаты научных исследований не всегда находят применение на практике, реальный сектор промышленности практически не размещает заказы на научные исследования у академического сообщества, а властные структуры не в полной мере регулируют указанные взаимоотношения
;
технологическая отсталость производств, а также нежелание бизнеса инвестировать оборотные средства в проведение НИОКР и разработку новых технологий. В период 2015 - 2018 годов отмечается незначительный рост затрат на технологические инновации за счет собственных средств предприятий (с 1659,6 млн рублей в 2015 году до 2699,5 млн рублей в 2018 году). Лишь малая часть предприятий имеет в своем составе рационализаторские бюро и научно-технические подразделения. Материально-техническая база большинства промышленных предприятий морально устарела;
недофинансированность регионального инновационного сектора. В Алтайском крае реализуется комплекс мер, направленных на привлечение финансовых ресурсов для реализации инновационных проектов, а также расширение рынков сбыта продукции и установление деловых контактов с крупнейшими заказчиками, государственными компаниями и корпорациями, холдингами, ведомствами и учреждениями. В числе ключевых мер поддержки можно выделить оказание услуг по линии регионального центра инжиниринга (составление бизнес-планов, проведение промышленных испытаний, сертификация, патентование и др.), субсидирование затрат на участие в выставочно-ярмарочных мероприятиях. Вместе с тем имеющиеся в Алтайском крае меры финансовой государственной поддержки не способны в полной мере удовлетворить потребности инновационных предприятий, стартапов и молодых ученых в создании высокотехнологичной продукции. Кроме того, в регионе отсутствуют акселерационные и венчурные инструменты поддержки инноваций. Такие источники финансирования, как средства фондов поддержки научной, научно-технической и инновационной деятельности и займы на льготных условиях, являются труднодоступными и практически не используются;
неразвитость механизмов рынка интеллектуальной собственности. В 2020 году организациям Алтайского края выдано 244 патента, из них 140 - на изобретения, 90 - на полезные модели и 14 - на промышленные образцы. Подавляющее количество патентов получены образовательными организациями высшего образования или научно-исследовательскими организациями в рамках ведения научных работ. Процент коммерчески применимых патентов в данной сумме очень низок. Кроме того, существует и другая проблема: даже при наличии оформленного и работоспособного патента предприятия зачастую не могут осуществить его правильную стоимостную оценку и использовать как нематериальный актив для привлечения финансирования. В связи с этим институт патентования теряет свою значимость в бизнес-среде.
Помимо специфических барьеров, характерных для Алтайского края, необходимо отметить и ряд общенациональных основных тенденций и вызовов в развитии инновационной деятельности:
1) сжатие инновационного цикла. Промежуток между получением новых знаний и созданием на их основе инновационных продуктов значительно сократился. Если раньше период от появления идеи до вывода на рынок товара с новыми свойствами измерялся годами, то сейчас это временной лаг из нескольких месяцев, чему способствуют развитие новых технологий, а также мировая конкуренция;
2) глобализация рынков. С развитием информационных технологий обособленные национальные и региональные рынки объединяются в один огромный мировой рынок, наблюдается отток перспективных инновационных идей и проектов из регионов;
3) переход к новому технологическому укладу. Основные прорывные технологические направления будут включать нано-, био- и информационно-коммуникационные технологии, снижение энергоемкости и материалоемкости производств, развитие возможности конструирования материалов и организмов с заранее заданными свойствами. Широкое распространение получат принцип создания детали или изделия с применением аддитивных технологий, большие данные и "интернет вещей";
4) усиление роли экологических инноваций. Формирование глобального экологического мышления - изменение предпочтений потребителей и инвесторов в сторону роста спроса на продукцию компаний, проводящих политику снижения негативного воздействия производственной деятельности на окружающую среду.
Планомерная реализация инновационной политики в Алтайском крае в соответствии с приоритетными направлениями, отраженными в том числе в указах Президента Российской Федерации от 7 мая 2018 года N 204 "О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации" и от 21 июля 2020 года N 474 "О национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года", позволит сформировать современную и эффективную инновационную систему.
Цель: становление Алтайского края как одного из центров развития инноваций и поставщика прорывных технологий в отраслях экономики, обеспечивающих непрерывный рост благосостояния населения.
Целевой индикатор: удельный вес организаций, осуществлявших технологические инновации в отчетном году, в общем числе обследованных организаций:
2020 год (оценка) - 16,9 процента;
2024 год - 19,5 процента;
2035 год - 25 процентов.
Стратегические задачи:
1. Подготовка кадров, ориентированных на технологическое развитие экономики края и формирование регионального инновационного сообщества.
Одним из важнейших конкурентных преимуществ Алтайского края является человеческий капитал. С точки зрения развития инновационного потенциала людей в регионе есть определенные заделы:
наличие образовательных организаций для подготовки и переподготовки научных и инженерных кадров;
проведение состязательных мероприятий, направленных на повышение престижа и популяризацию научных, научно-технических и инженерных кадров (региональный отбор по программе УМНИК Фонда содействия развитию малых форм предприятий в научно-технической сфере, ежегодный краевой конкурс "Интеллектуальный капитал Алтая", ежегодный краевой конкурс "Проекты Национальной технологической инициативы" и др.);
налаженное взаимодействие с Российским фондом фундаментальных исследований, Фондом содействия развитию малых форм предприятий в научно-технической сфере, Фондом развития Центра разработки и коммерциализации новых технологий, Фондом развития интернет-инициатив, РОСНАНО и др.
Решение задач дальнейшего развития кадрового потенциала в сфере технологий и инноваций, формирования регионального инновационного сообщества, приобретения субъектами инновационной деятельности компетенций, востребованных на рынках инновационных продуктов и технологий и обеспечивающих максимальные возможности для раскрытия творческого потенциала каждого жителя края, предполагает осуществление следующих мероприятий:
совершенствование системы выявления, развития и поддержки одаренных детей и талантливой молодежи;
информационная пропаганда научно-технической и инновационной деятельности, технологического предпринимательства, повышение престижа научных и инженерных кадров;
формирование инновационной культуры населения, которая представляет собой восприимчивость людей к новым идеям, их готовность и способность поддерживать и реализовывать новшества во всех сферах деятельности;
реализация образовательных мероприятий Национальной технологической инициативы, в том числе подготовка лидеров компаний, участников Национальной технологической инициативы и специалистов, работающих на новых глобальных рынках