Файл: Закон об утверждении стратегии социальноэкономического развития алтайского края до 2035 года статья 1.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 04.02.2024

Просмотров: 428

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

4.1.3. Экспортная стратегия
Для Алтайского края как региона экспортно ориентированного, профицитного по основным видам агропромышленной продукции, имеющего существенный потенциал в наращивании объемов производства товаров и предоставления различных видов услуг (образовательных, медицинских, туристических), одним из условий дальнейшего развития экономики является расширение рынков сбыта производимой продукции и оказываемых услуг.

Проводимая в регионе последние несколько лет политика импортозамещения и реализация системных мер по продвижению продукции на внешние рынки способствует активизации экспортной деятельности Алтайского края. Так, по итогам 2020 года стоимостный объем экспорта составил 947 млн долларов США, несырьевого неэнергетического экспорта - 795 млн долларов США. Основными точками роста стали такие товары, как семена рапса (увеличение в сравнении с 2019 годом - в 2,6 раза), подсолнечное масло (на 57,4 процента), обработанное зерно злаков (на 48,6 процента), сельскохозяйственные машины (на 40,7 процента), цинковые руды и концентраты (на 10,9 процента), сульфат натрия (на 6,1 процента). Наряду с высокой степенью диверсификации экспорта большая часть внешних поставок носит несырьевой неэнергетический характер - 84 процента, из них более трети - товары высокого передела (40 процентов).

В 2020 году экспортные операции осуществлялись с партнерами из 87 стран мира. Помимо стран, с которыми уже сложились устойчивые торгово-экономические связи (Казахстан, Китай, Узбекистан, Беларусь, США, Монголия, Иран, Кыргызстан, Латвия, Афганистан), в числе стран - импортеров региональной продукции появляются и новые государства (Саудовская Аравия, Гонконг, Лаос, Кения, Швеция, Индонезия и др.).

Для предприятий Алтайского края (особенно сегмента МСП) дальнейшее увеличение объемов экспорта, прежде всего несырьевой направленности, расширение географии рынков сбыта продукции и услуг могут создать дополнительные возможности для привлечения инвестиций, внедрения новых технологий и компетенций, повышения конкурентоспособности, роста поступлений в бюджет компании. Поэтому для региона поддержка экспортно ориентированного бизнеса, стимулирование его к выходу на международные рынки является одним из способов реализации экономического потенциала предприятий, повышения финансовой стабильности и инвестиционной привлекательности как отдельного хозяйствующего субъекта, так и территории в целом.


Наращивание объемов несырьевого неэнергетического экспорта является одним из приоритетных направлений стратегического развития России. В рамках Указа Президента Российской Федерации от 7 мая 2018 года N 204 "О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года" поставлена цель - увеличить объем экспорта несырьевых неэнергетических товаров, прежде всего за счет наращивания поставок продукции АПК, машиностроения и предоставления услуг.

Для достижения обозначенной цели разработаны национальный проект "Международная кооперация и экспорт" и 5 федеральных проектов: "Системные меры развития международной кооперации и экспорта", "Промышленный экспорт", "Экспорт продукции АПК", "Логистика международной торговли", "Экспорт услуг". В связи с этим на краевом уровне разработаны соответствующие региональные проекты, обеспечивающие достижение целей, показателей и результатов вышеназванных федеральных проектов.

Ключевые проблемы:

высокие логистические затраты предприятий, удаленность от портовой инфраструктуры, что является одним из основных факторов, снижающих конкурентоспособность алтайской продукции;

существенный объем затрат, связанных с выходом на внешние рынки: сертификация, патентование, участие в конгрессно-выставочных мероприятиях и другие затраты, которые занимают значительную долю в бюджете компании-экспортера и являются стоп-фактором для начинающих экспортеров;

отсутствие комплексной региональной системы поддержки экспортной деятельности. Функционал, связанный с продвижением интересов алтайских компаний на внешних рынках, распределен среди разных органов исполнительной власти и институтов. Для организаций, особенно субъектов малого бизнеса, это создает трудности в получении информации по вопросам ведения внешнеэкономической деятельности и государственной поддержки в этой сфере;

ограниченный спектр продукции высоких переделов, ориентированной на экспорт. В структуре внешних поставок региона существенную долю занимают минеральные ресурсы (угольный кокс, руды, сульфат натрия), продовольствие (зерновые и масличные культуры, растительные масла, пшеничная мука), а также пиломатериалы и круглый лес, что является продукцией средних или низких переделов, реализуемые в основном в близлежащие государства ввиду низкой стоимости единицы продукции при высоких транспортных издержках;



наличие административных и регуляторных барьеров внутри страны - жесткие требования к валютному контролю, сложности в получении международных сертификатов, таможенном оформлении, длительность процедуры возврата экспортного НДС и др.;

недостаточно активная региональная маркетинговая стратегия. Отмечается низкий уровень узнаваемости алтайской продукции за рубежом, региональные товары и их бренды не всегда адаптированы к специфике зарубежных рынков.

Стратегия развития экспорта региона должна учитывать и ключевые тренды глобального характера, которые могут как создавать дополнительные возможности для развития экспортно ориентированных производств и внешнеторговых отношений, так и ограничивать доступ к внешним рынкам сбыта товаров и услуг. Наиболее значимые из них:

1) прогнозируемое увеличение численности населения и рост экономической активности в странах Восточной и Юго-Восточной Азии, Ближнего Востока, Латинской Америки, где будет формироваться основной спрос на продукты питания и другие товары широкого потребления;

2) рост мирового рынка несырьевой продукции средних и верхних переделов. В результате активной индустриализации в развитых странах товары с высокой добавленной стоимостью выдвинулись на первые позиции в мировой торговле (химическая продукция, машины и оборудование, транспортные средства, продукция пищевой промышленности);

3) активизация тенденций торгового протекционизма в США, защита внутреннего рынка в крупнейших странах-импортерах (в большей степени в странах ЕС, Индии, Китае, Республике Корея, Иране, Египте). Наиболее распространенными являются такие меры, как контроль над ценами, квоты, запреты на импорт, фитосанитарные меры и др.;

4) усиление сотрудничества России со странами Евразийского экономического союза в части расширения торговли и принятия мер по ее либерализации, формирования эффективной системы производственной кооперации, создания общей транспортно-логистической инфраструктуры;

5) возрастание роли глобальных цепочек создания стоимости в рамках внешнеэкономической деятельности. Наблюдается рост числа регионов и стран, значительно увеличивших свою конкурентоспособность за счет интеграции в глобальные производственные процессы;

6) развитие новых каналов и технологий продвижения продукции на мировой рынок (электронная торговля, открытые международные тендеры, зарубежные социальные сети и мессенджеры и т.д.), что значительно упрощает процесс международной торговли
;

7) опережающий рост торговли услугами в структуре международной торговли.

Позиция Алтайского края на внешних рынках в стратегической перспективе будет зависеть от того, насколько разрабатываемый комплекс мер по внешнеэкономическому и отраслевому развитию региона, созданию благоприятных условий для осуществления экспортных операций будет учитывать общемировые тенденции, принятые решения на федеральном уровне по развитию экспорта, а также ожидания бизнеса по устранению имеющихся внутренних ограничений.

Цель: наращивание объемов экспорта за счет опережающего роста поставок несырьевого неэнергетического характера.

Целевые индикаторы:

темп роста совокупного объема экспорта к уровню 2020 года:

2024 год - в 1,4 раза;

2035 год - в 3 раза;

темп роста объема несырьевого неэнергетического экспорта к уровню 2020 года:

2024 год - в 1,5 раза;

2035 год - в 3,3 раза.

Основными драйверами в увеличении несырьевого неэнергетического экспорта будут такие товарные группы, как продовольствие, машиностроение и продукция химической промышленности.

Опережающими темпами будут увеличиваться объемы экспорта продовольственных товаров ввиду агропромышленной специфики региона и активного развития пищевой промышленности. Прежде всего это мукомольно-крупяная продукция и растительные масла, наращивание объемов экспорта которых связано с ростом объемов сбора урожая зерновых и масленичных культур.

Регион имеет потенциал в увеличении экспорта овощной и зернобобовой продукции, отходов пищевой промышленности, готовых кормов для животных. Прогнозируется прирост экспорта мясной и молочной продукции в связи с планами региона по наращиванию внутреннего производства и перспективами по отмене либо ослаблению ограничений на ввоз продукции в зарубежные страны. В последние годы регион также начал активно осуществлять экспорт кондитерских и мучных изделий (преимущественно в страны СНГ), увеличение объемов которых возможно при активном продвижении продукции на рынок стран АТР в результате адаптации вкусовых характеристик под предпочтения жителей данного региона. Наблюдается востребованность на зарубежных рынках алтайского меда, экспорт которого пока ограничивается предъявляемыми требованиями в части сертификации продукции.

Большие перспективы развития экспорта связывают с поставками продукции машиностроения. Возрастает спрос на региональную сельскохозяйственную технику и ее части, механическое оборудование (машины для очистки зерна, насосы, котлы, запорная арматура и др.), части двигателей внутреннего сгорания, увеличение экспорта которых будет связано с активными процессами модернизации и повышения конкурентоспособности продукции.


В настоящее время регион является одним из лидеров в России по экспорту грузовых вагонов и частей железнодорожной техники. При этом рынок сбыта этой продукции ограничивается лишь странами СНГ в связи со схожестью характеристик производимой техники.

Вклад в развитие несырьевого экспорта Алтайского края вносят и поставки продукции химической промышленности. В связи с усилившейся интенсификацией процессов в сельском хозяйстве и промышленности прогнозируется спрос на поставки удобрений, различные комплектующие (изделия из резины, пластмассы), прочие химические вещества.

В последние годы регион заметно увеличил экспорт лекарственных средств, биологически активных добавок, косметических средств, при этом дальнейший рост поставок данной продукции может ограничиваться высокой конкуренцией мировых лидеров и предъявляемыми жесткими требованиями на внешних рынках.

Также для Алтайского края сохранится тенденция наращивания экспорта продукции деревообработки в связи с наличием соответствующих природных ресурсов и близости к лесодефицитным регионам. В данном сегменте экспорта необходимо увеличивать поставки готовой продукции (пиломатериалы, фанера, плиты МДФ, деревянные шпалы).

Несмотря на приоритетность несырьевого экспорта, учитывая ресурсный потенциал региона и перспективы освоения месторождений полезных ископаемых, прогнозируется осуществление поставок минеральных продуктов (угольного кокса, сульфата натрия, концентратов руды), а также изделий из металлов. Кроме того, планируется осуществление экспорта изделий из кожи и текстиля вследствие запуска кожевенного завода в г. Заринске.

Алтайский край как регион, являющийся ведущим среди субъектов Российской Федерации по темпам развития туризма и предлагающий различные виды отдыха, может стать одним из центров притяжения иностранных туристов, что в перспективе повысит значимость сферы услуг в развитии экспорта.

Для увеличения туристического потока гостей из зарубежных стран и роста денежных поступлений от оказываемых услуг необходимы разработка новых эксклюзивных маршрутов и туристских продуктов, развитие инфраструктуры, соответствующей мировым стандартам, повышение качества сервисного обслуживания, активное информирование жителей иностранных государств о возможностях отдыха и лечения на территории края.

Также Алтайский край имеет потенциал в развитии экспорта образовательных услуг. За 5 лет численность иностранных студентов