Файл: Закон об утверждении стратегии социальноэкономического развития алтайского края до 2035 года статья 1.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 04.02.2024
Просмотров: 425
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
обеспечение присутствия региона на внешних рынках. Предполагается активизация взаимодействия Алтайского края с действующей инфраструктурой Российской Федерации за рубежом, включая торговые представительства России, представительства АО "Российский экспортный центр" за рубежом. Целесообразными являются формирование торговых представительств в зарубежных странах, открытие межрегиональных торговых домов, с помощью которых будет осуществляться продвижение продукции среди иностранных потребителей (реализация региональной продукции, проведение переговоров, организация презентационных мероприятий и т.п.). Максимальное присутствие края за рубежом должно обеспечить представление интересов регионального бизнеса в странах пребывания, оказывать содействие в поиске партнеров для предприятий региона, продвигать региональный бренд, а также оказывать содействие компаниям в развитии кооперационных связей;
максимальное распространение информации о региональных товарах и услугах, в том числе через зарубежные каналы. Для большей узнаваемости продукции на внешних рынках необходимо использовать доступные отечественные и зарубежные информационные ресурсы, ориентированные на широкий круг потребителей. Это может быть активное участие региональных предприятий в программе АО РЭЦ по продвижению российской продукции под брендом "Made in Russia", использование специальных телевизионных и интернет-каналов, социальных сетей и мессенджеров, возможностей общественных организаций соотечественников, проживающих за рубежом, для оперативного информирования иностранной аудитории о региональной продукции.
Решение обозначенных стратегических задач позволит сформировать в Алтайском крае благоприятные условия для ведения экспортной деятельности, увеличить число конкурентоспособных предприятий-экспортеров, нацеленных на увеличение объемов экспорта товаров и услуг, расширение экспортно ориентированных производств, что будет оказывать положительный эффект на развитие как отдельного хозяйствующего субъекта, так и региона в целом.
Экспорт 2035 - стратегическое видение:
Торгово-экономические связи алтайских компаний высоко диверсифицированы, в товарной структуре доля продукции высокого передела и услуг составляет не менее 70 процентов. Нормативно-правовое поле и система государственной поддержки экспорта в регионе выстроены с учетом лучшей российской и мировой практики. Бренд "Сделано в Алтайском крае" - синоним качества, экологичности и надежности в выстраивании долгосрочных связей.
4.1.4. Стратегия кадрового обеспечения отраслей экономики
Численность трудовых ресурсов в 2019 году в регионе составляла 1306,7 тыс. человек. В экономике региона занято 1018,1 тыс. человек, структура трудовых ресурсов представлена на рисунке 14.
Рис. 14. Структура трудовых ресурсов Алтайского края
Наибольшая доля в структуре занятых в экономике приходится на промышленность, где работает более 15,7 процента занятых (в том числе 13,2 процента - в обрабатывающей промышленности), сельское хозяйство - 13,0 процентов, торговлю - 20,2 процента. Порядка 13,0 процентов работников занято в сферах строительства и транспорта, 17,6 процента - в социальной сфере (образовании, здравоохранении, культуре, спорте).
Доля занятых в городах традиционно выше, чем в сельских территориях (63 процента и 37 процентов соответственно), что в определенной степени обусловлено концентрацией предприятий обрабатывающей промышленности в городских агломерациях.
Профессиональное образование имеет 75,3 процента занятого в экономике населения. Более четверти (29,5 процента) всех занятых - с высшим образованием. Ежегодно в среднем около 20 тыс. выпускников системы профессионального образования пополняют трудовой потенциал края.
При согласовании контрольных цифр приема осуществляется тесное взаимодействие краевых органов исполнительной власти, местного самоуправления, службы занятости, работодателей с образовательными организациями системы профессионального образования.
Алтайский край активно включился в работу по созданию эффективной национальной системы квалификаций, отвечающей современным требованиям работодателей. В крае сложилась полная организационная структура. Создан координационный орган - рабочая группа по развитию системы квалификаций в составе краевой трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений. Функции регионального методического центра возложены на ФГБОУ ВО "Алтайский государственный технический университет им. И.И.Ползунова". Он выполняет организационно-методическую и консультационную работу в крае по общим вопросам развития системы квалификаций. В настоящее время в регионе действует 7 центров оценки квалификации.
Реализуется "дорожная карта" внедрения регионального стандарта кадрового обеспечения промышленного (экономического) роста в Алтайском крае. В рамках "дорожной карты" утвержден перечень перспективных и наиболее востребованных в Алтайском крае профессий и специальностей, требующих среднего профессионального образования (ТОП-Регион); организовано масштабное исследование кадровой потребности на среднесрочную и долгосрочную перспективу до 2025 года; осуществляется профессиональное обучение и дополнительное профессиональное образование, включая подготовку кадров под потребности регионального рынка труда; организована профориентационная работа с молодежью, в том числе в рамках регионального проекта "Первые шаги в будущее".
Для привлечения в экономику региона высококвалифицированных специалистов оказывается содействие добровольному переселению в Алтайский край соотечественников, проживающих за рубежом.
Получили развитие цифровые сервисы (интернет-ресурсы), стимулирующие работодателей и граждан к самостоятельному поиску соответственно работника или места работы.
Ключевые проблемы:
нестабильная численность населения в трудоспособном возрасте. На численность трудовых ресурсов в предыдущие годы в определенной мере влияла тенденция снижения доли трудоспособного населения. Так, удельный вес населения в трудоспособном возрасте на 1 января 2019 года составил 53,1 процента, на 1 января 2018 года - 53,7 процента, на 1 января 2017 года - 54,5 процента. Дополнительную поддержку рынку труда оказало расширение границ трудоспособного возраста в связи с изменениями параметров пенсионной системы. На 1 января 2020 года доля трудоспособного населения возросла до 54,2 процента;
территориальный дисбаланс спроса и предложения на рынке труда. В крае сохраняется существенная дифференциация уровня безработицы по территориям края: по состоянию на 1 января 2021 года в 12 муниципальных районах уровень регистрируемой безработицы превышает краевое значение более чем в 2 раза. Наиболее сложная ситуация отмечается в сельской местности, где проживает 58 процентов безработных граждан, в то время как большая часть вакансий (74 процента) сосредоточена в городах. В определенной степени это обусловлено концентрацией предприятий обрабатывающей промышленности в городских агломерациях и различием в уровне экономического и инфраструктурного развития муниципальных образований (в том числе между городскими и сельскими территориями). Коэффициент напряженности на рынке труда на 1 января 2021 года составил 1,8 (на 1 января 2020 года - 1,1). При этом уровень напряженности в среднем по районам остается почти в 3 раза выше, чем в городах;
растущее расхождение между структурой спроса на рабочую силу и структурой ее предложения. Ежегодно в органы службы занятости более 8,5 тыс. работодателей заявляют более 127 тыс. вакансий. Однако несмотря на значительную потребность в работниках, отмечается несоответствие вакансий профессионально-квалификационному составу незанятых граждан. В составе кадровой потребности 60 процентов вакансий, заявленных в органы службы занятости работодателями
, по рабочим профессиям. Стабильным спросом в регионе пользуются квалифицированные рабочие - сварщики, токари, фрезеровщики, наладчики и операторы станков с программным управлением, электромонтеры, трактористы, слесари по ремонту сельскохозяйственных машин и оборудования, операторы линии в производстве пищевой продукции. В то же время среднее профессиональное (в том числе начальное профессиональное) образование имеют порядка 35 процентов обратившихся в органы службы занятости. Дополнительным вызовом для регионального рынка труда стало распространение новой коронавирусной инфекции. В 2020 году меры экономической политики, направленные на сохранение занятости, позволили не допустить массовые высвобождения работников, но избежать роста безработицы не удалось. Так, уровень регистрируемой безработицы к численности рабочей силы в середине сентября в 2020 году достигал 3,6 процента (на 1 января 2020 года - 1,5 процента), в четвертом квартале 2020 года отмечалось снижение уровня регистрируемой безработицы до 3,2 процента. В 2020 году уменьшилась численность занятого населения. Восстановить трудовую занятость населения предстоит к четвертому кварталу 2021 года;
превалирование государственной и муниципальной сферы над реальным сектором либо полное отсутствие товаропроизводителей на некоторых локальных рынках труда. В структуре вакансий, заявленных в органы службы занятости, потребность государственных и муниципальных организаций стабильно составляет более 40 процентов. Кроме того, в Алтайском крае четверть занятого населения работает в сфере управления и социальной сфере. На локальных рынках, не имеющих товаропроизводителей (порядка 400 населенных пунктов), занятость населения в указанных сферах достигает 100 процентов;
невысокая экономическая эффективность занятости, проявляющаяся в низкой производительности труда, низком уровне оплаты труда работников, наличии неформальной занятости. Среднемесячная номинальная заработная плата в крае за период 2017 - 2020 годов увеличилась в 1,3 раза (аналогично по России и СФО). Ее уровень по итогам 2020 года составил 30072 рубля, темп роста - 107,5 процента (по России - 107,3 процента, по СФО - 107,1 процента). Рост реальной заработной платы в 2020 году составил 103,8 процента, к 2017 году - 1,2 раза. Сложившийся темп роста не обеспечивает сокращения отставания номинальной заработной платы. Соотношение между размером средней заработной платы в крае и в среднем по Российской Федерации по итогам 2020 года составляло 58,6 процента. Стабильно высокая заработная плата (от 30,4 до 50,7 тыс. рублей) отмечается у работников деятельности транспорта, финансовой и страховой деятельности, в производстве компьютеров, электронных и оптических изделий, в металлургическом производстве, в производстве автотранспортных средств,
прицепов и полуприцепов, в добыче полезных ископаемых, в производстве лекарственных средств и материалов, применяемых в медицинских целях, в производстве резиновых и пластмассовых изделий, а также в производстве прочих транспортных средств и оборудования. В целом выше среднекраевого показателя заработная плата сложилась в 17 видах экономической деятельности, где занято 245,8 тыс. человек, или каждый второй работник края. Невысокой остается заработная плата (в диапазоне от 16,5 до 24,7 тыс. рублей) в организациях растениеводства и животноводства, охоты и предоставления соответствующих услуг в этих областях, в оптовой и розничной торговле, производстве одежды, кожи и изделий из кожи, обработке древесины, производстве бумаги и бумажных изделий, производстве мебели, ремонте и монтаже оборудования, полиграфической деятельности, у работников гостиниц и предприятий общественного питания, в деятельности по операциям с недвижимым имуществом, в административной деятельности и сопутствующих дополнительных услугах, а также предоставлении прочих видов услуг. В этих организациях трудятся 159,8 тыс. человек или 28,1 процента от среднесписочной численности работников края. На величину официальной заработной платы в крае влияет сохранение высокой доли занятых в неформальном секторе (в 2020 году - 24,7 процента от численности занятых в экономике края или 256,0 тыс. человек, в Российской Федерации - 20,0 процента), наличие "теневой" заработной платы. В большей степени неформальной занятости подвержены трудовые отношения в сфере сельского хозяйства, оптовой и розничной торговли и ремонта транспортных средств, транспортировки и хранения, обрабатывающей промышленности и строительстве. В целом по уровню среднемесячной заработной платы в 2020 году Алтайский край занимает 80-е место среди регионов России (30072 рубля при среднероссийском значении 51352 рубля), что обусловлено особенностями структуры экономики края: высоким удельным весом сельского хозяйства - самой низкооплачиваемой отрасли в России, низкой долей добычи полезных ископаемых - самой высокооплачиваемой отрасли.
Цель: формирование сбалансированного регионального рынка труда, обеспечивающего эффективную занятость населения.