Файл: Закон об утверждении стратегии социальноэкономического развития алтайского края до 2035 года статья 1.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 04.02.2024

Просмотров: 422

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


Целевой индикатор: уровень безработицы по методологии Международной организации труда:

2024 год - 5,9 процента;

2035 год - 5,3 процента.

Стратегические задачи:

1. Совершенствование системы мониторинга и прогнозирования кадровой потребности работодателей.

В целях оценки структуры перспективного спроса на квалифицированные кадры, повышения эффективности формирования и использования трудовых ресурсов, а также создания условий для комплексного социально-экономического развития Алтайского края разрабатывается прогноз региональной кадровой потребности на перспективу до 7 лет. Ежегодно с учетом прогноза перспективной потребности в кадрах формируется государственный заказ на подготовку кадров в образовательных организациях. На основе прогноза перспективной потребности в кадрах осуществляется проектирование профессиональной ориентации молодежи по востребованным в Алтайском крае профессиям, на которые имеется постоянный и растущий спрос.

Прогнозирование потребности в кадрах в Алтайском крае осуществляется в соответствии с методикой расчета потребности экономики в профессиональных кадрах на прогнозируемый период. Прогноз основывается на данных о текущих и перспективных потребностях в кадрах, полученных непосредственно от работодателей, с учетом демографического прогноза, уровня безработицы, уровня и структуры занятости, прогноза социально-экономического развития, сведений о реализуемых и планируемых к реализации инвестиционных проектах.

В Алтайском крае сформирован прогноз потребности в кадрах, рассчитанный в профессионально-квалификационном разрезе до 2025 года.

Спрогнозированная среднегодовая потребность в квалифицированных кадрах на 2020 - 2025 годы составляет 30,2 тыс. человек, в том числе в кадрах с высшим образованием - 12,0 тыс. человек, со средним профессиональным - 18,2 тыс. человек. По оценке в долгосрочной перспективе дополнительная потребность в кадрах, сформированная с учетом выбытия рабочей силы под влиянием социально-демографических факторов, спроса на рабочую силу, обусловленного экономическими факторами, потребности в рамках текущего перемещения работников, сохранится на уровне среднесрочного развития. Обеспечение дополнительной потребности будет реализовано за счет подготовки, переподготовки и повышения квалификации работников, перераспределения трудовых и образовательных ресурсов, имеющихся в крае, привлечения неработающего трудоспособного населения.


С учетом перспектив развития востребованными станут квалифицированные рабочие агропромышленного сектора и обрабатывающей промышленности, способные обеспечивать и поддерживать деятельность производств, а также инженерно-технический персонал, владеющий современными технологиями производств. Останутся востребованными представители массовых рабочих профессий, необходимых сегодня на рынке труда Алтайского края: токарь, сварщик, электромонтер, слесарь, тракторист, повар и другие.

С развитием туриндустрии, рынка оздоровительного туризма ожидается рост потребности в медицинском персонале, обслуживающем и сервисном персонале, специалистах по гостеприимству.

Развитие цифровой экономики способствует появлению новых секторов, компаний и рабочих мест, требующих освоение навыков работы с цифровыми технологиями, а также исчезновению профессий, связанных с низкоквалифицированным трудом. Потребуются разработчики новых информационных продуктов во всех сферах: в медицине, маркетинге, энергетике и других.

2. Укрепление трудового потенциала региона и поддержка занятости.

Основой роста качества профессиональных ресурсов является повышение адаптивности профессионального образования к потребностям экономики. Этому будет способствовать:

создание единой системы непрерывной подготовки кадров, позволяющей выстраивать гибкие траектории освоения новых компетенций как по запросам населения, так и по заказу компаний с учетом прогноза потребности в трудовых ресурсах;

привлечение работодателей к разработке образовательных программ и исследовательских задач;

дальнейшее развитие системы школьной профориентации с целью оптимального профессионального самоопределения, формирования необходимых компетенций с подросткового возраста.

Кроме того, особое внимание будет уделено повышению профессионально-квалификационного уровня отдельных групп населения с низкой конкурентоспособностью (актуализация профессиональной компетенции граждан пенсионного и предпенсионного возраста; вовлечение в трудовую деятельность женщин, воспитывающих малолетних детей; развитие трудовой активности граждан с инвалидностью).

Одним из эффективных механизмов рационального распределения рабочей силы является использование возможностей международной, внутрикраевой и маятниковой трудовой миграции. Повышение мобильности трудовых ресурсов актуально как для территорий с недостаточным количеством хозяйствующих субъектов, так и для работодателей, запускающих крупные инвестиционные проекты. В этих целях планируется создание единого информационного пространства для взаимодействия работодателей и работников (включая дистанционное). В частности, широкое распространение на рынке труда должны получить цифровые технологии, что существенно упростит поиск работы или подбор персонала.



Для привлечения и закрепления необходимых кадров в территориях края требуется развитие системы мер государственной и иной поддержки. В частности, показали свою эффективность программы "Земский доктор", "Сельский фельдшер", "Устойчивое развитие сельских территорий Алтайского края" и другие программы, которые предусматривают стимулирующие выплаты для молодых специалистов сельской местности. Начата реализация программы "Земский учитель". Предполагается дальнейшее расширение механизмов стимулирования трудовых ресурсов, которые должны предусматривать участие как органов государственной власти и местного самоуправления, так и предприятий реального сектора экономики.

3. Содействие сохранению и созданию новых рабочих мест, отвечающих стандартам социальной ответственности.

Для решения данной задачи необходимо развитие системы мотивации работодателей к созданию безопасных и комфортных условий трудовой деятельности, а также к повышению уровня оплаты труда, обеспечивающего работнику и членам его семьи достойный уровень жизни. В настоящее время в регионе реализуется проект по повышению социальной ответственности работодателей. Необходимо расширить количество участников проекта путем его дальнейшей популяризации в территориях края.

Учитывая территориальный дисбаланс спроса и предложения рабочей силы, важно максимально активно привлекать инвесторов в территории с профицитом трудовых ресурсов. Отдельное внимание должно уделяться созданию новых рабочих мест в рамках развития МСП (прежде всего имеющего социальную значимость и инновационную направленность), в том числе на основе развития самозанятости безработных граждан, с установлением кооперативных форм взаимодействия с крупными, стабильно работающими бизнес-структурами.

В связи со стремительным развитием сферы услуг и цифровых сервисов актуальным становится развитие гибких и дистанционным форм занятости. При этом необходимо предусмотреть действенные механизмы сохранения рабочих мест данных форм занятости в правовом поле, исключив неформальную занятости работников.

4. Развитие социального и государственно-частного партнерства.

Курс на эффективную и гибкую систему управления трудовым потенциалом, основанную на принципе баланса интересов всех субъектов рынка труда, диктует необходимость дальнейшего развития социального и государственно-частного партнерства.


Решение этой задачи должно осуществляться на основе легитимного и обязательного представительства работодателей (посредством участия в том или ином бизнес-сообществе), усиления роли профсоюзов и институтов гражданского общества в принятии обоснованных и взвешенных решений по вопросам кадрового обеспечения экономики региона. Проведение взаимных консультаций сторон социального партнерства по вопросам регулирования социально-трудовых и иных связанных с ними отношений должно носить системный характер.

5. Совершенствование механизмов государственного посредничества на региональном рынке труда.

В целях решения задачи предполагается внедрение Единых требований к организации деятельности органов службы занятости. Планируется модернизация их инфраструктуры, активизация взаимодействия с работодателями и образовательными организациями с выстраиванием цепочек эффективного сотрудничества, повышение ориентированности на результат для каждого соискателя, оптимизация производственных процессов с использованием практик бережливого производства.

В результате будет сформирована новая модель центра занятости населения как современного "кадрового центра", оперативно действующего в отношении рисков безработицы, обеспечивающего экономику квалифицированными мобильными трудовыми ресурсами, содействующего реализации профессионального потенциала граждан, предоставляющего широкий спектр сопутствующих услуг и сервисов.

Переход на цифровые технологии, перевод услуг в области содействия занятости населения в электронный вид будут способствовать диверсификации возможностей для взаимодействия работодателей и соискателей на рынке труда. Для совершенствования механизмов государственного посредничества на региональном рынке труда потребуется внедрение современных методов получения и анализа информации о рынке труда с применением технологий "больших данных". Это позволит органам службы занятости принимать своевременные управленческие решения по организации работы на рынке труда, выстроить эффективную политику по его регулированию.

Рынок труда 2035 - стратегическое видение:

Рынок труда Алтайского края сбалансирован в территориальном и квалификационном разрезе, эффективно функционирует, обеспечивает достойный доход, повышение образовательного и профессионального уровня каждого члена общества, способствует устойчивому социально-экономическому развитию, в том числе росту производительности труда, является одним из центров притяжения в регион квалифицированных кадров.

4.1.5. Стратегия пространственного развития
Для Алтайского края в последнее десятилетие характерны сжатие ("уплотнение") его экономического пространства и высокая степень концентрации экономической активности в ведущих центрах края - городских агломерациях.

В период 1990 - 2019 годов в регионе наблюдалась депопуляция населения. Аналогичные процессы проходили в большинстве регионов Российской Федерации с высокой долей сельского населения. За период с 2000 по 2010 годы население сократилось на 8,4 процента. Начиная с 2006 года темпы сокращения численности населения замедлились - с 1,3 процента до 0,7 процента в 2019 году.

Сельское население ежегодно снижается темпами, превышающими темпы сокращения городского населения. В территориальном разрезе за последнее десятилетие прирост населения сложился в территориях, входящих в Барнаульскую агломерацию, либо в ее непосредственной близости, а также в г. Белокуриха. Из территорий с наибольшими темпами снижения численности населения риски оттока населения могут иметь муниципальные образования, отдаленные от краевого центра на северо-западе и востоке края, а также предгорные и приграничные территории на юге региона.

Неравномерное снижение числа жителей в крае привело к изменению структуры плотности населения. За период с 1995 по 2019 годы увеличилось количество территорий с плотностью населения менее 5 человек на кв. м (с 6 до 22), а с плотностью населения от 5 до 7 человек на кв. м - с 14 до 17. Также увеличилось соотношение между муниципальными районами с наибольшей и наименьшей плотностью (Павловским и Чарышским): в 1995 году соотношение составляло 7,8 раза, в 2019 году - 11,1 раза. Возросла плотность населения в г. Барнауле и г. Белокуриха, Первомайском районе.

Сохраняются ограничения социально-экономического развития малых городов, городов с монопрофильной экономикой, сельских территорий. Экономика этих муниципальных образований характеризуется узкоспециализированной структурой и недостаточно развитым рынком труда, низким уровнем инвестиций в инфраструктуру. В соответствии с распоряжением Правительства Российской Федерации от 29 июля 2014 года N 1398-р в перечень монопрофильных муниципальных образований Российской Федерации включены города Алейск, Заринск, Новоалтайск, Яровое и поселок городского типа Степное Озеро. Муниципальные образования Алтайского края отнесены ко второй категории - как моногорода, в которых имеются риски ухудшения социально-экономического положения.