Файл: Закон об утверждении стратегии социальноэкономического развития алтайского края до 2035 года статья 1.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 04.02.2024

Просмотров: 421

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


В 2018 году Правительством Российской Федерации принято решение о создании в границах моногородов Новоалтайска и Заринска Алтайского края ТОСЭР, что позволит диверсифицировать их экономику и снизить зависимость от градообразующих предприятий.

Муниципалитеты Алтайского края значительно дифференцированы по показателям среднемесячной заработной платы и среднедушевых денежных доходов населения. Темпы дифференциации за последние 10 лет сократились в 2 раза, но еще существенны - доходы разнятся в 2,4 раза у городских и в 1,9 раза у сельских жителей.

Базовой тенденцией пространственного развития региона является концентрация экономического роста, человеческого капитала, инфраструктуры в крупных городах, в первую очередь в Барнаульской агломерации. По показателям инновационной активности абсолютно доминируют города Барнаул и Бийск, в которых расположена большая часть научных организаций и учреждений. Урбанизационные процессы усиливаются и сопровождаются различием инфраструктурной обеспеченности пространства региона и форм его современного инфраструктурного обустройства.

В регионе недостаточно количество центров экономического роста. В их числе преобладают городские агломерации, а также центры и территории, специализирующиеся на эффективном промышленном производстве, сельском хозяйстве, туристско-рекреационной деятельности. Часть муниципальных образований имеет экономическую специализацию, которая не соответствует современным рыночным предпосылкам для размещения новых отраслей экономики, что способствует увеличению миграционной подвижности, нарастанию мобильности трудовых ресурсов.

В настоящее время основными точками притяжения внутри региона остаются Барнаульская агломерация, г. Бийск, г. Рубцовск, а также другие города и районные центры в экономически развитых муниципальных районах (агропромышленные центры, обеспечивающие вклад в экономический рост Российской Федерации), специализирующиеся на сельском хозяйстве и углубленной переработке сельскохозяйственного сырья и производстве продуктов питания.

Тренды пространственного развития региона, аналогично российским тенденциям, характеризуют полицентрическое развитие экономики края, направленное на увеличение числа центров экономического роста, обладающих значительным ресурсным потенциалом и обеспечивающих связанность таких центров с прилегающими территориями.

Ключевые проблемы:


депопуляция населения, что аналогично демографическим тенденциям регионов Сибири, а также большинству субъектов Российской Федерации с высокой долей сельского населения;

значительные диспропорции в размещении населения и производительных сил по территории региона, усиливаемые деформацией возрастного состава (старением) населения;

межрегиональная миграционная убыль, особенно трудоспособного населения;

сохраняющаяся дифференциация между городами и сельскими территориями по уровню социально-экономического развития. Снижение вклада в экономику отдельных муниципальных образований, в том числе отдаленных от административного центра и опорных городских округов;

сохранение монопрофильности экономики малых городов края. Низкие темпы диверсификации экономики моногородов.

Цель: обеспечение территориально сбалансированной экономики муниципальных образований за счет эффективного использования имеющихся ресурсов.

Целевой индикатор: соотношение максимального и минимального значения среднемесячной номинальной начисленной заработной платы муниципальных образований по кругу крупных и средних организаций:

2020 год - 1,8;

2024 год - 1,6;

2035 год - 1,3.

Стратегические задачи:

1. Формирование опорных центров экономического роста, обеспечение качества пространственного развития.

В соответствии со сложившейся системой расселения, имеющимся природно-ресурсным потенциалом, инженерной, транспортной инфраструктурой основным направлением пространственной политики в Алтайском крае является создание агломерационных систем, а также центров экономического роста на базе городов (районов) Алтайского края - опорных территорий для роста и повышения качества жизни населения, способных принять значительные инвестиции и развиваться ускоренными темпами, вовлекая в свою экономическую орбиту потенциал соседних территорий.

Формирование центров экономического роста предполагает выделение опорных городов (районов) с концентрацией административно-управленческих, инфраструктурных (образовательных округов, медико-территориального, туристско-ресурсного, транспортного зонирования Алтайского края), экономических, трудовых и иных ресурсов на основе сложившейся специализации территорий, тяготеющих к базовым центрам.

Вокруг опорных городов (районов) создаются центры экономического роста в целях совместного развития, повышения эффективности расходования общественных ресурсов. Агломерационные процессы, происходящие в крае, ведут к расширению границ Барнаульской агломерации, созданию Бийской, Рубцовской агломераций и выделению в регионе 8 центров экономического роста (рисунок 15).



Рис. 15. Центры экономического роста Алтайского края
Формирование и развитие городских агломераций г. Барнаула, г. Бийска как индустриально-аграрных инновационных центров продолжится на основе ускорения научно-технологического и инновационного развития этих территорий за счет поддержки высокотехнологических и наукоемких отраслей производства товаров, услуг, новых индустрий; кооперации учреждений науки и образовательных организаций высшего образования с бизнесом, в том числе в результате формирования инновационных научно-технологических центров; развития научно-производственных комплексов и формирования благоприятной среды для привлечения высококвалифицированных кадров.

Агроиндустриальные центры экономического роста, составляющие основу перспективных агропромышленных центров России, продолжат свое развитие с учетом дальнейшего повышения конкурентоспособности экономики сельских территорий, внедрения технологий для комплексной глубокой переработки товарного сельскохозяйственного сырья, поддержки малых форм хозяйствования и сельскохозяйственной кооперации, увеличения объема производства и экспорта продукции, создания условий для повышения уровня жизни сельского населения.

С учетом специализации муниципальных образований и уникальных природно-климатических условий выделяют туристические центры, которые продолжат реализацию диверсифицированного туристско-рекреационного потенциала на основе повышения конкурентоспособности и доступности туристского продукта на российском и зарубежном рынках, стимулирования субъектов бизнеса к инвестиционной деятельности. Развитие туристических центров будет содействовать формированию имиджа Алтайского края как территории всесезонного туризма.

Развитие выделенных экономических центров позволит сбалансировать пространственное развитие территории края, обеспечивая с помощью развитой инфраструктуры лучший доступ населения региона к рабочим местам, социальной и экономической инфраструктуре, а также будет способствовать упрочению инфраструктурного, социально-демографического и экономического каркаса территории Алтайского края, повышению связности территории края, интеграции, а также формированию прогрессивных форм пространственной организации на основе региональных преимуществ и инвестиционной привлекательности муниципальных образований.


Для минимизации негативных последствий сокращения численности населения планируется проведение политики "Управляемого сжатия", предусматривающей обеспечение демографической устойчивости - создание социально-экономических эффективных механизмов по сдерживанию оттока населения, выравнивание социальных стандартов для остающихся жителей. Данная политика направлена на эффективное использование инфраструктуры и снижение экономических и социальных рисков.

Основой устойчивого и эффективного пространственного развития Алтайского края является снятие существующих инфраструктурных ограничений, развитие современной инфраструктуры, отвечающей потребностям экономики и социальной сферы, в результате реализации следующих направлений:

повышение транспортной доступности сельских территорий до ближайших центров экономического роста за счет развития и приведения в нормативное состояние сети региональных и местных дорог, внедрения современных форм маршрутизации транспорта;

расширение агломерационных радиусов в пределах 1,5-часовой транспортной доступности до городов - центров агломераций за счет формирования и развития единых транспортных систем городских агломераций, развития системы городского и пригородного общественного транспорта;

перенаправление транзитных грузопотоков за пределы городов за счет создания транспортных обходов;

реализация инфраструктурных проектов в сфере транспорта и энергетики, информационно-коммуникационных технологий, формирующих систему базовых инфраструктур, обеспечивающих повышение транспортной и информационной связности муниципальных образований;

повышение эффективности использования социальной инфраструктуры с учетом потребностей и концентрации населения.

Принципы, меры и направления развития инфраструктуры между центрами экономического роста края определяются отраслевыми документами стратегического планирования Алтайского края в соответствии с целевым сценарием социально-экономического развития региона, обозначенным в подразделе 3.3 приоритет "Комфортная среда" стратегии.

В городских агломерациях, центрах экономического развития необходимо планирование развития сети учреждений отраслей социальной сферы с учетом транспортной доступности указанных услуг, прогноза численности населения и трудовых ресурсов не только города (административного центра), но и прилегающих территорий Алтайского края. Также следует обеспечить оптимальную доступность для населения услуг отраслей социальной сферы, не требующих узких компетенций и специализированного высокотехнологичного оборудования и помещений.


2. Развитие и диверсификация экономики моногородов, в том числе территорий с особыми условиями экономической деятельности.

Важнейшим фактором успешного развития территорий монопрофильных городов является эффективное распределение ограниченных экономических ресурсов и государственная поддержка на федеральном уровне.

В качестве приоритетных направлений для дальнейшего развития монопрофильных образований, территорий с особыми условиями экономической деятельности выделяются следующие: диверсификация экономики данных территорий, повышение качества жизни, развитие современной социальной и инженерной инфраструктуры, создание новых рабочих мест в результате реализации инвестиционных проектов, не связанных с деятельностью градообразующего предприятия, повышение инвестиционной привлекательности моногородов, улучшение качества городской среды.

Предоставление налоговых преференций в ТОСЭР позволит расширить присутствие инвесторов-резидентов, повысить инвестиционную привлекательность моногородов, расширить возможность предоставления социальных услуг населению и дальнейшее улучшение качества городской среды. Будут созданы дополнительные рабочие места, моногорода станут комфортными и современными промышленными центрами с повышенным уровнем инфраструктурной обеспеченности территории, где будут сформированы новые возможности и ниши для бизнеса.

Пространственное развитие 2035 - стратегическое видение:

Основной каркас пространственного развития Алтайского края формируется в зависимости от инженерной обустроенности, транспортного обеспечения, развития логистической сферы, специализации экономики муниципальных образований, наличия крупных производственных комплексов, сосредоточения образовательного и кадрового персонала, развитой институциональной среды, деловой активности.

Развитие центров экономического роста позволяет сбалансировать пространственное развитие территории края, обеспечивая с помощью развитой инфраструктуры лучший доступ населения региона к рабочим местам, социальной и экономической инфраструктуре, также способствует упрочению инфраструктурного, социально-демографического и экономического каркаса территории Алтайского края, развитию внутренней коммуникативной проницаемости.

Политика "управляемого сжатия" будет способствовать координации демографических и миграционных процессов, эффективному распределению производительных сил и социальной инфраструктуры.