Файл: Закон об утверждении стратегии социальноэкономического развития алтайского края до 2035 года статья 1.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 04.02.2024
Просмотров: 420
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Стимулирование развития экономических центров ведет к формированию в них социально-экономической среды, характеризующейся быстрым и устойчивым ростом, созданию новых рабочих мест, улучшению качества жизни населения. В зонах тяготения каждого центра формируются зоны опережающего развития, с которыми связано развитие перспективных отраслей специализации региона и форм пространственной организации экономики: кластеров, промышленных зон, особых экономических зон.
Результатами пространственного развития Алтайского края на основе региональных центров экономического развития являются:
создание новых и укрепление существующих экономических, инфраструктурных, транспортных и коммуникационных связей, обеспечивающих комплексное развитие территорий муниципальных образований Алтайского края;
совершенствование пространственной организации оказания услуг в отраслях социальной сферы;
снижение межмуниципальной дифференциации в уровне и качестве социальной среды и доходах населения, сближение стандартов жизни в различных муниципальных образованиях, крупных и малых городах, городского и сельского населения.
4.2. Государственные механизмы реализации стратегии
Одним из необходимых условий достижения стратегических целей Алтайского края к 2035 году является совершенствование государственной системы управления с целью повышения его эффективности, гибкости и прозрачности. В современных социально-экономических и организационных реалиях, когда нарастает частота смены технологий и бизнес-моделей в корпоративном и государственном секторах, существенно увеличивается и необходимость оперативности принятия решений, изменения ментальности, компетенций и подходов к решению задач государственными служащими, гибкости самой организационной среды и изменения сложившейся конструкции органов исполнительной власти.
Организационный и кадровый потенциал системы государственного и муниципального управления Алтайского края обеспечил устойчивую реализацию административной реформы в части снижения избыточного государственного регулирования, устранения административных барьеров и развития системы предоставления государственных и муниципальных услуг. Так, с 2008 года особое внимание в крае уделяется вопросам повышения эффективности деятельности органов государственной власти и местного самоуправления. С 2014 года внедрена оценка регулирующего воздействия. По итогам 2020 года Алтайский край вошел в 30 лучших регионов страны и в первую тройку регионов СФО по рейтингу качества осуществления оценки регулирующего воздействия и экспертизы нормативных правовых актов, подготовленному Минэкономразвития России.
В перспективе совершенствование деятельности органов власти Алтайского края предполагает в первую очередь функциональную и структурную оптимизацию, а также внедрение системы бережливого управления, гибких и Вики-технологий, направленных на выявление и устранение всех видов потерь в органах исполнительной власти, оптимизацию повторяющихся и рутинных административных процессов, сокращение времени реализации проектов.
При этом основным механизмом, обеспечивающим внедрение проактивного государственного управления, должно стать развитие программно-целевого и проектного подходов, включающих реализацию программ, проектов и организацию деятельности с использованием новых передовых управленческих технологий и принципов управления, направленных на результат (синергия проектного и бережливого менеджмента). Проектный подход предполагает наличие персональной ответственности за реализацию определенного проекта в срок, возможности контроля реализации проекта (создание контрольных точек) и оценки результатов его реализации (ключевые показатели эффективности деятельности высших должностных лиц субъектов Российской Федерации).
Проектная деятельность в Алтайском крае осуществляется в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 31 октября 2018 года N 1288 "Об организации проектной деятельности в Российской Федерации": создан проектный офис и ведомственные проектные офисы, Совет при Губернаторе Алтайского края по стратегическому развитию и национальным проектам, определены ответственные за реализацию приоритетных направлений в регионе, а также порядок взаимодействия органов исполнительной власти при реализации региональных проектов, утверждены региональные составляющие национальных проектов по основным направлениям, отраженным в рамках указов Президента Российской Федерации от 7 мая 2018 года N 204 "О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года", от 21 июля 2021 года N 474 "О национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года". С 2021 года в Алтайском крае реализуется 46 региональных проектов (в 2020 году - 52 региональных проекта).
В плановом периоде внедрение механизмов проектного управления в крае будет осуществляться по следующим основным направлениям:
обеспечение реализации региональных проектов;
расширение функциональных механизмов реализации проектной деятельности в органах исполнительной власти путем информатизации, развития компетенций участников проектной деятельности (посредством организации и проведения образовательных семинаров), организации участия в дистанционных образовательных программах, развития механизмов материального стимулирования участников проектной деятельности.
Развитие программно-целевого подхода предполагает приведение государственных программ края в соответствие приоритетам, целям и задачам, установленным национальными проектами и стратегией. Показатели выполнения стратегических задач социально-экономического развития региона закреплены в соответствующих государственных программах, по которым осуществляется ежегодный мониторинг их достижения и оценка эффективности их реализации. При этом реализация стратегии должна осуществляться путем разработки Плана мероприятий по ее реализации, в котором будут конкретизированы основные направления деятельности органов власти региона посредством комплексов мероприятий, увязанных по срокам, ресурсам и исполнителям, а также перечень крупных инвестиционных проектов. Мониторинг и контроль реализации стратегии осуществляется в установленном Правительством Алтайского края порядке на основе оценки исполнения Плана мероприятий по реализации стратегии (включает в себя подготовку ежегодного отчета о ходе его исполнения).
Одной из основных задач повышения эффективности государственного управления в перспективе является совершенствование межведомственного взаимодействия. На сегодняшний день проблема согласованности интересов различных органов государственной власти затрудняет формирование общих приоритетов развития, вовлечение в процесс управления заинтересованных сторон. Для решения указанной задачи необходим переход от традиционно присущих государственному управлению функций регулирования и контроля к координированию и согласованию интересов. Это возможно путем внедрения эффективных механизмов, например, создания системы устойчивого информационного взаимодействия органов государственной власти, в том числе с помощью современных средств массовых коммуникаций, общих баз данных и отработанной системы взаимодействия на региональном и местном уровне.
Формирование и развитие управленческих компетенций государственных и муниципальных служащих и, как следствие, рост их производительности труда становится еще одним важнейшим фактором повышения эффективности государственного управления. Повышение квалификации госслужащих должно носить не только непрерывный характер, который способствует развитию управленческого и личностно-профессионального потенциала сотрудников, но и быть направлено на воспитание чиновников нового типа - созидателей, использующих новые модели принятия решений, основанные в том числе на творческом подходе в своей ежедневной деятельности. Решение этой задачи потребует, с одной стороны, повышения престижа государственной и муниципальной службы, создания региональных центров профессиональных компетенций, а, с другой, - использования многофакторного подхода к персональной оценке эффективности деятельности и мотивации государственных служащих, основанной на установлении связи профессионального и личностного потенциала государственных служащих, результатов их комплексной оценки с элементами материального и нематериального стимулирования.
Другими факторами совершенствования государственного управления выступают качество, доступность и комфортность предоставления государственных услуг. Ориентация на граждан и бизнес, их пожелания и ожидания должна стать основой для дальнейшего совершенствования системы предоставления государственных услуг. Необходимо обеспечить такой уровень доступности госуслуг, при котором граждане и представители субъектов предпринимательства несли бы минимально возможные расходы на их получение, а также существенно повысить уровень доверия к органам власти через создание единой прозрачной информационной среды, минимизирующей коррупционные риски в деятельности органов власти.
На эффективность государственного управления также непосредственно влияют снижение избыточного государственного регулирования и сокращение административного воздействия на бизнес. В рамках проводимой реформы контрольно-надзорной деятельности акцент риск-ориентированного подхода будет смещен на профилактику нарушений, переход от всеобъемлющего контроля к дифференцированному планированию проверок в зависимости от уровня риска причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям. Это позволит снизить количество проводимых контрольных мероприятий в отношении бизнеса и акцентироваться на надзорных мероприятиях в отношении потенциальных нарушителей законодательства, представляющих непосредственную угрозу причинения вреда жизни, здоровью людей, окружающей среде.
Внедрение новых подходов потребует совершенствования нормативной правовой базы в сфере контрольно-надзорной деятельности, широкого использования информационных технологий, планирования контрольно-надзорных мероприятий в зависимости от уровня риска причинения вреда, а также внедрения новых элементов системы оценки результативности и эффективности контрольно-надзорной деятельности.
Для укрепления экономической основы развития организационного, технологического, кадрового и информационно-аналитического потенциала системы государственного управления региона имеет большое значение реализация эффективной бюджетной политики, которая обеспечивает выполнение функций и полномочий государственного управления и оказания государственных услуг.
В результате системной работы по укреплению бюджета, внедрению современных принципов финансового менеджмента Алтайский край сегодня стабильно относится к группе субъектов Российской Федерации с I степенью качества управления региональными финансами. Международное рейтинговое агентство Fitch Ratings в мае 2021 года подтвердило долгосрочные рейтинги дефолта эмитента Алтайского края в иностранной и национальной валюте на уровне "ВВВ-". Прогноз по долгосрочным рейтингам - "Стабильный". Первоначальный кредитный рейтинг Алтайскому краю был присвоен в 2008 году на уровне "ВВ-". До этого рейтинговые позиции края повышались в 2009 году ("ВВ"), в 2012 году ("ВВ+") и в 2019 году ("ВВВ-").
В феврале 2021 года Аналитическое Кредитное Рейтинговое Агентство подтвердило Алтайскому краю кредитный рейтинг по национальной шкале на уровне A+(RU), прогноз "Стабильный".
Политика Алтайского края в области государственных внутренних заимствований направлена на обеспечение низкой долговой нагрузки на экономику края, своевременное и безусловное исполнение принимаемых обязательств. Это позволяет поступившие налоговые доходы направлять не на обслуживание долга, а на развитие социальных отраслей и экономики края, реализацию инфраструктурных проектов и проектов государственно-частного партнерства.
Сам механизм государственно-частного партнерства станет основой оказания значительной части государственных услуг, в рамках которого роль оператора государственных услуг будет ложиться на высокотехнологичные компании. Аутсорсинг государственных и муниципальных услуг приведет к тому, что сторонние компании начнут оказывать услуги центров социальной поддержки, центров обработки обращений граждан, центров обработки документооборота между федеральным, региональным и муниципальным уровнем субъектов государственного управления, что, с одной стороны, будет способствовать значительному снижению бюджетных затрат, а, с другой, - станет драйвером для развития частного бизнеса, диверсификации предоставляемых им услуг.
Таким образом, к 2035 году в Алтайском крае будут внедрены принципы открытости в государственном управлении, большая часть государственных услуг будет предоставляться в электронной форме и через многофункциональные центры. При этом произойдет переход электронного правительства от простой автоматизации ведомственных процессов к ориентации на пользователя - комплексному решению жизненных ситуаций человека (реализация идеи "Государство-как-Платформа"). Будут созданы эффективные коммуникационные площадки, востребованные населением и бизнесом, а также условия для активного гражданско-общественного контроля и обеспечения участия гражданского общества в оценке эффективности деятельности органов власти (внедрение механизмов независимой оценки качества предоставления государственных и муниципальных услуг).