Файл: Планконспект для проведения занятий по дисциплине Общественногосударственная подготовка.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 04.02.2024

Просмотров: 39

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

УТВЕРЖДАЮ

Заместитель начальника отряда –

начальник 54 ПСЧ 1 ПСО ФПС ГПС

Главного управления МЧС России

по Астраханской области

майор внутренней службы

________________ И.А. Абдуллаев

«____»______________2023 г


План-конспект

для проведения занятий по дисциплине «Общественно-государственная подготовка» с личным составом дежурных смен 54 ПСЧ 1 ПСО ФПС ГПС Главного управления МЧС России по Астраханской области на 13,14,15,16 февраля 2023 г.
Тема: Россия в современном мире. Основные направления социально-экономического и политического развития страны. Задачи на 2023 год.
Вид занятия: теоретическое Отводимое время 1 (ч.)
Цель занятия: изучить пройденный материал.
Литература, используемая при проведении занятия:

- Приказ МЧС России от 26.10.2017 № 472 «Об утверждении порядка подготовки личного состава пожарной охраны»;

- Интернет ресурсы (Официальный сайт МЧС России)
Развернутый план занятия:

  1. Подготовительная часть занятия – 5 мин.

Проверка наличия всего личного состава, объявление темы и целей занятия.

  1. Основная часть занятия – 35 мин.

Учебный вопрос № 1. Россия в современном мире. Основные направления социально-экономического и политического развития страны. Задачи на 2023 год.

Все более актуальной становится проблема морального лидерства и создания привлекательной идейной основы будущего мироустройства. На фоне кризиса западной либеральной модели рядом государств предпринимаются попытки целенаправленного размывания традиционных ценностей, искажения мировой истории, в том числе, принижения роли нашей страны в разгроме гитлеровской Германии и победе во Второй мировой войне в целом.

Таким образом, на фоне целенаправленной стратегии Запада по сдерживанию Российской Федерации жизненно важным для нашей страны становится укрепление ее суверенитета, независимости, государственной и территориальной целостности, защита традиционных духовно-нравственных устоев, обеспечение обороны и безопасности, недопущение вмешательства во внутренние дела Российской Федерации.

Российская Федерация выступает за расширение равноправного многостороннего сотрудничества, укрепление и развитие универсальных международных институтов в целях снижения глобальной напряженности.


Претворение в жизнь Российской Федерацией государственной политики в области обеспечения национальной безопасности способствует повышению внутренней стабильности, наращиванию экономического, политического, военного и духовного потенциала России, необходимого ей для укрепления роли как одного из влиятельных центров современного мира.

Основные направления социально-экономического, политического и военно-технического развития Российской Федерации

В последние два года Россия и весь мир столкнулись с чрезвычайно тяжелыми последствиями новой опасной коронавирусной инфекции COVID-19. Ее пандемия нанесла удар по благосостоянию людей, обострила проблемы социального неравенства, бедности, привела к снижению доходов граждан, росту цен и т. д.

Вместе с тем, состояние науки, инновационной сферы, промышленности, системы образования, здравоохранения, культуры превращается в ключевой индикатор конкурентоспособности России. Основными факторами, определяющими ее положение и роль в мире, становятся: высокое качество человеческого капитала; способность обеспечить технологическое лидерство; эффективность государственного управления; перевод экономики на новую технологическую основу.

Правительство Российской Федерации стремится добиться прогрессивного развития отечественной экономики, чтобы Россия по своей совокупной мощи встала в один ряд с ведущими экономиками мира, а по среднедушевым показателям реальных доходов населения и потребления приблизилась к уровню наиболее высокоразвитых стран.

К сожалению, США и их союзники не прекращают упорные попытки путем введения различных санкций затормозить экономическое развитие России.

В этих условиях актуальность и важность обеспечения экономической безопасности России заметно усиливаются. Эта задача решается, прежде всего, путем выявления и устранения тех вызовов и угроз, которые негативно влияют на отечественную экономику.

К основным угрозам и вызовам экономической безопасности Российской Федерации относятся:

Стремление развитых государств использовать свои преимущества в уровне развития экономики, высоких технологий (в том числе информационных) в качестве инструмента глобальной конкуренции;

Использование дискриминационных мер в отношении ключевых секторов экономики Российской Федерации, ограничение доступа к иностранным финансовым ресурсам и современным технологиям;



Деятельность создаваемых без участия Российской Федерации межгосударственных экономических объединений в сфере регулирования торгово-экономических и финансово-инвестиционных отношений, которая может нанести ущерб национальным интересам России;

Подверженность финансовой системы Российской Федерации глобальным рискам (в том числе в результате влияния спекулятивного иностранного капитала), а также уязвимость информационной инфраструктуры финансово-банковской системы;

Недостаточно эффективное государственное управление;

Высокий уровень криминализации и коррупции в экономической сфере;

Сохранение значительной доли теневой экономики;

Повышение конфликтного потенциала в зонах экономических интересов Российской Федерации, а также вблизи ее границ;

Усиление международной конкуренции за кадры высшей квалификации и т. д.

Степень вреда перечисленных выше угроз и вызовов национальным интересам нашей страны будет зависеть от усиления или ослабления экономической мощи и позиций России в мире.

Для перехода Российской Федерации на новый уровень экономического развития и повышения качества жизни граждан принимаются комплексные меры. В том числе, они направлены на преодоление негативных демографических тенденций и решение системных проблем в области здравоохранения, на снижение уровня бедности и расслоения общества по уровню доходов, на улучшение состояние окружающей среды и т. д.

Предполагается, что развитие научного потенциала, повышение качества и доступности образования ускорят перестройку российской экономики. Следует понимать, что если в ближайшей перспективе в России будут выстроены системы здравоохранения, образования и общественной безопасности, не уступающие лучшим мировым аналогам, то наша страна получит надежную платформу для стабильного социального развития.

Ту же самую цель преследует трансформация социально-политических отношений и внутренней политики.

Во-первых, принцип рациональной экономической свободы, на основе которой формируется смешанная экономика, обеспечивающая необходимое количество рабочих мест и достаточное производство товаров и услуг для общества.


Во-вторых, трудовые отношения в обществе выстраиваются на принципах социального партнерства государства, наемного труда и работодателей.

В-третьих, принцип обязательного государственного регулирования рыночных отношений, достижения оптимальных для общества, природы и человека уровней и соотношений производства и потребления.

В-четвертых, государство во всех своих действиях руководствуется принципом социальной справедливости, выражающемся, в частности, в перераспределении доходов посредством налоговой политики.

В-пятых, соблюдается принцип демократического коллективного управления производством и социальной сферой общества, обеспечивающий оптимально возможную степень социальной солидарности.

Соблюдение и наполнение этих принципов реальной деятельностью сводит отчуждение между обществом и государством до минимума.

Так, в сфере политики стратегия социальной солидарности означает проведение политики в интересах большинства членов общества.

В сфере экономики стратегия социальной солидарности направлена на переход от рыночно-потребительской экономики к смешанной экономике социальной, экономической и экологической достаточности и устойчивости.

В социальной сфере стратегия социальной солидарности призвана гарантировать каждому гражданину социальный минимум: получения работы, материальной поддержки в старости, жилья, образования, медицинского обслуживания.

В духовно-нравственной сфере стратегия социальной солидарности означает отход от конфронтационных идеологий и модели массового потребления товаров и услуг к этике устойчивого развития на основе традиционных гуманистических ценностей, коллективизма, взаимопомощи.

В сфере экологии стратегия социальной солидарности означает отказ от политики покорения и господства над природой и поворот к ее сохранению и защите.

На текущий день в российском обществе и государстве обрели четкость контуры путей, ведущих к социально-политической интеграции общества:

— отказ от неолиберальной идеологии реформирования и переход к научно-обоснованной верифицируемой стратегии и политике социально интегрированного устойчивого развития;

— принятие Президентом Российской Федерации и Правительством Российской Федерации Общенационального плана действий, обеспечивающих восстановление занятости и доходов населения, рост экономики и долгосрочные структурные изменения в экономике;


— быстрейшая реализация поправок к Конституции Российской Федерации, что позволит стране развиваться на путях социального правового государства и гражданского общества;

— ревизия старых и создание новых государственно-регулируемых и национально-ориентированных кредитно-финансовой и налоговой систем, обеспечивающих накопление и увеличение отечественных и иностранных инвестиций в экономику России;

— обязательное использование социальных критериев и учет социальных последствий при принятии управленческих решений;

— опора в экономической стратегии на государственный сектор передовых, базовых и наукоемких отраслей промышленности;

— использование мирового и отечественного опыта системно-планового реформирования социально-экономических отношений для строительства социально эффективной многоукладной экономики;

— приоритет развития наукоемких отраслей промышленности над финансовым и посредническим капиталом;

— провозглашение государством монополии внешней торговли по тем товарным позициям экспорта и импорта, где эта мера принесет быстрый социально положительный результат;

— провозглашение новой региональной экономической политики, в основе которой лежали бы объективные потребности населения территорий и страны в целом, а не корпоративные групповые и субъективные интересы;

— создание эффективных материальных и моральных стимулов для большинства граждан России путем вовлечения их в процессы активного управления и распоряжения собственностью.

Последние годы убедительно свидетельствуют, что сплоченность российского общества усиливается, укрепляется гражданское самосознание, у граждан растет осознание необходимости защиты традиционных духовно-нравственных ценностей, что отражается на росте их социальной активности, усилении сопричастности к решению актуальных проблем общественной жизни.

Растет престиж Вооруженных Сил Российской Федерации и привлекательность военной службы, что во многом обусловлено улучшением ее социально-бытового уклада и поступлением в войска (силы) современного оружия и вооружений.

Основные направления военно-технического развития Российской Федерации во многом обусловлены потребностью обеспечения военной безопасности государства, необходимостью противодействия угрозам, возникающим в военно-технической сфере.