Файл: Лекции по географии для подготовки к воуд и ент учитель географии Ешенова Гульнара Нурлыбековна Тема Общие сведения о Земле Земля 3 планета Солнечной Системы..docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 04.02.2024
Просмотров: 275
Скачиваний: 4
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Пищевая промышленность. В мировом экспорте рыбных продуктов лидируют Чили и Перу, кофе – Бразилия, Колумбия, Индонезия, Мексика, чая – Индия, Китай, Кения, Шри-Ланка, сахара – Индия, Бразилия, Куба.
Тема 12. Сельское хозяйство
Сельское хозяйство – самая древняя и наиболее зависимая от природных условий отрасль экономики. По числу занятых в этой отрасли лидирует Азия (1034 млн. чел.).
Сельскохозяйственные угодья – это пастбища, пахотные земли, сенокосы.
Растениеводство.
Выращивание зерновых культур – ведущая отрасль земледелия Казахстана. Яровая пшеница - на севере Казахстана (Северно-Казахстанская, Костанайская, Западно-Казахстанская, Восточно-Казахстанская области); озимая пшеница – юг; рожь – северные области; просо – засухоустойчивая культура (Актюбинская, Западно-Казахстанская, Акмолинская, Павлодарская,); гречиха – Восточно-Казахстанская, Павлодарская; рис – влаго - и теплолюбивая культура, главный район – долина реки Сырдарья, а также Каратал и Аксу; технические: хлопчатник – в большей части в Южно-Казахстанской области; сахарная свекла – Жамбылская, Алматинская, Актюбинская; подсолнечник - Восточно-Казахстанская, Павлодарская; табак – Алматинская. Кормовые: клевер, люцерна - север страны; виноградарство - Южно-Казахстанская, Жамбылская обл.
Зерновое хозяйство (пшеница и кукуруза) – Северная Америка, Австралия, Европа (Россия, Украина), Азия (Китай, Казахстан). Интенсивное земледелие (производство зерновых и технических культур) – страны Европы, Северной Америки, Азии (Китай, Япония). Плантационное хозяйство (плодовые, тонизирующие и технические культуры) – Латинская Америка, Азия, тропическая и субтропическая Африка. Экстенсивное пастбищное животноводство (КРС мясного направления, овцы) – США, Аргентина, Уругвай, Россия, Казахстан, Австралия. Интенсивное животноводство (КРС, свиньи и птица) – Великобритания, Германия, Украина, Россия, США, Новая Зеландия.
По сбору зерновых первое место занимает Китай, второе – США, третье – Индия, четвертое – Россия, пятое – Франция. Пшеница – самая главная зерновая культура. Центр появления – Передняя Азия и Средиземноморье. Город Виннипег – «столица пшеницы». 9/10 риса возделывается в Азии. Родина кукурузы Центральная и Южная Америка. Главные страны по возделыванию кукурузы – США и Китай, Бразилия и Мексика, южные страны Западной Европы. «Кукурузный пояс» - к югу от Великих озер. По производству кукурузы особенно выделяется штат Айова. Страны – экспортеры зерна – США, Канада, Франция, Австралия, Аргентина.
По производству сои первое место занимает США, затем Бразилия, Аргентина. По возделыванию земляного ореха на первом месте – Индия, маслин – Италия, подсолнечника – Россия. В получении пальмового масла лидируют страны Азии и Латинской Америки. Производство сахара из сахарного тростника – Бразилия, Индия, Китай. Производство сахара из сахарной свеклы – Франция, США, Россия, Украина.
По площади посевов и сбору хлопка первое место занимают страны Азии, второе – Америка, третье – Африка, особо выделяются Китай, США, Индия. Большая доля производства льна приходится на Россию и Беларусь, джута – Индию и Бангладеш. Главные производители каучука – Таиланд, Индонезия, Малайзия.
Родина картофеля – Южная Америка. По сбору картофеля первое место занимает Россия, второе – Польша, третье – Китай.
4/5 сбора чая приходится на Индию, Китай, Шри-Ланку. Родина кофе – Африка. 2/3 урожая кофе дают Бразилия и Колумбия. Родина какао – Америка. Основные производители какао – Кот-д,Ивуар, Бразилия, Гана, Индонезия, Нигерия.
По сбору плодово-ягодных культур лидируют страны Азии. По сбору винограда выделяются Италия, Франция, Испания, США. К ведущим странам по выращиванию бананов относятся Коста-Рика, Индия, Эквадор, Бразилия, Филиппины, Мексика.
Животноводство.
Ведущая отрасль животноводства Казахстана – овцеводство. Традиционные отрасли – овцеводство, коневодство. Породы овец: а) тонкорунные (для получения шерсти) – архаромериносная порода (в высокогорных лугах); для получения мяса – едильбайская порода (развито в Центральном Казахстане); каракулеводство – Южно-Казахстанская. Скотоводство развито в областях Северного, Южного и Восточного Казахстана. Верблюдоводство – 1 место Западный Казахстан (Атырауская, Мангистауская), а также в Кызылординской и Южно-Казахстанской областях. Мараловодство – в Катон-Карагайском районе Восточно-Казахстанской области. Шелководство – Южный Казахстан.
По поголовью крупно-рогатого скота первое место занимает Индия. Страны, производящие мясо в наибольшем объеме – Китай (1 место), США (2 место), Бразилия, Аргентина, Россия. В производстве молока лидируют – США, Россия, Индия, Бразилия и страны Западной Европы. Половина поголовья свиней – Азия, так же хорошо развито в США
, Бразилии, Германии, России, Польше. Страна, имеющая наибольшее поголовье овец – Австралия, второе место занимает Китай. Ведущими странами по производству шерсти являются – Австралия, Китай, Новая Зеландия, Уругвай, Россия. По количеству домашней птицы лидируют – Китай, США, Россия, по производству яиц – Китай, США, Япония, Россия, Индия. Верблюдов разводят в пустынных районах Азии и Африки, яков – в горных районах Средней Азии, в зоне тундры на севере – оленей.
Более половины вылавливаемой рыбы приходится на Японию, Китай, США, Чили, Перу, Россию. Искусственное разведение рыбы и морских продуктов – марикультура. 4/5 этой продукции дает Азия. По общему объему производства сельскохозяйственной продукции лидируют Китай, США, Япония, Австралия. По уровню обеспеченности сельскохозяйственной продукцией на душу населения лидируют страны Западной Европы, Канада, США, Япония. Австралия.
Тема 13. Транспорт
Комплекс, обслуживающий производство и население называется инфраструктурный. Он состоит из двух частей: коммуникационной системы и сферы обслуживания (социальный). Коммуникационная система включает транспорт и связь.
Транспорт - кровеносная система экономики, т. к. связывает предприятия, отрасли и регионы. Главная задача транспорта - перевозка грузов и пассажиров.
транспортные
средства
организации
погрузочно-
разгрузочные
пункты
пути
Состав транспорта
автомобили, поезда ж\д, автодороги Казахстан ж\д станции
суда, самолеты трубопроводы Темир-жолы порты
Эйр-Астана
Транспорт относят к материальному производству, т. к. стоимость перевозок входит в себестоимость продукции. Работа транспорта измеряется показателями: 1) количество перевезенных грузов и пассажиров; 2) грузооборот (пассажирооборот).
Грузооборот-количество перевезенного груза на определенное расстояние за единицу времени (ткм).
Пропускная способность - количество транспортных средств за ед. времени (сутки,час)
Каботаж - плавание судов между портами своей страны.
Виды транспорта
Вид протяж дорог | Значение | Грузооборот | Масса перевез. грузов грузопо ток | Ср. расстоя ние перевозки | Магистрали | Проблемы перспективы |
1. Ж\д 15,1 тыс.км | Ключевой, «каркас» всей транспорт ной системы, дешевый, универсальный перевозит все грузы на дальние расстояния Северный Казахстан самый обеспечен ный ж\дорогами | 1место 215млрд. ткм 59,8% грузов 56% пассажи ров | 2место 272 млн.т. 3/4 перевозок уголь, руды, нефть, строит. материа лы | 2место 470 км частота ж\д 5,3км/тыс.км | 1.Оренбург-Ташкент:1905г. старейшая, соединяет Запад-Юг Каз-на, Россию и Украину с Центр. Азией 2.Турксиб:1930 с ЮЗ на СВ, дала толчок развитию энергетики, цв. мет. Рудного Алтая. Жетысуского Алатау, фосфоритов Каратау 3.Трансказахстанская: Петропавловск-Шу соединяет Север-Центр-Юг, дала развитие Караг. угольного басс., медной промышленности ЦК 4.Южно-Сибирская: (Карталы-Павлодар) освоение Экибастузского угольного бассейна, формирование Павлодар-Экибастузского ТПК 5.Среднесибирская (Челябинск-Кокшетау-Карасу) от нее ж\д ветка: Костанай- Тобол-Лисаковск для освоения Костанайского железорудного бассейна, Тобол-Жетикара-асбеста, Ишим-Аркалык-бокситы 6.Трансазиатская: Китай-Турция (ст.Достык) | Устаревшая техника, загрязнение среды, строительство новых дорог, электрофика ция, контейнеризация, создание скоростных магистралей |
2. Автомобильный более 90 тыс. км | Связующий, скоростной, маневренный, «от двери до двери», в городе, горах 3/4 грузов 99%пассажир. | 3место 64млрд. ткм | 1место 1720 млн.т Эффективность зависит от густоты и качества | 37 км транспорт близких расстоя ний | Автодороги республиканского значения 22,2%, местного-77,8%. Протяженность дорог международного значения 12,4 тыс.км Самый насыщенный автотрассами регион-Север. Автомагистраль Алматы-Бишкек-Тараз-Шымкент-Ташкент является одной из крупнейших. Алмыты-Астана построена в соответствии с требованиями межд.стандартов | Экологически «грязный» нет дороги с Запада на Восток планируется Алмыты-Карачи |
3.Трубопровод ный нефтепроводы-7000км газопроводы-10000 км | Узкоспециали зированный, дешевый, можно прокладывать в любом направлении, по любой местности. По трубам транспортируется 60% нефти | 2 место 90млрд. ткм. | 3 место 196 млн.т | 4 место 460 км | Самый трубопроводный регион-Запад, главный узел- Атырау. Газопроводы: «Средняя Азия — Центр» «Бухара - Урал», «Бухара-Алматы» дает газ югу РК. Нефтепроводы: Атырау-Новороссийск, Атырау-Самара, Атасу-Алашанькоу (2006г в Китай), Омск-Павлодар-Шымкент (из Зап.Сибири в Ср.Азию) Тенгиз-Баку-Супса-Джейхан (Турция)2005г на м/н рынок. Первый нефтепровод Доссор-Ракуша (60км) | Планируется строительство нефтепровода 1.Тенгиз-Харг (Персидс. залив) 2.Зап. Каз-н -Кумколь газопровода 1.Аксай (ЗК)-Астана 2.Зап-Юг-Китай. |
4.Морс кой 2000км | Самый молодой и динамичный. Осуществляет внешнеторго вые связи. | 4 место 0,8млрд. ткм | 4место 1,7млн.т нефть-85% прокат, зерно | 3 место 470 км | Главные морские «ворота» страны - порт Актау, по грузообороту 10 млн.т в год-один из крупнейших на Каспии. Паромы связывают с Россией, Азербайджаном, Ираном. Строится нефтяной порт -Курык порт Баутино развивается как опорная база освоения морской нефти. | Расширение порта Актау, строительство танкеров, создание морского флота |
5. Речной 4000км | Сезонный, перевозка грузов: уголь, лес, зерно, соль строй.мат-лы, нефть, нефтепрдукты | 6место 0,06млрд. ткм | 5 место 1,2 млн.т | 5 место 50км | Ведущее место в речном транспорте занимает р.Иртыш (1700км) связывает ВК и СК с Россией. Речные порты: Павлодар, Семей, Усть-Каменогорск. По р.Урал связь между г. Уральск и Атырау (с\х сырье, продовольствие). Судоходны участки р.Сырдарья, Ишим, Или. оз.Балхаш и Капчагайское вдхр. для рыболовства , отдыха и спорта. | Увеличить объемы перевозок. |
6.Воздушный | Самый быстрый, дорогой | 5 место 0,07млрд.ткм | 6 место 0,02 млн.т | 1 место 3500км | Главная специализация-перевозка пассажиров на дальние расстояния. Используется для срочных грузов (скоропортящиеся продукты, почта, цветы) в с/х, медицине, рыболовстве, геолого-разведке. Действует 51 аэропорт, из них 21 республиканского значения. Главная воздушная гавань-Астана(3/4пасс) Нац. перевозчик авиакомпания Эйр-Астана(3/5пасс) | Прокладываются м/н транзитные воздушные линии |
7.Элект ронный | Передает энергию по проводам ЛЭП | | | | От Экибастузской ГРЭС 1,2 в центр, восток, на Урал (РФ).От Жамбылской ГРЭС на юг РК. Каскад ГЭС на р.Иртыш. | Создание единой энергосистемы |