Файл: Основные этапы развития отечественной методики обучения плаванию..docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 04.02.2024

Просмотров: 88

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ АВТОНОМНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

«БЕЛГОРОДСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ НАЦИОНАЛЬНЫЙ

ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ»

(НИУ «БелГУ»)

Тема доклада

«Основные этапы развития отечественной методики обучения плаванию.»

Кальницкая Анастасия

Группа 0900203



Белгород

2022

ВВЕДЕНИЕ

Купание и плавание повышают сопротивление воздействию температурных колебаний, воспитывают стойкость к простудным заболеваниям. Если плавание проводится в естественном водоеме, то закаливающий эффект оказывают и естественные факторы природы -- солнце и воздух. Занятия плаванием устраняют нарушения осанки, плоскостопие, гармонично развивают почти все группы мышц -- особенно плечевого пояса, рук, груди, живота, спины и ног.Плавание отлично тренирует деятельность сердечно-сосудистой и дыхательной систем. У людей, систематически занимающихся плаванием, возрастает величина ударного объема сердца, частота сердечных сокращений в покое снижается от 60 до 55 (50) уд/мин. Для сравнения: у не занимающихся спортом частота сердечных сокращений обычно колеблется в пределах от 65 до 57 уд/мии.

Занятия плаванием укрепляют аппарат внешнего дыхания, вырабатывают правильный ритм дыхания, увеличивают жизненную емкость легких (ЖЕЛ), поскольку плотность воды затрудняет выполнение вдоха и выдоха: вдоха -- из-за давления воды на грудную клетку, выдоха -- из-за сопротивления воды. Люди, систематически занимающиеся плаванием, имеют высокие показатели ЖЕЛ и экскурсии грудной клетки (величина ЖЕЛ у пловцов-спортсменов находится в пределах 7000см3).Плавание укрепляет нервную систему, улучшает сон, аппетит и часто рекомендуется врачами с этой целью как лечебное средство. Занятия плаванием широко применяются в лечебной физкультуре и медицине при нарушении обмена веществ, сердечно-легочной недостаточности, контрактурах суставно-мышечного аппарата и др.


Особенно велико оздоровляющее « укрепляющее воздействие плавания на детский организм. Плаванию можно обучать детей с грудного возраста. Занятия плаванием укрепляют опорно-двигательный аппарат ребенка, развивают также физические качества, как выносливость, сила, быстрота, подвижность в суставах, координация движений; они также своевременно формируют «мышечный корсет. способствует выработке хорошей осанки, предупреждая искривления позвоночника, устраняют возбудимость и раздражительность. Дети, регулярно занимающиеся плаванием, заметно отличаются от сверстников, не занимающихся спортом: они выше ростом, имеют более высокие показатели ЖЕЛ, гибкости, силы, меньше подвержены простудным заболеваниям. Умение плавать -- жизненно необходимый навык для человека любого возраста. Хорошо плавающий человек никогда не рискует жизнью, находясь в воде.

Отечественные методы тренировки плаванию

Современная методика обучения плаванию представляет собой дальнейшее развитие и уточнение методов, разработанных у нас в довоенные годы. В нашей стране усилиями многих педагогов разработана и обоснована стройная система обучения плаванию. Методика обучения плаванию, как педагогическая дисциплина, опирается на основные положения советской педагогической науки. В 20-х гг. стала складываться у нас и система тренировки пловца. Подобие системы тренировки мы встречаем уже в книге магистра плавания А. Л. Носовича, описавшего тренировку, применявшуюся в Шуваловской школе плавания. Носович рекомендует пловцу соблюдать строгий спортивный режим; помимо занятий плаванием, «... непременно ходить много пешком, что хорошо сгоняет внутренний жир организма, а для легкости дыхания раза два-три в день делать полуверстовые кончики бегом» (т. е. в сумме 1000—1500 м в день бегом). Автор различает начальную тренировку для молодых пловцов и тренировку подготовленных пловцов-спринтеров, пловцов на средние дистанции и стайеров. Он советует следить за правильностью техники плавания, состоянием здоровья и самочувствием пловцов, вести наблюдение за пульсом «... после конца дистанции и на следующий день» и все это записывать в журнал тренировки. Рекомендуемый объем тренировки был в то время еще очень невелик. Тренировка, описанная Носовичем, была на более высоком уровне, нежели рекомендации зарубежных авторов того времени (ЖДе-Сен-Клер и др.). Если шуваловцы и не достигли результатов лучших пловцов мира, то это объясняется крайне неблагоприятными климатическими условиями окрестностей Петербурга, где располагалась школа; сезон плавания продолжался всего лишь 2— 21/2 месяца. В закрытых зимних бассейнах шуваловцы не плавали. Первая мировая война (1914—1918 гг.) надолго затормозила развитие спорта, и в частности развитие теории тренировки. Одной из первых серьезных работ по тренировке пловца после Великой Октябрьской социалистической революции была книга Л. В. Геркана «Плавание», в которой вопрос тренировки был освещен достаточно полно. Л. В. Геркан обобщил накопившийся уже в те годы опыт советских и зарубежных пловцов и разработал стройную систему тренировки. Автор рекомендовал круглогодичную тренировку с одним циклом в году для пловцов, которые не имеют

возможности заниматься в зимнем бассейне, и двухцикловое планирование тренировки для спортсменов, занимающихся зимой в закрытом бассейне, «... однако с таким расчетом, чтобы летний плавательный сезон был все же основным». Годовой цикл Л. В. Геркан делил на «... четыре периода: 1) общий, 2) специальный, 3) полный покой, 4) дополняющие спортивные и корригирующие гимнастические упражнения». Автор настойчиво рекомендовал пловцам заниматься интенсивными гимнастическими упражнениями, лыжным спортом, кроссами, подвижными играми, легкой атлетикой, боксом, рекомендовал применять массаж. Хорошо были освещены режим и гигиена тренировки. Хотя в книге Л. В. Геркана не было еще конкретных рекомендаций по дозировке упражнений, некоторые указания приводят к мысли, что автор не был сторонником жесткой напряженной тренировки. Так, он не рекомендует тренироваться ежедневно: через каждые два дня тренировки следует один день полного отдыха; в дни, когда основная дистанция, на которой пловец намеревается выступить в соревнованиях, проплывается в 3/4 или в полную силу, другие упражнения добавлять уже не следует. Дальнейшим развитием теории тренировки пловца явилась работа ленинградских тренеров, изложенная в книге «Плавание, прыжки в воду и водное поло». Эта книга выгодно отличалась от всех предшествовавших ей тем, что в ней квалифицированно изложены физиологические основы спортивного плавания в главе, написанной профессором А. Н. Крестовниковым. Авторы главы о тренировке пловца (Н. Бутович и Г. Остен-Сакен) на основании своего личного спортивного опыта, опыта других советских тренеров, использования литературных источников рекомендуют различать подготовительную и основную (общую и специальную) тренировку и дают содержание каждой из них. Однако здесь отсутствует еще развернутое описание тренировки переходного периода, хотя имеются указания на необходимость Заниматься в межсезонье гимнастикой, спортивными играми, зимними видами спорта. За основу общей физической подготовки пловца принят комплекс ГТО; полно освещена гигиеническая сторона тренировки; подчеркивается роль моральной и волевой подготовки. Особо выделена глава «Тактика пловца в соревнованиях», в которой указывается на значение для победы в соревновании высокой равномерной скорости плавания на дистанции и длинного финиша с ускорением. Прогрессивную роль сыграло также учебное пособие по плаванию, прыжкам в воду и водному поло для институтов физической культуры, подготовленное коллективом авторов Ленинградского института физической культуры имени П. Ф. Лесгафта в 1940 г.. В этой книге хорошо разработаны основы техники плавания, впервые изложена система гимнастических упражнений для тренирующегося пловца, освещаются и другие вопросы теории плавания. Наши пловцы стали тренироваться круглогодично с конца 20-х— начала 30-х гг. в связи с появлением в Москве и в Ленинграде зимних плавательных бассейнов. В период Великой Отечественной войны, несмотря на трудные условия военного времени, спортивная работа в нашей стране не прекращалась. Начиная с 1943 г., ежегодно проводились всесоюзные учебно-тренировочные сборы, на которых тренеры и пловцы обменивались опытом и обогащали теорию тренировки пловца. Особенно интенсивно и широко началась разработка методов тренировки с 1948 г. после постановления ЦК ВКП (б) о физической культуре. С этого времени теория тренировки пловца стала разрабатываться с участием видных ученых и тренеров. Изучаются наиболее важные вопросы: морально-волевая подготовка пловца, физиологические, гигиенические и психологические основы тренировки, развитие необходимых физических качеств пловца, укрепление здоровья пловца, анализ и методика совершенствования техники плавания, тактика соревнований, перспективное и текущее, оперативное планирование тренировки и другие вопросы, изложенные в соответствующих главах учебника. Положительное влияние на развитие массовости плавания и повышение спортивного мастерства советских пловцов оказало включение в 1931—1934 гг. плавания, как одного из прикладных видов спорта, в число норм всесоюзного комплекса «Готов к труду и обороне СССР» всех ступеней — БГТО, ГТО I и ГТО II. В последующие годы при пересмотре содержания комплекса плавание неизменно включается в число норм комплекса ГТО. Важное значение для развития плавания имела организация детских спортивных школ плавания. Первые районные детские спортивные школы плавания были организованы в Ленинградском бассейне ЛОСПС в сентябре 1935 г. В ленинградских детских спортивных школах плавания того времени выросли Е. Белковский, И. Дмитриев, П. Голубев и многие другие видные пловцы. В 1935 г. детские спортивные школы плавания были созданы в Москве, Минске, Баку и в других городах. ДСШ плавания со временем стали основной формой подготовки молодых пловцов-спортсменов. С 1935 г. регистрируются детские (возраст до 14 лет) и юношеские (возраст 15—16 лет) всесоюзные рекорды по плаванию.


Задачи обучения плаванию

При обучении плаванию решаются следующие основные задачи: -- укрепление здоровья, закаливание организма человека, привитие стойких гигиенических навыков;-- изучение техники плавания и овладение жизненно необходимым навыком плавания;-- всестороннее физическое развитие и совершенствование таких физических качеств, как сила, гибкость, выносливость, быстрота, ловкость;-- ознакомление с правилами безопасности на воде

Содержание программы начального обучения плаванию зависит от задач, стоящих перед курсом обучения; контингента занимающихся, их физической подготовленности и возраста; продолжительности курса обучения; условий для проведения занятий. Все перечисленные факторы тесно связаны между собой.

От возраста и физической подготовленности зависят дозировка и нагрузки, методика преподавания, а также быстрота освоения учебного материала. Быстрее всех учатся плавать дети от 10 до 13 лет. Обучение плаванию детей младшего школьного возраста требует больше времени -- из-за медленного освоения техники движений и трудностей, связанных с организацией занятий (они медленно раздеваются и одеваются, плохо знают команды, легко отвлекаются, быстро теряют интерес к заданию и т. д.). Кроме того, составление программы обучения зависит от количества занятий в неделю, продолжительности каждого занятия. Условия для занятий -- естественный или искусственный водоем, глубина и температура воды, климатические и погодные условия -- также оказывают существенное влияние на подбор упражнений и методику проведения занятий. Таким образом, содержание программы -- учебный материал и методические указания -- должно соответствовать задачам обучения, возрасту и подготовленности занимающихся, продолжительности курса обучения и условиям для проведения занятий.

Обучение детей плаванию проводится в форме групповых занятий. Такие занятия более эффективны, им присущ элемент соревнования. На групповых занятиях удобнее проводить воспитательную работу с детьми, используя влияние коллектива и обеспечивая тем самым хорошую успеваемость. Однако, занимаясь с группой, инструктор должен учитывать индивидуальные особенности каждого ученика как личности, а также его способности к плаванию. В связи с этим методика обучения плаванию строится на сочетании группового и индивидуального подхода к занимающимся. Детей, как правило, обучают технике спортивного плавания, потому что, во-пёрвых, контингент юных пловцов является резервом для отбора спортивное плавание; во-вторых, предварительное освоение облегченного способа плавания и последующее переучивание занимают больше времени; в-третьих, дети быстро теряют интерес к обучению «непрестижным» способам плавания. В связи с этим в программах по плаванию предусматривается одновременное обучение плаванию двумя (схожими по структуре движений) способами: кролем на груди и на спине. Это позволяет увеличивать количество упражнений и изменять условия их выполнения. Разнообразие упражнений не только развивает моторную обучаемость, но и стимулирует активность и интерес на занятиях плаванием, что является необходимым методическим требованием работы с детьми.


Этапы обучения

Весь процесс обучения плаванию условно делится на четыре этапа.

1. Показ техники изучаемого способа плавания лучшими пловцами; использование средств наглядной агитации (плакатов, рисунков, кинофильмов др.) Таким образом у новичков создается представление об изучаемом способе плавания, стимулируется активное отношение и интерес к занятиям. Если позволяют условия (наличие мелкого места), то инструктор разрешает новичку попробовать плавать показанным способом.

2. Предварительное ознакомление с техникой изучаемого способа плавания (положение тела, дыхание, характер гребковых движений). Проводится на суше и в воде. Занимающиеся выполняют общеразвивающие и специальные физические упражнения, имитирующие технику плавания, также упражнения для освоения с водой.

3. Изучение отдельных элементов техники плавания и затем изучаемого способа в целом. Техника плавания изучается в следующем порядке: положение тела, дыхание, движения ногами, движения руками, согласование движений; При этом освоение каждого элемента техники проводится в постепенно усложняющихся условиях, предусматривающих в конечном счете выполнение упражнений в горизонтальном безопорном положении (рабочая поза пловца). Каждый элемент техники плавания изучается в следующем порядке:-- ознакомление с движением на суше. Проводится в общих чертах без совершёнствования деталей, поскольку условия выполнения движения на суше и в воде различны;

-- изучение движений в воде с, неподвижной опорой (на месте). При изучении движений ногами в качестве опоры используют бортик бассейна, дно или берег водоема и т. д. Движения руками изучают стоя на дне по грудь или по пояс в воде;

-- изучение движений в воде с подвижной опорой. При изучении движений ногами в качестве опоры используют плавательные доски. Движения руками изучаются во время медленной ходьбы по дну или лежа на воде в горизонтальном положении (с поддержкой партнера);-- изучение движений в воде без опоры. Все упражнения выполняются в скольжении и плавании.

Последовательное согласование разученных элементов техники проводится в следующем порядке: движения ногами с дыханием, движения руками с дыханием, движения ногами и руками с дыханием, плавание с полной координацией. Несмотря на изучение техники плавания по частям на этом этапе необходимо стремиться к целостному выполнению техники способа плавания, насколько это позволяет подготовленность занимающихся.

4. Закрепление и совершенствование техники плавания. На этом этапе ведущее значение имеет плавание изучаемым способом с полной координацией. В связи с этим на каждом занятии соотношение плавания с полной координацией и плавания с помощью ног и рук должно быть 1:1