Файл: Задание Раздел программы Особенности и условия формирования логических умений у обучающихся с зпр.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 04.02.2024
Просмотров: 69
Скачиваний: 2
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Упражнение «Продолжи».
Цель: Коррекция аналитико-синтетической деятельности на основе упражнения в систематизации.
Инструкция: Детям предлагается сравнить серию предметов по размеру, количеству деталей т.д.
На первой картинке признаком последовательности является величина, на второй картинке признаком является количество, на третьей - целостность объекта, на четвертой признаком для систематизации является обобщающий признак. Также можно использовать систематизацию картинок в области применения и использования предметов, объединяя их в группы.
Примером систематизации можно считать и серию сюжетных картинок. Где в основе объединения будет сюжетная линия.
Перейдем к приему «Обобщение» и «Классификация». Чтобы «обобщать», дети должны знать обобщающие слова. Только при этом условии возможно осуществление обобщения и последующей классификации. С такими словами они знакомятся обычно в процессе общения со взрослыми - в беседах, при чтении детской литературы, при выполнении разнообразных поручений, а также непосредственно в игровой и учебной деятельности. Вместе с тем, более эффективными являются специально организованные занятия, в которых детям даются обобщенные названия, соответствующие их уровню знаний и жизненные представления. Обобщающие слова, которые редко используются в их речи, трудны для младших школьников. В младшем школьном возрасте обучающийся должен научиться группировать в уме различные объекты, по определенному признаку.
Чтобы осуществить классификацию, необходимо уметь анализировать материал, сравнивать (соотносить) отдельные его элементы друг с другом, находить в них общие черты, обобщать на этой основе, распределять объекты по группам на основе выделенных в них общих признаков и отраженных в названии группы. Таким образом, реализация классификации предполагает использование методов сравнения и обобщения. Однако, кроме того, полное овладение этой техникой требует ознакомления ребенка с правилами классификации как логической операции, а также с родовыми и специфическими особенностями взаимосвязи понятий разного объема.
Упражнение «Что это?».
Цель: Коррекция аналитико-синтетической деятельности на основе упражнения в обобщении.
Игра проводится на этапе когда дети уже знакомы с обобщающими понятиями. Игра на обобщения, предполагается как словесная, но на начальном этапе можно давать детям опорные картинки.
Инструкция: Сначала предполагается обобщение понятий из повседневной жизни (игрушки, животные, фрукты, овощи и т.д.).
Затем в схему игры можно включать понятия времени.
Времена года.
Части суток.
И т.д. Усложнить упражнение можно по схеме «продолжи цепочку. H: огурец, помидор, картофель (продолжи)… яблоко, груша, апельсин (продолжи)… или H: Назови каждую группу одним словом:
а) Вера, Надежда, Любовь, Елена - …
б) стол, диван, кресло, стул.- …
в) понедельник, воскресенье, среда, четверг - …
г) январь, май, март, июль - …
д) Москва, Баку, Кишинёв, Тверь - …
е) чашка, блюдце, стакан, кастрюля - …
ж) морковь, свекла, лук, картофель - …
Конструирование, как средство развития логического мышления.
Конструирование способствует развитию всех форм мышления, в особенности логического. Ключевым моментом в конструировании является аналитико-синтетическая деятельность по обследованию предметов, которая дает возможность определять структуру объекта и его элементов, учитывать логику их соединения. Выделяется три основных типа учебного конструирования, играющие важнейшую роль в формировании логического мышления у детей младшего школьного возраста с ЗПР:
1. Конструирование по образцу (или по предмету). Ребенок совместно с педагогом совершает анализ конструкции образца
, выясняет состав деталей, из которых сделан образец, алгоритм и способы исполнения отдельных этапов сбора и отделки предмета. Итак, ребёнок и педагог: рассматривают объект в целом, определяют его назначение и дают общую характеристику «на что похож» объект; выделяют основные части: количество элементов, название, форма, материалы; устанавливают пространственное расположение элементов;
2. Конструирование по модели. Такой тип конструирования дает возможность для значительной активизации мыслительной деятельности учащихся. Модель, подобно образцу, служит ученикам как ориентир в процессе конструирования. Но модель отличается от образца тем, что не является таким наглядным и подробным представлением об устройстве объекта, модель предполагает, что дети должны выяснить его самостоятельно способом мысленного анализа.
3. Конструирование по заданным условиям; проектирование. Этот тип конструирования принадлежит к одному из самых творческих типов конструирования учащихся, который приближает их к деятельности настоящего профессионального конструктора. Такой вид конструирования самый сложный, и поэтому мало подходит для детей младшего школьного возраста с ЗПР, но в индивидуальных случаях вместе с взрослыми вполне приемлем.
Выделяют особенности в обучении конструированию младших школьников с задержкой психического развития:
1. Индивидуальный и дифференцированный подход, где совместная деятельность ребенка и взрослого происходит по образцу.
2. Активность и самостоятельность. Здесь происходит использование словесных инструкций, схем и действий ребенком по своему собственному замыслу. Всё это применяется на основе высокой эмоциональной активности взрослого и ребенка.
3. Сниженный темп обучения. Здесь происходит замедление темпа деятельности по сравнению с нормально развивающимися детьми.
4. Структурная простота содержания. В обучении младших школьников с задержкой психического развития важны понятные и ясные задачи, которые им по силам.
5. Повторность в обучении. Взрослый готов в любой момент вернуться на уже пройденный этап обучения, чтобы снова совместно с ребенком активно его пройти снова.
Резюмируя своё эссе хотим подчеркнуть, что наша основная задача как специалистов работающих с детьми с особыми возможностями здоровья
, не наполнить знаниями, а научить работать с материалом, научить ребёнка правильно думать и рассуждать, и тогда ему по силам будет решить любую проблему. Будет ли это в рамках учебного предмета или задача, которую поставит перед ним взрослая жизнь.
В едь логика в буквальном переводе с греческого языка означает «Наука о правильном мышлении».