Файл: Планконспект проведения занятия с группой по Пожарная и аварийно спасательная техника с личным составом дежурных караулов 61псч.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 04.02.2024

Просмотров: 335

Скачиваний: 47

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Утверждаю:

Заместитель начальника 61ПСЧ 59

ПСО ФПС ГПС ГУ МЧС России по Свердловской области

капитан внутренней службы

________________ И.А. Горбатенко

«25» февраля 2022 года



ПЛАН-КОНСПЕКТ



Проведения занятия с группой по «Пожарная и аварийно – спасательная техника» с личным составом дежурных караулов 61ПСЧ.
Тема занятия № 7: «Основные пожарные автомобили».
Вид занятия: классно-групповое Отводимое время: 45 мин.
Цель занятия:

Приобретение и совершенствование личным составом подразделения знаний по классификации, видам и назначению, а также принципам работы основных пожарных автомобилей.


  1. Литература, используемая при проведении занятия:


- Федеральный закон от 21 декабря 1994 г. N 69-ФЗ "О пожарной безопасности"

- Федеральный закон "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности" от 22 июля 2008 г № 123-ФЗ

- Приказ МЧС России от 26 октября 2017 г. № 472 "Об утверждении Порядка подготовки личного состава пожарной охраны" 

- Приказ Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 11.12.2020 года № 881 Н "Об утверждении Правил по охране труда в подразделениях пожарной охраны".

- Приказ МЧС России от 01.10.2020 N 737 "Об утверждении Руководства по организации материально-технического обеспечения Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий".

- Учебное пособие «Пожарно-техническая подготовка. Пожарная техника и аварийно-спасательное оборудование» Москва 2010 г. В.В. Теребнев, Ю.Н. Моисеев, В.А. Грачев;

- Справочник «Пожарная и аварийно-спасательная техника» под руководством Теребнева В.В., Семенова А.О., Моисеев Ю.Н., Грачев В.В., Тараканов Д.В;

- Справочник руководителя тушения пожара гарнизона пожарной охраны города;

- Видео сюжет по теме занятия.

  1. Развернутый план занятия





  1. Сбор личного состава и ознакомление с темой занятия.

  2. Доведения учебного материала

  3. Опрос по пройденной теме


Основные пожарные автомобили - мобильные средства пожаротушения, предназначенные для доставки личного состава к месту вызова, тушения пожаров и проведения аварийно-спасательных работ с помощью вывозимых на них огнетушащих веществ, пожарного и другого оборудования, а также для подачи к месту пожара огнетушащих веществ от других источников.
Основные пожарные автомобили подразделяются на:

  • пожарные автомобили общего применения;

  • пожарные автомобили целевого применения.

Пожарные автомобили общего применения предназначены для тушения пожаров в городах и других населенных пунктах.

Пожарные автомобили целевого применения предназначены для тушения пожаров на нефтебазах, химических, нефтехимических предприятиях, в аэропортах и на других специальных объектах;

Классификация пожарных автомобилей по назначению является главным, но не единственным методом классификации. На разных стадиях жизненного цикла (разработка типажа, создание, эксплуатация) пожарные автомобили классифицируются также по таким признакам, как колесная и посадочная формулы, компоновочная схема, применяемые средства тушения, полная масса автомобиля и прочим.

По числу осей и колесной формуле пожарные автомобили делятся на полноприводные с колесной формулой 4×4, 6×6, 8×8 и неполноприводные с колесной формулой 4×2, 6×2, 6×4, 8×4.

По посадочной формуле пожарные автомобили делятся на автомобили с расчетом:

  • 1+2 (или 1+1), т.е. без дополнительной кабины для личного состава;

  • 1+5 (или 1+6), т.е. с дополнительной кабиной с одним рядом сидений;

  • 1+8, т.е. с дополнительной кабиной с двумя рядами сидений.

В посадочной формуле первой цифрой обозначен водитель, второй – численность личного состава.

По компоновочной схеме базового шасси в зависимости от места расположения кабины пожарные автомобили подразделяются на автомобили с кабиной, расположенной за двигателем (задняя кабина), над двигателем (фронтальная кабина), перед двигателем (передняя кабина). Расположение кабины определяет свободное компоновочное пространство, что важно при создании пожарного автомобиля. При этом определенные преимущества имеет передняя кабина, создающая условия для снижения габаритной высоты машины.



По полной массе, от которой зависит количество вывозимых средств тушения, пожарные автомобили подразделяются на следующие классы:

  • легкий (L-класс) – от 2 до 7,5 т,

  • средний (M-класс) – от 7,5 до 14 т,

  • тяжелый (S-класс) – свыше 14 т.

По применяемым средствам тушения пожарные автомобили делятся на автомобили водного, пенного, порошкового, газового тушения, а также комбинированные (водопенные, водопорошковые, пенопорошковые, водопенопорошковые и прочие).

По приспособленности к климатическим условиям пожарные автомобили делятся на три группы. Для районов с умеренным климатом выпускают автомобили в нормальном (стандартном) исполнении. На базе этих автомобилей выпускают специальные автомобили в северном исполнении (подогрев воды в цистерне, утепление цистерны, специальная компоновка со средним расположением насоса, шасси в северном исполнении) и тропическом исполнении (повышенная эффективность системы охлаждения при стационарной работе, специальные покрытия).



Система обозначений, охватывающая типаж пожарных автомобилей (ПА), базируется на использовании комбинированного принципа с применением буквенных и цифровых символов.

Пожарные автомобили являются оперативными транспортными средствами, окрашиваются в установленные цвета, на них имеются опознавательные знаки. Кроме того, они оборудуются специальными световыми и звуковыми сигналами. Цветографические схемы ПА, наличие, содержание и общие требования к расположению опознавательных знаков и надписей, а также технические требования к специальным световым и звуковым сигналам установлены ГОСТ Р 50574-2002.

Пожарные автомобили окрашиваются в красный цвет. Для опознавательных знаков и контрастирующих элементов установлен белый цвет. Ходовая часть машин окрашивается в черный цвет.

На определенных местах указывается краткое обозначение типа пожарного автомобиля (АЦ, ПНС и др.), название города и номер пожарной части.

Надписи на поверхностях, окрашенных в основной цвет, должны выполняться контрастирующим цветом, а на поверхностях, окрашенных в контрастирующий цвет, – основным цветом. Не допускается нанесение и на наружные поверхности ПА надписей, рисунков и эмблем рекламного содержания.

Колена пожарных цистерн с автолестницами и автоподъемниками окрашиваются в белый или серебряный цвет, а выступающие и перемещающиеся части этих транспортных средств, представляющие опасность для обслуживающего персонала, должны быть окрашены чередующимися полосами красного и белого цвета.


Специальный звуковой сигнал создается сигнальным прибором (сиреной). В настоящее время получили распространение электрические звуковые сигналы постоянного тока с номинальным напряжением 12 и 24 В. Специальный звуковой сигнал имеет изменяющуюся основную частоту звучания.

Световая сигнализация ПА создается посредством маяков синего цвета. Сигнальный маяк (маяки) устанавливается на крыше ПА или над ней таким образом, чтобы специальный световой сигнал был виден со всех ракурсов (угол видимости в горизонтальной плоскости 360). При наличии заднего маяка (маяков) допускается уменьшение угла видимости переднего сигнального маяка до 180, но так, чтобы маяк не был закрыт со стороны передней части ПА).

Основные пожарные автомобили

общего применения

целевого применения

АЦ - автоцистерны

АА – аэродромные

АНР – насосно-рукавный

АП – порошкового тушения

АПП – первой помощи

АПТ – пенного тушения

АВД – с насосом высокого давления

АКТ – комбинированного тушения




АГТ – газового тушения




ПНС – насосная станция




АГВТ – гозоводяного тушения


АВТОЦИСТЕРНЫ ПОЖАРНЫЕ (АЦ)

Пожарная автоцистерна (АЦ) - это пожарный автомобиль, оборудованный пожарным насосом, емкостями для хранения жидких огнетушащих веществ и средствами их подачи и предназначенный для доставки к месту пожара личного состава, пожарно-технического вооружения и оборудования, проведения действий по его тушению и аварийно-спасательных работ.


Для выполнения основных функций пожарные надстройки АЦ включают:

  • цистерны для воды и баки для пенообразователя; 

  • пожарные насосы с трансмиссиями к ним; 

  • водопенные коммуникации и приводы управления механизмами.


Все элементы пожарных надстроек размещаются в кузовах, смонтированных на шасси грузовых автомобилей.

В пожарной охране используется большое число различных модификаций АЦ, сооруженных на полноприводных или неполноприводных шасси грузовых автомобилей производства различных заводов. Их пожарные надстройки укомплектованы элементами одинакового назначения. Однако на них используются пожарные насосы с различными характеристиками, цистерны и пенобаки с различной вместимостью, водопенные коммуникации могут быть по разному скомпонованными.

По вместимости для воды АЦ делятся на:

  • легкие - при вместимости цистерны для воды менее 2 м3 (менее 2 тонн);

  • средние - при вместимости цистерны для воды от 2 м3 и до 4 м3 (от 2 до 4 тонн);

  • тяжелые - при вместимости цистерны для воды 4 м3 и более (от 4 тонн и более).

Баки для пенообразователя изготовляют вместимостью от 0,08 до 1 м3, они должны составлять не менее 6 % от вместимости цистерны. Их конструируют из нержавеющей стали или пластика. Трубопроводы и арматура к ним должны изготовляться из коррозионностойких по отношению к пенообразователям материалам. Конструкция пенобаков должна исключать пролив пенообразователя из баков при движении АЦ и при его подаче в насос. Конструктивными мерами или компоновочными приемами должна обеспечиваться положительная температура пенообразователя в баках.

На АЦ нового поколения баки в поперечном сечении имеют форму квадрата с закругленными углами.

На пожарных автомобилях и АЦ применялся унифицированный центробежный насос ПН-40УВ и его аналоги. Эти насосы надежны в эксплуатации, они полностью обеспечивают подачу воды или растворов пенообразователя при тушении пожаров на различных объектах.

Разработка пожарных насосов нового поколения оказала влияние на расширение тактических возможностей АЦ. Вследствие этого стало возможным осуществлять переход от тушения насосами нормального давления к тушению посредством подачи воды или пены при высоком давлении - с использование комбинированных насосов или насосов высокого давления. Кроме того, созданы АЦ с насосами, работающими только от водопроводной сети.

Некоторые заводы практикуют установку на пожарных автомобилях насосов иностранных фирм, например Розенбауэр или Циглер.

Также, выпускаются АЦ гибридного типа, на которые устанавливаются автолестницы или коленчатые подъемники обладающие различными характеристиками. Автоцистерны с лестницей или коленчатым подъемником (АЦЛ, АЦКП) позволяют проводить работы на высоте до 17-20 метров и могут эффективно использоваться в городах и районах с застройкой домов 5–6 этажей.