Файл: Вопрос кп как отрасль российского права понятие, предмет и методы правового регулирования.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 04.02.2024

Просмотров: 527

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
3. Выдвижение кандидатов (списков кандидатов). 4. Предвыборная агитация. Осуществляется в агитационный период – со дня выдвижения кандидата (списка кандидатов) до дня, предшествующего дню голосования. 5. День перед выборами (агитация и некоторые другие избирательные действия запрещены). 6. Досрочное голосование – факультативная стадия. Досрочное голосование может проводиться только на муниципальных выборах, если законом соответствующего субъекта РФ не предусмотрено голосование по открепительным удостоверениям. 7. Голосование. Должно быть проведено в определенный срок после назначения выборов. Голосование может происходить только в воскресный день. Участковая комиссия обеспечивает возможность голосования вне помещения для голосования (на дому). 8. Повторное голосование (напр., второй тур на выборах Президента РФ) – факультативная стадия избирательного процесса. 9. Подсчет голосов. Осуществляется непосредственно членами участковой комиссии с правом решающего голоса, открыто и гласно, в присутствии наблюдателей, по его итогам составляется протокол. 10. Повторный подсчет голосов – чрезвычайная факультативная стадия избирательного процесса. 11. Определение итогов голосования. Осуществляется участковыми комиссиями путем составления протоколов об итогах голосования на избирательных участках. 12. Обработка итогов голосования, определение результатов выборов. Итоги голосования, на основании протоколов участковых комиссий, обрабатываются в соответствующих вышестоящих избирательных комиссиях, окончательные результаты выборов определяются соответствующей избирательной комиссией. 13. Официальное опубликование результатов выборов. Осуществляется в соответствующем официальном печатном издании избирательной комиссией, определяющей результаты выборов.

Вопрос 55 Избирательные комиссии: понятие, виды, порядок формирования, состав, полномочия.

В РФ действуют следующие виды избирательных комиссий (ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан РФ»).

1. Центральная избирательная комиссия РФ (ЦИК). Состоит из 15 членов (назначаются на 4 года), 5 из которых назначаются Государственной Думой, 5 – Советом Федерации, 5 – Президентом РФ, имеющих высшее юридическое образование. ЦИК осуществляет общий контроль за деятельностью нижестоящих избирательных комиссий, организацией и проведением выборов, организует и проводит выборы в федеральные органы государственной власти. Решения ЦИК обязательны для всех избирательных комиссий в России. 2. Избирательные комиссии субъектов РФ (ИКС). Формируется законодательным (представительным) органом государственной власти субъекта РФ (половина членов) и высшим должностным лицом субъекта РФ (руководителем высшего исполнительного органа государственной власти субъекта РФ – половина членов). Осуществляет контроль за деятельностью нижестоящих избирательных комиссий в данном субъекте РФ, проводит выборы в федеральные органы государственной власти на территории данного субъекта РФ, организует и проводит выборы в органы государственной власти данного субъекта РФ. 3. Избирательные комиссии муниципальных образований (ИКМО). Может быть юридическим лицом (если такое положение предусмотрено уставом соответствующего муниципального образования). Полномочия ИКМО могут возлагаться на соответствующую территориальную комиссию. Формирование ИКМО (на 4 года) осуществляется представительным органом местного самоуправления. 4. Окружные избирательные комиссии (ОИК). Формируются в случаях, предусмотренных законом, не являются юридическими лицами, их полномочия могут возлагаться на иные избирательные комиссии. ОИК формируется соответствующей ИКС. ОИК организует и проводит выборы на территории соответствующего избирательного округа, осуществляет контроль за деятельностью участковых комиссий на территории данного избирательного округа, определяет результаты выборов на территории соответствующего избирательного округа. Срок полномочий ОИК истекает в день официального опубликования решения о назначении следующих выборов соответствующего уровня. 5. Территориальные (районные, городские и другие) комиссии (ТК). Является постоянно действующим органом, ее члены (5–9 человек) назначаются соответствующей ИКС. ТК организует и проводит выборы на соответствующей территории, осуществляет контроль за деятельностью нижестоящих избирательных комиссий.

6. Участковые комиссии (УК). Формируется соответствующей вышестоящей избирательной комиссией. Обеспечивает процесс голосования избирателей, подсчета их голосов на соответствующем избирательном участке. Создаются только на период подготовки и проведения голосования. Члены УК непосредственно подсчитывают бюллетени. Если нет жалоб на ее действия, полномочия участковой комиссии прекращаются через 10 дней после официального опубликования результатов соответствующих выборов.

Вопрос 56 Территориальные формирования по выборам. Виды избирательных округов.

1. Образование избирательных округов- вторая стадия избирательного процесса. Избирательный округ - это территория, от которой избирается депутат (депутаты), выборное должностное лицо (лица). В основе образования избирательных округов лежит территориальный принцип, то есть избиратели распределяются по округам в соответствии с их постоянным или преимущественным проживанием на определенной территории. Данный принцип соответствует принципам всеобщего и равного избирательного права, так как все избиратели принимают участие в выборах на равных основаниях. Кроме территориального принципа образования избирательных округов возможны производственный, корпоративный, сословный и иные принципы, использовавшиеся в истории института выборов. Территориальный принцип является наиболее демократичным.

Избирательные округа разделяются на виды по нескольким основаниям. По числу избираемых депутатов (выборных должностных лиц) различаются одномандатные и многомандатные округа. Одномандатным является округ, в котором избирается одно лицо, многомандатным - несколько (два и более) лиц. Избирательные округа, образуемые при выборах депутатов представительных органов, в зависимости от разновидности территориального принципа разделяются на округа, образованные на основе единой нормы представительства, и административно-территориальные округа.

Единая норма представительства означает, что избирательные округа являются равными по числу объединяемых в них избирателей. Данное правило исходит из необходимости получения такого результата, когда каждое избранное лицо имело бы одинаковый «удельный вес» народного доверия, а каждый избиратель был бы одинаково представлен в законодательном (представительном) органе государственной власти (местного самоуправления).


В основе образования админнстративно - территориальных избирательных округов лежит административно-территориальное деление Российской Федерации. Такие округа предполагают в качестве «цены» одного депутатского мандата не равное по сравнению с наполнением другого мандата количество избирателей, а избирательный корпус административно-территориальной единицы (муниципального образования).  Административно - территориальные округа традиционно используются для образования в составе представительного органа «верхней» палаты - палаты представителей от каждой обособленной единицы территории. Таким образом, депутаты, избранные по административно-территориальным округам, являются прежде всего представителями интересов своих административных (муниципальных) единиц (населения этих единиц).  Данная разновидность округов используется для формирования «верхних» палат региональных парламентов в Башкортостане, Кабардино-Балкарии, Карелии, Республике Саха (Якутия), а также для формирования части однопалатного парламента в Республике Марий Эл, Чувашии, Ненецком автономном округе.

Два этих принципа образования округов для выборов представительных органов могут сочетаться. Так, для выборов депутатов Государственной Думы по мажоритарной избирательной системе образуются округа, основанные на единой норме представительства, но не  менее одного избирательного округа на субъект Российской Федерации.

В случае избрания от всей территории, в рамках которой проводятся выборы, одного лица, а также при использовании пропорциональной избирательной системы образуется избирательный округ, включающий в себя всю эту территорию. Так, депутаты Государственной Думы, избираемые по пропорциональной системе, избираются от общефедерального многомандатного округа, включающего всю территорию Российской Федерации. Также по общефедеральному округу избирается Президент РФ. Аналогичным образом по соответствующим округам избираются главы субъектов Российской Федерации, главы муниципальных образований.
Федеральный закон «Об основных гарантиях избирательных прав граждан» предусматривает образование только «чисто» территориальных округов и предъявляет к ним следующие требования:

1) примерное равенство одномандатных избирательных округов по числу избирателей с допустимым отклонением от средней нормы представительства избирателей не более чем на 10%, а в труднодоступных и отдаленных местностях - не более чем на 15%.*   При образовании многомандатных избирательных округов соблюдается примерное равенство числа избирателей на один депутатский мандат. Отклонение числа избирателей в многомандатном избирательном округе от средней нормы представительства избирателей, умноженной на число депутатских мандатов в данном округе, не может превышать 10%, а в труднодоступных и отдаленных местностях - 15% от средней нормы представительства. Данное требование не применяется при выборах в федеральные органы власти, если федеральным законом установлена обязательность образования не менее одного избирательного округа на территории каждого субъекта Федерации;


2) избирательный округ составляет единую территорию, не допускается образование избирательного округа из не граничащих между собой территорий;

3) при соблюдении первых двух условий учитывается  административно - территориальное устройство(деление) субъекта Российской Федерации, территории муниципальных образований.

 

Закон также предъявляет особое требование к многомандатным округам: число мандатов, подлежащих распределению в таком округе не может превышать пяти. Данное требование установлено законодателем с целью исключить возможность того, что в избирательном бюллетене будет содержаться большое количество кандидатов и выбор избирателя между ними будет затруднен. Еще одним недостатком могло бы явиться то, что голоса избирателей будут «распылены» между многочисленными кандидатами и победитель в рамках системы относительного большинства будет избран очень малым количеством голосов.

Организационная сторона образования избирательных округов регулируется следующим образом. Соответствующая избирательная комиссия не позднее чем за 70 дней до дня голосования определяет схему образования избирательных округов, в которой обозначены их границы, перечень административно-территориальных единиц, или муниципальных образований, или населенных пунктов (улиц, домов), входящих в каждый избирательный округ, номер и центр каждого избирательного округа, число избирателей в каждом округе. Данная схема не позднее чем за 60 дней до дня голосования утверждается соответствующим представительным органом государственной власти (местного самоуправления).                                     

2. Образование избирательных участков. Избирательные участки представляют собой структурные единицы избирательных округов, предназначенные для непосредственной организации голосования избирателей. Избирательные участки не должны пересекать границ избирательных округов.

Избирательные участки образуются главой муниципального образования по согласованию с избирательными комиссиями на основании данных о численности избирателей, зарегистрированных на территории избирательного участка, из расчета не более чем 3 тысячи избирателей на каждом участке.

Избирательные участки могут образовываться за пределами Российской Федерации для голосования граждан Российской Федерации, находящихся на территории иностранных государств. Эти участки образуются руководителями дипломатических представительств или консульских учреждений Российской Федерации. В данном случае норма о равной численности избирателей на каждый участок не применяется.