Файл: Сущность и понятие 5.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 04.02.2024

Просмотров: 423

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


Взаимная взаимосвязь национальной и мировой системы не означает их тождества, поскольку различны их задачи, условия функционирования и регулирования, влияние на экономику отдельных стран и мировое хозяйство.

Рассматриваемая нами взаимосвязь, оправданна, но юриспруденция, рассматривающая сущность и содержание таких крайне разнородных понятий, как налоговые льготы, депозитные сертификаты, слитки драгоценных металлов, расписки, талоны на метро, гораздо более пристально и с точки зрения совсем иных критериев.

Основой национальной валютной системы является национальная валюта, установленная законом денежная система государства.

Деньги, используемые в международных операциях, именуются валютой.

Иностранная валюта используется в международных валютных операциях, расчетных, финансовых операциях, которые хранятся на счетах в банках, но не являются особым платежным средством, используемым на территории другого государства.

В период сильной инфляции, экономической и политической нестабильности в стране национальную валюту вытесняет более стабильная валюта, в современных условиях – доллар, евро, которые происходят в экономике стран мировых держав.

Категория валюта обеспечивает взаимосвязь и взаимодействие национального и мирового хозяйства.

Государства-члены должны использовать не только торговый потенциал, обеспеченный соответствующими правовыми мерами в пределах своих юрисдикций, но и установить порог долговой нагрузки на бюджет, в том числе и через соответствующие финансово-правовые меры центральных банков. Такой комплексный подход устанавливает цели по валютному курсу, с одной стороны, и ограничения в ведении денежно-кредитной и налоговой политики, с другой 11, с. 144.

Более того, раз валютные интервенции (которые также были упомянуты ранее) направлены на стабилизацию финансовой системы, то и их применение тоже может быть ограничено или, наоборот, станет обязательным.

Междисциплинарное исследование экономики и права позволяет использовать методологию поиска баланса публичных и частных интересов. Результатом применения такой методологии стало появление автономных систем договоров как в международном, так и во внутригосударственном праве.

Создание регионального объединения по типу трансатлантического партнерства заставило по-новому оценить роль международного права в достижении баланса интересов договаривающегося государства и международного сообщества, создаваемого на основе международного договора.


В этом содержится основное содержание тенденции развития регионального и глобального сотрудничества государства в рамках международного права.

Тенденции развития функционального предназначения валютного курса направлены на ограничения в сфере решения многих политических, экономических вопросов.

Валютный курс зависит от полномочий органов государственной власти по проведению контроля за определением таможенной стоимости, расчета и уплаты таможенных платежей, осуществлению расчетов по сделке, выдаче предписания об устранении правонарушения, по применению мер ответственности.

Каждый год, по мнению экономистов и ведущих аналитиков страны, кредитование граждан происходит в национальной валюте, что способствует ее дальнейшему росту и укреплению на мировом уровне.

Особую роль играют и международные резервы, формируемые центральным банком в иностранной валюте. Такие мероприятия способны укрепить национальную валюту, повысить спрос на нее 15, с. 34.

Купля-продажа иностранной валюты государством позволяет поддерживать ликвидность валютного курса, сдерживать неправомерный рост, вызывать ажиотаж среди населения.

Во-вторых, учитываются процентные ставки. При этом за основу берутся различные страны. Финансовые аналитики, экономисты, ученые проводят анализ ведущих мировых рынков, составляют прогнозы, отчеты.

В этом случае выделяются два наиболее существенных обстоятельства:

1) изменение процентной ставки в государстве способствует изменения уровня инфляции и увеличение курса иностранной валюты и снижения рубля в цене.

Однако стимулирование притока иностранных инвестиций в экономику страны поднимет валютный курс рубля и стабилизирует ситуацию на рынке валют;

2) производимые операции, расчеты при помощи валюты находятся в тесной взаимосвязи и зависят от процентной ставки, формируемой на валютном рынке.

В-третьих, валютные операции могут быть подвластны различным манипуляциям как правомерного, так и неправомерного уровня.

Такой фактор формирования валютного курса рубля характеризуется тем, что при наличии определенных изменений в курсе валюты, банки могут заранее проводить обмен, постепенно ухудшая позицию рубля на мировом рынке.

Такое занижение стоимости национальной валюты очень плохо отражается на экономике страны, в результате происходят случаи спекуляции наиболее выгодным курсом продажи и купли валюты на внутренних рынках страны.

В-четвертых, платежи, осуществляемые в валюте, в рублях, могут задерживаться. Любая просрочка платежа не выгодна экономике страны. Импортеры стремятся увеличить размер

платежа за счет колебания курса рубля, искусственно занизить ему цену.

В таком случае потери государства и населения страны очень велики. Государством терпит убытки, которые старается возместить за счет населения, увеличивая при этом налоговые ставки и обязательные платежи внутри страны.

В-пятых, инфляция. Такое состояние курса рубля способно снизить курс рубля, обесценить его в глазах государства и общества 13, с. 514.

В такой ситуации очень велика зависимость валютного курса от темпа инфляции у стран с большим объемом международного обмена и купли продажи товарами, где главной расчетной единицей выступает рубль.

Следует обратить внимание на то, что легальное определение иностранной валюты для целей валютного регулирования и валютного контроля трактуется достаточно широко, поскольку, помимо валют иностранных государств в наличной и безналичной формах, в него включены также международные денежные или расчетные единицы. Исходя из этого определения, специалисты отмечают, что российское законодательство легального определения иностранной валюты и ее признаков не содержит. Правовые акты лишь ограничиваются перечислением объектов, которые относятся к иностранной валюте в наличной и безналичной форме. При этом под международными денежными единицами предлагается понимать денежные единицы, которые используются несколькими государствами (группой государств) в качестве законного платежного средства на своей территории, в том числе в виде денежных знаков (монет, банкнот), в частности евро 9, с. 44.

Такие системы эксплуатируются исключительно в виртуальном пространстве, в большинстве своем основываются на принципах децентрализации, не имеют единого органа управления и автономны по отношению к национальным денежно-валютным системам. В связи с этим справедливо отмечается, что возникновение электронных денег, включая криптовалюты, сопровождается постепенным выходом денег из-под юрисдикции государств и утратой контроля со стороны национальных банков за денежной массой, поскольку современные информационные технологии позволяют организовывать свободное обращение криптовалют. Поэтому отношение к денежным инструментам подобного рода должно строиться исходя из этой потенциальной опасности для денежного суверенитета государств

2.Исследование современной валютной системы Российской Федерации

2.1 Становление валютной системы Российской Федерации

Нормативное регулирование валютных отношений в этот период было крайне фрагментарным, фактически не соответствующим наметившимся в стране изменениям.

По мере наращивания темпов экономических реформ валютное законодательство шло по пути ограничения прерогатив государства с одновременным расширением компетенции хозяйственного звена. Так, появилась конкуренция Внешэкономбанку со стороны коммерческих банков, получивших право на самостоятельную валютную деятельность: открытие и ведение валютных счетов клиентов, проведение международных расчетов.

Элементом валютной системы России является регулирование международной валютной ликвидности, т.е. в первую очередь официальных золотовалютных резервов, которые используются для обеспечения межгосударственных расчетов и регулирования валютного курса рубля. Эти резервы находятся во владении и распоряжении Центрального банка РФ и Министерства финансов РФ. Величина золотовалютных резервов и их структура постоянно колеблются в зависимости от состояния платежного баланса и конъюнктуры валютного рынка 18, с. 34. 

В России сложился правовой и институциональный механизм регламентации деятельности национальных органов управления валютными отношениями, проведения валютной политики и валютного регулирования. Это регулирование осуществляется по трем главным направлениям.

Во-первых, формируется и постоянно обновляется законодательная и нормативная база внешних валютно-кредитных и финансовых отношений. Руководство валютной политикой осуществляют Президент, Правительство, Государственная Дума и Совет Федерации. Они принимают законодательные акты в сфере валютных отношений, обеспечивают их соблюдение, распределяют полномочия и функции по управлению и регулированию. Законодательные акты конкретизируются и дополняются постановлениями Правительства, инструктивными документами Центрального банка РФ и других ведомств 14, с. 34.

Валютное законодательство России регулирует порядок проведения операций в национальной и иностранной валюте (куплю-продажу, ввоз и вывоз, право владения и т.д.), формирование валютных фондов, осуществление валютного контроля. Практически валютную политику проводят в жизнь Центральный банк РФ, Министерство финансов. Министерство экономики. Федеральная служба по валютному и экспортному контролю. Государственный таможенный комитет. Главный исполнительный орган валютного регулирования - Банк России - осуществляет валютное регулирование с помощью различных нормативных документов (инструкции, циркулярные письма и т.д.), выдает лицензии коммерческим банкам на право проведения валютных операций, контролирует эти операции, вводит ограничения внешних заимствований.


Во-вторых, функционирует механизм повседневного валютного контроля, перед которым поставлена цель - обеспечивать соблюдение участниками внешнеэкономической деятельности валютного законодательства, прежде всего установленных ограничений на переводы капиталов. Центральный банк РФ и Правительство РФ, являющиеся органами валютного контроля, а также выступающие в роли агентов валютного контроля Федеральная служба по валютному и экспортному контролю, Государственный таможенный комитет и другие ведомства добиваются, с одной стороны, полного и своевременного поступления экспортной выручки в Россию, а с другой - обеспечения обоснованности платежей в иностранной валюте за импортируемые товары. Непосредственные исполнители валютного контроля - уполномоченные коммерческие банки, подотчетные Центральному банку РФ. Они имеют сеть обменных пунктов для осуществления операций с гражданами по купле-продаже наличной иностранной валюты на рубли.

В-третьих, Центральный банк РФ, а также Правительство РФ, руководствуясь поставленными целями макроэкономической политики, осуществляют, каждый в пределах своей компетенции, текущее оперативное воздействие на функционирование валютного механизма: определяют режим валютного курса рубля; регулируют динамику рыночного валютного курса; предпринимают меры по обеспечению достаточного уровня и наиболее эффективной структуры официальных золотовалютных резервов; производят погашение государственного внешнего долга.
2.2 Проблемы развития валютной системы Российской Федерации

Проблематика валютной системы занимает важное место в развитии интеграционных процессов.

Анализ механизма регулирования курса иностранной валюты или условных денежных единиц по отношению к рублю в период рассмотрения спора не влияет на размер государственной пошлины.

В денежном обязательстве может быть предусмотрено, что оно подлежит уплате в рублях в сумме, эквивалентной определенной сумме в иностранной валюте или в условных денежных единицах (экю, "специальных правах заимствования" и др.). В этом случае подлежащая уплате в рублях сумма определяется по официальному курсу соответствующей валюты или условных денежных единиц на день платежа, если иной курс или иная дата его определения не установлены законом или соглашением сторон.

Определение валюты выплаты компенсации по международному арбитражному разбирательству - одна из наиболее сложных задач, стоящих перед арбитражным трибуналом. Окончательный размер выплат в зависимости от валюты может сильно различаться и не только покрыть ущерб, но и принести некоторый доход истцу 19, с. 74.