Файл: Использование здоровьесберегающих технологий в дополнительном образовании.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 04.02.2024
Просмотров: 27
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ - БЫКОВСКАЯ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА №15 | ||
(наименование образовательной организации) | ||
( | МОУ БЫКОВСКАЯ СОШ №15 | ) |
(сокращенное наименование) |
(Центр «СОДЕЙСТВИЕ»)
Доклад на тему: «Использование здоровьесберегающих технологий
в дополнительном образовании»
МОУ Быковская СОШ №15
(Центр «СОДЕЙСТВИЕ»)
Педагог-организатор
Фадин Александр Алексеевич
Быково
2022
Понятие, цели и задачи здоровьесберегающих технологий.
Под здоровьесберегающими образовательными технологиями в расширенном смысле можно понимать все те технологии, использование которых в образовательном процессе идет на пользу здоровья воспитанников. Это совокупность приемов, методов, методик, средств обучения и подходов к образовательному процессу, при котором выполняются как минимум 4 требования:
-учет индивидуальных особенностей;
-привитие знаний воспитаннику в умении самостоятельно защищать себя от стрессов, обучения его средствам психологической защиты;
-не допускать чрезмерной изнуряющей физической, эмоциональной нагрузки при освоении материалов;
-гарантирование благоприятного морально-психологического климата в коллективе.
Наша цель конкретизирована следующими задачами:
-пропаганда здорового образа жизни, укрепление здоровья, содействие гармоническому физическому развитию обучающихся;
-популяризация спортивных игр как видов спорта и активного отдыха;
-формирование у воспитанников устойчивого интереса к занятиям физкультурой и спортом;
- развитие физических способностей (силовых, скоростных, выносливости, гибкости, ловкости);
-формирование у обучающихся необходимых теоретических знаний;
-воспитание моральных и волевых качеств.
Основными мероприятиями здоровьесберегающей деятельности по праву считаются:
организация физкультурно-оздоровительных и спортивно-массовых мероприятий;
реализация системы просветительской работы с обучающимися по формированию у них культуры отношения к своему здоровью;
повышение уровня образованности в области физической культуры, спорта и здорового образа жизни;
формирование у воспитанников устойчивого интереса и потребности в регулярных занятиях физической культурой и спортом и навыков здорового образа жизни;
развитие и саморазвитие личности воспитанника через интегрированное и проектное обучение основам здорового образа жизни.
Средства и методы здоровьесберегающих технологий
Для достижения целей здоровьесберегающих образовательных технологий обучения применяем следующие группы средств:
1.средства двигательной направленности;
2.оздоровительные силы природы;
3.гигиенические факторы.
Комплексное применение этих средств позволяет решить задачи педагогики оздоровления.
К средствам двигательной направленности относятся такие двигательные действия, которые направлены на реализацию задач здоровьесберегающих образовательных технологий обучения. Это – движение; физические упражнения; лечебная физкультура, подвижные игры; специально организованная двигательная активность воспитанника.
Использование оздоровительных сил природы оказывает существенное влияние на достижение целей здоровьесберегающих образовательных технологий обучения. Проведение занятий на свежем воздухе способствует активизации биологических процессов, вызываемых процессом обучения, повышают общую работоспособность организма, замедляют процесс утомления и т.д.
К гигиеническим средствам достижения целей здоровьесберегающих образовательных технологий обучения, содействующим укреплению здоровья и стимулирующим развитие адаптивных свойств организма, относятся: выполнение санитарно-гигиенических требований, регламинтированных СанПиНами; личная и общественная гигиена (чистота тела, чистота мест занятий, воздуха и т.д.); проветривание и влажная уборка помещений для занятий; соблюдение общего режима двигательной активности, режима питания и сна; привитие воспитанникам
элементарных навыков при мытье рук, использовании носового платка при чихании и кашле и т.д., обучение детей элементарным приемам здорового образа жизни (ЗОЖ), простейшим навыкам оказания первой медицинской помощи (при порезах, ссадинах, ожогах, укусах); ограничение предельного уровня учебно-тренировочной нагрузки во избежание переутомления.
Несоблюдение гигиенических требований к проведению занятий снижает положительный эффект здоровьесберегающих образовательных технологий обучения.
Одним из главных требований к использованию перечисленных выше средств является их системное и комплексное применение в виде занятий с использованием профилактических методик; с чередованием занятий с высокой и низкой двигательной активностью; в виде реабилитационных мероприятий; через массовые оздоровительные мероприятия, спортивно-оздоровительные мероприятия; выход на природу, экскурсии, через здоровьесберегающие технологии процесса обучения и развития в работе с семьей с целью пропаганды здорового образа жизни.
На основе существующей практики выделяем следующие методы: рассказ, демонстрация, видеометод, упражнение, игровой метод, соревновательный метод, беседа, активный метод обучения.
С обучающимися Центра регулярно проводятся беседы о правилах соблюдения режима дня, разучивания комплексов упражнений для утренний зарядки, особенностях закаливания организма.
Физкультурные занятия проводятся 4 раза в неделю. Они направлены на укрепление здоровья обучение двигательным умениям и навыкам, развития физических качеств. Регулярные занятия физкультурой укрепляют организм и способствуют повышению иммунитета. Занятия общей физической подготовкой направлены на развитие силы, укрепления здоровья и формирования пропорциональной фигуры.
В Центре «СОДЕЙСТВИЕ» уже традиционно для обучающихся проводится активный отдых (физкультурный досуг, физкультурный праздник, «День здоровья»). При проведении досугов, праздников все дети приобщаются к непосредственному участию в различных состязаниях, соревнованиях, с увлечением выполняют двигательные задания, при этом дети ведут себя более раскованно, чем на физкультурном занятии, и это позволяет им двигаться без особого напряжения.
В нашем центре также проводятся спортивные соревнования и физкультурно-оздоровительные квесты (русская традиционная игра «Кила», «Зарница», «Квест –игры»). Обучающиеся во время соревнований проявляют волю к победе, показывают высокие результаты, тем самым формируются и морально-волевые качества. Это основательно способствует развитию интереса обучающихся к занятиям спортом.
Подвижные и спортивные игры проводим на спортивной площадке или в игровой комнате. Игры подбираются в соответствии с возрастом обучающихся и их подготовленности. Подвижные и спортивные игры, одна из здоровьесберагающих технологий, которая доставляет удовольствие детям, создает хорошее настроение, содействует укреплению дружбы, взаимопощи. Подвижные игры помогают совершенствованию и закреплению навыков в беге, прыжках, метанию и спортивных играх.
Выводы
Важными условиями, способствующими реализации здоровьесберегающей технологии образования, являются два обстоятельства:
-во-первых, внимательное отношение педагога к своему собственному здоровью и соблюдение тех правил поведения, которые называются здоровым образом жизни;
-во-вторых, общий настрой образовательного учреждения на создание рационального режима и благоприятных условий для воспитания и обучения детей, т. е. на содействие здоровью.
Таким образом использование технологий в физкультурно-спортивной работе, совершенствование физического состояния обучающихся через двигательную активность в итоге формируют стойкую мотивацию на здоровый образ жизни. Помогает ребятам стать добрее и сильнее духом, формирует гармонично развитую личность.
Использованная литература
1. Горбатенко О.Ф., Кадраильская Т.А., Попова Г.П. Физкультурно-оздоровительная работа. - Волгоград: Учитель, 2007
2. Коваленко В.И. Здоровьесберегающие технологии. – М., 2004 г.
3. Тарасова Т.А., Власова Л.С. Я и мое здоровье. - М.: Школьная Пресса, 2008 .
4. Феоктистова В.Ф. Образовательные здоровьесберегающие технологии.- Учитель 2009 г.