ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 11.03.2024

Просмотров: 162

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

14. Для всех с\х предприятий Мин-м с\х РФ рекоменд-н бланк годового плана производственно-фин-й деят-ти. Единая форма плана дает возм-ть получать сводные планы по рай-м, обл-м, республикам. Кроме того, она позв-т обесп-ть пред-я едиными методич-ми рекомен-ми по разр-ке год-х пл-в. Состав разд-в и показ-й год-го плана зависит от специфики и отраслевой принадл-ти пред-ия, сложившихся в нем мет-в упр-я, традиций, управленч-й кул-ры, сост-я эк-ки, рын-й конъюнктуры и др. План сод-т 36 форм, сгруппир-х в 7 разд-в: юрид-й статус, организац-я стр-ра, осн-е эк-е показ-ли, производственная программа, ценообраз-е, инвестиц-я деят-ть, фин-я деят-ть. В разделе «Производств-я программа» хар-т факторы осн-х, вспомог-х, обсл-х и пром-х произв-в, порядок формир-я издержек пр-ва и осущ-я экспортно-имп-х оп-ций.

15. В с/х произв-ве, чтобы обеспечить своеврем-е выполнение работ, необходимо составлять планы на более короткие периоды – оперативные, в которых детально определяется организ-я отд-х рабочих проц-в. К опер-м планам на с/х предпр-х относят рабочие планы по периодам с/х работ в раст-ве, планы-наряды, квартальные плановые задания в жив-ве. Опер-е планы по периодам работ разраб-ся в раст-ве, жив-ве, строит-ве, обслуж-х и подсоб-х производ-х. В отраслях раст-ва использ-т опер-е рабочие планы по периодам с/х работ, реализ-ии прод-ии и обслуж-ю техники. Их сост-т на основе годовых планов предпр-я, подразд-й и технол-х карт по воздел-ю с/х культур. Выдел-т 5 периодов с/х работ в раст-ве, на каждый из которых разраб-т рабочие планы по предпр-ю и структ-м подразд-м. 1-весенние работы: боронование, культив-я, внес-е удобр-й, посев и посадка с/х культур, др работы. 2-уход за раст-ми, парами и уборка сена: междуряд-я обраб-ка пропаш-х культур, подкормка посевов, полив, опрыскивание и опыливание с/х культур от вредителей и болезней, обраб-ка паров, уборка сена. 3-уборка оз-х и ранних яр-х культур, посев оз-х под урожай будущего года и подъем зяби. 4- осенние работы: уборка поздних яр-х зерновых и технич-х культур, продолжение подъема зяби, заготовка сенажа и силова, реализ-я прод-ии. 5- зимние работы: подвозка кормов к фермам, снегозадержание, заготовка удобрений вывоз навоза, ремонт тракт-в, с/х машин и т.д. В плане опред-т ежеднев-ю потреб-ть в раб-й силе, тракторах, с/х технике, автом-х, хивой тягловой силе, метер-х, предусм-т расстан-ку рабочих и и средств мех-ии, мероприятия по высокопроизводит-му использованию МТП. Типовых форм рабочих планов нет. Примерный рабочий план должен вкл-ть след-е показ-ли: -виды работ с указ-м объема и кач-ва их выполнения; -календар-е сроки каждой работы и число рабочих дней; -место проведения работы; -состав агрегатов; -число людей для обслуж-я агрег-в и выполнения мех-х и ручных работ; -сменные нормы выработки; ежедневную потреб-ть в тракторах, машинах и орудиях, трансп-х сред=х и рабочей силе. Раб-е планы дают возмож-ть опред-ть приоритеты в работе, вовремя привлеч средства мех-ии и людей к выполнению отд-х проц-в. Орг-ия рабочих проц-в осущ-ся на основе заранее провед-х плановых расчетов, что обеспеч-т их выполнение в оптим-е сроки, дает возмож-ть избежать простоев и холостых переездов агрегатов, производительно использовать техническую и рабочую силу. В соответствии с рабочим планом готовят необход-е кол-во семян, топлива, смозоч-х мат-в, удобрений.


16. В с.х .производстве, чтобы обеспечить свое­временное выполнение работ, необходимо составлять планы на более короткие периоды — оперативные, в которых детально оп­ределяется организация отдельных рабочих процессов. К оперативным планам на сельскохозяйственных предприяти­ях относят рабочие планы по периодам сельскохозяйственных ра­бот в растениеводстве, планы-наряды, квартальные (месячные, декадные) плановые задания в животноводстве. Оперативные планы по периодам работ разрабатывают в расте­ниеводстве, животноводстве, строительстве, обслуживающих и подсобных производствах. В отраслях растениеводства используют оперативные рабочие планы по периодам сельскохозяйственных работ, реализации про­дукции и обслуживанию техники. Их составляют на основе годо­вых планов предприятия, подразделений и технологических карт по возделыванию сельскохозяйственных культур. Выделяют пять периодов сельскохозяйственных работ в расте­ниеводстве, на каждый из которых разрабатывают рабочие планы по предприятию и структурным подразделениям. I—весенние работы: боронование, культивация, внесение удобрений, посев и посадка сельскохозяйственных культур, дру­гие работы. II—уход за растениями, парами и уборка сена: междурядная обработка пропашных культур, подкормка посевов, полив, опрыскивание и опыливание сельскохозяйственных культур от вредителей и болезней, обработка паров, уборка сена с естественных сенокосов и сеянных трав и др. III—уборка озимых и ранних яровых культур, посев озимых под урожай будущего года и подъем зяби. Одновременно прово­дится комплекс работ по подработке зерна, скашиванию силосных культур и закладке силоса, скирдованию соломы, лущению стер­ни, внесению удобрения и др. IV— осенние работы: уборка поздних яровых зерновых и тех­нических культур, продолжение подъема зяби, заготовка сенажа и силоса, реализация продукции по договорным обязательствам ит. д. V — зимние работы: подвозка кормов к фермам, снегозадержа­ние, заготовка удобрений, вывоз навоза, подработка семян, ре­монт тракторов, сельскохозяйственных машин и др. Типовых форм рабочих планов нет. Примерный рабочий план должен включать следующие показатели: - виды работ с указанием объема и качества их выполнения; - календарные сроки каждой работы и число рабочих дней; - место проведения работы (номер севооборота, поля, культу­ры); - состав агрегатов; - число людей для обслуживания агрегатов и выполнения меха­низированных, конно-ручных и ручных работ; - сменные (дневные) нормы выработки; - ежедневную потребность в тракторах, машинах и орудиях, транспортных средствах и рабочей силе. Другой вид оперативного планирования на сельскохозяйствен­ных предприятиях — план-наряд. План-наряд представляет собой задание на выполнение определенных работ бригаде, звену, агре­гату, отдельным работникам. Задание выдают в письменной фор­ме, иногда устно, рассчитаны они на различные сроки, как прави­ло на 1 —10 дней. В плане-наряде указывают виды работ, место их выполнения, объем и сроки, нормы выработки, агротехнические требования, число необходимых работников, а также машин, орудий, рабочего скота. По окончании смены или срока плана-наряда бригадир на об­ратной стороне отмечает объем выполненных работ, сроки их вы­полнения, качественные показатели, число задействованных ра­ботников, расход топлива и т. д. В результате план-наряд превра­щается в учетный документ, используемый для контроля за выполнением работ. В животноводческих отраслях сельскохозяйственных предпри­ятий в качестве оперативных планов используют декадные, месяч­ные и квартальные задания по производству молока, мяса, яиц, получению приплода, постановке животных на откорм и снятию их с от­корма и др. При составлении месячных плановых заданий по производству продукции животноводства показатели выхода продукции уточня­ют в зависимости от периода, норм кормления и условий содержа­ния скота. Производство мяса в живой массе по месяцам может быть рас­считано на основе помесячного оборота стада. Для этого по каж­дой половозрастной группе устанавливают среднемесячное пого­ловье животных, число кормо-дней по группам скота за месяц и среднесуточный прирост живой массы. Хорошо налаженный контроль за выполнением оперативных планов способствует повышению ответственности руководителей и специалистов предприятий, активности работников, позволяет определить и поощрить лучших из них. Один из действенных видов контроля — периодический конт­роль за выполнением оперативных планов. В конце определенно­го периода сельскохозяйственных работ сравнивают намеченное и достигнутое, то есть плановые показатели с фактическими данны­ми учета. Текущий контроль дополняет перио­дический данными проверки выполнения планов за более корот­кий промежуток времени, дает возможность оперативно выявить и своевременно устранить недостатки. К проведению оперативно­го контроля следует привлекать и самих исполнителей работ, ко­торые морально и материально заинтересованы в своевременном и качественном их выполнении.


17. Стратегическое планирование на предприятии АПК — один из видов долгосрочного планирования. Стратегическое планирование — это процесс разработки и реа­лизации стратегии формирования и развития предприятия как со­циально-экономической системы, его структурных подразделений в будущем на основе прогнозирования тенденций, определяющих параметров внешней среды, представляющих угрозу или благо­приятные возможности для расширенного воспроизводства, приоритетных направлений и методов целенаправленного поддержа­ния динамичной пропорциональности и эффективного использо­вания стратегических ресурсов. Стратегическое планирование на предприятии — это подсисте­ма управления, ориентированная на стратегические цели, задачи, факторы, проблемы, будущую деятельность, информацию, компо­ненты внешней среды, результаты, альтернативы. Стратегическое планирование — значительно более сложный процесс по сравнению с традиционным перспективным планиро­ванием, что обусловлено объективными и субъективными трудно­стями. Оно приводит к более значительным и предсказуемым ре­зультатам. Стратегическому планированию присущи особые принципы, к основ­ным из них относятся: - стратегическая направленность всех моментов стратегиче­ского планирования, предполагающая использование стратеги­ческой информации при анализе окружающей среды, определе­ние ключевых проблем, существенно влияющих на функциони­рование предприятия, анализ альтернатив развития, выявление возможности изменения существующих и появления новых тен­денций и т. д.; - ориентация на систему хозяйствования, легко адаптирующу­юся к изменениям внешней и внутренней среды предприятия; - обоснование временного горизонта решения стратегических задач; - ориентация на стратегические точки роста и приоритетные направления развития предприятия и его подразделений; - обеспечение максимальной децентрализации в сочетании с элементами необходимой централизации и интеграции при орга­низации планирования; - оптимальное использование стратегических возможностей; - взаимосвязь между стратегическим и тактическим планирова­нием. Функции стратегического планирования на предприятии сле­дующие: - определение стратегии, миссии, целей и задач развития пред­приятия; - создание стратегических хозяйственных подразделений; - обоснование и уточнение основных целей маркетинговых ис­следований; - выполнение ситуационного анализа и выбор направления экономического роста предприятия; - разработка стратегии маркетинга и укрупненное планирова­ние производства продукции; - выбор тактики, планирование способов и средств достижения поставленных задач; - контроль и оценка основных результатов, корректировка выбранной стратегии и способов ее реализации. Персональную ответственность за разработку стратегическо­го плана несет руководитель предприятия в лице генерального директора, председателя производственного кооператива и т. д. В его функции входят выработка и согласование основных це­лей и плановых показателей с правлением предприятия, подбор персонала, обеспечение соответствия текущей деятельности стратегическим ориентирам, принятие окончательных решений по любым вопросам.


18. В практике внутрихоз-го план-я условно м. выд-ть 4 осн-х этапа, в теч-ии к-х осущ-ся полный цикл меропр-й по разр-ке пл-в на пред-ии и в его подразд-х: орг-ция работы в предпл-й период; разр-ка плана на пред-ии; составл-е пл-х зад-й для внутрихоз-х подразд-й; освоение плана и контроль за его выполн-ем. На 2-м и 3-м этапах план-я осущ-т разр-ку пл-в пред-я в целом и его структ-х подразд-й. Разр-ку плана осущ-т группы спец-в соответ-ей отрасли и вида деят-ти, каждая из к-х раб-т по своим рес-м в тесном контакте и под рук-м экон-й группы. Планово-экон-й отдел пред-я опр-т объемы тов-й пр-ции и доводит их до отрасл-х производ-х отделов пред-ия. Посл-е сост-т проекты отд-х разд-в плана. После разр-ки разд-в плана произв-ся их взаимная увязка, а при необх-ти – коррект-ка по рес-м и срокам вып-ия запланир-х меропр-й. очеред-ть разр-ки разд-в плана зависит от производ-го напр-я хоз-ва. Н-р, на пред-х растениеводч-го план-ия в 1-ю очередь разр-т раздел «Плани-е разв-я отрасли раст-ва». Затем намеч-т разв-е жив-ва с учетом максим-го испол-я отх-в отраслей полеводства и возмож-й пр-ва кормов. На 3-м этапе внутрихоз-го план-я осущ-т разр-ку и оформл-е пл-в для структ-х подразд-й пред-ия. В основе планов – принцип распр-я объема произведенной пр-ции, к-й расчитан ранее в годовом плане пред-ия. На 4-м завершающем этапе план-ия осущ-ся освоение плана – довед-е его до каждого подразд-я и контроль за его выполн-м.

19. Основной документ стратегического планирования на пред­приятии — стратегический план, определяющий главные цели и стратегические линии, которым подчинены развитие, использова­ние и распределение имеющихся ресурсов. Структура стратегического плана предприятия может быть сле­дующей: В предисловии (резюме) характеризуют общее состояние предприятия — виды выпускаемой продукции, качество и безопасность использования, имидж, место в рейтинге подобных предприятий, основные технико-экономические показатели деятельности за последние 5 лет и на планируемый период, дают краткую характеристику ресурсного потенциала, а также конкурентоспособности товаров и предприя­тия на конкретных рынках, представля­ют основные показатели технологии, организации, менеджмента. Предисловие должно быть кратким, деловым, конкретным. Оно разрабатывается в после­днюю очередь, после обоснования всех разделов стратегического плана. В разделе «Цели и задачи предприятия» формулируют цели предприятия, определяют его организационно-правовую форму, устав и особенности. В разделе «Текущая деятельность и долгосрочные задачи» рас­крывают организационную структуру предприятия, дают харак­теристику выпускаемых товаров, их конкурентоспособности на конкретных рынках, показывают связи предприятия с внешней средой, проверенными партнерами, рассматривают технико-экономические показатели предпринимательской деятельности за последние 5 лет и на будущее, а также другие показатели и све­дения, не представляющие коммерческой тайны. Раздел «Стратегия маркетинга» включает разработку следую­щих компонентов. Стратегия продукта. Разрабатывают типовые решения (под­ходы) по модификации, созданию нового продукта и выводу про­дукции с рынка. Стратегия каналов распределения товара. Определяют пря­мые, косвенные и смешанные каналы. Стратегия продвижения товара. Рассматривают возможности рекламы, стимулирования сбыта, пропаганды, личных продаж. Стратегия ценообразования. Рассматривают следующие типы решений: прочное внедрение на рынок, «снятие сливок», ус­тановление цен по одному из выбранных признаков. В разделе «Стратегия использования конкурентных преиму­ществ предприятия» должны быть проанализированы следующие вопросы: факторы макросреды, инфраструктура региона и микросреда предприятия; состояние техники, технологии, организации, системы управ­ления предприятием; конкурентные преимущества; выбор и обоснование стратегических факторов конкурентно­го преимущества; адаптация стратегических факторов конкурентного преиму­щества к стратегии предприятия. В разделе «Стратегия производства» рассматривают: организационно-технический уровень производства; уровень социального развития коллектива; деятельность предприятия в области охраны окружающей среды; стратегии развития производства; технико-экономическое обоснование прогнозов. В разделе «Социальная стратегия» рассматривают: базовую социальную стратегию, которая включает совершен­ствование социальной структуры производственного коллектива, укрепление здоровья работающих, улучшение условий и охраны труда; определяют основные цели и средства по со­зданию и совершенствованию социальной инфраструктуры пред­приятия; целевые программы — в практике российских предприя­тий разрабатывают такие целевые программы, как «Здоровье», «Жилье» и др. В разделе «Стратегия ресурсного обеспечения производства» освещают: ресурсное обеспечение производства и узкие места в органи­зации использования производственного потенциала; разработку новой стратегии обеспечения производства всеми видами ресурсов; технико-экономическое обоснование и согласование меро­приятий по реализации новой стратегии обеспечения производ­ства. В разделе « Стратегический финансовый план предприятия» фор­мируют и определяют использование финансовых ресурсов для реализации стратегии предприятия. Финансовая стратегия позво­ляет создавать и изменять финансовые ресурсы, определять их ра­циональное использование для достижения целей предприятия в изменяющихся условиях. В разделе «Стратегия НИОКР» рассматривают деятельность предприятия, направленную на создание новых технологий и ви­дов продукции. В этом разделе выделяют такие составляющие. Основные компоненты стратегии НИОКР: базовые стратегии, включающие защитную стратегию, на­правленную на сохранение своих позиций на рынке; наступатель­ную, направленную на разработку новых технологических реше­ний для реализации стратегии роста; защитно-наступательную, совмещающую первые две; стратегия проникновения на рынок, которая разрабатывается в случае, если имеется соответствующая технология; стратегия реакции — разрабатывается в случае возможности «технологического прорыва» со стороны конкурентов; предприя­тие, учитывая природу технологической угрозы, выбирает одну из следующих альтернатив: сохранение сложившегося состоя­ния; развитие существующих технологий; поддержание объема продаж без совершенствования технологии; внедрение новой технологии. В разделе «Стратегия внешнеэкономических отношений предпри­ятия» рассматривают следующие вопросы: экспортные цели; импортные цели; выбор рода международной деятельности; обоснование и согласование стратегии внешнеэкономических отношений предприятия. Раздел «Стратегия управления» включает следующие подразде­лы: стратегический контроль; внедрение стратегии в действие; управление стратегическими и тактическими решениями. Следующий раздел — «Организация реализации и контроля вы­полнения стратегического плана». Стратегический контроль включает: контроль окружающей среды; контроль стратегических действий; контроль стратегических изменений. В разделе «Приложение», как правило, содержатся следующие материалы: характеристика конкурентов; инструкции, методики, стандарты, описания технологий, программы и другие вспомогательные материалы; исходные данные для расчетов; пояснительные записки и т. д. Приведенные состав и содержание разделов стратегического плана примерные. На конкретном предприятии менеджеры, учи­тывая рекомендации методических указаний по планированию, самостоятельно строят стратегический план.


20. Любое коммерч-ое мероприятие принято начинать с составления бизнес – плана. Он нужен всем: банкам и спонсорам, сотрудникам уже дей-го пред-ия для понимания целей и перспектив развития, самому предприн-лю, чтобы проанал-ть свои идеи, их целесообразность и реал-ть.

Бизнес – план – док-т для планир-ия предприн-ой деят-ти, в кот описывают основные аспекты деят-ти пред-ия, анализируют проблемы, с кот оно может столкнуться, опред-ют способы решения этих проблем. Правильно составленный БП отвечает на вопрос: стоит ли вкладывать деньги в дело и принесет ли оно прибыль? БП представляет собой необх-ый в рын усл-ях инструмент технич-го, орг-но – экон-го, финн-го, управлен-го обоснования, включая взаимоотн-ия с банками и инвестиционными, сбытовыми орг-ми, посредниками, потреб-ми. БП имеет 2 направления: Внутреннее – подготовить заказчику инф-ию, программу реал-ии проектного предложения с оценкой рез-ов на каждом этапе реал-и; Внешнее – информировать о технич-их, орган-но –экон-их, финн-ых, юрид-их и прочих преимуществах (а также рисках и проблемах) внешнего инвестора, др. заинтерес-ых орг-ий (напр.КБ). Разработчики БП – фирмы, специал-ся в обл маркет-ой деят-ти, авторские коллективы, отдельные авторы. Док-т относится к перспективному план-ию, его рекомендуется составлять на 3-5 лет.

21. Бизнес – планир-е – упорядоченная совок-ть стадий и действий, связ-ых с анализом окруж среды, постановкой целей, осущ-ем план-ия (разработка бизнес – плана), продвижением бизнес – плана на рынок интеллектуальной собственности, его реал-ей, контролем за его выпол-ем.

Стадии процесса бизнес – планир-ия: Подготовительная – формир-ие перспективной бизнес – идеи, принятие реш о разработке системы финн-го обеспеч-ия подготовки бизнес – плана, открытие финансир-ия, создание группы разработки бизнес – плана. Стадия разработки бизнес – плана – формулировка целей (концепций), сбор исходных данных, выбор методики расчета, проведение необх-ых экон-их расчетов и подготовка бизнес – плана, его утверждение. Стадия продвижения бизнес – плана – орг-ия и проведение его презентации, переговоры с потенциальными партнерами по реал-ии бизнес – плана, согласование усл-ий с партнерами и оформление договорных отнош-ий, внесение корректив в план с учетом предложений партнеров и инвесторов, аудит бизнс – плана внешними инвесторами. Принятие решения об инвестировании. Стадия реал-и бизнес – плана – разработка плана реал-и, осущ-ие программы работ в рамках вып-ия бизнес – плана, оценка и анализ соотв-ия поставленных и дпстигнутых целей. Контроль и систематическое перепланир-ие.