ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 11.03.2024

Просмотров: 164

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

51. Механизм ценообраз-ия отлич-ся от мех-ма в других отраслях. Сказывается зависимость от прир-х условий. По сравнению с другими отраслями с/х более консервативно. За короткий срок невозможно увеличить объём произв-ва, т. к. в животн-ве сущ-т ограничения, связ-е с физиологией жив-х, а в растен-ве – с необходимостью растений пройти все фазы роста. В с/х на произ-во большенства прод-ии нет монополии. Многие виды прод-ии производят не только крупные предпр-ия, но и КФХ, ЛПХ, а значител-ю часть прод-ии потребитель производит самостоятельно. Продовольств-й р-к при большом числе товаропроизв-лей и потребителей слабо регулир-ся, что приводит к тому, что даже при незначительном превышении предлож-ия над спросом, приводит к порче прод-ии. Снижение объёма поставок ниже спроса приводит к дефициту и повышению цен. В отлич-ии от 2-й сферы АПК, 1-я и 3-я сферы выступают как монополисты. Товаропр-ли этих сфер могут договориться м/у собой и навязать с/х товаропр-лю выгодную ценовую политику. В соврем-х усл-х повыш-ся необх-ть планиров-ия цен реализации. Впроизв.-финансовом плане составл-ся таблица, в кот-йпроизводят расчёт возможной цены предлож-ия и прогнозир-е цены. Во взаимоотнош-х м/у различ-ми предпр-ями лежат рыночные или договорные цены, кот-е определ-т возможный объём реализ-ии и объём произв-ва. Нельзя ориентиров-ся только на затраты, увеличение или сниж-е цен зависит от ситуации на р-ке. Цены требуют корректировки с учётом инфляции. Пок-лем ур-ня спроса и предлож-ия может служить средняя цена. Уровень цены предлож-ия явл-ся ориентиром возмещения израсходов-х ср-в, получения прибыли. На свободном р-ке использ-ся договорные цены. Согласов-ая цена может фактически быть выше или ниже цены предлож-ия. При заключении договор-й цены необх-мо учесть условия и порядок индексации цены в соотв-ии с инфляцией. При гос-ом регулиров-ии на некот-е виды с/х прод-ии устанавл-т дотации или субсидии. Следовательно повыш-ся ур-нь рентабельности. В ф.№24 и ф.№25 планируют прогнозные цены и определ-т ур-нь рентаб-ти. Прогнозир-ая цена предлож-ия позволяет внатуральной величине возместить израсход-ые ср-ва и получить необх-ю прибыль. В случае повыш-я цен на использ-ые ресурсы предпр-ие может предъявлять требования по изменению цены на с/х прод-ию. Кроме затратного прим-т рыночный м-д обоснования цен, при кот-м единственный ф-р – уровень спроса. Часть произвед-й прод-ии реализ-ся на самом предпр-ии его работникам, на общепит. По этим направлениям прод-ия реализ-ся по более низким ценам. Для реализ-ии прод-ии планируем минимал-й ур-нь её рентаб-ти. На всю реализ-ю прод-ию устан-ся ГОСТы, в кот-х определ-т базовые требов-ия и цену реализ-ии определ-т с их учётом. Цены на зерно дифференц-ся в завис-ти от его класса, а класс определ-ся пок-лями. Цены на молоко, картофель и овощи дифференц-ся в завис-ти от сроков реализ-ии. Цены на молоко выше в осеннее-зимний период, что связанно с снижением произв-ва. Дифференц-ия цен по периодам составляет 50-60%. Оказывают влияние различие в затратах.


52. Финансовое планир-ие – процесс определения будущих действий по организации финансовых ресурсов и денежных потоков на предпр-ии. Объекты финн-го планнир-ия – денежные фонды и их конкретные воплощения в активах предпр-ия. В процессе финн-го план-ия определ-т будущие финансово-кредитные отнош-ия предпр-ия: внутренние – приемлемые границы затрат, и внешние – желаемые параметры связей с поставщиками, покуп-ми, кредиторами, инвесторами и др. Цель финн-го план-ия – обеспечение воспроизв-го процесса соотв-щими по объёму и структуре финансовыми и денежными ресурсами. Основ-е задачи:

- обеспеч-е матер.-финансовой сбалансиров-ти производств-х и инвестиц-х планов

- изыскание денежных ресурсов, необх-х для реализ-ии производств-х программ развития всех отраслей с/х произв-ва

- определение путей и пропорций наиболее эф-го влож-ия капитала

- выявление неиспольз-х внутрихоз-х и внешних финансовых ресурсов, путей получения дополнит-х денеж-х ср-в, необх-х для обеспеч-ия финансовой устойчивости и развития предпр-ия

- установление рациональных взаимоотнош-ий с финансово-кредитными органами и контрагентами

- соблюдение финансовых интересов собственников и других инвесторов

- корректировка произв-х и инвестиц-х планов в зав-ти от их обеспеченности финанс-ми и денеж-ми ресурсами

- анализ финн-го состояния предпр-ия после реализ-ии плана произв.-финансовой деят-ти.

53. Финансовое планирование на предприятии - сложный процесс, состоящий из нескольких этапов:

1. Анализ финансовых показателей за предыдущий период. На этом этапе сравнивают плановые и отчетные данные за прошлый год по прибыли и убыткам, состоянию активов и пассивов, финансированию инвестиций и движению денежных средств; дают оценку полученных отклонений; выявляют нерешенные финансовые проблемы.

2. Разработка финансовых стратегии и политики предприятия. Составляют перспективные финансовые прогнозы по стандартным формам бизнес-планов: по прибылям и убыткам, движению денежных средств, инвестициям и бухгалтерскому балансу. На втором этапе устанавливают приоритеты использования ограниченных финансовых ресурсов для реализации основной миссии предприятия. 3. Составление текущих финансовых планов. На этом этапе происходит конкретизация прогнозных финансовых документов посредством составления краткосрочных (на год, по кварталам), сметных, бюджетных или балансовых плановых расчетов, а также осуществляется увязка финансовых планов с производственными, коммерческими и инвестиционными. Основная цель этого этапа—обеспечение ликвидности предприятия и повышение эффективности использования его капитала. 4. Оперативное финансовое планирование — разработка финансовых планов (платежных, налоговых, календарей, кассовых и кредитных) на месяц, декаду, неделю. Производится с целью обеспечения платежеспособности предприятия. 5. Завершающий этап финансового планирования — анализ прогнозного финансового состояния предприятия по данным планового баланса активов и пассивов на конец планируемого года. На этом этапе путем сравнения ожидаемых показателей с фактическими на начало года оцениваются качество разработанных финансовых планов и реалистичность целей и залам. При необходимости осуществляют дополнительную корректировку всех планов: производственных, инвестиционных и финансовых. План производственно-финансовой деятельности с/х предприятия составляется по единой форме, рекомендованной МСХ России, включающей раздел VII «Финансовая деятельность». Процесс планирования начинают с расчета финансовых результатов: выручки, затрат и прибыли от реализации, операционных доходов и расходов, а также конечных результатов деятельности сельскохозяйственного предприятия (формы № 29, 30). Затем планируют источники финансового обеспечения производственно-коммерческой деятельности (№ 31 и 33). После этого во вспомогательных расчетах определяют потребность и возможность финансового обеспечения инвестиционной деятельности с учетом результатов планирования реальных капитальных вложений в разделе VI «Инвестиционная деятельность» и специальных планов финансовых вложений. Далее уточняют распределение прибыли, потребность предприятия во внешнем финансировании и осуществляют взаимоувязку всех финансовых ресурсов с направлениями их целевого использования (форма № 32).


54. Один из наиболее эффективных методов совершенствования финансового планирования — операционное бюджетирование (бюджетное планирование) и составление на этой базе всех вышеназванных финансовых бюджетов. Бюджетирование — составная часть финансового планирования, то есть процесса определения будущих действий предприятия по формированию и использованию финансовых и денежных потоков. Оно состоит из двух этапов. 1-й этап — составление операционных бюджетов — системы бюджетов, характеризующих доходы и расходы по операциям, планируемым на предстоящий период для каждого сегмента или отдельной функции предприятия: продаж, производства, производственных запасов и затрат (на материалы, оплату труда, накладные, коммерческие и управленческие расходы). Характерная черта операционных бюджетов — сквозные системы смет, составленных по методу начислений («по отгрузке»), и планов движения денежных средств, рассчитанных по кассовому методу («по оплате»). 2-й этап — составление общего финансового бюджета: скоординированного по всем подразделениям и функциям плана работы предприятия в целом, объединяющего все блоки операционных бюджетов. На этом этапе формируются основные финансовые планы. Три из них составляют на основе операционных текущих бюджетов — бюджетный (плановый) отчет о прибылях и убытках, бюджет (план) движения денежных средств (денежных потоков) и плановый баланс (бюджетный баланс) на конец года, а четвертый — инвестиционный бюджет (бюджет капитальных вложений) — на основе капитального бюджетирования. Именно эти бюджеты обычно используют внешние пользователи при принятии решения о целесообразности инвестирования (первый, второй и четвертый) или кредитования (первый, второй и третий) предприятия.

Однако для обеспечения эффективного внутрихозяйственного управления данных только из основных финансовых планов недостаточно. Поэтому используют все операционные бюджеты и капитальное бюджетирование по инвестиционным проектам, а также вспомогательные финансовые расчеты, необходимые для их составления.

55. Большинство сельскохозяйственных предприятий многоотраслевые, следовательно, в них имеются структурные подразделения. В растениеводстве численность структурных подразделений зависит от площади пашни, обычно их от 1 до 6. Это трак-торно-полеводческие бригады (ТПБ). В зависимости от зоны размер коллектива может быть различным. Например, в хозяйствах Центрально-Черноземной зоны распространены бригады из 11 — 15 механизаторов. За ними закрепляют севообороты площадью 1000—1400 га и набор необходимой техники. В тракторно-полеводческие бригады могут входить механизированные звенья, специализирующиеся на выращивании одной-двух культур. Обычно они заняты возделыванием таких культур, как сахарная свекла, кукуруза, и состоят из 3—4 механизаторов. В животноводстве в качестве структурных подразделений выступают молочно-товарные фермы, комплексы по откорму молодняка крупного рогатого скота, свиноводческие, овцеводческие фермы, пасеки. Как показывает анализ, в эффективно работающих предприятиях внутрихозяйственные подразделения самостоятельно осуществляют: • организацию и выполнение работ; • разработку технологии производства и контроль за ее соблюдением; • установление режима рабочего времени и контроль трудовой дисциплины; • связи с другими подразделениями; • учет затрат и полученной продукции; • распределение хозрасчетного дохода коллектива; • формирование состава коллектива; • выборы руководителя и совета трудового коллектива.



Внутрихозяйственное подразделение — самоуправляемая ячейка предприятия, несущая полную ответственность за результаты своей деятельности. Его полномочия осуществляются через общее собрание коллектива, которое избирает своего руководителя. Собрание коллектива рассматривает проекты производственных планов, вопросы комплектования подразделений кадрами, утверждает правила внутреннего распорядка, принимает другие важные решения, в том числе по распределению дохода. Руководители несут ответственность за деятельность подразделений, представляют и защищают их интересы во всех органах управления, заключают договоры от имени подразделений. По административным вопросам руководители подразделений подчиняются руководителю предприятия, по функциональным — главным специалистам.

Существуют различные системы внутрихозяйственного планирования по степени ответственности за выполнение заданий. При этом внутрихозяйственные подразделения получают разные права в отношении реализации произведенной или конечной продукции, распределения остающейся в их распоряжении части хозрасчетного дохода. По уровню самостоятельности в планировании можно выделить следующие группы структурных подразделений: • с высокой степенью централизации планирования — ограниченно самостоятельные, до них доводят все натуральные и стоимостные показатели, произведенная продукция полностью передается администрации предприятия для дальнейшего использования; • использующие углубленный хозяйственный расчет, внутрихозяйственную аренду и иные формы развитых экономических отношений — внутрихозяйственное планирование осуществляется в соответствии с договорами подразделений и администрации предприятия; • имеющие высокий уровень самостоятельности в планировании, использовании произведенной продукции и полученного дохода, работают на принципах «внутрихозяйственного рынка».

56. При планировании производственной программы по растениеводству в целом по предприятию исходят из необходимости выполнения договорных обязательств по продаже соответствующей продукции, реализации продукции работникам предприятия, полного обеспечения отрасли животноводства собственными кормами и т. д. Эти же требования учитываются и при составлении производственной программы для структурных подразделений отрасли. Кроме производственной программы в заданиях структурным подразделениям устанавливают численность и состав работников, закрепляемую технику, лимиты материально-денежных затрат, фонд заработной платы. Если коллективы работают в условиях арендного подряда, то для каждого вида продукции рассчитывают внутрихозяйственные расчетные цены. В этом случае лимиты затрат на производство продукции не доводят, экономия трансформируется в увеличение дохода. При планир-ии производственной программы по растен-ву основ-й пок-ль, от кот-го зависят другие – урож-ть. На основании уточнённой посевной площади в севообороте и планируемой урож-ти рассчитывают валовой сбор. Планир-т затраты на семена, удобрения, гербециды, химикаты, топливо и ГСМ, электроэнергию, автотранспорт, ФОТ, отчисления по единому соц-му налогу. Лимиты затрат для стуктур-х подраздел-й рассчитывают исходя из потребности в оборотных средствах и планово-учётных цен на них. Для структур-х подраздел-й с высокой степенью самост-ти, в кот-х доход подраздел-ия использ-ся не только на потребление работниками подразделения, но и на накпопление, целесообразно во внутрихоз-е расчётные цены закладывать нормативный чистый доход в расчёте на все нормативные затраты