ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 11.03.2024

Просмотров: 165

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

57. Объектами планирования в животноводстве выступают молочно-товарные фермы (МТФ), фермы и комплексы по откорму мо­лодняка крупного рогатого скота, свинофермы (СТФ), овцефермы (ОТФ), птицефермы и др. Для структурных подразделений животноводства также раз­рабатываются как натуральные, так и стоимостные показатели производства продукции. Особенность состоит в том, что если по растениеводству задания доводятся в основном в целом до бригады, то по некоторым структурным подразделениям живот­новодства они доводятся не только до бригады, но и до конк­ретных работников. При планировании затрат по животноводству в структурных подразделениях используют те же методические указания, что и при планировании соответствующих затрат по предприятию в це­лом. В производственных заданиях для структурных подразделений планируют показатели не только на год, но и по кварталам, меся­цам планируемого года. При этом затраты заработной платы и кормов можно распределять путем прямых расчетов, а по другим статьям допускается их распределение на основе фактических данных за последние годы с учетом сроков проведения работ, дру­гих условий. Важный этап — подведение итогов деятельности подразделений. Для этого применяют оценочные показатели, которые обобщенно характеризуют итоги работы соответствующего коллектива и ис­пользуются для стимулирования его хозрасчетной деятельности. Основа расчета итоговых показателей хозрасчетной деятельно­сти подразделений — плановые и фактические данные об объектах производства и реализации продукции, затрат. Фактические пока­затели объемов производства и реализации продукции и затрат определяют по данным учета; плановые берут из производствен­ных заданий с учетом принятых и утвержденных в установленном порядке изменений. Плановые показатели по объему производства и реализации про­дукции корректируют в случае изменения численности поголовья и структуры стада, в других случаях, не зависящих от подразделений. Наиболее прогрессивная форма внутрихозяйственных хозрас­четных отношений — оценка деятельности подразделения и пост­роение системы оплаты труда от хозрасчетного дохода. Как извес­тно, хозрасчетный доход — это разность между выручкой коллек­тива и его фактическими затратами на производство продукции. Выручка определяется исходя из количества реализуемой подраз­делением продукции и внутрихозяйственных цен за 1 ц нее. Внут­рихозяйственные расчетные цены могут рассчитываться по той же методике, что и на продукцию растениеводства. В животноводстве расчетные цены определяют с учетом факто­ров, влияющих на количественные результаты производственно-хозяйственной деятельности структурных подразделений, на сле­дующие виды продукции. По некоторым видам животноводческой продукции, например молоку, внутрихозяйственные расчетные цены целесообразно рас­считывать не только в среднем за год, но и по периодам года: зим­не-стойловый и летне-пастбищный. Это связано с разными уров­нями производства молока по периодам года и затратами на его производство. Дифференциация цен с учетом качества обеспечивает матери­альную заинтересованность коллектива в производстве высокока­чественной продукции. При обосновании дифференцированных внутрихозяйственных расчетных цен принимается, что коллектив весь объем продукции может произвести 1-го, 2-го сорта или не­сортовым. При этом тарифный фонд оплаты труда не зависит от качества продукции, так как он определяется по тарифным став­кам на планируемый по технологической карте объем работ. Максимальная доплата за продукцию — 50 % тарифного фон­да— предусматривается за молоко 1-го сорта, 20% — за молоко 2-го сорта, за несортовое молоко доплата не предусматривается. Максимальную доплату за качественное проведение работ можно планировать за молоко 1-го сорта и не планировать за молоко 2-го сорта и несортовое. Аналогично можно производить расчеты в зависимости от ка­чества и по другим видам продукции. Если в плохом качестве продукции повинен коллектив струк­турного подразделения, такая продукция может вообще не опла­чиваться. Требования к произведенной продукции, ответствен­ность сторон должны оговариваться в договорах структурных под­разделений с администрацией предприятия. В зависимости от методики расчета внутрихозяйственных рас­четных цен на уровне структурных подразделений может аккуму­лироваться больший или меньший чистый доход. Размер его будет определяться также объемом производимой продукции, ее каче­ством, фактическими затратами на ее производство.


58. Бюджетирование — это способ управления производственно -финансовой деятельностью предприятия, основанный на разра­ботке бюджетов по центрам ответственности, организации выпол­нения и контроля с целью достижения намеченных результатов. Бюджет предприятия можно определить как финансовый план, скоординированный по всем функциям и подразделениям (отде­лам), балансирующий доходы и расходы, поступления и выплаты денежных средств, прирост активов и капитала, официально ут­вержденный руководством на определенный период. Бюджеты — это важный элемент текущего управления, дей­ствующего в рамках стратегического. Место бюджетирования в системе текущего и стратегического управления можно опреде­лить как пересекающуюся область. При этом способе управления выделяют временной период — горизонт бюджетирования. Горизонт бюджетирования — это временной интервал, на который составляется бюджет. Временной период бюджетирования зависит от управленческих задач, внут­ренних и внешних факторов, например, от объема продаж, осо­бенностей технологии производства, сезонности, ассортимента продукции, финансовых возможностей, оборачиваемости акти­вов, стабильности внешней среды предприятия и др. Обычно бюджеты разрабатывают в рамках текущего планирова­ния с горизонтом в один год и разбивкой по месяцам (либо иным периодам, например, кварталам). Но поскольку бюджетирование можно назвать и планом будущего, то его период, как правило, со­впадает по срокам и календарным датам с отчетным периодом пред­приятия. Это упрощает методику сравнения бюджетных и фактичес­ких показателей. Здесь речь идет о разработке жестких бюджетов. На многих отечественных предприятиях сегодня разрабатыва­ют план производственно-финансовой деятельности, один из разделов которого — финансовый план. Однако методология планирования вообще и финансового планирования в частности с учетом российской действительности разработана весьма слабо. К примеру, отсутствует целостная концепция финансового управ­ления предприятием, увязывающая воедино финансовый анализ, финансовое прогнозирование, стратегическое и тактическое фи­нансовое планирование, бюджетирование, финансовый контроль и финансовый учет на уровне предприятия и его структурных под­разделений. Эти функции финансового управления нельзя отры­вать друг от друга, так как между ними существуют четко выра­женная преемственность и взаимосвязь, позволяющие осуществ­лять гибкое управление с адаптацией к изменениям условий внешней среды. Финансовая структура предприятия может создаваться в форме выделения центров финансового учета (ЦФУ). К таким центрам обычно относят следующие подразделения предприятия: профит-центр, деятельность которого связана с подразделени­ями, обеспечивающими получение прибыли; центр затрат, работающий с подразделениями, непосредствен­но не создающими прибыль; венчур-центр — связан с видами деятельности, которые могут принести прибыль в будущем. По сравнению с другими инструментами финансового плани­рования на предприятии бюджетирование обладает рядом несом­ненных преимуществ: позволяет координировать работу ведущих специалистов раз­личных структур, входящих в состав предприятия, создавая устой­чивую основу для формирования единого плана развития пред­приятия; способствует эффективному распределению ресурсов между структурами предприятия; может аккумулировать для пользователей экономической ин­формации более достоверные сведения об объемах доходов и рас­ходов, нежели бухгалтерская и статистическая отчетность; руководству звеньев предприятия делегируется ряд полномо­чий в использовании средств при установлении меры их дополни­тельной ответственности; снижаются затраты рабочего времени персонала финансово-экономических служб предприятия на выборку данных; дает возможность более эффективно расходовать денежные ре­сурсы предприятия; помогает сделать более значительной роль менеджеров среднего и низшего звеньев в процессе управления финансовыми ресурсами; оказывает положительное влияние на мотивацию членов тру­дового коллектива предприятия; является достаточно точным и надежным инструментом соиз­мерения результатов деятельности всех звеньев предприятия, а также сравнения достигнутых и планируемых результатов.


59. Бюджетирование в сложных структурах, какими являются предприятия АПК, должно опираться на информационную базу, сформированную на основе сбора и консолидации финансовых, нефинансовых, прогнозных, плановых и фактических данных. Для консолидации финансовой отчетности могут использо­ваться различные методы и стандарты: российские, GAAP (общепринятые национальные стандарты США) или МСФО (междуна­родные стандарты финансовой отчетности). Следует отметить, что для отечественных предприятий АПК актуальные проблемы консолидации финансовых и нефинансо­вых данных следующие: расчет перекрестных владений дочерних и зависимых органи­заций, доли меньшинства, элиминирование (исключение влияния показателей при их взаимной зависимости); финансовая консолидация с учетом механизмов трансферт­ных оборотов; мультивалютная консолидация финансовой отчетности; многомерная консолидация в условиях стремительно изменя­ющегося внутреннего и внешнего окружения предприятия (орга­низационная, управленческая, финансовая, региональная и дру­гие структуры); консолидация с целью предоставления информации различ­ным заинтересованным группам;проблемы нефинансовой консолидации. По масштабу выделяют следующие автоматизированные систе­мы бюджетирования: настольные, позволяющие разрабатывать бюджеты трем—пяти сотрудникам организации, находящимся в одном кабинете (вкачестве такой системы можно использовать MS Excel); такие сис­темы подходят небольшим организациям или тем, которые только приступают к бюджетированию;локальные, рассчитанные на работу нескольких десятков пользователей в пределах одного офиса; распределенные, предоставляющие возможность работать одно­временно большому числу сотрудников, которые могут находиться в удаленных друг от друга офисах; такие возможности предоставля­ют в основном западные системы автоматизации бюджетирования.По адаптивным возможностям автоматизированные системы бюджетирования разделяются на жесткие, в которых задана жесткая модель бюджета, предполагающая корректировку значений лишь определенных параметров и строго заданную последователь­ность действий при его составлении, и адаптивные, позволяющие модифицировать предложенные финансово-бюджетные модели либо формировать новые, вводить формулы и создавать зависимо­сти между показателями в них. По стоимости лицензии автоматизированные системы бюдже­тирования делятся на дешевые —до 1000 долл. США, средние — до 10 000 долл., дорогие — свыше 10 000 долл. Общей для всех предприятий АПК является последователь­ность этапов бюджетирования: анализ финансового состояния за предыдущий период; выбор стратегических целей и задач; разработка и составление операционных бюджетов; разработка и составление финансовых бюджетов;утверждение бюджетов руководством предприятия; доведение показателей бюджетов до конкретных исполните­лей; реализация бюджетов и контроль за их выполнением;сопоставление фактических и прогнозных бюджетов,анализ отклонений;внесение изменений в организацию и технологию составления бюджетов.


22. Год-е план-е – это ср-во реал-ции стратегич-х планов. Если цель стратегич-го плана закл-ся в том, чтобы опр-ть перспект-е параметры разв-я пред-ия, то цель год-го план-ия – разр-ка парам-в разв-ия на календ-й год с учетом заданий стратегич-го плана. План произв-но-фин-й деят-ти предст-т собой развернутую программу производств-й, хоз-й и соц-й деят-ти коллектива пред-ия, направл-ю на выпол-е заданий стратегич-го плана при наиболее полном и рацион-м использ-ии матер-х, труд-х, фин-х и прир-х рес-в. В разр-ке и внедр-ии плана произв-но-фин-ой деят-ти можно ыд-ть 4 осн-х этапа с опред-м объмом работ. 1. на этом этапе пров-т анализ хоз-й деят-ти пред-ия, вскр-т неиспольз-е резервы, оцен-т достигн-й ур-нь пр-ва, намеч-т осн-е напр-я соверщ-я орг-ции произв-ва на буд-й год, подгот-т исх-ю инф-цию, обосн-т нормы и нормативы. 2. составл-е плана произв-но-хоз-й деят-ти пред-ия и год-х хозрасч-х заданий структ-м подразд-м, разр-ка разд-в год-го плана. 3. Экспертная оценка, утв-е плана и довед-е зад-й до испол-лей. План обсужд-ся на совещании спец-в, общем собрании труд-го коллектива, внего вносят опред-е коррект-ки, осущ-ся процедура утержд-я.

14. Для конкретного произв-го формир-ия осн зад при план-ии – обоснование плана произ-ва и реал-ии прод-ии по составу, объему, кач-ву, срокам реал-ии. Для этого исп-ют плановые данные по издержкам, прибыли и рент-ти, матер-технич-му снабжению, персоналу и ОТ и др. До 90-х гг. 20 века развитие народного хоз-ва в стране регулир-сь путем разработки и утв-ия планов экон-го и соц-го разв-ия. Для каждого пред-ия гос-ым плановым орг-ом доводился твердый план (задание) по составу и объему продажи прод-ии гос-ву с последующим контролем вып-ия вышестоящими органами. На базе гос-го портфеля заказов разрабатывались планы произ-но – финн-ой деят-ти пред-ий. Доводимые из центра задания связывали хоз-ую инициативу пред-ий, приводили к разработке малоэф-ых планов, предусматривающих только колич-ый рост произ-ва. При переходе к рынку стало возможным расширение прав пред-ий в орг-ии предприн-ой деят-ти, что создает заинтересованность пред-ий в разраб-ке раельных планов и рац-ом построении орг-ой и упр-их стр-р, более полном исп-ии произв-ых мощностей, снижении затрат и повышении эф-ти предприн-ой деят-ти. Но гос-ое регулир-е также необх-мо. Рег-ие разв-ия АПК гос-ом осущ-ся через гос заказ на произ-во и реал-ию прод-и.гос-во заинтересовано оставаться прямым заказчиком большинства видов прод-ии АПК по след. причинам:


- гос-во должно обесп-ть продовольствием орг-ии и учрежд-ия, нах-ся на гособесп-ии (больницы, школы, армия и т.д.)

-оно гарант-ет с/х товаропр-ям сбыт прод-и и опред-ый уровень цен

-необх-мы резервные фонды, экспортные ресурсы.

Предоставление с/х товаропроиз-ям свободы в ПД привело к след-им изменениям в подходе к внутрипроизв-му план-ию: Первоочередная задача при разработке плана на пред-ии – изучение и поиск наиболее стабильных каналов сбыта. Разработку плана необх-мо начинать с сам-го обосновния ассортимента, объема товарной прод-ии, каналов реал-ии, предварительного заклюяения договоров, получения льгот на поставку прод-и и федер. И регион-ый продовольственные фонды. Необх-мо учитывать конкур-ть прод-и, новый подход к формир-ю матер-но – технич-го снабжения, треб-я к орг-и и эф-ти ПД.

46. Система планово-предупредительного ремонта и технического обслуживания электрооборудования на сельскохозяйственном предприятии (ППРЭсх) — это совокупность организационных и технических мероприятий по уходу, надзору за электрооборудова­нием, его обслуживанию и ремонту с целью обеспечения беспере­бойной работы. Требования к ППРЭсх — обеспечение исправности электро­оборудования, его полной работоспособности, максимальной производительности и высокого качества обрабатываемых рабочи­ми машинами предметов и изделий. К основным направлениям планирования системы относятся: определение видов работ по техническому обслуживанию и ремонту электрооборудования и их описание; установление периодичности технических обслуживании и ремонтов, их числа по видам; разработка графиков технического обслуживания и ремонта; планирование профилактических мероприятий, операций и контроль за их осуществлением; разработка систем организации труда, его нормирования и оплаты для работников энергетической службы; организация материально-технического обеспечения объек­тов энергетики запасными частями и ремонтными материалами; разработка методов и организация контроля качества ремонт-но-технических и эксплуатационных работ; организация производственной базы для выполнения необхо­димых работ; разработка и уточнение нормативов трудоемкости, численно­сти персонала и норм обслуживания, простоев, расходов материа­лов и запасных частей и т. д. Рекомендуются три формы организации ремонта, технического обслуживания и эксплуатации электрооборудования на предприя­тии. 1. Хозяйственная (индивидуальная) — удобна при объеме работ свыше 800 усл. ед. эксплуатации (УЕЭ). Под УЕЭ понимают трудоемкость работ по техническому об­служиванию и ремонту электроприводов, снабженных приборами автоматического управления, с электродвигателями мощностью 10 кВт и выше. Например, трудоемкость технического обслужива­ния, замены смазок и текущего ремонта электродвигателей со­ставляет: 0,5 + 0,25 + 4,8 = 5,55 чел.-ч. Исходя из этих нормативов, средняя годовая норма нагрузки на одного электромонтера — 70 УЕЭ. Эта форма наиболее распространена в коллективных, коопера­тивных, акционерных обществах, созданных на базе бывших кол­хозов и совхозов, имеющих обрабатываемую площадь земли свы­ше 2500 га. Служба главного энергетика при такой форме организации включает: электротехническую службу, состоящую из групп техническо­го обслуживания и ремонта; службу теплофикации, включающую те же группы; операт-ю группу монтеров и слесарей; трансп-е звено. 2. Специализ-я (смешанная) – 300-800 УЕЭ. В этом случае на районные элект-е сети передаются отдельные объемные и энергоемкие объекты, остальные работы выполняются персоналом электротех-й службы хоз-ва. 3. Компл-я (центральная) – до 300 УЕЭ. Все виды работ по технич-му обсл-ю выполняются спец-ми и технич-м персоналом службы РЭС, а на пред-ии остаются дежурные электрики. Каждая форма организации службы энергоснабжения имеет свои достоинства и недостатки. Так, при использовании 1-й формы требуется наименьшее число специалистов высшей ква­лификации, особенно электромонтеров ремонтной группы, где их удельный вес составляет до 30 % от общего штата, 2-й — чис­ленность этих специалистов достигает 80—100 % штата. В первом варианте потери рабочего времени и транспортные издержки возрастают по мере роста зоны обслуживания. Так, при радиусе обслуживания 5км они составляют 10%, 10км — 15%, при 15 км — 25 % и более. Численный состав электротехнической службы предприятия может быть установлен след. образом: общий объем электротехнических работ раз­делить на среднюю годовую норму нагрузки на одного электро­монтера (70 ед.), выраженную в УЕЭ.