ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 11.03.2024
Просмотров: 186
Скачиваний: 2
Идеологические отношения- политические, правовые, нравственные и др. возникают на основе производственных отношений.
Совокупность производственных отношений составляет базис общества, его экономическую структуру В обществе базис и надстройка находятся в состоянии диалектического взаимодействия: базис определяет надстройку, которая обладает относительной самостоятельно и оказывает обратное влияние не экономический базис. Категории базиса и надстройка раскрывают субординацию важнейших элементов структуры общества.
61
Формационный подход. Создатель - К. Маркс и Ф. Энгельс. Концепция формационного подхода - составная часть марксистской философии, Сущность формационного подхода: история всего человечества делится на последовательно сменяемые друг друга формации: первобытнообщинная, рабовладельческая, феодальная, капиталистическая, коммунистическая.
Формация - этап развития общества с характерными для него базисами и надстройками. Базис включает в себя производительные силы и производственные отношения. Надстройка включает все иные отношения, формирующиеся на основе данного базиса (религиозные, политические, семейные).
В марксистской философии материалистический принцип был распространен на общество. Маркс в работе « Капитал» продемонстрировал переход общества от феодальной формации к капиталистической.
Формации делятся на следующие:
1)бесклассовые - первобытнообщинная и коммунистическая;
2)классовые - рабовладельческая, феодальная, капиталистическая.
Появление классов связано с частной собственностью на средства производства. Та часть общества, которая владеет собственностью на средства производства – господствующая часть, а другая часть - эксплуатируемый класс.
Между классами идет борьба, она является двигателем в развитии общества. В марксистской философии творцом истории являются народные массы. Личность выражает интересы народных масс, а сама по себе историю не издает. Частная собственность на средства производства порождает Отчуждение народных масс от труда, общества, природы.
Общество в ходе своего развития должно прийти к пониманию необходимости, возврата к общественной собственности на средства производства, т.е. к переходу к коммунистической формации.
62
Цивилизационный подход. Представитель – Тойнби - философ конца XIX - первой половины XX вв. Главная работа - «Постижение истории». По его мнению, историк изучает пространство и связывает времена. Вся история человечества делится на локальные цивилизации. Он выделяет 21 цивилизацию. Возникновение цивилизации связано с возникновением новой религии или с удаленностью религии от места возникновения. Тойнби считает, что творцом человечества является Бог (Тойнби создает учение « Вызов – ответ»). Творец бросает вызов человечеству и если получает ответ, то позволяет человечеству существовать дальше. По мнению Тойнби, ответ на вызов творца дает не народ, а элита, стоящая у власти. В момент возникновения цивилизации
к власти приходят люди, обладающие способностями, но меняется проблема, и к власти, должны прийти другие, обладающие новыми способностями. Если смены власти не происходит и вызов творца остается без ответа, то цивилизация погибает. Философ считает, что необходимо постоянно обновлять элиту.
Количество цивилизаций в истории не ограничено, на одном и том же пространстве в разные временные отрезки могут существовать разные цивилизации.
Иное представление о цивилизации у другого философа - Шпенглера. Основная работа - «Закат Европы». По его мнению, существует первый космос - это природа, в котором действует закон и необходимость и второй космос - человеческое общество, где действует случайность и уникальность. История - сумма переживаний. Переживания у каждого индивидуальные. Понятие «история» связано с понятием « культура». Культура — живой организм, который имеет юность, возмужание и старость.
Юность - становление в период проб и ошибок.
Возмужание - период научного знания, освоения пространства.
Старость - цивилизация, т. е. период увядания культуры. Этап цивилизации начинается с развитием машинного производства.
Еще один философ - Лев Гумилев - историк, русский философ. Его работы: «Этногенез и биосфера земли», «Этносфера», «История людей и история природы».
Гумилев обращает внимание на понятие «этнос». Формирование этноса - следствие космического толчка. Из космоса на землю поступает энергия, которая осваивается частью населения. Данное явление называется пассионарность. Все люди делятся на:
1)пассионарии - люди способные воспринимать энергию космоса, ими движет стремление к деятельности и отсутствует самосохранение, пасионариев в настоящее время очень мало;
2) гармоничные люди - они не способны воспринимать космическую энергию, но зарождаются стремлением к деятельности от пассионариев;
3) субпассионарии — люди с отрицательным отношением к пассионарности, ими управляет эгоизм, они приспосабливаются к любой ситуации, ищут выгоду для себя.
Возникновение этноса всегда связано с выбором космической энергии. Распространение космической энергии ограничено географическими границами. Каждый этнос проходит этапы развития:
1)подъем - длится 300 лет, пассионарии очень активны;
2)фаза расцвета - длится 300 лет, пассионарий и гармоничные личности составляют в обществе большинство;
3)фаза надлома - длится 150 - 200 лет, пассионарность уменьшается;
4)фаза умирания - очень длинная или очень короткая, этнос умирает под ударами внешнего врага.
По мнению Гумилева, историю делают пассионарии.
64
Бытие ценности неотделимо от оценки, благодаря которой индивид актуализирует одни ценности, отвергает другие, устанавливает их иерархию.
Логической формой оценки является суждение, в которой содержится определение субъектом социальной значимости явлений для его жизни и деятельности. Грамматически оценка выражается в формах языка, содержащих указания долженствование, порицание или одобрение, предписание, разрешение и т. п.
В структуру оценки входят субъект, предмет, форма и основание оценивания. Объективное содержание оценки определяется предметом Поэтому оценка непосредственно связана с познанием, ибо, прежде чем судить о значимость предмета, необходимо знание об его объективных свойствах. Истинное, достоверное знание само по себе может быть основанием оценки. Практическая полезность истины позволяет отожествить её с благом. Однако широко известны негативные оценки истины – жалкая и низкая, жестокая и бесполезная и т. п.. Блестящая психологическая характеристика отношения к истине дается Пушкиным: «Тьмы низких истин нам дороже нас возвышающий обман».
Существенное влияние на формирование оценки оказывает субъект оценивания: индивид, социальная группа, общество, человечество. Субъективен прежде всего отбор оснований оценки, объясняемый богатством потребностей, сложностью духовной жизни человека.
Личность реализует себя как целостность, руководствуясь достаточно упорядоченной системой социокультурных и личностных ценностей.
Определенным барьером субъективизму оценки является наличие объективного основания. Основание оценки - критерий, который позволяет субъекту дать квалификацию явления с очки зрения его социальной значимости в данный момент или в перспективе, осуществить селекцию, отбор предметов и явлений действительности и определить стратегию своей деятельности.
В каждой оценке в качестве основания могут выступать разные стороны деятельности:
- нормативный (соответствующий конкретной норме);
- социокультурный (согласующийся с культурной специфичностью определенного общества);
- профессиональный (соответствующий стандартам и правилам данной профессии);
- операциональный (целесообразный набор и последовательность операций для достижение некоторой цели),
В каждом конкретном случае может использоваться одно из названных оснований, либо их произвольное сочетание, что существенно меняет содержание оценки одного и того же явления. Например, деяние, регулируемое правом, является юридическим фактом, оцениваемым с точки зрения правовой нормы. То же самое деяние может быть рассмотрено в операционном плане (насколько удачно осуществлена операция) или в моральном (какими моральными принципами руководствовался субъект деяния).
65
В развитии общественных отношений и, соответственно, общества большую роль играют личности. Конечно каждый человек участвует в историческом процессе, но далеко не все остаются надолго в памяти современников и потомков. Такие личности называются выдающимися, историческими. Роль таких личностей настолько велика, что долгое время философы усматривали только в них творческую силу и двигателя истории. Это вело к недооценке роли народных масс и преувеличению роли идеологов, политиков.
В настоящее время пришли к выводу, что деятельность исторических личностей зависит прежде всего от объективных условий. Здесь большую роль играет фактор случайностей, среди которых имеет место такой случай как характер людей, стоящих во главе движения. Историческая личность является носителем харизмы (милости).
Харизматическая личность - это духовно одаренная личность, которая воспринимается обществом как необычная и даже сверхъестественная по силе воздействия на людей.
Это герои, реформаторы. Это необычные люди, их необычность признается всеми, но моральная и историческая оценка их деятельности далеко не однозначна (Ленин, Гитлер). История показала, что выдающаяся личность не может изменить историю в масштабе всемирно-историческом, нарушить объективные закономерности истории, но в реальной истории стран и народов такая личность может сделать многое.
67
В философии XX века используется понятие « западная» и «восточная» культура. Эти понятие имеют геосоциальную характеристику.