ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 11.03.2024
Просмотров: 184
Скачиваний: 2
Западная культура характеризуется как техногенная, ее родиной является культура Древней Греции и Рима. Философское основание - античная философия. В античной философии большое внимание уделяется рациональности. Человек имеет возможность изменить окружающий его мир, опираясь на свой разум. Для Западной культуры характерны различные революции, быстрая смена техники и производства. Понятие «прогресс» связывают с развитием науки и техники.
Совсем иной является Восточная культура. Восточная культура называется традиционной. Ее родина - Древняя Индия, Древний Китай. Философское основание – философия Древнего Востока. Для философии Древнего Востока характерно зависимое положение человека от природы. Весь мир - это космос, живущий по единому закону, даже Боги подчиняются закону. Задача человека - не изменять окружающий мир, а жить по его законам. Достоинства человека определяются не рациональностью, а духовностью. Таким образом, Восточная культура формирует не науку и технику, а внутренний мир человека. Понятие «прогресс» связывают с духовностью. Для Восточной культуры не характерны революции. Ценностью является традиция.
Россия - это Западная или Восточная культура? Географически Россия охватывает и Восточную и Западную культуры. Бердяев в работе «Русская идея» вводит понятие «евразийство». Он считает, что будущее всего мира связано с Россией (с евразийством). В начале XX века Западная культура рассматривалась как прогрессивная, развитая, а Восточная - как отсталая. Однако XX век показал, что НТП не решает проблем, стоящих перед человечеством. Необходимо обращать внимание на внутренний мир человека. Бердяев делает вывод: необходимо объединить лучшие черты Западной и Восточной культур. Сделать подобное объединение может только Россия. Характерной чертой русского человека является противоречивость его характера - умение объединять противоположности.
68
Во второй половине XX в. обострился интерес исследователей к проблемам будущего человечества. В связи с этим возрастающую роль в сфере социальных наук стала играть футурология (наука о будущем), то есть совокупность научных представлений о перспективах развития человеческой цивилизации. С начала семидесятых годов широкую известность получили глобальные прогнозы, оформлявшиеся в виде докладов Римскому клубу. «Римский клуб» - международная общественная организация, созданная в 1968 году. Он поставил цель способствовать пониманию особенностей развития человечества, как глобальной целостности в условие НТР.
Авторы первого глобального прогноза, содержащиеся в докладе «Пределы роста» (1972г.), пришли к выводу, что если не ограничивать пределы роста народонаселения, промышленного производства на душу населения, роста загрязнения окружающей природной среды, увеличение потребления минеральных ресурсов, то они приведут к социально-экологическому краху где-то в середине XXI в.
Спустя два десятилетия этот тревожный прогноз был подтверждён глобальной моделью «Мир-3»., описание которой дано в книге «За пределами». Её авторы предложили три глобальные программы, с помощью которых человечество сможет, по их мнению, предотвратить грядущую катастрофу:
1)в течении XXI в. на протяжении трёх поколений необходимо сократить численность населения стран мира до одного миллиарда человек (для различных стран предусмотрены различные квоты). Для России квота – 50 млн. человек к 2020г.;
2)страны третьего мира не должны развивать промышленность по типу западных держав. Они обязаны ориентироваться на зеленые технологии,
которые позволят прокормить население;
3)необходимо повсеместно весьма значительно ограничить материальное потребление. Населению потребуется перейти к жизни со скромным достатком и удовлетворению в первую очередь духовных потребностей.
По подсчётам экспертов ООН необходимо было до 2000 года инвестировать в экологические проекты не менее 600 млрд.$., что бы хоть как- то затормозить разрушение природной среды, однако такие капиталовложения не были сделаны, и состояние природной среды продолжает ухудшаться.
Одна из важнейших задач сегодняшнего дня - устранение противоречий между экономическим развитием общества и потребностью сохранения природных экосистем. Отсюда стремление к созданию принципиально новых ресурсосберегающих и безотходных технологий, поиски путей надёжного захоронения всевозможных смертоносных отходов, разработка эффективныхметодов предохранения и очистки природной среды от различного вида промышленного загрязнения и т.д.
По мере изучения проблем жизнедеятельности человека явным становится то, что главные трудности связаны не с нашими возможностями понять те ограничения, которые накладывают на человеческую активность глобальные проблемы.
Значительно сложнее принять эти данные науки, подчинить свою деятельность и жизнь новым канонам, иным парадигмам своего бытия. Сложно проходит осознание принадлежности себя не только семье, стране, нации, но и всему планетарному сообществу. В современном мире глобальные катастрофы из абстрактной проблемы превращаются к экзистенциальную реальность каждого человека. Осознание важности глобальных проблем и их решений для каждого человека лично играет роль в определении собственного смысла жизни.
В различных подходах, концепциях особое внимание уделяется становлению новой стратегии мышления и действий человека. Интегрируются философские, социологические, технические, естественные науки. Отсюда возникновение биофилософии, философии природы, социобиологии, биополитики, экологической философии, экологической и глобальной этики и т.д.
В мире идет напряженный поиск новых путей развития, новых человеческих ориентиров. Речь идет о фундаментальных основаниях человеческого бытия, признании новых ценностей, которые должны обеспечить стратегию выживания, помочь пересмотреть прежнее отношение, выработать новые идеалы, понять перспективы развития общества. Главная трудность заключается не в том, чтобы сформулировать основополагающие принципы, а в том, что бы они вошли в «плоть и кровь» людей, что бы они действительно стали нормами жизни и изменили внутренний мир человека, сделали его по- новому нравственным, в новом измерении - глобальной ответственности.
Впервые в истории человеческой цивилизации столь остро поставлен вопрос о возможности выживания человечества и сохранения жизни на земле в целом. Обеспечение общих целей и интересов общества требует выявления в векторе действия людей некоторой общей составляющей. Без этических принципов ненасилия, ответственности, справедливости, согласия, солидарности, толерантности обществу в эпоху глобальных проблем трудно рассчитывать даже на оптимизацию своего существования. Необходимость следованию данных принципов во всех сферах жизнедеятельности человека приводит к созданию новой жизненной парадигма. Тысяча лет назад человечество создало монотеизм. Сегодня нужен следующий шаг - создание моноантропизма, осознание единства человечества.