ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 11.03.2024
Просмотров: 187
Скачиваний: 2
9
В начале IV в. до н. э. объектом философского изучения становится человек, появляется философская антропология.
Первыми к проблеме человека обратились софисты (мудрецы). Софисты считали, что истиной является то, что доказано, единой истины нет, сколько людей, столько и мнений. Т. о. отождествляли понятия «истина» и «мнение».
Большой вклад в изучение философии человека (антропологии) сделал Сократ. По его мнению, человек - существо нравственное и общественное. Нравственность не возможна без знания.
Знание - это высшая добродетель. Быть нравственным, значит знать, что есть благо для человека. Сократ выделяет и другие добродетели:
-
сдержанность (умение укрощать свои страсти)
-
мужество (умение избегать опасности)
-
справедливость (умение подчиняться законам)
Зло — это результат незнания. Человек, обладающий знанием, всегда выберет добродетельный поступок. Знания находятся внутри человека задача философа - помочь человеку извлечь знания. Сократ извлекал знания помощью метода майевтики, который состоял из иронии и диалектики (беседы). Сократ часто говорил: «Я знаю, что я ничего не знаю», имея виду бесконечность познания.
10
В VI в. до н. э. Платон и Аристотель систематизируют древнегреческую философию. Платон создает первую философскую школу под названием академия. Систематизируя философское знание, он выделяет составные чаш
философии:
-
онтология;
-
космология;
-
гносеология;
-
этика.
Онтология - учение о бытии. По мнению Платона, основой мира являются идеи. Мир постигается разумом. Идей много, т. е. бытие множественно. В мире также существует материя, она вторична, сама по себе вещей не создает. Вещь возникает тогда, когда идея соединяется с материей. Идея обладает сущностью. Мир вещей сущностью не обладает. Платон по своему мировоззрению является идеалистом.
Космология - это учение о космосе. По Платону, космос - упорядоченный хаос. Вначале был хаос, затем появился творец - Демиург который привел хаос в порядок. Космос наделяется мышлением и красотой. Здесь очень четко проявился главный принцип древнегреческой философии: все прекрасное разумно, все разумное - прекрасно.
Гносеология - это наука о познании. Человек состоит из материального тела и души (идеи). Идея человека, соединяясь с физическим телом, засыпает, и лишь иногда просыпается, и человек «вспоминает» знания о сущностях. Сами веши сущностью не обладают. Человек не в силах их познать самостоятельно. Только душа, просыпаясь (может быть при беседе с философами), наделяет человека знанием.
Этика — это наука о поведении. Платон считает, что человек должен подчиняться государству. Платон создает учение об идеальном государстве, в котором каждый выполняет
свою функцию, в зависимости от своей души. Душа каждого человека состоит из трех частей:
1.разумная часть - обладающая знанием;
2.мужественная часть - обладающая умением избежать опасности;
3.вожделяющая часть - наделенная желаниями, потребностями.
У идеального человека все части души развиты одинаково, но в реальной жизни одна из частей души развита больше других. Соответственно развитым частям души, Платон выделяет в государстве три группы людей:
-философы, обладающие знанием - правители государства;
-воины, обладающие мужеством - защитники государства;
-ремесленники, наделенные желаниями — создатели материальных благ.
Только в идеальном государстве каждый выполняет свою функцию, в зависимости от своей души. Платон демократию считает неправильной формой государства, так как демос (народ) не может управлять государством. Идеальной формой власти является, по его мнению, аристократическая республика, когда у власти стоят философы.
11
Учеником Платона и его другом был Аристотель. По примеру своего учителя он создает философскую школу под названием «ликей», ныне «лицей». Аристотель систематизирует знание своего времени и выделяет:
1)теоретические науки (математика, физика и т.д.),
2)практические науки (геометрия, астрономия и т.д.),
3)творческие науки (поэзия, риторика и т.д.).
Философия, по его мнению, являясь «наукой наук», изучает не многообразие мира, а его сущности. Философия - это наука о сущностях. Аристотель называет ее метафизикой. Конспект его лекций, отредактированный его учениками, также получает название «Метафизика».
Бытие сущности должно удовлетворять двум требованиям: должно быть мыслимо и способно к самостоятельному существованию. Четыре причины делают возможным существование отдельной вещи:
-
форма;
-
материя;
-
действие (начало движения);
-
цель (для чего вещь создана).
Форма первична и активна, а материя — это лишь потенциальная возможность вещи, материя вторична. Форма, соединяясь с материей, создает мир вещей, которые наделены сущностью, а, следовательно, их можно познать.
Аристотель явился основателем науки логики, как науки о способах и законах правильного мышления. Логике посвящена его работа «Органон». Аристотель основал биологическую науку, написав труд «О частях животных». Он искал источник жизни и пришел к выводу, что «всякое питание, рост и упадок тела имеют основание в нем самом». По мнению Аристотеля, человек существо общественное и политическое – политическое животное («зоон политикою»). Однако, в отличие от животного, человек обладает разумом и умением познавать, что позволяет ему создавать представление о добре, зле и справедливости. Наличие речи и воли позволяют человеку общаться и делать выбор.
12
Основные принципы средневекового религиозно-философского мировоззрения:
1)монотеизм - однобожие;
2)креационизм - принцип творения мира из ничего;
3)теоцентризм - Бог центр мира, космоса, всего сущего, он источник блага и бытия;
4)антропоцентризм - человек есть центральное и лучшее творение Бога;
5)теодицея - оправдание Бога, принцип выбора между добром и злом;
6)принцип познания мира через просветление, божественное озарение;
7)провиденциализм - понимание истории как развитие по заранее предусмотренному плану;
8)супранатурализм - природа есть творение Бога, который находится вне природы.
Создание и осмысление религиозно-философского мировоззрения связано с учением Августина Аврелия (Блаженного). Его труды - «Исповедь», «О граде Божьем». Августин считал, что Бог - это высшее существо, которое имеет свободную волю. «Божественная воля» и «Божественное всемогущество» равны. Воля - основа духовной жизни. Цель жизни состоит в достижении счастья, но сделать это возможно лишь с божественной помощью. Человек не может быть творцом. В Средние века центр тяжестизаключен в вере. Человек знает добро, однако, его воля не подчинена ему.
Это раздвоение человека - болезнь души. Человек не может преодолеть своих греховных влечений без помощи Бога.
Двойственность положения человека: человек выше космоса и может быть господином природы, но в силу своего грехопадения он не властен даже над собой и зависит от божественного милосердия.
Важное значение для человека имеет правдивая исповедь. В каждом человеке, считает Августин, есть «внутренний человек», обращенный к космическому творцу. Глубины этого человека
открыты только Богу. Августин осуществляет первую и наиболее фундаментальную попытку рассмотрения человеческой памяти, дав с ее помощью новое понимание времени. У греческих
философов время связывалось с движением небесных светил. Августин считал, что время - достояние самой человеческой души. Строение нашей души: ожидание, устремленное к будущему; внимание, прикованное к настоящему; память, направленная на прошлое. Человек, понятый сквозь призму внутреннего времени, - не простое природное, но, прежде всего, историческое существо, а история включена в рамки «священных событий». Он считал, что история человечества предначертана и идет от творения к концу света. Цель философии Августина Аврелия - узнать о назначении человека.
13
Средневековая философия вошла в историю философской мысли под именем схоластики. Термин «схоластика» (от греч. schole - школа) означает «школьное», элементарное учение о Боге.
Отличительные черты схоластики:
1)схоластика сознательно рассматривает себя как науку, поставленную на службу теологии, как «служанку теологии». Начиная примерно с XI в. в средневековых университетах возрастает интерес к проблемам логики, которая в ту эпоху носит название диалектики и предмет которой составляет работа над понятиями. Тончайшее различие, понятий, установление определений и дефиниций подчас вырождалось в тяжеловесные многотомные построения.
2)природа перерастает быть важнейшим предметом познания. Главное, что необходимо понять - Бога и человеческую душу.
3)двойственная оценка человека: «подобие Божие» и «разумное существо».
4)религиозное понимание проблемы души и тела. В его основе - христианские догматы «Боговоплощение» и «Воскресения во плоти».
Учение Фомы Аквинского (Блаженного) хорошо представляет нам схоластический образ мышления. Философия Фомы Аквинского пользовалась большим влиянием в Средние века, римская церковь официально признала его. Это учение возрождается и в XX в. под названием неотомизма. По мнению философа, Бог, как высшее начало, есть само бытие. Фома Аквинский различает бытие (существование) и сущность (только в Боге бытие и сущность совпадают), но не противопоставляет их, а вслед за Аристотелем подчеркивает их общий корень. Сущности обладают самостоятельным бытием, в отличие от акциденций (свойств, качеств), существующих только благодаря субстанции Фома Аквинский рассматривает бытие как первое из актуальных состояний Во всякой вещи столько бытия, сколько актуальности.
Фома Аквинский выделяет уровни бытийности вещей по степени их актуальности:
1)Форма - внешняя определенность вещи (минералы, неорганические стихии);
2)Форма - конечная причина вещи (растения);
3)Форма - действующая причина (животные);
4)Форма сама по себе, независима от материи (дух, ум, разумная душа).
Фома Аквинский считает, что между наукой и верой нет противоречия. Христианская истина стоит выше разума, но она не противоречит разуму,Истина может быть лишь одна, ибо происходит от Бога. Бытие Бога может быть доказано разумом. Работа философа «Сумма теологии» содержит пять доказательств бытия Бога: