ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 11.03.2024

Просмотров: 183

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

1)все, что движется, движимо чем-то другим, следовательно, есть первый двигатель - Бог;

2)в мире имеется ряд действующих причин, следовательно, необходимо признать наличие первой причины - Бога;

3)каждая необходимость имеет свою необходимость, следовательно, существует первая необходимость — Бог;

4)существуют степени качеств, которые действуют друг за другом, следовательно, должна существовать наивысшая степень совершенства-Бог;

5)в основе всей природы лежит полезность, следовательно, существует разумное существо (Бог), которое направляет все естественные вещи к цели,

14

Эпоха Возрождения - это время отвержения догматической схоластики и обоснования идеи ценности человека в духе античности. Характерной чертой этого времени становится гуманизм, т.е. человеколюбие. Человек у гуманистов ставится в центре вселенной и выступает как творец самого себя. Он не просто природное существо, а господин природы. Человек уподобляется Богу и творцу. Он обладает естественными правами, такими как равенство, свобода и право собственности. Гуманизм отводит большую роль достоинству человека, предполагает веру в его собственные возможности, отрицает догматические принципы жизни, требует учитывать специфические черты каждого отдельного человека.

«Отцом гуманизма» называют Франческа Петрарка. Философ специально исследует проблему человеческих чувств и взаимоотношений, рассматривая человека как целостное существо, которому присущи и разумность и аффекты («страсти души»). К последователям Петрарка относятся Дж. Боккачч, Колуччио Салутати, Лоренцо Валла.


15

Специфической чертой философии Возрождения является возвращение к изучению природы, что проявляется в пантеизме - учении, отождествляющем Бога и природу.

Николай Кузанский (1401-1464) развивает пантеистические взгляды в работе «Об ученом незнании». «Единое есть все» - такова его пантеистическая формула. Единое - минимум, бесконечное - максимум, однако бесконечный минимум и бесконечный максимум совпадают. Кузанский открыл принцип совпадения противоположностей: при увеличении радиуса круга . до бесконечности окружность превращается в бесконечную прямую. У этого круга диаметр и даже центр совпадают с окружностью. (Этим центром и окружностью является Бог). Кузанский развивает идеи диалектики познания сущности и явления. Предметом познания является пантеистический бог, который существует в неразрывном единстве с миром природы. Познание является делом разума, а не веры. Идеи философа о математическом познании истины предвосхищали дух естествознания будущих веков.

К вершинам философской мысли эпохи Возрождения принадлежит пантеистическая философия Джордано Бруно (1548-1600). Снимая границу между Творцом и Творением, он разрушает противоположность формы (активной) и материи (пассивной). Приписывая природе активный, божественный импульс, он отнимает у формы и передает материи начало жизни и движения. «Природа - это Бог в вещах». Пантеизм Бруно - пугь к материалистическому пониманию природы. Цель разума — проникновение в глубину явления, познание закономерностей природы, т.е. ее «божественности». Познание начинается с восприятия, но чувственное познание само по себе недостаточно. Истины можно достичь лишь философскими средствами, но ни в коем случае теологическими. Самый знаменитый трактат Джордано Бруно «О бесконечности, вселенной и мирах». По мнению философа, земля, как живое существо, движется вокруг солнца, а вместе с ней движутся по орбитам планеты. Земной и небесный миры физически однородны, не возникают и не исчезают, образуя лишь большое количество разнообразных сочетаний. Он считал, что «другие миры так же обитаемы, как и этот». Идеи Бруно вступали в противоречие с представлениями христианского мира. Он был арестован инквизицией и сожжен.


16

Френсис Бэкон - английский философ, политический деятель. «Новый органон» - основное его произведение. Название перекликается с рабод Аристотеля «Органон».

Органон (орган) - инструмент познания, для Ф. Бэкона это опыт. Лозунг Ф. Бэкона - «Знание - сила». В мире все зависит от научного знания, наукаможет менять действительность. Наука должна быть прикладной и приносить пользу человечеству.

Две цели Ф. Бэкона:

1)критика схоластики (критика религиозных представлений о мире);

2)создание нового метода познания мира.

Ф. Бэкон заявляет о существовании заблуждений; т.е. идолов, Заблуждения делятся на следующие виды:

а)идолы рода - заблуждения, которые передаются от поколения к поколению;

б)идолы пещеры - заблуждения конкретного человека;

в)идолы рынка - заблуждения, связанные с неоднозначным значениемслов;

г)идолы театра - заблуждения, созданные философскими системами.

Например, по мнению Ф. Бэкона, схоластика дает неправильное объяснение мира.

Ф. Бэкон считает, что идолы 1-го и 2-го порядка человек может преодолеть самостоятельно, а идолы 3-го и 4-го порядка преодолеваются с помощью философии.Ф. Бэкон разрабатывает новый метод познания - индукцию - движение мысли от частного к общему. В основе индукции Бэкона лежит ни просто сумма опытов, но рациональное их объяснение. В познании истины на первом месте стоит опыт, ум лишь помогает познавать мир. Бэкон являете» представителем эмпиризма («эмпирио» - опыт).

17

Рене Декарт - французский философ, деист и дуалист по своему мировоззрению. Мир имеет два основания: духовное, которое обладь сознанием, и материальное, которое обладает протяженностью и массой Человек объединяет в себе эти два начала. Декарт в знаменитом «Рассуждение о методе» уделяет большое внимание научному знанию, ищет новый метод познания. Его метод познания — дедукция – движение ума от общего к частному. Используя этот метод, необходимо сравнить неизвестное с уже известным, т. е. общим, и сделать вывод.

Р. Декарт формулирует следующие правила:

-не принимать любую вещь как истинную, если ты ее не познал;

-разделить каждый из вопросов на части, чтобы лучше эти вопросы разрешить;

-идеи располагать в последовательности,, начиная с простейших и легче познаваемых;


-необходима систематизация как познанного, так и познаваемого.

Р. Декарт разрабатывает теорию интеллектуальной интуиции. Он заявляет, что человек имеет право на сомнение, он не сомневается только в своем существовании: «Я мыслю, следовательно, я существую». Под влиянием интеллектуальной интуиции сомнение убивает сомнение, остается истина. Сомнение выступает не как цель, а как средство познания. Познать работу интеллектуальной интуиции человек не в состоянии. С помощью ума человек познает окружающий мир. Истина достижима с помощью разума. Опыт лишь проверяет разум. Декарт – сторонник рационализма («рацио» - ум).

18

Центром эпохи Просвещения является Франция XV1I1 в. Философию этого периода можно

разделить на две части:

а)деизм;

б)материализм.

Деизм - философское направление, трактующее Бога как абстрактное внеприродное начало, имеющее лишь первоначальное отношение к природе. Представители: Ш.Л.Монтескье, Ф.М.А.Вольтер, Ж.Ж.Руссо.

Монтескье. Его работа — «О духе законов». Неравенство людей связано с их имущественными интересами, что порождает социальную борьбу. Он считал, что закон и общество носят двоякий характер: 1) естественные законы порождены биологической природой человека; 2) общественные законы установленные государством. Свобода - право делать то, что дозволено законом. Монтескье — один из родоначальников географического детерминизма, он считает, что определяющий фактор исторического развития связан с географической средой. Форма государственного устройства зависит от географической среды.

Вольтер. Его творчество связано с философией, публицистикой, историей культуры. Философские работы Вольтера - «Философские письма», «Трактат о метафизике». Он считает, что человек существо социальное, у людей есть врожденный инстинкт деятельности. Вольтер считал, что все люди равны. Свободу человека он понимал лишь в чисто абстрактном правовом и политическом смысле. История – это борьба мнений, мнения правят миром.

Жан Жак Руссо. Его работы — «О влиянии наук на нравы», «Эмиль». Значительным влиянием пользовалась теория общественного договора, выдвинутая Руссо. Согласно этой теории, люди сознательно ограничили свою свободу и заключили договор, где они обязались гарантировать при помощи всеобщей воли неотъемлемое право на личную жизнь и собственность. Но, в то же время, граждане вправе расторгнуть этот договор в случае злоупотребления властью. Так возникло правовое государство: в результате договора, а не насилия. Все люди равны по рождению. Неравенство связано с имуществом. Современное общество находится в кризисе, так как люди стараются казаться, а не быть. Государство поддерживает частную собственность, неравенство людей и порождает кризис. Необходимо вернуться к естественному состоянию, его лозунг: «Назад к природе». Видимо, философ первым постиг противоречивые стороны цивилизации и пришел к выводу, что развитие производства, культуры и науки приносит и нечто иное, чем выгода и польза.


Формирование совершенного человека связано с воспитанием, считает Руссо и создает целую педагогическую систему. Основой естественной морали должно стать трудовое воспитание личности.

К материалистам эпохи Просвещения относятся: Дени Дидро, Жюльен Ламетри, Поль Гольбах, Клод Гельвеций. Они считают, что мир существует реально и он материален. Материи присуще движение. Источник движения находится в самой материи. Материя и движение являются единственной существующей реальностью. Так как вся природа является ни чем иным, как движущейся материей, в ней нет места для случайности. Природа выступает как бесконечный ряд причин и следствий. В эту строго детерминистическую систему помещается и человек.Мышление является способностью определенного вида материи. Его основания покоятся на ощущениях. В области познания французские материалисты принимают принципы сенсуализма. О механическом подходе к пониманию человека свидетельствует название работы Ламетри «Человек- машина».Творчество французских материалистов проникнуто атеизмом. Гольбах в популярной для его времени работе «Карманное богословие» заявляет, что «религия противоречит всем принципам здравого смысла и вносит неисправности в человеческое познание».

19

Томас Гоббс (1588-1679) - английский философ. Его работы: «Основы философии», «О гражданине», «Левиафан». Т. Гоббс продолжил эмпиризм Френсиса Бэкона.

Большое значение имеют его социально-политические взгляды и созданное им учение о государстве. По Гоббсу, государство возникло в результате общественного договора, соглашения, но, возникнув, оно отделилось от общества и подчиняется коллективному мнению и воле людей. Понятия добра и зла различаются только государством, человек же должен подчиняться воле государства и признавать дурным то, что признает дурным государство. При этом государство должно заботиться о об интересах и счастье народа.