ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 12.03.2024
Просмотров: 330
Скачиваний: 2
СОДЕРЖАНИЕ
Содержание практических занятий по дисциплине «Этика деловых отношений»
Семинар №1. Природа и сущность этики деловых отношений
Цель семинара: Усвоить определения и сущность понятий этика, мораль, нравственность.
Цель семинара: Усвоить основные принципы ответственности организациий.
3.Упражнение «Социальная ответственность компании»
4.Перечень кейсов для самостоятельного разбора студентами под контролем преподавателя.
2.Упражнение «Этика и стиль руководства»
4.Разыграйте ситуацию «Опоздание»:
2.Произнесите фразу с разными интонациями
3.Тест «Что говорят вам мимика и жесты»? Приложение 1.2.
7. Ролевая игра «Прием на работу»
10. «Учебник жизни Дейла Карнеги»
1. Тест Поведение к конфликте к. Томаса ( Кибанов а.Я., стр. 102)
7. Тест. «Родитель — Взрослый — Ребенок». Приложение 1.4.
3.Одежда для первого впечатления
1.2.Тест «Что говорят вам мимика и жесты»? Приложение 1.2.
1.3.Тест «Как вы проводите переговоры» Приложение 1.3.
Тест «Умеете ли вы вести деловое обсуждение»
1.4.Тест. «Родитель — Взрослый — Ребенок». Приложение 1.4.
Приложение 2. Дополнительные задания по теме 1-2
Задание 8. Психогеометрический тест с.Деллингер» (адаптация а.А. Алексеева, л.А. Громовой)
3.Упражнение «Социальная ответственность компании»
На сегодняшний день все большее значение для организации приобретает его социальная ответственность перед обществом, его конкретные действия, обеспечивающие решение проблем, стоящих перед страной.
Те, кто считает, что социальные проблемы должно решать государство, а бизнес только "делание денег", аргументирует свою позицию тем, что действия в социальной области ведут к снижению прибылей компании, ухудшению в этой связи ее конкурентных позиций, росту издержек, которые в последующем ведут к повышению цен, что наносит ущерб потребителям и вызывает другие отрицательные последствия.
Сторонники социальной ответственности бизнеса перед обществом считают, что бизнесмены имеют перед ним моральные обязательства, что социальные действия могут оказать большую пользу предпринимателям, улучшают их имидж в обществе, являются неплохой рекламой.
Сформулируйте аргументированные ответы на следующие вопросы:
1. Чью позицию вы разделяете и почему?
2. Должен ли, по вашему мнению, предприниматель в современной России выполнять социальные обязательства перед страной и в каких формах?
3. Будет ли ему в конечном итоге это выгодно, в том числе в финансовом отношении? Если да, то почему?
4. В каких формах российский бизнес может осуществлять социальную поддержку:
а) в масштабах фирмы;
б) в масштабах региона, страны.
4.Перечень кейсов для самостоятельного разбора студентами под контролем преподавателя.
1. Кейс «Цель оправдывает средства?».
2. Кейс «Этические принципы Интернета».
3. Кейс «Я выиграл – ты проиграл».
4. Кейс «Проблемы компании «Гранит».
5. Кейс «Социальная ответственность ОАО Концерна «Аксион».
6. Кейс «Социальная ответственность«ИНТАЛЕВ».
7. Кейс «Социальная ответственность ОАО «Газпром».
Семинар №3. Этика деятельности руководителя.
Цель семинара: Рассмотреть типы и виды руководства организацией, факторы, влияющие на климат организации.
Вопросы для обсуждения
1. В чем состоит роль этических норм организации как регулятора отношений в коллективе?
2. Что такое авторитет руководителя?
3. Назовите факторы, оказывающие влияние на авторитет руководителя.
4. Назовите отличительные черты авторитарного руководителя от руководителя-демократа.
5. Перечислите правила, которых должен придерживаться руководитель при общении с людьми.
6. Что такое коллектив, личность, индивидуальность?
7. Раскройте сущность экономической и социальной функций производственного коллектива.
8. Раскройте содержание этапов процесса формирования и развития коллектива.
9. Что такое морально-психологический климат коллектива?
10. Охарактеризуйте сущность методики оценки психологической атмосферы и межличностных отношений в коллективе Ф. Фидлера.
11. Назовите способы регулирования межличностных отношений в коллективе.
12. Назовите общие функции управления, осуществляемые руководителем в своей деятельности.
13. Какие требования предъявляются к руководителю с точки зрения его знаний психологии?
14. Каким инструментарием этики деловых отношений должен владеть руководитель?
15. Назовите характерные черты «трудного» руководителя и основные причины их проявления.
16. В чем состоит взаимосвязь этических правил взаимоотношений с «трудным» руководителем и правил критики ее восприятия?
17. Раскройте организационные вопросы управления, помогающие нормализации отношений с руководителем. В чем состоит техника личной работы при взаимодействии с «трудным» руководителем?
Доклады:
1. Профессиональная этика управляющего.
2. Теоретические и методические основы разработки этических кодексов.
Список практических заданий
Тестирование (с. 88, А.Я Кибанов):
Оценка уровня организованности руководителей
Пользуетесь ли вы уважением в коллективе
Ваше отношение к новичкам
Эффективность руководства
2.Упражнение «Этика и стиль руководства»
В менеджменте особое значение приобретает определение подходящего стиля и этики руководства. Принято считать, что, прежде всего, менеджер обязан задать себе вопрос, что именно он хотел бы поручить своим сотрудникам. Далее он должен определить, каков уровень зрелости сотрудников в отношении выполнения данной задачи. Предлагаем четыре варианта действий руководителя, дающего поручение своему секретарю Светлане.
I. Светлана, я продиктую вам письмо, которое сегодня необходимо отправить. "Уважаемые господа, запятая... В продолжение нашей беседы...".
Здесь подробно, в деталях разъясняется, в чем заключается задача и как ее следует выполнять. Кроме того, перед отправкой письма осуществляется контроль, все ли сделано согласно распоряжению.
II. Светлана, необходимо сегодня же отправить письмо такому-то поставщику с дальнейшей информацией о... Ты не могла бы составить конспект письма, чтобы в три часа мы смогли его вместе просмотреть.
При такой манере руководства разъясняется, что следует сделать, предоставляется возможность сотрудникам самим выработать предложение и, при необходимости, вносятся коррективы. В этом случае перед отправкой письма осуществляется контроль.
III. Светлана, необходимо сегодня же отправить письмо клиенту, которого я посетил утром, с дальнейшей информацией о... Ты не позаботишься об этом? Если у тебя есть вопросы, я готов выслушать.
В этом случае дается распоряжение (что требуется), и лишь потом следуют разъяснения, как его выполнить, в том случае, если сотрудник сам об этом попросит (например: вы сами подпишете письмо или это сделаю я?). Осуществлять ли контроль до отправки письма, зависит от того, попросит ли об этом сотрудник.
IV. Светлана, необходимо сегодня же отправить письмо такому-то поставщику с дальнейшей информацией о... Ты не позаботишься об этом?
Данную манеру руководства называют "делегирование": дается распоряжение о том, что требуется, а выполнение предоставляется самому сотруднику. Контроль, как правило, имеет место уже после того, как письмо отправлено.
Определите свою позицию по различным стилям в руководстве - какой вариант вы считаете предпочтительным и почему
3.Разбор конкретных ситуаций
Ситуация 1.Вы обсуждаете с младшими руководителями своего подразделения вопрос, имеющий принципиальное значение. Тон разговора постоянно повышается. Появляется резкость в выражениях. Н этом совещании находятся и несколько рядовых сотрудников. Что должен предпринять в этой ситуации старший руководитель?
Ситуация 2.На сегодняшнее утро Вы для беседы вызвали подчиненного, который часто опаздывает на работу. Вы по стечению обстоятельств задержались дома и пришли на работу с опозданием. Подчиненный ждет Вас. Как Вы поведете себя?
Ситуация 3. Вы принимаете работников по личному вопросу. К Вам стал часто приходить сотрудник, который подробно и долго излагает свое недовольство обслуживанием в столовой, приемом в медпункте, обращением вахтеров. С каждым его приходом Вы убеждаетесь, что человек повторяется, не беспокоясь о том, что отнимает у Вас время, задерживает других посетителей. Что бы Вы предприняли на месте руководителя?
Ситуация 4. К Вам пришел рабочий с просьбой отпустить его с работы на день. Вы спрашиваете о цели. Оказывается, он хочет использовать этот день на поиски другого места работы. Его уход лишит ваш участок очень нужного и квалифицированного специалиста. Как бы Вы отреагировали на просьбу рабочего?
Ситуация 5.Вас назначили начальником отстающего участка. Вы изучили сложившуюся здесь обстановку и решили провести собрание. Надо подготовиться к выступлению перед ним. Как бы Вы построили свое выступление?
Ситуация 6. Вы – руководитель семинара. Один из слушателей говорит: «Все, что Вы сейчас рассказывали, не имеет отношения к практике, оторвано от жизни». Вы говорите: _____________________
Ситуация 7.Идет собрание… Слова одного из подчиненных явно приятны Вам. Он хвалит Ваши организаторские способности, хватку, умение воодушевлять людей и т.д. При этом он приводит конкретные примеры. Как Вы будете реагировать на это выступление в своем заключительном слове?
Ситуация 8.Вы проводите производственное совещание. Один из присутствующих, инженер Костин, резко высказался против Вашего предложения, мотивируя свою точку зрения заботой об интересах коллектива. В душе Вы не уважаете этого человека, считаете его обыкновенным «критиканом», плохим работником. Как Вы будете реагировать на выступление инженера Костина?
4.Разыграйте ситуацию «Опоздание»:
а) на встречу с другом; б) на свидание; в) домой после обещанного срока возвращения; г) на деловую встречу; д) на встречу с потенциальным работодателем.
По условию, опоздание столь значительно, что ожидающий уже выведен из терпения.
Семинар №4. Деловое общение и управление им. Цель семинара: Рассмотреть специфику, виды, функции делового общения, сформировать навыки делового общения
Вопросы для обсуждения
Дайте определение понятию деловое общение, раскройте его специфику.
Предмет, содержание и цель делового общения.
Каковы основные принципы делового общения.
В чем сущность коммуникативной, интерактивной, перцептивной сторон общения?
Каковы основные функции общения.
Стратегии и виды общения.
Какова структура вербального общения
Какие виды коммуникативных барьеров вы знаете? Каковы причины их возникновения?
Какую роль играет обратная связь в деловом общении?
Классификация невербальных средств общения
Роль визуального контакта в деловом общении
Проксемические особенности невербального общения
Роль перцепции в общении. Эффекты восприятия.
Каковы основные виды взаимодействие в общении. Теория трансакционного анализа
Раскройте суть основных этапов делового общения.
Что такое управление деловым общением?
Какие методы используются в процессе делового общения для воздействия на партнеров?
Комплимент, его роль в деловом общении. Что представляет собой комплимент?
Нужно ли говорить комплименты при деловом взаимодействии?
Зачем нужно делать комплименты?
Список практических заданий
1.Произнесите одну и ту же фразу, придавая ей прямой и противоположный смысл
1. Рад вас видеть! 2. Спасибо за работу. 3. Приходите завтра. 4. Я в восторге. 5. Спасибо, мне очень приятно ваше внимание. 6. Приятно было с вами поговорить. 7. Спасибо за комплимент. 8. Очень вам признателен. 9. Ценю вашу настойчивость. 10. Мне это очень нравится.
2.Произнесите фразу с разными интонациями
1. Умница! Молодец! (с благодарностью, с восторгом, иронично, огорченно, гневно) 2. Я этого никогда не забуду (с признательностью, с обидой, с восхищением, с гневом). 3. Спасибо, как это вы догадались! (искренне, с восхищением, с осуждением). 4. Ничем не могу вам помочь (искренне, с сочувствием, давая понять бестактность просьбы). 5. Вы поняли меня? (доброжелательно, учтиво, сухо, официально, с угрозой). 6. До встречи! (тепло, нежно, холодно, сухо, решительно, резко, безразлично). 7. Это я! (радостно, торжественно, виновато, грозно, задумчиво, небрежно, таинственно). 8. Я не могу здесь оставаться (с сожалением, значительно, обиженно, неуверенно, решительно). 9. Здравствуйте! (сухо, официально, радостно, грозно, с упреком, доброжелательно, равнодушно, гневно, с восторгом).