Файл: Практикум семинарский 2.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 12.03.2024

Просмотров: 354

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

СОДЕРЖАНИЕ

Содержание практических занятий по дисциплине «Этика деловых отношений»

Семинар №1. Природа и сущность этики деловых отношений

Цель семинара: Усвоить определения и сущность понятий этика, мораль, нравственность.

Вопросы для обсуждения

Список практических заданий

Цель семинара: Усвоить основные принципы ответственности организациий.

3.Упражнение «Социальная ответственность компании»

4.Перечень кейсов для самостоятельного разбора студентами под контролем преподавателя.

2.Упражнение «Этика и стиль руководства»

3.Разбор конкретных ситуаций

4.Разыграйте ситуацию «Опоздание»:

Семинар №4. Деловое общение и управление им. Цель семинара: Рассмотреть специфику, виды, функции делового общения, сформировать навыки делового общения

2.Произнесите фразу с разными интонациями

3.Тест «Что говорят вам мимика и жесты»? Приложение 1.2.

Семинар №5. Правила проведения деловых бесед, переговоров, совещаний Цель семинара: научить студентов основам проведения деловых бесед, переговоров, совещаний

6.Тестирование

7. Ролевая игра «Прием на работу»

10. «Учебник жизни Дейла Карнеги»

11.Деловая игра «Критика»

12.Тест «Как вы проводите переговоры» Приложение 1.3 «Как вести деловые переговоры?», Тест «Умеете ли вы вести деловое обсуждение»

1. Тест Поведение к конфликте к. Томаса ( Кибанов а.Я., стр. 102)

Список практических заданий

7. Тест. «Родитель — Взрослый — Ребенок». Приложение 1.4.

Список практических заданий

2. Доклады

Список практических заданий

3.Одежда для первого впечатления

05.02.2005

Примерные темы рефератов:

Примерные темы докладов

Примерный перечень эссе

1.2.Тест «Что говорят вам мимика и жесты»? Приложение 1.2.

1.3.Тест «Как вы проводите переговоры» Приложение 1.3.

Тест «Умеете ли вы вести деловое обсуждение»

1.4.Тест. «Родитель — Взрослый — Ребенок». Приложение 1.4.

Приложение 2. Дополнительные задания по теме 1-2

Задание 8. Психогеометрический тест с.Деллингер» (адаптация а.А. Алексеева, л.А. Громовой)

6.Тестирование

Какой вы собеседник ( А.Я. Кибанов, с. 267)

Моя тактика ведения переговоров

Ваше отношение к критике

7. Ролевая игра «Прием на работу»

Цель. Провести деловые беседы с поступающими на работу на конкурсной основе. Определить соответствие требованиям должности, выявить лучшего претендента.

Подготовка к игре. Выбирается один человек для исполнения роли директора фирмы или менеджера по персоналу. Его задачи:

·        продумать название фирмы, придумать вакансии;

·        составить личностную спецификацию для вакантной должности: физические особенности (обязательные требования и противопоказания); имидж претендента; образование, наличие квалификации; компетентность; личностные и деловые характеристики; интересы; данные о претенденте ( пол, возраст, прописка, семейное положение и т.п.);

·        провести собеседование.

Задачи претендентов на должность:

·        ознакомиться с содержанием труда специалиста, на чью должность составлена вакансия; ·        выяснить требования, которые предъявляются такому специалисту; ·        составить резюме; ·        продумать ответы на вопросы, которые могут быть заданы; ·        подготовить не менее 5 вопросов, которые задаст работодателю претендент; ·        отработать версии самопрезентации.

На каждую объявленную должность может быть принят только один претендент.

Какие вопросы вам могут задать на собеседовании?

1.     Расскажите немного о себе. 2.     Как вы смотрите на жизнь: какие видите в ней сложности и как с ними справляетесь? 3.     Чем вас привлекает работа у нас в данной должности? 4.     Почему вы считаете себя достойным занять эту должность? В чем ваши преимущества перед другими кандидатами? 5.     Каковы ваши сильные стороны? 6.     Каковы ваши слабые стороны? 7.     Почему вы ушли с предыдущей работы? 8.     Получали ли вы другие предложения о работе? 9.     Не помешает ли ваша личная жизнь данной работе, связанной с дополнительными нагрузками? 10. Как вы представляете свое положение через пять (десять) лет? 11. Какие изменения вы бы произвели на новой работе? 12. На какую зарплату вы рассчитываете? 13. Что вы можете рассказать о своих профессиональных связях, которые вы могли бы использовать на новой работе? 14. Как вы повышаете свою профессиональную квалификацию? 15. Чем вы любите заниматься в свободное время? 16. В какие сроки вы могли бы приступить к работе? 17. За что вас критиковали последние четыре года? 18. Вы чаще соглашаетесь или спорите и почему? 19. Какие из своих должностных обязанностей вы выполняете с наибольшим удовольствием? 20. Назовите те ситуации, в которых вам не удалось добиться успеха. Почему? 21. Как вы относитесь к методу принуждения и угроз по отношению к подчиненным? В каком случае следует прибегать к угрозам? 22. Часто ли вы используете похвалу в адрес подчиненных и других людей? 23. Человеку свойственно приукрашивать себя, устраиваясь на работу. В чем вы приукрасили себя?


9. Прокомментируйте высказывания: Если бы мы не имели собственных недостатков, нам не доставляло столько радости подмечать промахи окружающих. Ларошфуко

Прежде чем высказать кому-нибудь горькую правду, помажь кончик своего языка медом. Арабская пословица


10. «Учебник жизни Дейла Карнеги»

Дейл Карнеги выделяет 9 правил, соблюдая которые человек может воздействовать на людей, не оскорбляя их ни не вызывая у них чувства обиды.

1. Перед тем, как сделать человеку замечание, похвалите его и искренне признайте его достоинства.

2. Указывайте на ошибки других людей не прямо, а косвенно.

3. Перед тем, как критиковать человека, поговорите о собственных ошибках.

4. Вместо прямого приказания, задавайте человеку вопросы.

5. Всегда давайте людям возможность спасти свой престиж.

6. Выражайте людям одобрение по поводу малейшей их удачи и отмечайте каждый их успех. Будьте чистосердечны в своей оценке и щедры на похвалу.

7. Создавайте людям хорошую репутацию, которую они будут стараться оправдать.

8. Прибегайте к поощрению. Создавайте впечатление, что ошибка, которую вы хотите видеть исправленной, легко исправима; делайте так, чтобы то, на что вы побуждаете людей, казалось им нетрудным.

9. Добивайтесь, чтобы люди были рады сделать то, что вы предлагаете. Для этого надо говорить человеку о том, что хочет он, и научить его, как ему получить желаемое.

Проанализируйте вышеприведенные правила. Приведите пример ситуаций, демонстрирующих поведение в соответствии с данными правилами и с их нарушениями. Разыграйте их в группе.

11.Деловая игра «Критика»

Описание ситуации

Ниже представлен диалог руководителя с подчиненным.

Действующие лица: г-н А - начальник отдела; г-н В - заместитель начальника отдела; г-н С - молодой сотрудник отдела.

Г-н А (обращается к г-ну С): «Г-н Д говорил, что из-за какой-то глупости с вашей стороны не состоялось подписание договора с заказчиком». (Обращаясь к г-ну В): «И вот в этом он весь. Ничего серьезного поручить нельзя». (Обращаясь к г-ну С): «Я в твои годы такие проблемы как орешки щелкал!»

Г-н С: «Г-н А! Но ведь вы...»

Г-н А: «Не перебивайте меня! Г-н В! Но ведь он неглупый парень. Помнишь, как он помог нам при разработке последнего проекта? Ладно. Дело в принципе поправимо. Возьмите на себя вопрос с подготовкой договора. Поручил бы я исправить положение г-ну С, да он еще дров наломает, как и в этот раз».

Г-н С: «Г-н А! Позвольте мне...»

Г-н А: «Все, разговор окончен».

Постановка задачи

На основании представленного диалога руководителя с подчиненными участникам игры следует установить, какие правила критики нарушает руководитель. После анализа ситуации и ответов на поставленные вопросы участники должны сформулировать основные правила критики и составить логическую схему последовательности их применения.


Методические указания

На предварительном этапе участники разбора ситуации совместно с преподавателем формулируют основные правила критики. На последующем этапе участники анализируют представленный выше вариант деловой беседы и выделяют те моменты диалога, в которых руководитель отдела нарушает правила критики. По каждому из выделенных моментов участники устанавливают, в чем именно проявилось нарушение и каковы должны быть действия руководителя в конкретной ситуации. На завершающем этапе разбора ситуации участники должны установить такую последовательность применения правил критики, которая наилучшим образом помогает конструктивному восприятию критических замечаний. При этом участники должны ответить на вопрос, имел ли право руководитель на критику в данной ситуации.


12.Тест «Как вы проводите переговоры» Приложение 1.3 «Как вести деловые переговоры?», Тест «Умеете ли вы вести деловое обсуждение»

Семинар №6. Конфликты и пути их разрешения

Цель семинара: получить навыки конструктивного решения конфликтных ситуаций в деловом общении.

Вопросы для обсуждения

  1. Дайте различные определения понятие конфликт.

  2. Какова социальная роль конфликта.

  3. Классификация конфликтов.

  4. Перечислите основные типы поведения людей в конфликте.

  5. Каковы причины и последствия конфликтов

  6. Основные стратегии поведения в конфликтных ситуациях.

Список практических заданий

1. Тест Поведение к конфликте к. Томаса ( Кибанов а.Я., стр. 102)

2.Решите ситуационные задачи:

Задача 1

Вы недавно назначены менеджером по кадрам. Вы еще плохо знаете сотрудников фирмы, сотрудники еще не знают вас в лицо. Вы идете на совещание к генеральному директору. Проходите мимо курительной комнаты и замечаете двух сотрудников, которые курят и о чем-то оживленно беседуют. Возвращаясь с совещания, которое длилось один час, вы опять видите тех же сотрудников в курилке за беседой.

Вопрос. Как бы вы поступили в данной ситуации? Объясните свое поведение.

Задача 2

Вы начальник отдела. В отделе напряженная обстановка, срываются сроки выполнения работ. Не хватает сотрудников. Выезжая в командировку, вы случайно встречаете свою подчиненную — молодую женщину, которая уже две недели находится на больничном. Но вы находите ее в полном здравии. Она кого-то с нетерпением встречает в аэропорту.

Вопрос. Как вы поступите в этом случае? Объясните свое поведение.

Задача 3

Одна сотрудница высказывает другой претензии по поводу многочисленных и часто повторяющихся ошибок в работе. Вторая сотрудница принимает высказываемые претензии за оскорбление. Между ними возникает конфликт.

Вопрос. В чем причина конфликта? Определите конфликтную ситуацию.

Задача 4

Руководитель принял на работу специалиста, который должен работать в подчинении у его заместителя. Прием на работу не был согласован с заместителем. Вскоре проявилась неспособность принятого работника выполнять свои обязанности. Заместитель служебной запиской докладывает об этом руководителю...