ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 12.03.2024

Просмотров: 35

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Уровень жизни — показатель обеспеченности населения не­обходимыми для комфортного и безопасного существования то­варами, услугами и условиями жизни.

Цивилизация (от лат. civilis — гражданский, государствен­ный, общественный) — 1) достижения материальной и духовной культуры определенного общества (в этом смысле говорят, на­пример, о российской, итальянской цивилизации); 2) все дости­жения современного человечества; 3) в культурно-исторической периодизации — этап общественного развития. Возникновение цивилизации связывается многими исследователями с переходом от первобытности к классовому обществу и государству, когда появляется письменность, правовые нормы (нормы права).

Человек — целостное биопсихосоциальное существо. Одно­временно организм в ряду других организмов (представитель ви­да Homo sapiens), создатель и носитель культуры человеческого общества, главный участник исторического процесса.

Чувственное познание — одна из ступеней познавательной деятельности: она характеризуется получением информации о предметах и явлениях окружающего мира с помощью органов чувств и проявляется в трех формах — ощущениях, воспри­ятии и представлении.


Ощущения (зрительные, слуховые, осязательные, вкусовые и др.) представляют собой отражение в сознании человека от­дельных сторон, свойств предметов, непосредственно воздейству­ющих на органы чувств.

Восприятие — это целостный образ предмета, непосред­ственно складывающийся в живом созерцании совокупности всех его сторон; этот образ часто создается на основе различных ощу­щений.

Представление — это обобщенный чувственно-наглядный образ предмета, воздействовавшего на органы чувств в прош­лом, но не воспринимаемого в данный момент.

Чувственное познание — исходный пункт освоения и пости­жения действительности. Однако это далеко не всегда обеспечи­вает истинность и достоверность получаемого знания. Ощуще­ния, восприятия, представления нередко искажают действитель­ность, дают неточную информацию о ней. Чувственное познание иессильно в социальной сфере — при столкновении с такими яв­лениями, как социальная общность, власть, совесть и др. Углубление знаний, достигнутых на чувственном этапе познава­тельной деятельности, обеспечивает рациональное познание', иногда последнее называют логическим мышлением.

Э

Эволюция (от лат. evolutio развертывание) — синоним раз- пития; процессы, протекающие в живой и неживой природе, в со­циальных системах', постепенные количественные и качествен­ные изменения.

Элита (от фр. elite — лучшее, отборное, избранное) — из­бранный круг людей, наиболее ярко проявивших себя в той или иной сфере. Элита имеет реальные господствующие позиции в управлении обществом, развитии науки, культуры. Чаще всего говорят о политической элите — социальном слое, обладающем таким положением и качествами, которые позволяют ему более активно и эффективно, чем другие слои, участвовать в общест­венной жизни (управлять обществом, определять направления общественного развития, влиять на формирование общественных ценностей).

Эстетика (от греч. aisthetikos — относящийся к чувственно­му восприятию) — 1) философская наука о закономерностях эс­тетического освоения человеком мира, о сущности и формах творчества по законам красоты. Основные категории эстетики — прекрасное и безобразное, возвышенное и низменное, драма­тизм, трагическое и комическое, героическое — могут раскры­ваться во всех областях человеческой деятельности. Эстетичес­кое освоение человеком действительности связывается с форми­рованием определенных вкусов, оценок, чувств, переживаний, идеалов, идей; 2) красота, художественность чего-либо.


Этика (от греч. ethos обычай, привычка, характер) — раз­дел философии, система учений о нравственности и морали. Эти­кой также называют практическую философию, т. е. учение о правильном и достойном поведении, поскольку ее главная зада­ча — находить ответы на вопросы, которые всегда встают перед человеком: как правильно вести себя? Что я должен делать? Что такое добро и что такое зло?

Ю

Юридическая ответственность — одна из форм социаль­ной ответственности, особенность которой состоит в том, что она предусматривает определенные меры государственного воздей­ствия по отношению к правонарушителю.

К главным чертам юридической ответственности относятся следующие: а) она возлагается только за правонарушение, б) она наступает лишь при наличии вины в действиях правонарушите­ля; в) она наступает лишь в случаях, предусмотренных нормами права; г) она неизбежно влечет за собой определенные негатив­ные последствия (наказание) для правонарушителя (штраф, кон­фискация имущества, лишение свободы и т. д.); д) она означает неотвратимость наказания (иначе говоря, ни одно правонаруше­ние не должно оставаться безнаказанным).

Виды юридической ответственности различаются в соответ­ствии с отраслями права: уголовная, административ­ная, гражданско-правовая и дисциплинарная. Са­мый суровый вид ответственности — уголовная.