ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 12.03.2024
Просмотров: 89
Скачиваний: 2
Несмотря на заметные успехи в области организации бюджетных отношений бюджетный процесс нуждается в дальнейшем совершенствовании и в 2003 г. в рамках бюджетной политики предстоит решить ряд основных проблем:
• устранить сохраняющийся разрыв между объемом законодательно установленных государственных обязательств и объемом фактически имеющихся финансовых ресурсов;
• повысить эффективность механизма финансирования значительной части бюджетных расходов, в особенности в части, касающейся финансирования бюджетных учреждений;
• четко разграничить расходные полномочия и доходные источники между уровнями бюджетной системы;
• снизить высокий уровень номинальной налоговой нагрузки;
• ослабить зависимость бюджета от внешнеэкономической конъюнктуры;
• обеспечить соответствие краткосрочного бюджетного планирования задачам среднесрочной экономической политики.
Основными задачами бюджетной политики должно являться обеспечение роста деловой активности, проведение структурных преобразований, поддержание социальной стабильности.
Также в бюджетном послании Президента о бюджетной политике на 2003 год предусматривался ряд мероприятий в области доходов и расходов бюджета, организации межбюджетных отношений, совершенствования казначейских технологий и управления государственными финансами.
В частности, в области доходов намечалось:
• обеспечить внесение необходимых изменений в налоговое законодательство не позднее первого квартала года, предшествующего году вступления таких изменений в силу;
• сделать налоговый учет максимально удобным как для налогоплательщиков, так и для налоговых органов;
• предусмотреть возможность выбора субъектами малого предпринимательства режима налогообложения;
• внести поправки в часть первую Налогового кодекса Российской Федерации, направленные на повышение эффективности налогового администрирования;
• создать систему эффективного управления государственными активами, в том числе в сфере использования объектов недвижимости, находящихся в ведении государственных предприятий и учреждений;
• осуществить продажу долей участия в капиталах большинства банков, инвестиционных, фондовых и финансовых компаний, в особенности мелких пакетов акций.
В области расходов задачи ставились перед исполнительной и законодательной властью по осуществлению рационализации расходов бюджета, сокращению неэффективных государственных (муниципальные) обязательств и расходов, созданию действенной системы управления государственными расходами.
Политика в области межбюджетных отношений нуждается в глубоких преобразованиях и в 2003 год должна строиться с учетом:
• разграничения расходных обязательств между федеральными, региональными и местными органами власти;
• разграничения налоговых полномочий и источников доходов на длительный период, что станет одним из условий повышения заинтересованности региональных и местных органов власти в создании благоприятных условий для экономического роста, наращивании и эффективном использовании налогового потенциала соответствующих территорий;
• отказа от принятия на федеральном уровне решений, налагающих на территориальные бюджеты расходные обязательства без определения источников их финансирования;
• разделения финансовой помощи на инвестиционную и текущую, обеспечив при этом максимальную формализацию и прозрачность механизма распределения средств;
• введения механизма ответственности региональных и местных органов власти за проводимую бюджетную политику, выполнение финансовых обязательств перед населением, бюджетными учреждениями, кредиторами.
В области совершенствования казначейских технологий необходимо продолжать исполнение бюджета, прежде всего на основе применения технологии единого счета федерального казначейства в части расходов. Применение казначейских технологий обеспечивает преимущество не только в сфере контроля за использованием государственных средств (в перспективе - на основе обязательной регистрации контрактов на закупку товаров и услуг за счет бюджетных средств), но и в вопросах формирования своевременной и достоверной отчетности по исполнению федерального бюджета, необходимой для принятия решений в налоговой и бюджетной сферах. Следует ускорить разработку нового Плана счетов бюджетного учета, который бы объединил план счетов по исполнению бюджетов, план счетов бюджетных учреждений и бюджетную классификацию.
В сфере совершенствования управления государственными финансами главная задача состоит в :
• четкой организации бюджетных процедур, направленных на обеспечение разумной равномерности расходования средств федерального бюджета в течение года на основе перехода к точному планированию расходов сезонного характера;
• ответственности главных распорядителей и распорядителей бюджетных средств за ритмичность их расходования;
• доведении не позже декабря каждого года до бюджетополучателей лимитов бюджетных обязательств (или части таких лимитов), обеспечивающих бесперебойное функционирование бюджетной сферы в начале предстоящего финансового года;
• повышении равномерности осуществления бюджетных расходов в течение года.
В очередном бюджетном послании Президента РФ Федеральному Собранию РФ от 30 мая 2003 г. "О бюджетной политике в 2004 году подводились итоги бюджетной политики в 2002 году и начале 2003 года.
Положительно оценивалось:
• наличие профицита федерального бюджета, обеспечивающего его устойчивость к влиянию внешнеэкономической конъюнктуры, и финансового резерва в объеме около 230 млрд. рублей, существенно снизившего бюджетные риски;
• продолжение налоговой реформы, что обеспечило снижение налоговой нагрузки на экономику, повышение собираемости налогов, рационализацию налоговой системы;
• рост уровня заработной платы в бюджетной сфере;
• реформирование денежного довольствия военнослужащих и сотрудников правоохранительных органов;
• реформирование межбюджетных отношений, заключающееся в том, что основная часть финансовой помощи субъектам РФ распределяется по единым объективным критериям;
• существенное сокращение бремени государственного долга, рост международного кредитного рейтинга России, восстановление доверия инвесторов к рынку внутренних заимствований, которые стали привлекаться на более длительные сроки и по более низкой, чем ранее, цене.
В послании сформулированы следующие требующие решения основные проблемы:
• зависимость доходной базы федерального бюджета от добычи и экспорта сырьевых ресурсов и в связи с этим высокая зависимость финансовой системы от внешнеэкономической конъюнктуры;
• несоответствие налоговой системы целям обеспечения долговременного экономического роста и финансовой стабильности, сложность налогового учета;
• качество вносимых в Государственную Думу и принимаемых налоговых законов;
• игнорирование конкурсного механизма закупки товаров и услуг для государственных нужд.
• низкий удельный вес закрепленных на долгосрочной основе источников доходов региональных и местных бюджетов, что снижает заинтересованность соответствующих органов власти в экономическом развитии вверенных им территорий;
• недостаток полномочий региональных и местных органов власти по управлению общественными финансами и др.
Были определены основные задачи бюджетной политики на 2004 год и среднесрочную перспективу являются:
• повышение благосостояния населения и обеспечение устойчивого роста экономики страны на основе стабильного функционирования и развития бюджетной системы;
• ориентация бюджетной политики на перспективу, исходя из четкого понимания возможностей федерального бюджета и приоритетов в расходах, обеспечение предсказуемости условий формирования бюджетов всех уровней ;
• создание стабилизационного фонда для снижения в среднесрочной перспективе зависимости российской бюджетной системы от внешнеэкономической конъюнктуры;
• продолжение работы по совершенствованию налоговой системы и последовательному снижению налогового бремени;
• принятие адекватных мер по оптимизации бюджетных расходов, внедрению современных методов бюджетного планирования, ориентированных на достижение конечных результатов и стимулирующих органы власти разных уровней и бюджетные организации к максимально эффективному использованию бюджетных средств в условиях уменьшения объема перераспределяемых государством финансовых ресурсов;
• снижение с 20 до 18 процентов общей ставки налога на добавленную стоимость и ставки единого социального налога;
• повышение уровня налогового администрирования, в том числе на основе внедрения информационных технологий;
• более рациональная организация работы налоговых инспекций, сведение к минимуму временных затрат налогоплательщиков по ведению налогового учета, подготовку и сдачу налоговой отчетности, особенно в малом предпринимательстве;
• повышение эффективности расходования бюджетных сре дств в р амках четко определенных приоритетов;
• инвентаризация организаций государственного сектора экономики с точки зрения соответствия их функций и задач государственным нуждам;
• финансирование подготовки специалистов с высшим профессиональным образованием в основном на федеральном уровне;
• модернизация системы обязательного медицинского страхования населения;
• комплектование российской армии, предусматривающее замещение призыва на воинскую службу системой комплектования по контракту;
• финансирование всех расходов федеральных судов только из федерального бюджета для обеспечения условий для полной самостоятельности и независимости судебной системы;
• упорядочение функций федеральных органов исполнительной власти и подготовка к формированию ассигнований на их содержание на основе финансовой оценки затрат, необходимых для выполнения соответствующих функций;
• повышение ритмичности расходования средств федерального бюджета, принятие мер по повышению эффективности организации кампании по заключению контрактов на поставку продукции для государственных нужд и сокращению сроков ее проведения;
• принятие мер по максимальному сосредоточению всех средств бюджетной системы в учреждениях Банка России;
• создание системы четкого и стабильного разграничения доходных и расходных полномочий, что является необходимым условием приведения государственных и муниципальных обязательств в соответствие с реально имеющимися ресурсами для их исполнения;
• систематизация работы по анализу и пересмотру в соответствии с новыми принципами разграничения предметов ведения и полномочий всего массива федерального законодательства, требующего бюджетного финансирования и др.
2.1. Механизм взаимоотношений федерального и региональных бюджетов
Современное состояние межбюджетных отношений в Российской Федерации в значительной степени зависит от того, как они складываются между федеральным центром и регионами.
Наиболее сложная проблема в бюджетном устройстве – бюджетный федерализм, т.е .бюджетные взаимоотношения центра и регионов. В соответствии с законодательством РФ доходная часть бюджетов бюджетной системы РФ должна состоять из налоговых и неналоговых доходов, безвозмездных поступлений, кредитных ресурсов.
Основными задачами бюджетных взаимоотношений между центром и регионами является:
- ликвидации несоответствия между объемом расходных обязательств субфедеральных органов власти и величиной закрепленных за бюджетами данных уровней доходных поступлений;
- сдерживание и сокращение уровня дифференциации регионов в плане социально-эконономического развития с целью сбалансированного экономического развития, не допускающего сильной межрегиональной социальной напряженности;