Файл: учебное пособие по демографии для студентов.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 12.03.2024

Просмотров: 662

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

СОДЕРЖАНИЕ

Министерство сельского хозяйства рф

Тема 4. Воспроизводство населения,

Тема 5. Рождаемость и репродуктивное поведение………………………..39

Тема 6. Демографическое изучение смертности и продолжительности жизни……………………………………………………………………………..57

Тема 7. Экономические и социально-политические аспекты воспроизводства населения…………………………………………………...69

Тема 8. Индекс развития человеческого потенциала.

Тема 9. Демографическое прогнозирование………………………………..85

Тема 1. Предмет, метод и задачи демографии

1.1 Демография: понятие, объект, предмет, цель и задачи науки.

1.2 Структура демографической науки.

Демографическая теория

Сбор первичных данных

Описание демографических процессов

Чистая (формальная) демография

Аналитическая демография

Историческая демография

Социологическая демография (социальная демография)

Военная демография

1.3 Джон Граунт(Graunt) (1620-1674) его жизнь и роль в становлении демографии

Тема 2. Источники информации о населении и демографических процессах

2.1 Переписи населения

2.2 Текущий учёт демографических событий

2.3 Регистры (списки, картотеки) населения

2.4 Специальные выборочные обследования

Тема 3. Показатели численности, состава и размещения населения, их динамика

3.1. Численность и размещение населения

3.2. Динамика численности населения

3.3. Состав населения

3.3.1. Основные типы структур населения и их характеристики

3.3.2. Состав населения по полу

3.3.3. Возрастной состав населения

1. Длина интервала групп.

2. Классификация населения по возрасту.

3. Возрастной контингент.

3.3.4. Возрастная аккумуляция

3.3.5. Половозрастные пирамиды

1989 Г.

2002 Г.

3.3.6. Показатели демографической нагрузки.

3.3.7. Брачная и семейная структуры населения

3.3.8. Недемографические структуры населения

Тема 4. Воспроизводство населения,

4.1 Воспроизводство населения: понятие, значение, типы

4.2 Основные проблемы процессов воспроизводства населения

4.3 Демографические аспекты развития рф

Тема 5. Рождаемость и репродуктивное поведение

5.1 Демографическое понятие "рождаемость" и её измерение

5.2 Репродуктивное поведение

5.3 Тенденции изменения рождаемости в России и других странах

5.4 Брачность

5.5 Разводимость

5.6 Тенденции брачности и разводимости в России

Тема 6. Демографическое изучение смертности и продолжительности жизни

6.1. Демографическое понятие "смертность"

6.2. Система показателей смертности

6.3. Индексный метод в анализе динамики общего коэффициента смертности

6.4. Методы стандартизации коэффициентов смертности

6.5. Таблицы смертности

6.5.1. Метод демографических таблиц

6.5.2. Построение и анализ таблиц смертности

6.6. Тенденции изменения смертности в России и других странах

Тема 7. Экономические и социально-политические аспекты воспроизводства населения

7.1. Население и экономика

7.2. Миграция населения

7.2.1. Понятие, причины и виды миграции населения

7.2.2. Показатели миграции

7.2.3. Миграционная политика в современной России

7.3. Результативные показатели воспроизводства

7.4. Показатели замещения населения

7.5. Длина поколения и истинный коэффициент естественного прироста

7.6. Демографическая ситуация и демографическая политика

7.6.1. Демографическая ситуация

7.6.2. Демографическая политика

Тема 8. Индекс развития человеческого потенциала.

8.1 Понятие «индекс развития человеческого потенциала» и методика его расчета

8.2 Данные о развитии человеческого потенциала 2010 года и динамика изменения ирчп в мире и в России

8.2.1 Ирчп в мире и динамика изменения индекса

2.2 Ирчп в России и её регионах. Динамика изменения индекса

2.2.1 Развитие человеческого потенциала в Российской Федерации: факты и цифры

Тема 9. Демографическое прогнозирование

9.1 Понятие, принципы и этапы демографического прогнозирования

9.2 Краткая история демографического прогнозирования

9.3 Классификация демографических прогнозов

9.4 Методы демографического прогнозирования

9.4.1 Математические методы

1). Метод экстраполяции по среднему абсолютному приросту

2). Метод экстраполяции по среднему темпу роста

3). Метод экстраполирования по экспоненте

9.4.2. Метод передвижки возрастов (метод компонент)

9.4.3. Методы, основанные на теории циклического этногенеза

9.5. Гипотезы и сценарии демографического прогноза

9.6. Прогнозы численности населения России и Мира

Литература

Нация (от латинского nation – племя, народ) как высшая форма этноса представляет собой наиболее сплочённое сообщество людей, объединённое единством языка и территории, обладающее сложными культурными и экономическими отношениями.

Помимо указанных трёх основных форм этноса существует множество других промежуточных этнических форм:

- этнические группы, такие как иммигранты и их потомки, частично подвергшиеся ассимиляции основной нацией;

-"пограничные" этнические группы, живущие в зоне контакта двух и более народов;

- ранжированные этнические общности, например: русские – восточные славяне – славяне;

- консолидированные народы, получившиеся в результате слияния нескольких родственных этносов (межэтническая консолидация) или в результате сплочения сформировавшегося народа по мере его социально-экономического развития (внутриэтническая консолидация);

- субэтносы, представляющие собой обособленные части народности или нации, язык, культура и быт которых имеют некоторые особенности (например, свои диалекты);

- конфессиональная общность, образующаяся внутри консолидирующихся народов (в отношении к вероисповеданию);

- метаэтнические (надэтнические) общности, объединяющие несколько народов, имеющих элементы общего самосознания (славянские народы, романские, монгольские и другие).

Основными показателями национального состава являются:

- число национальностей;

- число лиц каждой национальности;

- удельный вес каждой национальной группы в общей численности населения.

В современном Мире наблюдаются различные тенденции в образовании этносов. Основной тенденцией, по мнению многих исследователей, является консолидация народов при ассимиляции малых народов более крупными. В свою очередь в результате активной миграции из-за множества переходных форм определить национальный состав очень сложно. Например, в конце 19 века русская нация была единой, включающей три группы: великороссов, малороссов и белорусов. Сегодня это три нации.

Исследователи насчитывают в современном Мире от 2 до 4 тысяч различных народов – от самых мелких племён до крупнейших наций. При всём этническом многообразии основу человечества представляют около 80 наций, численностью более 10 млн. человек каждая. На их долю приходится приблизительно 80% всего населения.


Крупнейшие народы Мира, численность которых превышает 100 млн. человек:

- китайцы (более 1млрд. человек);

- хиндустанцы (Индия);

- бенгальцы (Индия, Бангладеж);

- американцы;

- бразильцы;

- русские;

- японцы;

- панджабцы (Пакистан, Индия);

- бихарцы (Индия).

В современном Мире происходит образование новых народов, отличающихся большой жизнестойкостью (в Америке, Австралии, Новой Зеландии). При этом в условиях развития цивилизации становится очевидным необходимость особенно внимательного отношения к малым народностям и племенам. Все этносы имеют право на существование, и Мир становится беднее при потере какого-нибудь из них.

Д. Качественный состав населения

Качество населенияэто свойство населения реализовывать себя в социально-экономической и культурной жизни общества.

Качество населения характеризуется совокупностью показателей, основными из которых являются:

- трудовой состав;

- уровень материального благополучия;

- уровень образования;

- уровень здоровья;

- уровень культуры.

Характеристика качества населения по трудовому составу заключается в оценке трудовых ресурсов общества. Как было отмечено в п.3.3.6 "Демографическое старение населения", в России демографическая нагрузка на трудоспособное население находится на экономическом пределе, и есть основания прогнозировать уменьшение доли трудоспособного населения и ухудшение состава населения за счёт увеличения в нём лиц старших возрастов.

Все страны различают по уровню материального благополучия жителей этих стран.

По российским нормам прожиточного минимума за чертой бедности сегодня находятся 30% населения, ещё 20% людей живут на уровне этого минимума. Таким образом, половина населения страны относится к бедному. Массовое обеднение населения страны – негативное последствие неудачных экономических реформ, за которыми начался резкий спад рождаемости, рост смертности, заболеваемости, преступности, и как результат – снижение численности населения, масштаб которого оценивается как демографический кризис.

Для оценки уровня богатства и бедности стран Мира ООН использует показатель ВНП на душу населения. По этому показателю к странам:


- с высоким душевым ВНП (20-30 тыс. долл.) относятся страны с общей численностью населения 900 млн. человек;

- со средним душевым ВНП (1-5 тыс. долл.) – 2700 млн. человек;

- с низким душевым ВНП (350-450 долл.) – 2400 млн. человек.

По этому критерию виден большой разрыв в уровне благосостояния народов Мира. 40% жителей Земли находятся практически на уровне бедности, т.к. ВНП на душу населения в день составляет приблизительно 1долл., т.е. расходуется полностью на текущее потребление.

Образование– совокупность специальных знаний и практических навыков, полученных в процессе обучения. В нашей стране принято выделять следующие уровни образования: среднее, среднее специальное и высшее. В зависимости от степени завершения образование может быть полным и неполным (например, среднее начальное, высшее незаконченное и т.п.).

В современном анализе образовательной структуры населения применяются показатели, отражающие уровень образования населения:

1). Доля элементарно неграмотных среди взрослого населения (старше 15 лет) – т.е. не умеющих читать и писать.

2). Доля функционально неграмотных людей – т.е. неспособных адаптироваться к жизни в современной городской и производственной среде. 3). Доля людей со средним специальным и высшим образованием в занятом населении.

4). Средняя продолжительность обучения работающего населения.

Последний показатель широко используется в статистике развитых стран как отражающий общий уровень образования рабочей силы и предполагающий непрерывное повышение квалификации путём получения дополнительного образования в течение рабочего периода жизни. Учёт функционально неграмотных людей в России пока не ведётся. В США и Великобритании их доля составляет 8-12%. Функциональная неграмотность рассматривается как главная причина безработицы среди неквалифицированной рабочей силы.

По числу квалифицированных кадров Советский Союз занимал одно из первых мест в Мире. Спад в промышленности и упадок в науке оставил без работы большое число инженеров, учёных, многие из которых получили работу в западных странах, а остальные ушли в другие виды деятельности – торговлю, сферу услуг. Следует отметить, что высшее и среднее специальное образование быстро откликнулось на требования новой экономики по широкому кругу специальностей. Есть основания надеяться, что Россия сохранит достойное место среди стран с высоким уровнем квалификации населения. Однако многие страны уже обогнали Россию по средней продолжительности обучения работающего населения, которая, например, в США, Канаде, Японии, во многих странах Европы составляет приблизительно 15 лет. В России такая средняя продолжительность обучения относится не ко всему работающему населению, а только к 30% работающего населения, которые имеют высшее и среднее специальное образование. В развитых странах очень высокие требования в плане повышения квалификации работников. В первую очередь это относится к управленческому составу. С этой целью менеджеры совершенствуют своё мастерство на стажировках, в школах менеджеров. Особый интерес представляет японская школа менеджмента. Например, с целью максимально возможного повышения уровня компетентности работников и активизации заложенного в них творческого потенциала осуществляется непрерывная ротация, т.е. переброска сотрудников с одного профиля работы на другой.


В отношении уровня образования населения в Мире прослеживаются следующие тенденции демографических изменений. Чем выше уровень образования населения, тем меньше рождаемость, но при этом потомство вырастает здоровым и образованным. Эта тенденция характерна для развитых стран. И чем ниже уровень образования, тем выше рождаемость, но при этом высокая детская смертность, и у потомства мало шансов получить хорошее образование. Эта тенденция характерна для развивающихся стран, обеспечивающих основной прирост населения Мира.

Другой важнейшей качественной характеристикой населения является его здоровье, которое рассматривается как основной признак жизнеспособности населения, его возможности эффективно выполнять свои социальные и биологические функции. Для оценки уровня здоровья населения используются следующие основные показатели:

- уровень младенческой и детской смертности;

- средняя продолжительность жизни людей;

- средняя продолжительность трудовой деятельности людей;

- уровень заболеваемости населения.

К факторам, определяющим уровень здоровья, относятся:

- образ жизни людей, определяющий до 50% болезней (жилищно-бытовые условия, личный образ жизни – склонность к курению, алкоголизму, наркомании и т.п.);

- генетические особенности организма, определяющие до 20% болезней;

- внешняя среда, определяющая до 15% всех болезней (природно-очаговых и экологически обусловленных) и другие.

История развития человечества показывает прямую зависимость между уровнем здоровья наций и уровнем развития общественно-экономического строя. Сегодня человечество начинает осознавать, что здоровье нации – это основное богатство страны. Каждый цивилизованный человек понимает, что его личное здоровье – это его личный капитал, с потерей которого он может потерять если не всё, то многое, например, работу. Особенно это актуально в условиях жёсткой конкуренции на рынке труда.

В России в 90-е годы заметно возрос уровень заболеваний. Особенно высокими были отмечены темпы роста инфекционных заболеваний, таких как: гепатит, туберкулёз, сифилис, СПИД. За годы социально-экономического кризиса увеличилось число хронических больных и инвалидов. Всё это привело к увеличению смертности и усилению фактора риска, связанного с рождением здорового жизнеспособного поколения.


Культура населения – это ещё одна немаловажная характеристика качества населения. Исторически культуру определяют как культ труда. Культура (или отсутствие таковой) проявляется в поведении человека. Сегодня различают культуру производства и культуру быта; культуру языка; культуру письма; культуру отношений; культуру отдыха; культуру одежды и т.д. Таким образом, культура человека формируется из множества нюансов этического и эстетического свойства. Культура не может возникнуть в одночасье, она накапливается годами и передаётся от поколения к поколению. С понятием культуры неразрывно связано понятие искусства. Искусство – сфера духовной жизни человека. Искусство всегда играло огромную воспитательную роль в жизни общества. Зная это, государственные деятели нередко использовали его как рычаг воздействия на умы людей, и порой – оправданно. Так, например, в эпоху Великой депрессии 30-х г.г. правительство США предложило кинематографистам снимать только мелодрамы со счастливым концом, которые оказывали положительное психологическое влияние на населения. В нашей стране во времена правления Сталина был сделан государственный заказ на производство кинокомедий, осуществление которого способствовало немаловажному подъёму национального духа. И сегодня подобные проблемы продолжают волновать общество. Так, например, много говорится о негативной воспитательной роли телевидения (как одного из видов искусств), низкой культуре реклам, приносящей вред здоровью и т.д.

В целях анализа уровня культуры населения страны рассчитывают ряд показателей:

- удельный вес расходов на культуру в бюджете страны;

- численность театров, кинотеатров и музеев страны;

- средняя их посещаемость и др.

Конечно, в условиях экономического кризиса государственное финансирование этой области общественной жизни могло осуществляться только на довольно низком уровне, что привело к появлению множества проблем, связанных с развитием культуры и искусства в нашей стране. Но всё же культура и искусство нашей страны не умирает, а продолжает жить. Одним из немаловажных факторов жизнеспособности нашей культуры является и то, что она высоко ценится на Западе. Например, картины русских художников нередко покупают за рубежом для частных коллекций, что является финансовой поддержкой русского художника в дальнейшей его творческой работе.