Файл: Теория систем лаб.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 02.04.2024

Просмотров: 542

Скачиваний: 4

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Издержки хранения – расходы, связанные с физическим содержанием товаров на складе, плюс возможные проценты на капитал, вложенный в запасы. Обычно они выражаются или в абсолютных единицах, или в процентах от закупочной цены и связываются с определенным промежутком времени.

Упущенная прибыль – издержки, связанные с неудовлетворенным спросом, возникающим в результате отсутствия продукта на складе.

Совокупные издержки за период представляют собой сумму издержек заказа, издержек хранения и упущенного дохода. Иногда к ним прибавляются издержки на покупку товаров.

Срок выполнения заказа – срок между заказом и его выполнением. Точка восстановления – уровень запаса, при котором делается новый заказ.

8.2. Краткая характеристика моделей управления запасами

1. Модель оптимального размера заказа

Предпосылки: 1) темп спроса на товар известен и постоянен; 2) получение заказа мгновенно; 3) отсутствуют количественные скидки при закупке больших партий товара; 4) единственные меняющиеся параметры – издержки заказа и хранения; 5) исключается дефицит в случае своевременного заказа.

Исходные данные: темп спроса, издержки заказа и хранения. Результат: оптимальный размер заказа, время между заказами и их

количество за период.

2.Модель оптимального размера заказа

впредположении, что получение заказа не мгновенно

Следовательно, нужно найти объем запасов, при котором необходимо делать новый заказ.

Исходные данные: темп спроса, издержки заказа и хранения, время выполнения заказа.

Результат: оптимальный размер заказа, время между заказами, точка восстановления запаса.

3.Модель оптимального размера заказа

впредположении, что допускается дефицит продукта

исвязанная с ним упущенная прибыль

Необходимо найти точку восстановления.

Исходные данные: темп спроса, издержки заказа и хранения, упущенная прибыль.

Результат: оптимальный размер заказа, время между заказами, точка восстановления запаса.

96

4.Модель с учетом производства

(в сочетании с условиями 1–3)

Необходимо рассматривать уровень ежедневного производства и уровень ежедневного спроса.

Исходные данные: темп спроса, издержки заказа, хранения и упущенная прибыль, темп производства.

Результат: оптимальный уровень запасов (точка восстановления запаса).

5. Модель с количественными скидками

Появляется возможность количественных скидок в зависимости от размера заказа. Рассматривается зависимость издержек хранения от цены товара. Оптимальный уровень заказа определяется исходя из условия минимизации общих издержек для каждого вида скидок.

Модели типа 1–5 с вероятностным распределением спроса и времени выполнения заказа

Вместо предпосылки о постоянстве и детерминированности спроса на товар используется более реалистичный подход о предполагаемой известности распределения темпа спроса и времени выполнения заказа.

Рассмотрим подробнее модели с фиксированным размером заказа:

Модель 1. Модель наиболее экономичного размера заказа. Заказ,

пополняющий запасы, поступает как одна партия. Уровень запасов убывает с постоянной интенсивностью, пока не достигает нуля. В этой точке поступает заказ, размер которого равен Q, и уровень запасов восстанавливается до максимального значения. При этом оптимальным решением задачи будет тот размер заказа, при котором минимизируются общие издержки за период (рис. 8.1).

Q*

Время

Рис. 8.1. Модель 1. Модель наиболее экономичного размера заказа

97


Пусть Q – размер заказа; Т – протяженность периода планирования; D – величина спроса за период планирования; d – величина спроса в единицу времени; К – издержки заказа; Н – удельные издержки хранения за период; h – удельные издержки хранения в единицу времени. Тогда:

(D/Q)K – совокупные издержки заказа; (Q/2)H – совокупные издержки хранения; d=D/T; h=H/T;

Q*=(2dK/h)1/2 (2DK/H)1/2 – оптимальный размер заказа; N=D/Q* – оптимальное число заказов за период;

t*=Q*/d=T/N – время цикла (оптимальное время между заказами).

Модель 2. Введем предположение о том, что заказ может быть получен не мгновенно, а с течением времени. Тогда нам необходимо заранее делать заказ, чтобы в нужное время иметь достаточное количество товара на складе. Следовательно, нам необходимо найти тот уровень запасов, при котором делается новый заказ. Этот уровень называется точкой восстановления R. Пусть L – время выполнения заказа. Тогда R – величина спроса в единицу времени, умноженная на время выполнения заказа (d L). Другие характеристики системы определяются так же, как и в модели 1. Модель иллюстрируется на рис. 8.2.

Q*

R

Время

Рис. 8.2. Модель 2

Контрольный пример 1

Андрей является торговым агентом компании «VOLVO» и занимается продажей последней модели этой марки автомобиля.

Годовой спрос оценивается в 4000 ед. Цена каждого автомобиля равна 90 млн руб., а годовые издержки хранения составляют 10% от цены самого автомобиля.

Андрей произвел анализ издержек заказа и понял, что средние издержки заказа составляют 25 млн руб. на заказ. Время выполнения зака-

98

за равно восьми дням. В течение этого времени ежедневный спрос на автомобили равен 20.

Необходимо в процессе решения данного примера ответить на следующие вопросы:

1.Чему равен оптимальный размер заказа?

2.Чему равна точка восстановления?

3.Каковы совокупные издержки?

4.Каково оптимальное количество заказов в год?

5.Каково оптимальное время между двумя заказами, если предположить, что количество рабочих дней в году равно 200?

Ниже приведено описание исходных данных и результаты решения контрольного примера с использованием условных обозначений.

Исходные данные:

величина спроса за год D=4000; издержки заказа К=25; издержки хранения =9/200; цена за единицу с=90;

время выполнения заказа L=8; ежедневный спрос d=20; число рабочих дней Т=200.

Решение:

оптимальный размер заказа Q*=149; точка восстановления R=160–149=11; число заказов за год N=26,83; совокупные издержки С=1341; стоимость продаж =360 000;

число дней между заказами t=7,45.

Модель 3. Модель оптимального размера заказа в предположении, что допускается дефицит продукта и связанная с ним упущенная прибыль (рис. 8.3).

Q*

Время

R

Рис. 8.3. Модель 3

99


Пусть р – упущенная прибыль в единицу времени, возникающая в результате дефицита одной единицы продукта; Р – упущенная прибыль за период, возникающая в результате дефицита одной единицы продукта.

Тогда: Q*=(2dK/h)1/2 ((р+h)/р)1/2=(2DK/H)1/2 ((Р+Н)/P)1/2 – оптималь-

ный размер заказа; S*=(2dK/h)1/2 (р/(h+р))1/2=(2DK/H)1/2 (P/(H+P))1/2 – максимальный размер запаса; R=Q*–S* – максимальный дефицит.

Модель 4. Модель производства и распределения. В предыдущей модели мы допускали, что пополнение запаса происходит единовременно. Но в некоторых случаях, особенно в промышленном производстве, для комплектования партии товаров требуется значительное время, и производство товаров для пополнения запасов происходит одновременно с удовлетворением спроса. Такой случай показан на рис. 8.4.

S*

at

(u-a)t

Время

Рис. 8.4. Модель 4

Спрос и производство являются частью цикла восстановления запасов. Пусть u – уровень производства в единицу времени, К – фиксированные издержки производства.

Тогда:

совокупные издержки хранения = (средний уровень запасов) Н=

=Q/2[1-d/u] Н;

средний уровень запасов = (максимальный уровень запасов)/2; максимальный уровень запасов =u t–d t=Q(l–d/u);

время выполнения заказа t=Q/u; издержки заказа =(D/Q) К;

оптимальный размер заказа Q*=(2dK/h [(l-(d/u)])1/2=(2DK/H[(l-(d/u)])1/2;

максимальный уровень запасов S*=Q*[(l-(d/u)].

Модель 5. Модель с количественными скидками. Для увеличения объема продаж компании часто предлагают количественные скидки своим покупателям.

100


Количественная скидка – сокращенная цена на товар в случае покупки большого количества этого товара. Типичные примеры количественных скидок приведены в табл. 8.1.

 

 

 

 

 

 

Таблица 8.1

 

 

 

 

 

 

 

Варианты скидок

1

 

2

 

3

 

 

 

 

 

 

 

Количество, при котором

от 0 до 999

от 1000 до 1999

от 2000 и выше

делается скидка

 

 

 

 

 

Размер скидки, %

 

0

 

3

 

5

 

 

 

Цена со скидкой

 

5

 

4,8

 

4,75

 

 

 

 

 

 

 

Пусть I – доля издержек хранения в цене продукта с.

Тогда h=(I c) и Q*=(2dK/(I c))1/2 – оптимальный размер заказа.

Контрольный пример 2

Рассмотрим пример, объясняющий принцип принятия решения в условиях скидки. Магазин "Медвежонок" продает игрушечные гоночные машинки. Эта фирма имеет таблицу скидок на машинки в случае покупок их в определенном количестве (табл. 8.2). Издержки заказа составляют 49 тыс. руб. Годовой спрос на машинки равен 5000. Годовые издержки хранения в отношении к цене составляют 20%, или 0,2. Необходимо найти размер заказа, минимизирующий общие издержки.

Решение

Рассчитаем оптимальный размер заказа для каждого вида скидок,

т.е. Q1*, Q2* и Q3*, и получим Q1*=700; Q2*=714; Q3*=718.

Так как Q1* – величина между 0 и 999, то ее можно оставить прежней. Q2* меньше количества, необходимого для получения скидки, следовательно, его значение необходимо принять равным 1000 единиц. Аналогично Q3* берем равным 2000 единиц. Получим Q1*=700; Q2*=1000;

Q3*=2000.

Далее необходимо рассчитать общие издержки для каждого размера заказа и вида скидок, а затем выбрать наименьшее значение.

Рассмотрим следующую таблицу:

 

 

 

Таблица 8.2

 

 

 

 

 

Вид скидки

1

1

 

3

 

 

 

 

 

Цена

5

4,8

 

4,75

Размер заказа

700

1000

 

2000

Цена на товар за год

25 000

24 000

 

23 750

Годовые издержки заказа

350

245

 

122,5

Годовые издержки хранения

350

480

 

950

Общие годовые издержки

25 700

24 725

 

24 822,5

101


Выберем тот размер заказа, который минимизирует общие годовые издержки. Из таблицы видно, что заказ в размере 1000 игрушечных гоночных машинок будет минимизировать совокупные издержки.

Индивидуальное задание

Решить задачу согласно вашему варианту, используя модели управления запасами.

Вариант 1

Господин Бобров приобретает в течение года 1500 телевизоров для розничной продажи в своем магазине. Издержки хранения каждого телевизора равны 45 тыс. руб. в год. Издержки заказа – 150 тыс. руб. Количество рабочих дней в году равно 300, время выполнения заказа – 6 дней. Необходимо найти:

оптимальный размер заказа; годовые издержки заказа; точку восстановления запаса.

Вариант 2

Анна Васильева из компании «Сюрприз» продает 400 водяных кроватей в год, причем издержки хранения равны 1 тыс. руб. за кровать в день и издержки заказа – 40 тыс. руб. Количество рабочих дней равно 250 и время выполнения заказа – 6 дней. Каков оптимальный размер заказа? Чему равна точка восстановления запаса? Каков оптимальный размер заказа, если издержки хранения равны 1,5 тыс. руб.?

Вариант 3

Мекки Мессер является владельцем маленькой компании, которая выпускает электрические ножи. В среднем Мекки может производить 150 ножей в день. Дневной спрос на ножи примерно равен 40. Фиксированные издержки производства равны 100 тыс. руб., издержки хранения – 8 тыс. руб. за нож в год. Какой максимальный заказ следует иметь на складе?

Вариант 4

Компания «Веселые ребята» закупает у завода-изготовителя лобовые стекла грузовых автомобилей «Урал» для розничной продажи. В год, за 200 рабочих дней, реализуется около 10 000 стекол. Издержки заказа для компании составляют 400 тыс. руб., ежедневные издержки хранения одного стекла – 6 тыс. руб. Чему равен оптимальный размер заказа? Каковы минимальные годовые совокупные издержки?

Вариант 5

Годовой заказ на тостер «Слава» для салона Марии Мягковой равен 3000 единиц, или 10 в день. Издержки заказа равны 25 тыс. руб. из-

102

держки хранения – 0,4 тыс. руб. в день. Так как тостер «Слава» является очень популярным среди покупателей, то в случае отсутствия товара покупатели обычно согласны подождать, пока не подойдет следующий заказ. Однако издержки, связанные с дефицитом, равны 0,75 тыс. руб. за тостер в день. Сколько тостеров будет заказывать Мария? Каков максимальный дефицит? Чему равны совокупные издержки?

Вариант 6

Магазин «Природа» пользуется популярностью у покупателей благодаря широкому ассортименту экологически чистых продуктов. Большинство покупателей не отказываются от услуг магазина даже в том случае, когда интересующий их товар отсутствует в продаже. Они оставляют заказ на товар и ждут, когда поступит новая партия.

Сыр «Витаум» – не самый популярный из всего набора товаров, но администратор магазина регулярно заказывает этот продукт. Годовой спрос на «Витаум» составляет 500 головок сыра. Издержки заказа – 40 тыс. руб. за заказ. Издержки хранения – 5 тыс. руб. в год. Упущенная прибыль вследствие дефицита составляет 100 тыс. руб. за год на одну головку сыра.

Сколько головок сыра следует заказывать, чтобы не допустить дефицита и иметь при этом минимальные общие издержки?

Сколько сыра следует заказывать, если допустить возможность дефицита?

Чему равна точка восстановления запаса, если время выполнения заказа составляет 10 дней и число рабочих дней в году 250?

Чему равен максимальный размер дефицита?

Вариант 7

Компания «Химпласт» предлагает следующие скидки для линолеума размером 2 3 м (табл. 8.3).

 

 

 

Таблица 8.3

 

 

 

 

Размер заказа

9 кусков или менее

10–50 кусков

50 кусков и более

 

 

 

 

Цена 1 куска

18 тыс. руб.

17,5 тыс. руб.

17,25 тыс. руб.

 

 

 

 

Магазин «Все для дома» заказывает у компании линолеум. Издержки заказа равны 45 тыс. руб. Годовые издержки хранения равны 50% от цены. Годовой спрос на линолеум в магазине составляет 100 кусков. Какое количество необходимо приобрести?

Вариант 8

Мебельный салон «Антика» продает в год около 1000 спальных гарнитуров по цене 50 млн руб. Размещение одного заказа на поставку

103