Файл: МЕСТНОЕ САМОУПРАВЛЕНИЕ В РФ.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 04.04.2024

Просмотров: 117

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

89

Оглавление

ВВЕДЕНИЕ 3

ГЛАВА 1. МЕСТНОЕ САМОУПРАВЛЕНИЕ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ: ИСТОРИЧЕСКИЕ ЭТАПЫ, РАЗВИТИЕ И СОВРЕМЕННЫЕ ТЕНДЕНЦИИ 6

1.1 Сущность и основные принципы местного самоуправления и их реализация 6

1.2 Историческое развитие местного самоуправления в Российской Федерации: современная практика и тенденции развития 19

ГЛАВА 2. МЕСТО И ФУНКЦИИ ОРГАНОВ МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ В СОВРЕМЕННОЙ РОССИИ 30

2.1 Органы местного самоуправления в системе управления Российской Федерации 30

2.2. Компетенция органов местного самоуправления 40

ГЛАВА 3. АНАЛИЗ И ОЦЕНКА ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОРГАНОВ МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ В РЕСПУБЛИКЕ СЕВЕРНАЯ ОСЕТИЯ-АЛАНИЯ 57

ЗАКЛЮЧЕНИЕ 77

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 81

ВВЕДЕНИЕ

Актуальность темы дипломного исследования, прежде всего, объясняется тем, что на протяжении последнего десятилетия такие вопросы, как природа местного самоуправления, его место в системе народовластия, правовая регламентация его основ, практика осуществления местного самоуправления в Российской Федерации и проблемы ее соответствия конституционным принципам развития, являются предметом продолжающихся дискуссий. Интерес этот вызван неоднозначностью и многогранностью феномена местного самоуправления. С одной стороны, будучи максимально приближенным к населению, местное самоуправление является первичным уровнем организации публичной власти, с другой стороны, - это общепризнанный институт гражданского общества, с третьей стороны, механизм реализации общегосударственных задач. По мнению же отдельных представителей,1 «местное самоуправление - это явление, прежде всего, культурно-духовное, принадлежность национального менталитета, а не управленческо-правовое». Поэтому при всей значимости рассматриваемого вопроса необходимо иметь в виду конкретное сочетание обстоятельств, где не последнюю роль играют развитие экономики, политико-правовая культура, самосознание населения и т.д.

В Конституции Российской Федерации 1993 года институт местного самоуправления закреплен в основах конституционного строя Российской Федерации. Главный закон страны создал правовую основу для самостоятельного решения населением вопросов местного значения, реализации коллективных интересов граждан, связанных с местом их проживания. В то же время правотворческая и правоприменительная практика указывает на значительное количество нерешенных проблем. Это неконкретность ряда норм законодательства в сфере местного самоуправления, непоследовательность в регулировании вопросов организации местного самоуправления, несистематизированность федерального законодательства о местном самоуправлении, недостаточная проработанность и как следствие неясность многих важных сфер в системе местного самоуправления.


Целью настоящего дипломного проекта является рассмотрение теоретических и практических положений для выявления особенностей и сущности местного самоуправления в Российской Федерации.

Исходя из цели исследования, определены основные задачи: 1) проанализировать историю развития местного самоуправления и выявить основные тенденции его развития; 2) проанализировать теоретические положения, раскрывающие понятие и природу местного самоуправления как особой формы публичной власти и указывающие на его особенности, основные принципы, способы их реализации 3) определить место органов местного самоуправления в системе управления Российской Федерации; 4) раскрыть компетенцию органов местного самоуправления в зависимости от вида муниципального образования; 5) провести анализ эффективности органов местного самоуправления в Республике Северная Осетия-Алания.

Теоретическую базу дипломного исследования составили труды отечественных ученых-правоведов, в которых анализируются проблемы современной доктрины местного самоуправления в Российской Федерации и совершенствования его основ. Среди них труды: Е.Г. Анимица, И.В.Выдрина, М.Ю. Дитятковского, А.А. Замотаева, А.Н.Кокотова, Н.А. Игнатюка, Ю.Н. Мильшина, А.В. Павлушкина, А.С. Саломаткина, В.И.Фадеева, С.Н. Чаннова и др.

По своей структуре работа состоит из введения, трех глав, заключения, списка использованной литературы и приложения.

В первой главе «Местное самоуправление в Российской Федерации: исторические этапы, развитие и современные тенденции» определяются понятие «местное самоуправление», сущность местного самоуправления, принципы местного самоуправления и их практическая реализация, выявляется нормативно-правовая база рассматриваемого института, история становления местного самоуправления в Российской Федерации и основные современные тенденции развития.

Вторая глава «Место и функции органов местного самоуправления в современной России» посвящена определению места органов местного самоуправления в системе управления Российской Федерации, характеристике структуры органов местного самоуправления, обозначению компетенции органов местного самоуправления согласно вопросам местного значения, присущих для конкретного вида муниципального образования и др.

В третьей главе «Анализ и оценка деятельности органов местного самоуправления в Республике Северная Осетия-Алания» на основании установленных федеральным законодательством перечнем показателей для оценки эффективности деятельности органов местного самоуправления, а также данных, предоставленных отделом по вопросам местного самоуправления Администрации Главы Республики Северная Осетия-Алания и Правительства Республики Северная Осетия-Алания приводится оценка деятельности органов местного самоуправления в Республике Северная Осетия-Алания.



Глава 1. Местное самоуправление в российской федерации: исторические этапы, развитие и современные тенденции

    1. Сущность и основные принципы местного самоуправления и их реализация

В настоящее время российское общество решает задачи проведения широкого круга реформ во всех сферах жизни. На повестке дня стоит задача сформировать современное гражданское общество и построить правовое государство. Успешная реализация названных задач будет зависеть от совокупности различных факторов и в первую очередь от участия в этих процессах граждан Российской Федерации. Одним из главных условий стабильного развития гражданского общества и правового государства в России является активное участие граждан в общественно-политических процессах, в том числе и на муниципальном уровне.

Для государствоведения в настоящее время представляется актуальным исследование сущности местного самоуправления как определенного института в системе российской государственности, ответственного за осуществление некоторой части общегосударственных дел. Поскольку без надлежащего определения объема компетенции, за который должен отвечать каждый из институтов публичной власти, нормальное функционирование государства невозможно. 1

Как подчеркивается в преамбуле Европейской хартии местного самоуправления (1985 г.), существование наделенных реальными полномочиями органов местного самоуправления обеспечивает одновременно эффективное и приближенное к гражданам управление, а право граждан участвовать в управлении государственными делами относится к демократическим принципам, разделяемым всеми государствами – членами Совета Европы.

Конституция России устанавливает, что в Российской Федерации признается и гарантируется местное самоуправление. Местное самоуправление в пределах своих полномочий самостоятельно. Органы местного самоуправления не входят в систему органов государственной власти (ст. 12).1 Таким образом, местное самоуправление составляет одну из основ конституционного строя Российской Федерации. В качестве публичной власти, наиболее приближенной к населению, местное самоуправление обеспечивает защиту тех интересов граждан, которые основаны на совместном их проживании на определенной территории, на неизбежном взаимодействии жителей этой территории. Поэтому местное самоуправление является одной из фундаментальных основ российской системы народовластия.2


Местное самоуправление - это также и деятельность местных сообществ, и сформированных ими органов по самостоятельному и под свою ответственность решению вопросов местного значения, владению, пользованию и распоряжению муниципальной собственностью исходя из интересов населения с учетом исторических и иных местных традиций. Границы такой деятельности определяются Конституцией и законами государства.

В части 1 ст. 1 Федерального закона от 06.10.2003 №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации»3 конституционное положение о том, что в Российской Федерации признается и гарантируется местное самоуправление, дополнено также императивным указанием на то, что местное самоуправление и осуществляется на всей территории Российской Федерации. То есть осуществление местного самоуправления является не правом, а обязанностью соответствующих местных сообществ. Это вытекает и из характеристики местного самоуправления как формы осуществления народом своей власти. Согласно ч. 2 ст. 3 Конституции Российской Федерации народ осуществляет свою власть непосредственно, а также через органы государственной власти и органы местного самоуправления. В Российской Федерации народ осуществляет свою власть посредством органов публичной власти трех уровней - федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления. Именно местная (муниципальная) власть является ближайшим уровнем публичной власти к гражданину.

При этом население даже по своей воле не вправе упразднять местное самоуправление. Конституционный Суд Российской Федерации в Постановлении от 30 ноября 2000 г. указал, что как само муниципальное образование, так и право проживающих на его территории граждан на осуществление местного самоуправления возникает на основе Конституции Российской Федерации и закона, а не на основании волеизъявления населения муниципального образования. Конституционный Суд признал не соответствующими Конституции Российской Федерации положения ряда законов Курской области, в которых предусматривалась возможность для населения муниципального образования посредством проведения референдума отказаться от реализации права на организацию местного самоуправления, поскольку тем самым допускалось прекращение осуществления местного самоуправления на территории субъекта Российской Федерации.