Файл: Теоретико-методологические проблемы РАЗМЫШЛЕНИЯ О ПРЕДМЕТЕ СОЦИОЛОГИИ (Ядов).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 05.04.2024

Просмотров: 62

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

ния устойчивости, стабильности социальных систем, организаций, институтов, коль скоро они соответствуют общему интересу6.

Будучи главным предметом социологического анализа, социальные общности охватывают все возможные состояния и формы бытия человеческих индивидов в том модусе их существования, который представляет социальное качество человека, его сущность, которая, по Марксу, есть ансамбль общественных отношений (последние проявляются в системе социальных взаимосвязей, взаимного обмена деятельностью). Все известные нам устойчивые формы самоорганизации социального субъекта — это общности разного типа, различающиеся пространственно-времен- ными масштабами и содержанием объединяющих их интересов. Это формы семейной организации, поселений, социально-классовые и социальнопрофессиональные, социодемографические, этнонациональные и территориальные, государственные общности и, наконец, человечество в целом, осознающее свои интересы как единая цивилизация в бесконечном мироздании.

Понятие социальной общности охватывает и те разновидности, которые не имеют жесткой структурной организации, представляют дисперсную массу, объединяемую общим интересом в длительном или кратком временном пространстве (например, массовое движение, аудитория зрелища, толпа...), а также малые недолговременные групповые образования.

Выделение понятия «социальная общность» в качестве основной категории, и соответственно указание на сердцевину предметной области социологии как особой науки об обществе, позволяет успешно соединить макро- и микросоциологический подходы в развитии науки, учитывает и субъектно-деятельную компоненту социального (массовые процессы, социальное взаимодействие как проявление интересов в фактически наблюдаемом поведении людей) и всеобщие формы социальной организации: культуру (системы ценностей, норм, образцов поведения и взаимосвязей в социальных общностях), социальные институты, обеспечивающие устойчивость социальных систем, социальную структуру как упорядоченную систему общественного разделения труда в сфере производства и связанную с этим систему отношений собственности, власти и управления, прав и обязанностей, образующих социальные общности индивидов, структуру социальных функций и ролевых предписаний в той же мере, как и социоролевых ожиданий, фиксируемых в культуре и субкультурах социальных общностей.

6 Специальное исследование социальных общностей впервые (1887 г.) предпринял германский социолог Ф. Теннис, который выделил два типа таких общностей: традиционную, доиндустриальную общину и современное индустриальное общество. В качестве главных особенностей традиционной общины он назвал ограниченную специализацию в разделении труда, поддержание общности на основе прямых личностных взаимосвязей, взаимопомощи, регулирование этих отношений простыми нормами нравственности, решающее влияние религиозных ценностей и верований, доминирование института родства. В обществе же господствует тип взаимосвязей, основанных на рациональном интересе, формальном праве, а также разветвленная специализация в сфере труда и иных социальных функций, а основными социальными институтами выступают крупные производственные образования, правительственные учреждения, политические партии и тому подобные формы социально-функциональных организаций безличного характера. Говоря о социальных общностях, мы сознательно избегаем понятий «общество» и тем более «общинная организация». Русское слово «общность» охватывает все разновидности социальных образований, члены которых связаны общим интересом в находятся в прямом или косвенном взаимодействии.

13


Выделение социальной общности в качестве центрального звена в предметной области социологии наилучшим образом отвечает сегодняшнему социальному запросу, объективному общественному требованию анализа субъекта общественных преобразований, его интересов и потребностей, их нынешнего состояния и динамики, общности и различий, единства и противоборства. Короче говоря, это ставит в центр социологического анализа ключевые проблемы всей системы общественной организации, ибо она есть не что иное, как организация многообразных социальных общностей, социальных субъектов, реализующих свои интересы в настоящем и в исторической перспективе.

Именно различие интересов социальных общностей, прежде всего классов, объединенных объективным положением и поэтому сходством осознанных жизненных потребностей, создает альтернативу исторического процесса, ставит социум перед выбором того или иного пути дальнейшего развития. Экономическая и социально-культурная ситуация в каждый данный момент исторического процесса — это та данность, которая содержит потенциальные возможности изменения лишь одним способом, а именно — действиями социального субъекта, его активностью: спонтанной или целеустремленной, программируемой или непрограммируемой. Социальную альтернативу создает выбор социального субъекта, т. е. его самоорганизация в действиях на данном историческом отрезке бытия.

Именно социальные общности как субъекты

общественной

структуры,

т. е. живые, страждущие, деятельные или

же пассивные,

инертные,

не осознающие своей идентичности (общности «в себе», но не «для себя») — наиболее важный сегодня предмет социологического познания.

Из сказанного следует: социология есть наука о становлении развитии и функционировании социальных общностей, социальных организаций и социальных процессов как модусов их существования, наука о социальных отношениях как механизмах взаимосвязи и взаимодействия между многообразными социальными общностями, между личностью и общностями, наука о закономерностях социальных действий и массового поведения.

Будучи нефилософской наукой, опирающейся на обобщения социальных фактов, социология исследует свой предмет на уровне макротеоретического анализа и в этом отношении тесно связана с социально-философ- ским уровнем знания — диалектико-материалистическим пониманием со- циально-исторического процесса7. Будучи разветвленной наукой, социология помимо общетеоретического осмысления своего предмета включает развитие частносоциологических теорий, предмет которых — изучение особых состояний и форм бытия социальных общностей: социальной структуры, культуры, социальных институтов и организаций, личности и процессов социализации индивидов в социальных общностях. Будучи наукой о социальных общностях, социология исследует массовые социальные процессы и поведение, состояния и формы социального взаимодействия и социальных взаимосвязей, совокупную жизнедеятельность людей, образующих социальные общности, в центре которых —

7 Заметам, что сходные процессы переосмысления своего предмета происходят и в марксистской философии. В недавно опубликованном учебнике «Введение в фи-

лософию» (руководитель авторского коллектива - И. Т.

Фролов) читаем: «...Боль-

шая многоплановая проблема «мир

-

человек» (у нее

много обличий: «субъект-

объект», «материальное - духовное»

и

другие),

по сути,

выступает как

универсаль-

ная и может рассматриваться как общая

формула,

абстрактное

выражение

практически любой философской проблемы. Вот почему она может быть в определенном смысле названа основным вопросом философии» [9].

14


сходство или противоборство их интересов как движителей социального процесса.

Пора покончить с иллюзией самодостаточности советской социологии потому только, что она опирается на научное диалектико-материалисти- ческое мировоззрение. Развитие нашей социологии будет успешным, если преодолеть отрыв от мировой социологической науки, путем освоения всего ценного, что достигнуто за два века ее существования.

В качестве самостоятельной отрасли знания социология реализует все присущие общественной науке функции: теоретико-познавательную, описательную и прогностическую, практически-преобразовательную, мировоззренческую и просветительскую. Ее главные прикладные функции состоят в объективном анализе социальной действительности: познании глубинных закономерностей социальных процессов и правдивом описании феноменологии социальной жизни, т. е. представлении обществу достоверной информации о его состоянии на данный момент как реальном положении социального субъекта с его особыми и разнообразными интересами, взглядами, мнениями, иллюзиями и заблуждениями, чаяниями и надеждами.

* *

*

История становления и развития предмета социологии убеждает в том, что классическая парадигма макротеоретического социологического знания, традиционно присущая европейской социологии, в США под воздействием склонной к прагматизму социально-культурной ориентации и под влиянием прямого социального запроса модифицировалась в иную парадигму, суть которой — многообразие частносоциологических подходов к исследованию общества и социальных процессов. Начиная с 60-х годов, доминирующий интерес американской социологии перемещается в область комплексного изучения социальных проблем с использованием общесоциологического и частносоциологического теоретического знания. Аналогичный процесс в послевоенные годы захватывает западноевропейскую социологию. Макротеоретическая социология остается сегодня по преимуществу областью университетского обучения, нежели сферой активного научного интереса социологов.

Этот процесс можно объяснить двояко. С одной стороны, существует такой уровень внутринаучного, собственного развития социологической теории (или теорий), который позволяет развернуть прикладные функции социологии, что, в свою очередь, отвечает социальному запросу и соответствует современным формам организации и субсидирования науки в странах Запада. Вместе с тем обнаруживается кризисное состояние современной социальной теории в том смысле, что макротеоретический анализ мало или совсем не согласуется с микротеоретическим. Общетеоретическое социологическое знание, в существенной мере связанное с со- пиально-философской ориентацией, плохо согласуется с развитием частносоциологических теорий среднего уровня. Эта ситуация, зафиксированная Р. Мертоном в 1947 г., и сегодня остается актуальной. Мировая социология ждет лидера, который отважится предложить принципиально новую парадигму, интегрирующую макротеоретический и микротеоретический подходы к изучению целостности общественного организма и социальных процессов.

15


Каким представляется будущее нашей социологии как особой отрасли марксистского обществознания?

Я думаю, что социальный запрос, требования обновления общества будут и дальше стимулировать прикладной, проблемно-ориентированный характер развития социологических исследований в нашей стране. Вместе с тем длительный отрыв советской социологии от мировой науки, отторжение «буржуазной» социологии как идеологически чуждого знания обязывают строить социологическое образование как освоение мирового опыта развития макросоциологической и частносоциологических теорий. В исследовательской практике академической социологии можно ожидать повышения интереса к разработке макротеоретических и частносоциологических подходов с сознательной ориентацией на диалектикоматериалистическое социально-философское понимание общеисторического процесса.

Заключая размышления о предмете социологии, следует сказать, что данное выше определение разумно в том смысле, что адекватно отвечает сегодняшнему состоянию научного знания и социальному запросу. Было бы заблуждением абсолютизировать это определение, догматизировать его. Возможны и, наверное, нужны другие подходы.

ЛИТЕРАТУРА

1.Чесноков Д. Л. Исторический материализм. М.: Знание, 1967. С. 10; Константи-

нов Ф. В., Келле В. Ж. Исторический материализм - марксистская социология // Коммунист. 1965. № 1; Социология в СССР в 2-х т. т. М.; Мысль, 1966. Т. 1. С. 13; О структуре марксистской социологической теории. М.: Изд-во МГУ, 1970;

Глезерман Г. Е., Келле В.

Ж., Пилипенко Н. В. Исторический материализм -

теория и метод научного

познания и революционного действия//Коммунист.

1971, № 4; Ядов В. А. Социологическое исследование: методология, программа,

методы. М.:

Наука, 1972. С.

12,

14; Руткевич М. Н. Диалектика и социология.

М.:

Мысль,

1980. С.

47;

Социологические исследования: результаты, проблемы

и

задачи//Коммунист.

1980.

13; Предмет и структура социологической

науки//Социол. исслед. 1981. № 1; Харчев А. Г. Предмет и структура социологической науки//Социол. исслед. 1981. № 2; Федосеев П. Н. К вопросу о предмете марксистско-ленинской социологии//Социол. исслед. 1982 № 3- Фетисов В. Я. Научный коммунизм как социологическая теория. Л.: Изд-во ЛГУ, 1983; Слепенков И. М. Научный коммунизм и конкретные социологические исследования. М.: Изд-во МГУ, 1984. С. 29.

2.

Giddens A., Turner R. Social Theory Today. Oxford: Polityc Press

1987

3.

Smelser N. Sociology. New Jersey: Prentice Hall, 1988.

'

4.

Беккер Г., Бесков А. Современная социологическая теория в ее преемственностн

и развитии. М.: Иностр. лит-ра, 1961

5. Handbook of Sociology/Smelser N. Y. (ed). California: Sage Publications, 1988.

6.French Sociology. Repmte and Renewal Since 1968/Lemert Ch С (ed) N.Y.: Columbia University Press, 1981.

7.Иванов В.Н. Методологические проблемы марксистско-ленинской социологии// Вопр.философии. 1988. № 8. С.68.

8.

Заславская Т.И., Рывкина Р.В. Опредмете

экономической

социологии

//

Изв.СО

АН СССР. Сер. "Экономика и прикл.социол." 1984.

Вып.1. №1. С.12.

 

 

 

9.

Введение в философию. Учебник для высших уебных

заведений.

М.:

Изд-во

полит. лит-ры, 1989. Т.1. С.42.

 

 

 

 

16