ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 07.04.2024

Просмотров: 94

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

44,3% (рис. 14). Увеличение доли продовольственных товаров и снижение темпов непродовольственной торговли отражают тенденцию сокращения реализации товаров не первой необходимости, особенно дорогостоящих.

100%

 

 

 

 

 

 

80%

5

15,3

20,9

26,3

31,4

30842

 

60%

 

 

 

 

 

 

40%

8,8

 

 

 

 

 

 

20

24

30,4

38,3

38779

20%

 

 

 

 

 

 

 

0%

 

 

 

 

 

 

 

2000

2005

2006

2007

2008

2009

 

Продовольственные товары

 

Непродовольственные товары

 

 

 

 

Рис. 14. Товарная структура розничной торговли в Вологодской области в 20002009 годах

.

Потребительская кооперация – важнейшая социальная структура, обеспечивающая население, особенно сельское, товарами, закупающая излишки сельхозпродукции, развивающая производство, переработку, бытовые услуги. В настоящее время потребительская кооперация области ведет свою деятельность в 4198 сельских населенных пунктах или 21,8% от общего количества населенных пунктов области, оказывая 60 видов услуг. Из 1031 предприятия розничной торговли более 49% (505) находятся в малых и труднодоступных населенных пунктах. В 2009 году оборот розничной торговли потребкооперации области составил 5,25 млрд. рублей (-6,5 % к 2008 году в сопоставимых ценах), хотя в сравнении со среднеобластным показателем (-17,4%) темп снижения оборота менее выражен.

1.2.Проблемы развития агропромышленного комплекса и потребитель-

ского рынка Вологодской области

Несмотря на определенные позитивные перемены в развитии сельского хозяйства, пищевой и перерабатывающей промышленности и торговли области, остается нерешенным ряд проблем.

Возрастающий уровень зависимости области от ввозимых мясных продуктов. В 2009 году потребности в мясе и мясопродуктах за счет собственного производства обеспечивались лишь на 56%, за счет ввоза – на 44%. Причем за последние 10 лет наблюдается тенденция увеличения поставок данной продукции с внешних рынков, что создает определенную угрозу продовольственной и экономической безопасности области (рис. 15).

17


46

 

 

 

44

 

 

 

 

44

 

 

42

42

 

 

 

42

 

 

 

 

40

 

 

 

 

38

36

 

 

 

 

 

 

 

36

 

33

34

 

 

 

 

 

 

 

 

34

 

 

 

 

32

29

30

 

 

 

 

 

 

30

28

 

 

 

 

 

 

 

28

 

 

 

 

26

23

 

 

 

 

 

 

 

24

 

 

 

 

22

 

 

 

 

20

 

 

 

 

 

2000 г. 2001 г. 2002 г. 2003 г. 2004 г. 2005 г. 2006 г. 2007 г. 2008 г. 2009 г.

Рис. 15. Удельный вес ввезенных на территорию Вологодской области мяса и мясопродуктов в объеме потребления ресурсов, %

Высокая зависимость от ситуации на федеральном рынке зерна. Во-

логодская область в силу своего географического положения и природноклиматических условий не является регионом, производящим зерно для продовольственных целей. Потребности области в фуражном зерне практически на половину обеспечиваются за счет его ввоза из других субъектов Российской Федерации. Это существенно повышает уязвимость области и в долгосрочной перспективе требует наращивания объемов производства зерна.

Нерешенность земельного вопроса. В последнее время актуализирова-

лось проблема деградации земель, высокого износа мелиоративных систем, закисления почв, засорения пахотных земель семенами сорняков, кустарников и возбудителями болезней культурных растений. Ввиду высоких затрат на оформление прав собственности на земельные участки и их оценку сельхозтоваропроизводители области не могут в полной мере использовать механизмы земельно-ипотечного кредитования.

Высокая степень дифференциации муниципальных районов области по уровню развития сельхозпроизводства. Исследования, проведенные спе-

циалистами Института социально-экономического развития территорий РАН (далее - ИСЭРТ РАН), показывают, что в 2009 году лишь в 4 районах области: Вологодском, Череповецком, Шекснинском и Грязовецком – уровень аграрного потенциала был высоким (относительно среднеобластного значения).

В остальных муниципальных образованиях области в силу различных обстоятельств возможности ведения сельхозпроизводства были сужены (рис. 16). В 13 из 26 районов, где расположено более 37% пашни и проживает 43% сельских жителей, уровень аграрного потенциала остается очень низким. Это создает угрозы для развития не только данных территорий, но и всей области.

18


Рис. 16. Распределение районов Вологодской области по уровню аграрного потенциала в 2009 году

Отсутствие институциональных основ развития сельского хозяйства

кооперативов и интегрированных структур. Опыт стран Европейского Союза убедительно доказывает, что одной из форм эффективного развития агропроизводства является кооперация. Согласно исследованиям ИСЭРТ РАН, в настоящее время кооперативная сеть, обеспечивающая крестьянина материаль- но-техническими ресурсами, оказывающая производственные услуги, предоставляющая финансовые ресурсы, осуществляющая закупку, переработку и сбыт его продукции, в области, как, впрочем, и в России, практически не действует. Это существенно сдерживает нормальное функционирование как малых форм хозяйствования, так и крупных сельхозорганизаций.

Отсутствие аутсорсинговых отношений между секторами агросектора, низкая обеспеченность личных подсобных и фермерских хозяйств элитными семенами растений, продуктивными породами скота и птицы также являются существенными барьерами, сдерживающими развитие отрасли.

Недостаточная распространенность интегрированных систем (кластеров, кооперативов, холдингов), создающих сквозную организационную структуру управления «поле – магазин», не позволяет получить подавляющей части предприятий АПК конкурентные преимущества на рынке.

Наличие диспропорций в развитии торговли в городской и сельской местности. Доля товарооборота городских округов в общем товарообороте области занимает 63%. Обеспеченность населения площадью стационарных объектов на тысячу жителей в сельских населенных пунктах на 62% ниже, чем в целом по области. Вместе с тем население, проживающее в сельской местности, также в полной мере должно иметь возможность пользоваться различными услугами по адекватным ценам. В муниципальных районах, где емкость рынка и уровень доходов населения в сравнении с городами областного значения несколько ниже, доля современных форм торговли – незначительна. К тому же

19

большая часть области, особенно отдаленные и труднодоступные населенные пункты, не представляют интереса для предпринимательской инициативы в силу нерентабельности организуемого бизнеса. Более 600 населенных пунктов области постановлением Правительства области признаны отдаленными и труднодоступными. Но, тем не менее, население, проживающее в этих населенных пунктах, также в полной мере должно иметь возможность пользоваться различными услугами по доступным ценам.

Недостаточный уровень квалификации кадров как в управленческой среде, так и в обслуживающем персонале. По данным выборочного исследо-

вания уровня квалификации персонала сферы торговли и услуг в области, в основном управленческий персонал имеет начальное и среднее профессиональное образование. Только 10% управленцев имеют высшее профессиональное образование, 18% - не имеют профессионального образования вообще. Среди рабочих профессии доля работников, не имеющих специального образования, составляет более 12%. В рамках повышения квалификации прошли обучение всего 2% работников, в основном в сфере общественного питания.

1.3.Внешние условия, определяющие отраслевое развитие

Оценка внешних условий развития агропромышленного комплекса (то есть факторов, оказывающих влияние на состояние сельского хозяйства, пищевой и перерабатывающей промышленности независимо от самих отраслей комплекса) проводилась с помощью PEST-анализа, основными компонентами которого являются политические, экономические и социальные факторы.

Политические факторы. Рыночные трансформации в России в 90-х годах прошлого столетия, характеризующиеся либерализацией экономической деятельности, снижением объемов государственных закупок сельхозпродукции, отказом от льготного кредитования агросектора, сокращением субсидий и дотаций на материально-техническое обеспечение, мелиорацию, химизацию сельского хозяйства, развитие инфраструктуры сельских территорий, привели к развитию системного кризиса во всех отраслях АПК, последствия которого до сих пор не ликвидированы.

Несмотря на признание в последние годы развития сельского хозяйства одним из приоритетов государственной политики, наличия ряда целевых программ, объем бюджетной поддержки отрасли остается крайне низким, что является одним из факторов, сдерживающих развитие агросектора. В 2009 году на сельское хозяйство из консолидированного бюджета области было выделено 1,7 млрд. рублей, что на 27,5% меньше, чем в докризисном 2008 году (табл. 9). В расчете на 1 рубль произведенной во всех категориях хозяйств сельхозпродукции (в действовавших ценах) эта поддержка составляла в отдельные годы от 6 до 12 копеек. Уровень бюджетной поддержки аграриев области по сравнению со странами, где более развито сельское хозяйство (ЕС, США), кратно ниже.

20


Таблица 9

Бюджетная поддержка сельского хозяйства Вологодской области

Показатель

2000г.

2005г.

2007г.

2008г.

2009г.

2009 г. к

2000 г., %

Расходы консолидированного бюджета

720,8

897,5

1415

2378

1724

в 2,4 р.

области на сельское хозяйство, млн. руб.

 

 

 

 

 

 

в том числе:

 

 

 

 

 

 

федеральный бюджет, млн. руб.

43,9

138,4

402

753,4

793,9

в 18,1 р.

областной бюджет, млн. руб.

676,9

759,1

984,9

1624

930

137,4

- то же в расчете на 1 руб.

0,08

0,06

0,08

0,12

0,09

108,2

произведенной сельхозпродукции, руб.

 

 

 

 

 

 

- то же по отношению к расходам

 

 

 

 

 

- 4,0 про-

5,7

1,6

2,06

2,1

1,7

центных

консолидированного бюджета области, %

 

 

 

 

 

пункта

 

 

 

 

 

 

Следует отметить также, что и механизм осуществления господдержки в настоящее время не является совершенным. Во-первых, наибольший удельный вес в господдержке из федерального бюджета занимают субсидии на возмещение части затрат на уплату процентов по кредитам (до 78%). Из областного бюджета также выделяется значительный объем финансовых средств на эти цели ввиду необходимости выполнения областью условий софинансирования. Вследствие этого значительные бюджетные средства выделяются экономически сильным хозяйствам, которые, имея достаточную залоговую базу и большие объемы реализации, способны привлекать кредитные средства. Такая концентрация ресурсов обеспечивает относительно высокую эффективность бюджетной поддержки крупных сельхозорганизаций, но положение небольших сельхозорганизаций и малых форм хозяйствования на селе при этом усугубляется, так как воспроизводство у них остается в большинстве случаев суженным.

Стремление России стать полноправным членом Всемирной торговой организации (ВТО) в ближайшее время следует рассматривать как шаг, в результате которого ситуация в агропромышленном комплексе области может ухудшиться. Полноправное членство России в ВТО позволит повысить эффективность внешнеэкономических связей, обеспечить национальные интересы в сфере международной торговли сельскохозяйственной продукцией. Однако, принимая во внимание тот факт, что положение большинства сельхозорганизаций Вологодской области не является финансово устойчивым, а уровень интенсификации существенно отстает от основных членов ВТО - производителей продовольственных товаров, риски от присоединения к этой организации для аграрного сектора области значительно весомее по сравнению с возможными преимуществами. Принятие Россией требований ВТО по отмене субсидий и мер поддержки отечественного сельского хозяйства, экспансия импорта продовольствия на внутренний рынок могут привести к разрастанию кризисных процессов в агропромышленном комплексе области.

Экономические факторы. Одним из внешних факторов, влияющих на устойчивость развития АПК, является эффективная система взаимоотношений со всеми институтами и участниками рыночных отношений. Обострение диспаритета цен в межотраслевом обмене стало одной из острых проблем в последнее десятилетие.

21