ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 09.04.2024
Просмотров: 488
Скачиваний: 0
Существенным фактором, негативно повлиявшим на рынок реализации молочных продуктов, является низкий платежеспособный спрос населения. С целью активизации потребительского спроса на молоко и молочную продукцию за счет бюджетных средств с 19 апреля 2009 года в России стартовала рекламная компания молока под слоганом «Время пить молоко». Концепция рекламной кампании продумывалась представителями Министерства сельского хозяйства Российской Федерации, представителями перерабатывающих предприятий, отраслевыми союзами и агентством Smart Communications.
Сформулируем основные тенденции, сложившиеся на рынке молока и молочной продукции Тюменской области:
1)местным производителям молочной продукции выгодно реализовывать свой товар через сетевые гипермаркеты в связи с высоким уровнем товарооборота
вних; вместе с тем, производители несут дополнительные расходы на приведение
всоответствие упаковки, нанесению штрих-кода, за «вхождение» в сеть и «место на полке», а отсрочка платежа достигает 40-60 дней;
2)потребитель оплачивает более половины цены на молочную продукцию за счет наценок дистрибьютора и розничной торговли;
3)наблюдается снижение потребления цельномолочной продукции в регионе, но потребление молочной продукции в целом увеличивается; вместе с тем увеличение потребления незначительно и уровень потребления отстает от медицинских обоснованных норм;
4)в структуре потребления только 6% молочной продукции завозится из других территорий;
5)наиболее популярная в регионе продукция молочной группы – это молоко, кефир и сметана;
6)на региональном рынке не появляется новых производителей молочной продукции, но появляются новые бренды;
7)лабораторные исследования молочной продукции проводятся не в полном объеме.
Одной из первоочередных целей общегосударственного масштаба в настоящее время является увеличение среднедушевого потребления молока и молочных продуктов населением России в целом и Тюменской области в частности до медицински обоснованного уровня потребления.
УДК 338.48 (470.53)
Н.В. Воронова, Н.А. Светлакова, ФГОУ ВПО «Пермская ГСХА»
РАЗВИТИЕ СЕЛЬСКОГО ТУРИЗМА КАК ПОВЫШЕНИЕ СОЦИАЛЬНОЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ
СЕЛЬСКОЙ ТЕРРИТОРИИ ПЕРМСКОГО КРАЯ
На Западном Урале в период финансового кризиса начал активно развиваться внутренний туризм, точнее одна из его формсельский туризм, пользующийся особой популярностью у иностранных граждан. Предприимчивые деревенские жители, решившие войти в число участников туристического рынка, сделали ставку на этот малозатратный вид отдыха, актуальность которого в сегодняшних условиях только растет.
43
Пока в Пермском Крае «сельские курорты» распространены мало, однако, благодаря успешному примеру их владельцев, количество желающих создать свой бизнес в деревне увеличивается. Финансовый кризис заставил городских жителей Среднего Урала серьезно экономить на отдыхе, а деревенских – активно искать новые источники дохода. В результате в Пермской области начал развиваться сельский туризм. По мнению экспертов, это направление обеспечит занятость местного населения (что особенно актуально в последнее время) и позволит всем желающим отдохнуть за приемлемую плату. Примечательно, что вслед за россиянами, приезжающими на «деревенские курорты» порыбачить и попариться в бане, на Урал потянулись иностранцы.
Цены на услуги и проживание в деревенских домах весьма демократичные, но с недавнего времени, опасаясь, что поток туристов из-за кризиса может уменьшиться, предприниматели значительно их снизили.
Заинтересованность в развитии местной индустрии туризма проявляют и региональные власти. Чиновники уверены, что это поможет перераспределить доходы между богатыми крупными городами и депрессивными сельскими территориями, и решит проблемы занятости населения. Начинания деревенских жителей поддерживаются на муниципальном уровне. Сегодня, безусловно, нужно развивать направление сельского туризма, но сопрягать его вместе с посещением исторических и природных памятников. Отдельно он не будет представлять особого интереса. Как показывают наши исследования наибольший интерес к сельскому туризму проявляется в Большесосновском, Кунгурском Суксунском и Чердынском районах.
Сельский туризм способствует решению основных социальноэкономических проблем села, поскольку он обеспечивает:
-занятость сельского населения;
-рост доходов и повышение жизненного уровня сельских жителей при относительно небольших финансовых затратах;
-улучшение благоустройства усадеб и сел, развитие инженерной и социальной инфраструктуры;
-расширение ассортимента продукции приусадебного хозяйства;
-реализацию на месте продукции личного подсобного хозяйства, в частности, готовых продуктов питания;
-стимулирование охраны местных достопримечательностей, сохранение местных обычаев, фольклора, народных промыслов особенно для коми пермяцкого округа;
-повышение культурно-образовательного уровня сельского населения;
-может быть источником пополнения местных бюджетов дополнительными поступлениями;
-не требует значительных инвестиций и использует преимущественно частные источники финансирования, а капиталовложения быстро окупаются.
Для реализации перечисленных направлений на наш взгляд необходимо провести инвентаризацию пригодных для приема туристов домов в селах, инвентаризацию памятников истории и природы, пригодных для показа и экскурсий, разработать экскурсионно-краеведческие программы для каждого населенного пункта.
44
С финансовой точки зрения, такой вид отдыха взаимовыгоден для обеих сторон: для сельского жителя данный вид услуг – возможность заработать на приезжих отдыхающих, а для туристов это обходится гораздо дешевле обычных курортов и здравниц в экологически чистых районах. Кроме предоставления жилья, хозяева усадьбы также предлагают гостям блюда традиционной кухни, дают на прокат инвентарь и снаряжение, а также могут предложить услуги местных экскурсоводов и переводчиков и т. д.
Начало бизнеса в сельском туризме достаточно малозатратно, потому что основа уже создана самой природой и живущими здесь людьми. Необходимо провести рекламу всех имеющихся возможностей и предложить клиентам то, чего они ищут в деревне.
По результатам наших исследований горожан интересует – Деревенская баня – 27%, ночлег и экскурсии - по 15 %, рыбалка – 23 %, охота – 12 %, сбор ягод, грибов, лекарственных растений – 16 %, питание – 31 %, участие в хозяйственной жизни сельской семьи — 11 %. Люди желающие заняться этим видом деятельности рассчитывают получить за свои услуги(в сутки с человека) сравнительно небольшую сумму: до 100 руб. 12 %, от 100-300 руб. -29 %, свыше 300 руб -34 %.А в свою очередь горожане готовы платить за данный вид отдыха: до 150 руб. – 19 % , от 150 - 300 руб. - 45%, свыше 300 руб. – 18 %. Нужна ли эта морока с приёмом гостей сельским жителям? Результаты анкетирования показали, что сельские жители, которые удовлетворены своим доходом составили в общей сложности не более 11 %, удовлетворены, но желают увеличить - 42%, не удовлетворены — 53%...». Готовых заниматься сельским туризмом и приглашать на некоторое время туристов к себе оказалось 48%. Опираясь на эти данные можно сделать вывод, что данный вид деятельности может быть интересен и сельским жителям и отдыхающим. Ведь самое выгодное занятие — предложить потребителю то, в чём он нуждается.
Сдерживающим фактором для сельских жителей служит недостаточная осведомлённость о возможностях предлагаемого вида дохода и, отсутствие рекламы этой сферы туризма в нашем регионе. В России существует множество традиций, и они обязательно заинтересуют каждого, если мы их сумеем представить достойно. Купание в проруби на Крещение, праздники Троицы, яблочного спаса и медового спаса, Масленицы и т.д.
Стоит вспомнить, какие другие праздники в старину существовали на Руси. На Западе цивилизацией пресытились и теперь, тянутся к народной культуре, изучают забытые традиции. Вот и нам надо бы расспросить старожилов, покопаться в музеях и архивах, библиотеках, обратиться к людям знающим - историографам, этнографам. Попытаться, вспомнить свое, самобытное, которое еще можно сохранить. Политика поддержки сельского туризма должна быть ориентирована на экономически отсталые районы. Как правило, основанием для такой политики является потеря рыночной конкурентоспособности местной аграрной продукции и необходимость реструктуризации сельского хозяйства с целью повышения его эффективности. Банкротство предприятий, низкая конкурентоспособность, ведут к сокращению числа занятых в основном производстве и создание дефицита рабочих мест в сельской местности. В этой связи сельский туризм нами рассматривается в качестве альтернативного вида экономической деятельности, способного поддержать доходы сельского населения Пермского края.
45
Опыт показывает что развитие сельского туризма может быть эффективным как с социальной так и с экономической точки зрения. В то же время следует иметь в виду, что максимальный эффект можно получить, если сельский туризм будет развиваться не спонтанно, а в рамках какой-либо программы федерального, или регионального значения. В противном случае локальные проекты в сфере сельского туризма в современных условиях недостатка финансовых ресурсов обречены на медленное и трудное самостоятельное развитие.
УДК 336.62
Э.Ф. Габдрафикова, ГОУ ВПО «МГУ им. М.В.Ломоносова»
РАСПРЕДЕЛЕНИЕ УБЫТКОВ В СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННЫХ ПОТРЕБИТЕЛЬСКИХ КООПЕРАТИВАХ
Ввиду слабой экономики сельского хозяйства России трудно ожидать значительных финансовых результатов от кооперативов. Они постоянно несут высокие риски убытков. В настоящее время кооперативы сильно зависимы от получения заемного капитала и при возможности его получения согласны увеличить свое кредитное плечо до сомнительных уровней. Изменения в финансовой структуре кооперативов, имеющих обязательства, связанные с возрастающей налоговой нагрузкой и выплат по долгам и лизингу ограничивают возможности кооператива реагировать на экономические проблемы и могут привести к убыткам. Также слабое экономическое состояние сельхозпроизводителей влияет на кооперативы за счет низких объемов производства и их маржи, а также за счет увеличения количества и размера безнадежных долгов производителей.
Распределение убытков в кооперативе осуществляется между его членами с учетом их участия в хозяйственной деятельности кооператива [2, ст.2], то есть по аналогии с распределением прибыли убытки в кооперативе рассматриваются как «обратная» чистая прибыль. Хотя такое положение интуитивно кажется справедливым, поскольку связано с принципом работы по себестоимости и соответствует законодательным требованиям, на практике оно не является справедливым. Например, почему текущий член должен возмещать убытки текущего года, которые возникли в результате решений, принятых кооперативом в прошлом, до момента присоединения этого члена к кооперативу? Или должны ли текущие члены погашать убытки кооператива, если они возникли в силу чрезвычайных обстоятельство? Должны ли члены кооператива, участвующих в прибыльной операции компенсировать убытки другой операции, если они в ней не участвуют? Существует также проблема «плавающего» объема, характеризуемая тем, что производители могут снизить объемы своих поставок в кооператив; тем самым способствуя операционным убыткам в кооперативе, которые терпят лояльные кооперативу члены.
Кроме того, у членов кооперативов нет никаких резонов погашать убытки кооператива, кроме ожидания, что в будущем финансовое состояние кооператива поправиться, что может повлечь за собой стагнацию и прекращение существова-
46
ния кооператива. Дело в том, что член кооператива не может учесть в целях налогообложения расходы в виде взносов, уплачиваемых некоммерческим организациям [1, п.40 ст.270], даже если он и погашает за счет этих взносов убытки кооператива. Напомним, что коммерческими предприятиями убытки учитываются до налогообложения, т.е. снижают налоговую базу. Кроме того, в виду общей бедности сельских производителей убытки кооператива делают их еще беднее. Поэтому, законодательно следует учитывать паевые взносы в сельскохозяйственный потребительский кооператив как расходы у члена кооператива.
Кооператив должен иметь такие методы распределения убытков в своем распоряжении, которые как минимум будут справедливы для членов кооператива.
В целях лучшей защиты паевого капитала, кооператив располагает законодательно утвержденной альтернативой распределения убытков в случае их возникновения - за счет резервного фонда кооператива. Сокращение резервов является наиболее популярным методом распределения убытков в кооперативах. Кооперативы лояльны к этому методу, потому что он позволяет не использовать другие методы распределения убытков, бремя которых ложится непосредственно на членов кооператива, а также не перенести убытки на новых членов кооператива, которые не принимали участия в управлении его деятельностью в прошлом. Следовательно, кооператив должен внимательно оценивать риски и создавать соответствующие резервы, несмотря на нежелание иммобилизировать и так скудные денежные ресурсы. Если резервов кооператива достаточно, чтобы выплатить долги, то Налоговый Кодекс РФ позволяет перенести убытки на будущее [1, ст.283 гл.25]. В этом случае, бремя убытков ляжет на всех текущих и будущих членов кооператива при сохранении паевого капитала.
Еще один вариант – это взаимозачет прибылей в одном из типов операций или продукте и убытков в другом. Однако тут возникают сомнения по налогообложению: если кооператив покрывает убыточную операцию прибыльной операцией, должен ли он платить налог на прибыль по прибыльной операции или по зачтенной операции? Налоговой службе выгодно, чтобы убыточная операция полностью покрывалась членами кооператива, участвующими в этой операции, и не была разделена с членами, участвующими в других операциях. Тогда кооператив с прибыльной операции заплатит больше налогов, чем при взаимозачете прибыли и убытков двух и более операций. На наш взгляд, кооперативы должны использовать любые имеющиеся возможности для сохранения паевого капитала, взаимозачет является стандартной практикой ведения бизнеса, а в кооперативе кроме того полагается некоторое разделение выгод и рисков среди всех членов кооператива. То есть кооператив имеет право на взаимозачет прибылей и убытков операций (снабжения или сбыта, по продуктам, сырью и т.п.)
Вариантом, к которому можно прибегать в предпоследнюю очередь, является погашение убытков из приращенных паев, т.е. из паевого фонда кооператива, пропорционально объему хозяйственного участия и, мы рекомендуем, доле приращенного пая каждого члена в паевом фонде кооператива. Этот способ практически аналогичен внесению дополнительных паевых взносов с той разницей, что кооператив избегает трудностей по уговору членов на дополнительные взносы. Прежде чем решить, какую альтернативу распределения убытков использовать, кооператив должен исследовать правовые последствия каждой.
47