ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 09.04.2024
Просмотров: 495
Скачиваний: 0
Агрохолдинги – сверхкрупные вертикально интегрированные аграрнопромышленные группы, использующие сотни тысяч гектаров земель, включающие в себя десятки различных предприятий, тысячи работающих.
Межрайонный агрохолдинг позволит предприятиям АПК, централизованно стать участниками инвестиционных программ разработанных Министерством сельского хозяйства Пермского края. В результате этого предприятия смогут на срок действия программы сосредоточиться на создании новых, конкурентоспособных продуктов, привлечению перспективных технологий, проникновение на региональные и всероссийский рынки, а министерству охватить поддержкой многие хозяйства Пермского края (рис. 2).
Министерство сельского хозяйства Пермского края
Инвестиционные программы министерства
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Межрайонный агрохолдинг |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|||||||||||
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
||||||||||||
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Районный |
|
|
|
|
Районный |
|
|
|
|
|
Районный |
|
|
||||||||||||||||
|
|
|
агроконсорциум |
|
|
|
агроконсорциум |
|
|
|
|
|
агроконсорциум |
|
|
||||||||||||||||||
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
||
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
||||||
|
|
|
|
|
|
|
|
Типы агрокомпаний в зависимости от специализации |
|
|
|
|
|
||||||||||||||||||||
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
||||||||||||||||||||||
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|||
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Агропромышленная |
|
|
Агропромышленная |
|
|
Агропромышленная |
|
|
|
|||||||||||||||||||||
|
|
|
|
|
компания |
|
|
компания |
|
|
|
компания |
|
|
|
||||||||||||||||||
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
||||||||
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
сельскохозяйственные |
|
|
|
|
предприятия хранения и |
|
|
|
|
|
||||||||||||||||||||||
предприятия производители |
|
|
|
|
|
|
|
переработки сырья |
|
|
|
|
|
||||||||||||||||||||
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
предприятия |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|||
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
предприятия хранения готовой продук- |
|
|
||||||||||||||||
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
обслуживания |
|
|
|
|
|
|
||||||||||||||||
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
ции, оптовой и розничной реализации |
|
|
||||||||||||||||
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|||||||||||||
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|||||||||||||||
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Любая организационно-правовая форма предприятий предусмотренных законодательством РФ
Рис.2 Новая форма организации агропромышленного производства в Пермском крае
Внутри агроконсорциума роли распределяются таким образом, чтобы каждый участник работал в той сфере, где он достиг наивысшего производственного уровня при наименьших издержках производства.
В компетенцию агроконсорциума может входить:
-выполнение функций исполнительной дирекции инвестиционной про-
граммы;
-составление и ведение реестра инвестиционных предложений и проектов; осуществление подготовки предприятий АПК, участников Программы к приему государственных и частных инвестиций;
61
-организация в рамках регионального АПК единой технической, рекламной и маркетинговой политики;
-трастовое управление бюджетными средствами, предназначенными для поддержки инвестиционных проектов;
-обеспечение взаимодействия с инвесторами, региональными органами государственного управления, гарантийными фондами;
-обеспечение выполнения условий представления инвестиций.
Наряду с совершенствованием организационных форм важно оптимизировать производственно-отраслевую структуру сельскохозяйственных предприятий в соответствии с экономической эффективностью отдельных отраслей и культур в конкретных условиях хозяйствования, рыночным спросом на продукцию, возможностями финансового и материально-технического обеспечения.
В конкурентной борьбе между товаропроизводителями за повышение продуктивности земли и скота, улучшение качества продукции и снижение издержек ее производства будет решаться вопрос об эффективности и преимуществах той или иной формы хозяйствования.
Таким образом, появление и развитие различных форм собственности в агропромышленном производстве выступает реальной предпосылкой становления и развития рыночных отношений. Рыночные отношения, в свою очередь, порождают адекватные им формы товарообмена. Отсюда возникает задача совершенствования организационно-производственных форм.
Библиографический список
1.Зарипов И.Ш. Организационно-экономические основы деятельности производственнокоммерческих предприятий АПК. – 148 стр. Уфа: Гилем. 1998.
2.Руцкой А.В. Аграрная реформа и организационно-экономический механизм хозяйствования в АПК в условиях перехода к рынку. – 240 стр. Курск, 1997
3.Организационно-экономический механизм функционирования АПК Сибири: Науч. – техн. блог./ РАСХН.Сиб. отд-ние. СибНИИЭСХ. – Новосибирск, 1999. – 92 с.
4.Интернет ресурс: www.agro.perm.ru
УДК 633.3:631.52+631.584.5
В.Ф. Еремеев, М.С. Коновальцев, ФГОУ ВПО «Пермская ГСХА»
ЭФФЕКТИВНОЕ ИСПОЛЬЗОВАНИЕ СРЕДСТВ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПОДДЕРЖКИ
СЕЛЬСКОГО ХОЗЯЙСТВА НА ПРИМЕРЕ ПЕРМСКОГО КРАЯ
В условиях плановой экономики, государство всемерно поддерживало сельскохозяйственные предприятия, что гарантировало их работоспособность в различных условиях и обеспечивало минимум социальных гарантий населению, занятого в сельскохозяйственном производстве. В ходе рыночных преобразований государство самоустранилось от решения данных вопросов.
Отказ государства от регулирования отрасли и значительное сокращение финансовой поддержки за годы реформ стали одной из главных причин ее деградации.
62
Практически во всех странах сельское хозяйство является одной из наиболее поддерживаемых государством отраслей. Основными формами государственной поддержки сельского хозяйства в развитых странах являются: прямые выплаты фермерам из бюджета, субсидирование цен на фермерскую продукцию; различные вспомогательные расходы на льготные продажи средств производства, возведение объектов. В России в условиях аграрных преобразований постепенно складывается система государственной поддержки сельхозпроизводителей. Наряду с прямым субсидированием отдельных подотраслей растениеводства и животноводства в последние годы введены новые виды косвенной поддержки сельского хозяйства: страхование урожая, единый сельхозналог, субсидированный кредит, лизинг, финансовое оздоровление сельхозпредприятий.
Основой нынешней политики государства в области сельского хозяйства, является формирование многоукладной аграрной экономики. Это значит, что государственная поддержка будет оказываться товаропроизводителям всех форм собственности и хозяйствования.
Впоследние годы увеличилось бюджетное финансирование отечественного АПК. Кроме того, разработаны схемы оказания господдержки сельскому хозяйству, предусматривающие приток капитала. Так, на каждый бюджетный рубль, выделенный в рамках приоритетного национального проекта «развитие АПК» на субсидирование процентных ставок, в сельское хозяйство дополнительно привлечено 7-8 руб. средств частных инвесторов. Вместе с тем господдержка российских крестьян намного меньше, чем в экономически развитых странах.
Выбор механизмов поддержки сельскохозяйственного производства, в значительной степени зависит от объемов финансирования аграрного сектора. Поддержка государства проявляется, в частности содействию горизонтальной и вертикальной интеграции в агропромышленном секторе при соблюдении антимонопольного законодательства, поддержка всех видов кооперации, в том числе семейных хозяйств, сбытовых, снабженческих, перерабатывающих и т.д.
Задачи аграрной политики государства является эффективное принятие мер по государственному регулированию агропродовольственного сектора, финансовая поддержка, а также меры направленные на регулирование рынка и доходов товаропроизводителей, определяемых уровнем рыночных цен и издержек производства. Оценить эффективность государственной поддержки, можно в первую очередь, определив ее влияния на цены и издержки.
Внастоящий период руководством страны поставлены масштабные задачи по модернизации отечественной экономики и перевода ее на инновационный путь развития. Актуальны задачи модернизации и в аграрном секторе.
Принимаются меры государственной поддержки агропромышленного ком-
плекса, в числе которых дополнительное выделение субсидированных краткосрочных и инвестиционных кредитов (прирост объемов кредитования АПК в 2009 г. составил 8,6 % и достиг 776 млрд. руб); таможенно-тарифное регулирование на животноводческом рынке; применение фиксированных цен на минеральные удобрения и горюче-смазочные материалы; повышение прозрачности бюджетирования сельского хозяйства путем формирования Минсельхозом России реестра бюджетополучателей; совершенствование министерства с регионами, способст-
63
вующее на 2-3 месяца сокращать сроки перечисления бюджетных средств крестьянам; дополнительные меры по развитию малого предпринимательства и сокращению сельской безработицы (в рамках региональных программ по снижению напряженности на рынке труда в сельскую местность направлено 6,7 млрд. руб.).
В Пермском крае функции по государственной поддержке агропромышленного комплекса, возложены на Министерство сельского хозяйства. Основная задача министерства на сегодняшний день – это содействовать преобразованию сельского хозяйства региона из глубоко дотационной отрасли в агробизнес. В 2009 с целью стимулирования развития эффективных предприятий Министерство сельского хозяйства края в первую очередь субсидировало эффективных производственников, способных развивать сельское хозяйство региона.
Направления государственной поддержки
на реализацию инвестиционных проектов в отраслях специализации агропромышленного комплекса
на увеличение реализованной сельскохозяйственной продукции
на мероприятия по регулированию развития рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия
на поддержку племенного животноводства
на поддержку элитного семеноводства
на поддержку сохранения плодородия почв
на регулирование имущественных и земельных отношений
на противоэпизоотические мероприятия на мероприятия по повышению доступности кредитов
по повышению финансовой устойчивости малых форм хозяйствования на селе
по снижению рисков в сельском хозяйстве на развитие сельскохозяйственной потребительской кооперации
на развитие малых форм хозяйствования в агропромышленном комплексе
Рис. Основные направления государственной поддержки сельхозтоваропроизводителей
На территории Пермского края, направления государственной поддержки сельскохозяйственного производства определены краевой целевой программой «Развитие сельского хозяйства и регулирование рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия в Пермском крае на 2009-2012 годы».
64
Государственная поддержка сельхозтоваропроизводителей в крае осуществляется по следующим основным направлениям (рис.).
Планируемый объем финансирования Программы в 2009-2012 годах за счет средств краевого бюджета составит 6265,2 млн. рублей (табл.).
Государственная поддержка АПК Пермского края на 2009-2012 годы
Источники финансирования, |
2009-2012 |
|
В том числе по годам |
|
|
млн. рублей |
годы |
2009 |
2010 |
2011 |
2012 |
Итого, в том числе: |
33097,7 |
6851,2 |
8364,6 |
8823,0 |
9058,9 |
федеральный бюджет |
2781,9 |
708,0 |
701,0 |
659,4 |
713,5 |
краевой бюджет |
6265,2 |
1409,0 |
1535,8 |
1660,2 |
1660,2 |
в том числе фонд компенсации |
643,0 |
206,7 |
127,7 |
153,1 |
155,5 |
внебюджетные источники |
24050,6 |
4734,2 |
6127,8 |
6503,4 |
6685,2 |
Основная часть мероприятий Программы финансируется в виде субсидий из краевого бюджета. Цель предоставления субсидий - привлечение в отрасль дополнительных финансовых ресурсов из внебюджетных источников и федерального бюджета (так в 2009 г. из федерального бюджета привлечено 679,1 млн. руб.), а также ускоренная модернизация сельскохозяйственных организаций и формирование рыночной инфраструктуры.
Министерство сельского хозяйства Пермского края нацелено, в первую очередь, на формирование и реализацию адекватной стратегии развития аграрной отрасли, ориентированной на достижение конкретных результатов и в большей степени не в валовых показателях, а в показателях эффективности. Агропромышленный комплекс во всех его составляющих должен стать эффективным аграрным бизнесом, нацеленным на конечный результат.
Бюджетная поддержка сельскохозяйственных товаропроизводителей играет заметную роль в развитии сельского хозяйства. Однако при этом важно, доходят ли субсидии до сельскохозяйственных товаропроизводителей, как они распределяются между различными категориями и группами хозяйств.
В настоящее время проблема оценки эффективности бюджетных расходов на аграрный сектор в России является весьма актуальной. Это связано с необходимостью оценки реальных результатов проводимой государством политики для сектора. Очевидно, что в условиях недостатка бюджетных средств перед государством стоит задача наиболее эффективного их использования во всех областях, в том числе, выработки наиболее эффективной аграрной политики.
Прежде чем увеличивать бюджетные субсидии, необходимо повысить долю сельхозпроизводителей в аграрном бюджете. Но и те средства, которые они получили, распределяются между ними крайне неравномерно. Малому бизнесу, который производит основную часть валовой продукции сельского хозяйства, достается лишь около 2% бюджетных средств. Остальное приходится на крупные и средние сельскохозяйственные организации. Однако и среди них распределение бюджетных средств характеризуется неравномерностью.
При сложившемся механизме распределения субсидий в России они выделяются ограниченному кругу сельскохозяйственных организаций и никакого влияния на развитие основной массы сельхозтоваропроизводителей не оказывают. Чтобы обеспечить доступность бюджетных субсидий для всех сельхозтоваропроизводителей и поддерживать за их счет, прежде всего малый бизнес, необходимо
65
изменить правила их распределения, установив верхние пределы сумм субсидий, направляемых крупнейшим агрофирмам и агрохолдингам.
Для более полного использования федеральных субсидий на возмещение части затрат на уплату процентов и более широкого развертывания инвестиционной деятельности целесообразно упростить механизм и облегчить доступ сельхозпроизводителей к банковским кредитам.
Также необходимо отметить, что основной акцент при реализации мер государственной поддержки сельхозтоваропроизводителей сделан на субсидирование затрат. Проблемам регулирования цен, стабилизации конъюнктуры аграрного рынка и обеспечению паритета цен на промышленную и сельскохозяйственную продукцию уделяется гораздо меньше внимания.
Мировой финансовый кризис в очередной раз вскрыл принципиальные проблемы и низкую эффективность используемой системы поддержки сельскохозяйственных производителей. Поддержка отечественного АПК ориентирована преимущественно на предоставление так называемых государственных услуг и на кредитную помощь сельхозпроизводителям. Все накопившиеся базовые проблемы сельского хозяйства не могут быть решены преимущественно с помощью кредитных механизмов, необходимы меры целенаправленной поддержки.
Библиографический список
1.Закон № 351-ПК от 10 декабря 2008 года, «О краевой целевой программе «Развитие сельского хозяйства и регулирование рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия в Пермском крае на 2009-2012 годы».
2.Гумеров Р. О реализации национальных интересов в АПК в условиях кризиса // Российский экономический журнал. – 2009. - №3-4.
3.Доржиева И. Ц-Д. Особенности государственной поддержки сельского хозяйства России // Региональная экономика: теория и практика. – 2008. - № 3(60).
4.Интернет ресурс: www.agro.perm.ru
УДК 631.14
М.А. Заглядова, ФГОУ ВПО «Пермская ГСХА»
ЭФФЕКТИВНОСТЬ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ПРОИЗВОДСТВЕННОГО ПОТЕНЦИАЛА СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННЫХ ПРЕДПРИЯТИЙ
Объем выпуска сельскохозяйственной продукции зависит от ресурсного потенциала предприятия, представляющего сложную систему, которая состоит из совокупности земельных, трудовых, технических и технологических ресурсов, взаимосвязанных и взаимодействующих между собой. В сельском хозяйстве воспроизводство основано на использовании земли, растений и животных, на обеспечении единства экономики и экологии. Причем существенно возросла роль таких элементов ресурсного потенциала, как информация и инновация, организация и управление. Использование потенциала предприятия означает, что его ресурсы рационально распределены и использованы с максимальной эффективностью.
Производственный потенциал - это возможность предприятия организовать выпуск определенного объема продукции. Однако сегодня важно расширить понятие этой категории и рассматривать ее в рамках производственноэкономи-
66