ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 09.04.2024

Просмотров: 496

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

ческих возможностей хозяйствующего субъекта, т.е. учитывать также затраты на производство продукции. Следовательно, производственно-экономический потенциал предприятия - это его способности произвести и реализовать определенный объем качественной продукции при полном и рациональном использовании имеющихся ресурсов, возможность получить запланированный объем валового дохода и прибыли. То есть, производственно-экономический потенциал определяется возможным объемом продукции, который предприятие может произвести с определенными затратами, а эффективность использования потенциала может наиболее полно отразить соотношение фактической прибыли предприятия на единицу приведенных затрат и их нормативного уровня (см. рисунок).

С учетом сказанного возникает необходимость в научно обоснованной методике оценки производственно-экономического потенциала хозяйствующего субъекта.

Успешный опыт деятельности хозяйств показывает, что сегодня высокоэффективная работа предприятий возможна лишь на основе:

-формирования оптимальной производственной структуры;

-организации системы управления технологическим процессом путем планирования полного набора технологических операций для получения необходимой урожайности сельскохозяйственных культур и продуктивности животных;

-организации системы управления затратами на основе составления технологических карт и контроля за затратами, обеспечивающих их экономию;

-организации внутрихозяйственного расчета и системы оплаты, устанавливающей тесную связь оплаты с конечными результатами труда;

-разработки действенной системы мотивации труда.

Рис. Состав и эффективность производственно экономического потенциала предприятия

67

Положительное влияние на экономику хозяйств может оказывать концентрация сельскохозяйственного производства, особенно в животноводстве. Поэтому необходима концентрация капитала и производства, которая в конечном счете приводит к росту интенсификации последнего и в конечном счете к улучшению производственно-экономических показателей.

Для улучшения экономической ситуации в сельскохозяйственной отрасли требуется активная помощь со стороны государства. И главная задача - наладить расширенное финансовое воспроизводство в сельском хозяйстве. А это возможно лишь путем ликвидации диспаритета цен в АПК, осуществления разумного аграрного протекционизма, расширения государственного заказа на основные виды агропродукции по гарантированным ценам, совершенствования налоговой, кредитной и финансовой политики государства.

Библиографический список

1.Юркова. Экономический анализ: теория и практика", 2009. - № 36.

2.Шафронов А. Оценка эффективности и потенциала сельскохозяйственного предприятия

//АПК: экономика, управление. 2006. N 2

УДК 631.115.1:639.122(470.53)

Г.Г. Зорин, И.Г. Петухова, ФГОУ ВПО «Пермская ГСХА»

ЭФФЕКТИВНОСТЬ КОММЕРЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПО ПРОИЗВОДСТВУ ПЕРЕПЕЛОВ

ФЕРМЕРСКОГО ХОЗЯЙСТВА РАШИНА Н.В.

Перепеловодство, как отрасль, развито в целом по стране и в том числе, в Пермском крае слабо, рыночная ниша освоена всего на 20%, в Краснокамском районе это единичное хозяйство, которое работает с 2006 года. Основное назначение предприятия – удовлетворение потребности населения продукцией обладающей высокой диетической ценностью (перепелиное яйцо и мясо), а также дополнительные виды продукции, такие как удобрение органическое жидкое концентрирование (КОУД) и биогаз для отопления теплиц. Хозяйство создано для долгосрочного развития с учетом передачи дела по наследству и в перспективе с переходом на глубокую переработку продукции.

Основными потребителями продукции крестьянского – фермерского хозяйства Рашина В.Н. являются:

-ООО «Ашатли»;

-Московский мясокомбинат «Черкизовский»;

-Ожёговый медицинский центр г. Перми;

-Маргариновый цех г. Перми;

-фирма «Кама – ритейл» г. Москва;

-сеть магазинов: «Пятерочка», «Флагман», «Добрыня», в г. Перми и Краснокамске;

-кафе и рестораны г. Перми и г. Краснокамска;

-прочие покупатели на территории и за пределами Пермского края. Заключение контрактов на поставку продукции в торговые сети оформляют-

ся ежегодно.

68


Таблица 1

Продукция крестьянского (фермерского) хозяйства Рашин Н.В. поступаемая на рынок

Вид продукции

 

факт 2009 г.

 

 

 

 

 

кол-во

 

тыс. руб.

 

 

 

 

Яйцо, т. шт.

1500

 

1750

Мясо перепелов, т.

710

 

248,5

Жидкое удобрение, КОУД, т.

150

 

675

Удобрение сухое, фасованное пакетов шт.

1500

 

8,4

Итого:

Х

 

4681,9

Анализируя таблицу можно сделать заключение, что уже в 2010 году предприятие расширит виды товарной продукции. Кроме основных, яйцо и мясо перепелиное, будет реализовать новые: жидкое удобрение КОУД, биогаз и удобрение сухое, фасованное. В связи с этим почти в 5 раз увеличатся финансовые поступления с 1911 тыс. рублей до 9282 тыс. рублей.

С расширением рынка сбыта продукции совершенствуется система продаж продукции.

Производитель

 

Склад

 

Сбытовые диллеры

 

Розничная сеть

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Рынок

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Оптовый покупа-

 

Переработка

 

Общепит

 

Завод «Биоформ»

 

тель

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Рис 1. Система продаж крестьянского (фермерского) хозяйства Рашин Н.В.

Ценовая политика. Суть ценовой политики состоит в том, чтобы варьировать ценой в зависимости от положения предприятия на рынке, обеспечить прирост прибыли и решить ряд других задач предприятия.

В основном цена определяется затратным методом (калькуляция затрат). В нашем варианте мы предлагаем использовать метод на основе переменных издержек. Чем больше предприятие будет производить продукции, тем выше будут переменные издержки. Для расчета воспользуемся формулой:

Р = VC × (1 + )

где, Р – нетто цена;

VC – переменные затраты на единицу продукции; dс – величина рентабельности.

Для яйца цена: Р = 543,9 × (1 + 0,412) = 768,00 руб./тыс. шт. Для мяса птицы: Р = 131,6 × (1 + 0,412) = 185,81 руб./кг. Для КОУД: Р = 843,1 × (1 + 0,412) = 1190,45 руб./тн.

Рентабельность взята самая приемлемая по результатам 2007 года – 41,2%. Смысл ценообразования можно выразить словами: товар должен продавать-

ся по цене, которая в 2,5 раза выше приемлемых затрат. в этом случае:

Цена на яйцо будет равна: 768,00 × 2,5 = 1920,00 руб./тыс. шт.

Для мяса птицы: 185,81 × 2,5 = 453,95 руб./кг. Для КОУД: 1190,45 × 2,5 = 2976,12 руб./тн.

69



Далее мы определились с долей скидки с цены, т.к. уровень скидки с цены определяет заинтересованность покупателей в большем объеме закупа продукции.

В оптимуме доля скидки для производителя будет равна:

n – С1) / (Р – С1);

где, Рn, Р – оптовая и конечная цена предприятия; С1 -переменные затраты производителя.

При этом, если эластичность по скидке меньше 1, то большая доля достается производителю. что и видно из следующих расчетов:

Яйцо (1920,00 – 543,9) / (2500 – 543,9) = 0,7 Мясо (453,95 – 131,6) / (450 – 131,6) = 1,012

КОУД (2976,12 – 843,1) / (4500 – 843,1) = 0,58

Таким образом производитель может сделать скидку по цене при оптовой продаже со склада:

-на яйцо 580 руб./тыс. шт.;

-на КОУД до 1524 руб./тн.

на мясо скидку сделать невозможно, т.к. производителю не останется ничего на развитие производства, коэффициент эластичности составляет 1,012.

Стимулирование сбыта, нацелено на потребителя в первую очередь – это скидки с цены по условиям приобретения оговоренного количества продукта, могут быть сезонные, скидки по категориям потребителей, бесплатные образцы для потенциальных покупателей.

Стимулирование для торговых посредников: скидки с цены при зафиксированном объеме партии приобретаемого товара, бесплатная апробация образцов, скидки с цены в зависимости от объема, оборота и повторных покупок.

Неотъемлемой чертой предпринимательской деятельности являются риски. В условиях экономической неустойчивости риски возрастают. В связи с этим необходимо их выявить и дать им оценку.

 

 

 

 

 

Таблица 2

 

 

Оценка рисков предприятия

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Наименование

Описание риска

 

Меры борьбы

 

п/п

риска

 

 

 

 

 

 

 

1

Финансовое

Возможное снижение рентабельности

В этом случае необходимо снижать затра-

 

состояние за-

производства. Финансовый

кризис в

ты на производство продукции и увеличи-

 

емщика

стране. Повышение процентной ставки

вать объемы производства

 

 

 

по кредитам

 

 

 

 

2

Сбыт продук-

Низкая покупательная способность и,

Разработана система скидок с продаж. Рабо-

 

ции

как следствие, снижение объемов про-

та со СМИ, рекламные компании, презента-

 

 

даж

 

ции, демонстрационная торговля. Проведе-

 

 

 

 

ние маркетинговых исследований

рынка

 

 

 

 

сбыта перепелиной продукции. Заключение

 

 

 

 

договоров с постоянными и крупными

 

 

 

 

потребителями данной продукции

 

3

Производст-

Поставка некачественного корма, вы-

Работа с уже проверенными, надежными

 

венные риски

сокие транспортные расходы, рост

поставщиками сырья.

Снижение

транс-

 

 

торговых издержек, падеж птицы

портных расходов. Сокращение падежа

 

 

 

 

птицы

 

 

4

Организацион-

Приводят к оперативным и стратегиче-

Разработать оперативные и стратегические

 

ные риски

ским потерям в деятельности хозяйст-

мероприятия по снижению потерь в дея-

 

 

ва. Утраты единства системы произ-

тельности хозяйства. Обеспечить единство

 

 

водства и управления, что отражается

системы производства и управления пред-

 

 

на объеме выпуска, качестве продук-

приятием. Обеспечить

инновационные

 

 

ции, затратах на производстве, иннова-

методы принятия управленческих реше-

 

 

ционном заделе и имидже. Организа-

ний.

 

 

 

 

ционные риски являются

основной

 

 

 

 

 

причиной коммерческих рисков

 

 

 

 

 

 

70

 

 

 


 

 

 

 

 

Таблица 3

План сбыта и выручка от реализации продукции

 

 

 

 

 

 

 

Вид продукции

Объем продаж

Выручка от реализации,

 

 

 

 

тыс. руб.

 

2009 г.

2012 г.

2009 г.

 

2012 г.

 

 

 

 

 

 

Яйцо перепелов, т. шт.

1500

3042

3750

 

7605,6

Мясо перепелиное, т.

710

1980

248,5

 

693,0

КОУД, тн.

150

214,5

675,0

 

965,25

сухое, фасованное удобрение

1500

3000

8,4

 

16,8

пакеты, шт

 

 

 

 

 

Итого:

Х

Х

4681,9

 

9280,7

В 2012 году предприятием будет производиться: яйцо 3042 тыс. штук, мяса перепелиного 1980 кг., жидкого удобрения 214,5 тн., сухого фасованного удобрения 3000 пакетов.

Выручка от реализации продукции достигнет 2012 г. 9280 тыс. рублей, т.е. почти в 2 раза больше, чем в 2009 году. Рентабельность составит 210%.

УДК 338.439

Е.Б. Игуменова, Э.М. Радостева, ФГОУ ВПО «Пермская ГСХА»

ПРОБЛЕМЫ ПОВЫШЕНИЯ КАЧЕСТВА И БЕЗОПАСНОСТИ ПРОДОВОЛЬСТВИЯ

На продолжительность жизни и здоровье населения огромное влияние оказывает питание, поэтому качество и безопасность продуктов питания составляет основу продовольственной безопасности России. Питание обеспечивает физическую и умственную работоспособность, здоровье, продолжительность жизни, так как пищевые вещества в процессе метаболизма превращаются в структурные элементы клеток нашего организма, обеспечивая его жизнедеятельность. Основными факторами, определяющими здоровье человека, являются структура, условия и привычки питания. Пища должна не только обладать высокими органолептическими качествами, содержать все компоненты, необходимые для жизнедеятельности человека, но также быть абсолютно безопасной для человека. Нарушения в качестве и безопасности питании могут привести к отрицательным последствиям - заболеваниям сердечно-сосудистой, желудочно-кишечной систем, онкологии и нарушению обмена веществ.

Пища может являться носителем потенциально опасных токсических веществ химической и биологической природы. По оценкам ученых, с едой в организм человека поступает свыше 70% всех загрязнителей, особенно при нарушениях технологической обработки или условий хранения. К ним относятся: микотоксины, пестициды, антибиотики, нитраты, соли тяжелых металлов и др. Наибольшую опасность представляют соли тяжелых металлов: ртути, свинца, кадмия. В последние годы резко возросли уровни загрязнения окружающей среды именно этими солями тяжелых металлов и повысилось их содержание в пищевых продуктах. Данные вещества опасны тем, что обладают мутагенными (канцеро-

71