ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 09.04.2024
Просмотров: 496
Скачиваний: 0
ческих возможностей хозяйствующего субъекта, т.е. учитывать также затраты на производство продукции. Следовательно, производственно-экономический потенциал предприятия - это его способности произвести и реализовать определенный объем качественной продукции при полном и рациональном использовании имеющихся ресурсов, возможность получить запланированный объем валового дохода и прибыли. То есть, производственно-экономический потенциал определяется возможным объемом продукции, который предприятие может произвести с определенными затратами, а эффективность использования потенциала может наиболее полно отразить соотношение фактической прибыли предприятия на единицу приведенных затрат и их нормативного уровня (см. рисунок).
С учетом сказанного возникает необходимость в научно обоснованной методике оценки производственно-экономического потенциала хозяйствующего субъекта.
Успешный опыт деятельности хозяйств показывает, что сегодня высокоэффективная работа предприятий возможна лишь на основе:
-формирования оптимальной производственной структуры;
-организации системы управления технологическим процессом путем планирования полного набора технологических операций для получения необходимой урожайности сельскохозяйственных культур и продуктивности животных;
-организации системы управления затратами на основе составления технологических карт и контроля за затратами, обеспечивающих их экономию;
-организации внутрихозяйственного расчета и системы оплаты, устанавливающей тесную связь оплаты с конечными результатами труда;
-разработки действенной системы мотивации труда.
Рис. Состав и эффективность производственно экономического потенциала предприятия
67
Положительное влияние на экономику хозяйств может оказывать концентрация сельскохозяйственного производства, особенно в животноводстве. Поэтому необходима концентрация капитала и производства, которая в конечном счете приводит к росту интенсификации последнего и в конечном счете к улучшению производственно-экономических показателей.
Для улучшения экономической ситуации в сельскохозяйственной отрасли требуется активная помощь со стороны государства. И главная задача - наладить расширенное финансовое воспроизводство в сельском хозяйстве. А это возможно лишь путем ликвидации диспаритета цен в АПК, осуществления разумного аграрного протекционизма, расширения государственного заказа на основные виды агропродукции по гарантированным ценам, совершенствования налоговой, кредитной и финансовой политики государства.
Библиографический список
1.Юркова. Экономический анализ: теория и практика", 2009. - № 36.
2.Шафронов А. Оценка эффективности и потенциала сельскохозяйственного предприятия
//АПК: экономика, управление. 2006. N 2
УДК 631.115.1:639.122(470.53)
Г.Г. Зорин, И.Г. Петухова, ФГОУ ВПО «Пермская ГСХА»
ЭФФЕКТИВНОСТЬ КОММЕРЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПО ПРОИЗВОДСТВУ ПЕРЕПЕЛОВ
ФЕРМЕРСКОГО ХОЗЯЙСТВА РАШИНА Н.В.
Перепеловодство, как отрасль, развито в целом по стране и в том числе, в Пермском крае слабо, рыночная ниша освоена всего на 20%, в Краснокамском районе это единичное хозяйство, которое работает с 2006 года. Основное назначение предприятия – удовлетворение потребности населения продукцией обладающей высокой диетической ценностью (перепелиное яйцо и мясо), а также дополнительные виды продукции, такие как удобрение органическое жидкое концентрирование (КОУД) и биогаз для отопления теплиц. Хозяйство создано для долгосрочного развития с учетом передачи дела по наследству и в перспективе с переходом на глубокую переработку продукции.
Основными потребителями продукции крестьянского – фермерского хозяйства Рашина В.Н. являются:
-ООО «Ашатли»;
-Московский мясокомбинат «Черкизовский»;
-Ожёговый медицинский центр г. Перми;
-Маргариновый цех г. Перми;
-фирма «Кама – ритейл» г. Москва;
-сеть магазинов: «Пятерочка», «Флагман», «Добрыня», в г. Перми и Краснокамске;
-кафе и рестораны г. Перми и г. Краснокамска;
-прочие покупатели на территории и за пределами Пермского края. Заключение контрактов на поставку продукции в торговые сети оформляют-
ся ежегодно.
68
Таблица 1
Продукция крестьянского (фермерского) хозяйства Рашин Н.В. поступаемая на рынок
Вид продукции |
|
факт 2009 г. |
|
|
|
|
|
|
кол-во |
|
тыс. руб. |
|
|
|
|
Яйцо, т. шт. |
1500 |
|
1750 |
Мясо перепелов, т. |
710 |
|
248,5 |
Жидкое удобрение, КОУД, т. |
150 |
|
675 |
Удобрение сухое, фасованное пакетов шт. |
1500 |
|
8,4 |
Итого: |
Х |
|
4681,9 |
Анализируя таблицу можно сделать заключение, что уже в 2010 году предприятие расширит виды товарной продукции. Кроме основных, яйцо и мясо перепелиное, будет реализовать новые: жидкое удобрение КОУД, биогаз и удобрение сухое, фасованное. В связи с этим почти в 5 раз увеличатся финансовые поступления с 1911 тыс. рублей до 9282 тыс. рублей.
С расширением рынка сбыта продукции совершенствуется система продаж продукции.
Производитель |
|
Склад |
|
Сбытовые диллеры |
|
Розничная сеть |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Рынок |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Оптовый покупа- |
|
Переработка |
|
Общепит |
|
Завод «Биоформ» |
|
|
тель |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Рис 1. Система продаж крестьянского (фермерского) хозяйства Рашин Н.В.
Ценовая политика. Суть ценовой политики состоит в том, чтобы варьировать ценой в зависимости от положения предприятия на рынке, обеспечить прирост прибыли и решить ряд других задач предприятия.
В основном цена определяется затратным методом (калькуляция затрат). В нашем варианте мы предлагаем использовать метод на основе переменных издержек. Чем больше предприятие будет производить продукции, тем выше будут переменные издержки. Для расчета воспользуемся формулой:
Р = VC × (1 + )
где, Р – нетто цена;
VC – переменные затраты на единицу продукции; dс – величина рентабельности.
Для яйца цена: Р = 543,9 × (1 + 0,412) = 768,00 руб./тыс. шт. Для мяса птицы: Р = 131,6 × (1 + 0,412) = 185,81 руб./кг. Для КОУД: Р = 843,1 × (1 + 0,412) = 1190,45 руб./тн.
Рентабельность взята самая приемлемая по результатам 2007 года – 41,2%. Смысл ценообразования можно выразить словами: товар должен продавать-
ся по цене, которая в 2,5 раза выше приемлемых затрат. в этом случае:
Цена на яйцо будет равна: 768,00 × 2,5 = 1920,00 руб./тыс. шт.
Для мяса птицы: 185,81 × 2,5 = 453,95 руб./кг. Для КОУД: 1190,45 × 2,5 = 2976,12 руб./тн.
69
Далее мы определились с долей скидки с цены, т.к. уровень скидки с цены определяет заинтересованность покупателей в большем объеме закупа продукции.
В оптимуме доля скидки для производителя будет равна:
(Рn – С1) / (Р – С1);
где, Рn, Р – оптовая и конечная цена предприятия; С1 -переменные затраты производителя.
При этом, если эластичность по скидке меньше 1, то большая доля достается производителю. что и видно из следующих расчетов:
Яйцо (1920,00 – 543,9) / (2500 – 543,9) = 0,7 Мясо (453,95 – 131,6) / (450 – 131,6) = 1,012
КОУД (2976,12 – 843,1) / (4500 – 843,1) = 0,58
Таким образом производитель может сделать скидку по цене при оптовой продаже со склада:
-на яйцо 580 руб./тыс. шт.;
-на КОУД до 1524 руб./тн.
на мясо скидку сделать невозможно, т.к. производителю не останется ничего на развитие производства, коэффициент эластичности составляет 1,012.
Стимулирование сбыта, нацелено на потребителя в первую очередь – это скидки с цены по условиям приобретения оговоренного количества продукта, могут быть сезонные, скидки по категориям потребителей, бесплатные образцы для потенциальных покупателей.
Стимулирование для торговых посредников: скидки с цены при зафиксированном объеме партии приобретаемого товара, бесплатная апробация образцов, скидки с цены в зависимости от объема, оборота и повторных покупок.
Неотъемлемой чертой предпринимательской деятельности являются риски. В условиях экономической неустойчивости риски возрастают. В связи с этим необходимо их выявить и дать им оценку.
|
|
|
|
|
Таблица 2 |
|
|
|
Оценка рисков предприятия |
|
|
||
|
|
|
|
|
|
|
№ |
Наименование |
Описание риска |
|
Меры борьбы |
|
|
п/п |
риска |
|
|
|||
|
|
|
|
|
||
1 |
Финансовое |
Возможное снижение рентабельности |
В этом случае необходимо снижать затра- |
|||
|
состояние за- |
производства. Финансовый |
кризис в |
ты на производство продукции и увеличи- |
||
|
емщика |
стране. Повышение процентной ставки |
вать объемы производства |
|
||
|
|
по кредитам |
|
|
|
|
2 |
Сбыт продук- |
Низкая покупательная способность и, |
Разработана система скидок с продаж. Рабо- |
|||
|
ции |
как следствие, снижение объемов про- |
та со СМИ, рекламные компании, презента- |
|||
|
|
даж |
|
ции, демонстрационная торговля. Проведе- |
||
|
|
|
|
ние маркетинговых исследований |
рынка |
|
|
|
|
|
сбыта перепелиной продукции. Заключение |
||
|
|
|
|
договоров с постоянными и крупными |
||
|
|
|
|
потребителями данной продукции |
|
|
3 |
Производст- |
Поставка некачественного корма, вы- |
Работа с уже проверенными, надежными |
|||
|
венные риски |
сокие транспортные расходы, рост |
поставщиками сырья. |
Снижение |
транс- |
|
|
|
торговых издержек, падеж птицы |
портных расходов. Сокращение падежа |
|||
|
|
|
|
птицы |
|
|
4 |
Организацион- |
Приводят к оперативным и стратегиче- |
Разработать оперативные и стратегические |
|||
|
ные риски |
ским потерям в деятельности хозяйст- |
мероприятия по снижению потерь в дея- |
|||
|
|
ва. Утраты единства системы произ- |
тельности хозяйства. Обеспечить единство |
|||
|
|
водства и управления, что отражается |
системы производства и управления пред- |
|||
|
|
на объеме выпуска, качестве продук- |
приятием. Обеспечить |
инновационные |
||
|
|
ции, затратах на производстве, иннова- |
методы принятия управленческих реше- |
|||
|
|
ционном заделе и имидже. Организа- |
ний. |
|
|
|
|
|
ционные риски являются |
основной |
|
|
|
|
|
причиной коммерческих рисков |
|
|
|
|
|
|
|
70 |
|
|
|
|
|
|
|
|
Таблица 3 |
План сбыта и выручка от реализации продукции |
|
|
|||
|
|
|
|
|
|
Вид продукции |
Объем продаж |
Выручка от реализации, |
|||
|
|
|
|
тыс. руб. |
|
|
2009 г. |
2012 г. |
2009 г. |
|
2012 г. |
|
|
|
|
|
|
Яйцо перепелов, т. шт. |
1500 |
3042 |
3750 |
|
7605,6 |
Мясо перепелиное, т. |
710 |
1980 |
248,5 |
|
693,0 |
КОУД, тн. |
150 |
214,5 |
675,0 |
|
965,25 |
сухое, фасованное удобрение |
1500 |
3000 |
8,4 |
|
16,8 |
пакеты, шт |
|
|
|
|
|
Итого: |
Х |
Х |
4681,9 |
|
9280,7 |
В 2012 году предприятием будет производиться: яйцо 3042 тыс. штук, мяса перепелиного 1980 кг., жидкого удобрения 214,5 тн., сухого фасованного удобрения 3000 пакетов.
Выручка от реализации продукции достигнет 2012 г. 9280 тыс. рублей, т.е. почти в 2 раза больше, чем в 2009 году. Рентабельность составит 210%.
УДК 338.439
Е.Б. Игуменова, Э.М. Радостева, ФГОУ ВПО «Пермская ГСХА»
ПРОБЛЕМЫ ПОВЫШЕНИЯ КАЧЕСТВА И БЕЗОПАСНОСТИ ПРОДОВОЛЬСТВИЯ
На продолжительность жизни и здоровье населения огромное влияние оказывает питание, поэтому качество и безопасность продуктов питания составляет основу продовольственной безопасности России. Питание обеспечивает физическую и умственную работоспособность, здоровье, продолжительность жизни, так как пищевые вещества в процессе метаболизма превращаются в структурные элементы клеток нашего организма, обеспечивая его жизнедеятельность. Основными факторами, определяющими здоровье человека, являются структура, условия и привычки питания. Пища должна не только обладать высокими органолептическими качествами, содержать все компоненты, необходимые для жизнедеятельности человека, но также быть абсолютно безопасной для человека. Нарушения в качестве и безопасности питании могут привести к отрицательным последствиям - заболеваниям сердечно-сосудистой, желудочно-кишечной систем, онкологии и нарушению обмена веществ.
Пища может являться носителем потенциально опасных токсических веществ химической и биологической природы. По оценкам ученых, с едой в организм человека поступает свыше 70% всех загрязнителей, особенно при нарушениях технологической обработки или условий хранения. К ним относятся: микотоксины, пестициды, антибиотики, нитраты, соли тяжелых металлов и др. Наибольшую опасность представляют соли тяжелых металлов: ртути, свинца, кадмия. В последние годы резко возросли уровни загрязнения окружающей среды именно этими солями тяжелых металлов и повысилось их содержание в пищевых продуктах. Данные вещества опасны тем, что обладают мутагенными (канцеро-
71