ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 09.04.2024

Просмотров: 508

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

УДК 631.16:336.22

О.Я. Климова, Д.Ю. Климов, ФГОУ ВПО «Пермская ГСХА»

НАЛОГОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННОГО ПРОИЗВОДСТВА

Сельскохозяйственное производство относится к рискованным видам деятельности, поэтому государство, как правило, оказывает ему поддержку. Государственное регулирование сельского хозяйства за рубежом – это механизм, включающий инструменты воздействия на аграрный рынок, доходы товаропроизводителей, межотраслевые отношения. Аграрная политика развитых стран включает финансовую поддержку в виде дотаций, субсидий и льготного кредитования, та- моженно-тарифное регулирование, способствующее вывозу продукции сельского хозяйства за рубеж, а, с другой стороны, обеспечивающее продовольственную безопасность страны. В Российской Федерации при переходе на рыночные отношения государство стимулировало производство в различных отраслях, но прежде всего, в сельском хозяйстве. Но в отличии от зарубежных стран, одним из осиновых направлений государственной поддержки стало налоговое регулирование, которое сводилось к существенным налоговым льготам, предоставляемым сельхозтоваропроизводителям. Предприятия, у которых основным видом деятельности являлось производство сельскохозяйственной продукции, были освобождены от многих налогов либо могли использовать более низкие налоговые ставки.

Даже в условиях налоговой реформы, цель которой была снизить налоговое бремя товаропроизводителей при одновременном отказе от большинства налоговых льгот, сельскохозяйственные предприятия сохранили за собой право на налоговые послабления. Реформированная налоговая система не только сохранила налоговые льготы для сельскохозяйственных предприятий в виде освобождения от налога, например, налога на прибыль, использование более низкой налоговой ставки ( единый социальный налог), снижение налоговой базы( налог на имущество организаций), но и предусматривала существенную новацию в виде использования специального налогового режима. Специальный налоговый режим

– это система налогов, взамен которых уплачивает один налог, перераспределяемый в дальнейшем в бюджеты разных уровней и внебюджетные фонды. При этом значительно сокращается общая налоговая нагрузка, упрощается исчисление налога и налоговая отчетность. Специальные налоговые режимы введены как мера поддержки малого бизнеса и сельхозтоваропроизводителей. Для аграриев предусмотрен единый сельскохозяйственный налог (ЕСХН), налогоплательщиками которого признаются сельскохозяйственные товаропроизводители при условии, что в общем доходе от реализации доля дохода от реализации произведенной ими сельскохозяйственной продукции составляет не менее 70%. Если предприятие является налогоплательщиком единого сельскохозяйственного налога, то оно освобождается от уплаты налога на прибыль, налога на имущество, налога на добавленную стоимость. Налоговой базой прознается денежное выражение доходов, уменьшенных на величину расходов. Налоговая ставка составляет 6%.

На сколько использование единого сельскохозяйственного налога снижает налоговое бремя сельхозтоваропроизводителям рассмотрим на примере СПК

95


«Правда» Ординского муниципального района Пермского края. Предприятие имеет молочно-зерновую специализацию. В выручке ведущее место занимаю доходы от реализации молока. С 2007 г. по 2009 г. основные экономические показатели ( валовое производство, выручка от реализации, среднегодовая численность работников) снижаются. Но при этом снизились и затраты на 1 руб. реализованной продукции, что позволило вместо убытка, имевшего место в 2007 и 2008гг. получить в 2009 г. прибыль в размере 18 тыс. руб.

СПК « Правда» является плательщиком единого сельскохозяйственного налога, а, следовательно, освобожден от большинства других налогов. Насколько существенно налоговые платежи сказываются на экономике предприятия можно определить, изучив динамику налогового бремени, сопоставив общую сумму налогов и выручку от реализации продукции.

 

 

 

Таблица 1

Динамика налогового бремени

 

 

 

 

 

 

Показатели

2007г.

2008 г.

2009 г.

 

 

 

 

Выручка от реализации продукции, тыс. руб.

40137

44817

27554

 

 

 

 

Общая сумма налогов и сборов, тыс. руб.

4764

3923

6569

 

 

 

 

Налоговое бремя, %

11,9

8,8

23,8

 

 

 

 

В2007 году доля налогов в выручке составила 11, 9% , в 2008 году- 8,8 % в 2009 году – 23,8%. Изменение связано как с не стабильностью экономических показателей самого предприятия (колебания размера выручки, получение прибыли или убытка), так и изменениями в налоговом законодательстве.

В2009 году предприятие заплатило следующие налоги: налог на добавленную стоимость в размере 50 тыс. руб., земельный налог – 2036 тыс. руб., ЕСН - 1840 тыс. руб., НДФЛ – 2541 тыс. руб., водный налог - 18 тыс. руб., другие налоги

84 тыс. руб., что в общей сумме составило 6569 тыс. руб. Если бы СПК «Правда» находилось на общем режиме налогообложения, то ему дополнительно пришлось бы заплатить: налог на прибыль организаций в сумме 4 тыс. руб. и налог на имущество - 1578 тыс. руб. При этом, налог на добавленную стоимость вырос бы до 4960 тыс. руб. и единый социальный налог - до 2636 тыс. руб. В совокупности уплаченные налоги составили бы 13901 тыс. руб., что больше платежей при использовании специального налогового режима более чем в два раза. Следовательно, применение единого сельскохозяйственного налога существенно снижает налоговое бремя предприятия.

Мировой финансово-экономический кризис вызвал появление в Российской Федерации бюджетного дефицита, с которым нашей стране не приходилось сталкиваться в последнее десятилетие. Особенно большой дефицит сформировался в государственных внебюджетных фондах, доходы которых на прямую связаны с размером заработной платы, в условиях кризиса заметно снизившейся. Было принято решение вернутся к страховому принципу формирования доходов государственных внебюджетных фондов, и в 2010 году единый социальный налог заменен на страховые взносы. С С 2011 года размер взносов будет существенно увеличен, но для сельхозтоваропроизводителей предусмотрен плавный переход к применению общеустановленных тарифов. С 2010 года предельная величина доходов каждого физического лица для начисления страховых взносов составляет 415 тыс. руб. Если суммы выплат и иных вознаграждений в пользу физического

96


лица превысят этот предел, то страховые взносы не взимаются. Начиная с 2011 года указанная предельная величина дохода будет ежегодно индексироваться в соответствии с ростом заработной платы.

Таким образом, в ближайшие годы сельхозтоваропроизводители лишаться льгот по уплате взносов в государственные внебюджетные фонды. Попытаемся спрогнозировать, на сколько это увеличит объем обязательных платежей на примере СПК «Правда».

Для расчета взносов необходимо определить налоговую базу, т.е. доходы, выплачиваемые работодателем в пользу работников. На основе Условии для формирования вариантов развития экономики Пермского края на период до 2014 года (основные сценарные условия) можно предположить, что среднесписочная численность работающих в прогнозируемом периоде будет нестабильна, а заработная плата будет постепенно увеличиваться. В соответствии с этим, рассчитаем начисляемую заработную плату в целом по хозяйству.

 

 

 

 

 

 

 

Таблица 2

Прогноз налоговой базы для исчисления страховых взносов

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Показатели

 

Факт 2009 г.

2010 г.

2011 г.

2012 г.

2013 г.

 

2014 г.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Среднесписочная

числен-

264

259

254

259

274

 

274

ность, чел.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заработная плата на одно-

50758

52484

56525

63308

73627

 

88794

го работающего, руб.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заработная плата (всего),

13400

13593

14357

16397

20174

 

24330

тыс.руб.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

В прогнозируемом периоде сумма начисленной заработной платы увеличивается с 13400 тыс. руб. в 2009 году до 24330 тыс. руб. в 2014 году. На основании полученных данных, рассчитаем платежи во внебюджетные фонды.

 

 

 

 

 

 

 

Таблица 3

 

Прогноз динамики страховых взносов, тыс.руб.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Показатели

 

Факт

2010 г.

2011 г.

2012 г.

2013 г.

 

2014 г.

 

 

2009 г.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Пенсионный Фонд

 

1380

1400

2297

2624

4237

 

5100

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ФСС

 

0

0

273

312

484

 

584

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ФФОМС

 

0

0

158

180

323

 

389

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ТФОМС

 

0

0

172

197

424

 

511

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Итого взносов

 

1380

1400

2900

3312

5467

 

6593

 

 

 

 

 

 

 

 

 

В 2010 году сумма взносов значительно не меняется, т.к. предприятие платит взносы лишь в пенсионный фонд по тарифу 10,3%. С 2011 года общая сумма взносов увеличиться почти в два раза из-за роста тарифа с 10, 3% до 20, 2%. В 2011-2012 гг. рост взносов связан не только с ростом налоговой ставки, но и с предполагаемым увеличением налоговой базы, т.е. суммы выплат и иных вознаграждений, начисляемых плательщиками страховых взносов в пользу физических лиц по трудовым договорам и гражданско-правовым договорам, предметом которых является выполнение работ, оказание услуг. С 2013 года произойдет увеличение, как налоговой базы, так и налоговой ставки. В целом в прогнозируемом периоде сумма страховых взносов увеличится почти в пять раз- с 1380 тыс. руб. в 2009 г. до 6593 тыс. руб. в 2014 году. И данное увеличение в основном вызвано увеличением размера тарифов с 10, 3% до 27,1 %.

97


Таким образом, можно ожидать, что в ближайшие годы налоговое бремя сельскохозяйственных предприятий существенно вырастет за счет роста тарифов платежей в государственные внебюджетные фонды. Сельхозтоваропроизводители и сейчас испытывающие сложности с выполнением обязательств по уплате платежей в бюджеты и государственные внебюджетные фонды окажутся в еще более трудном положении, выйти из которого можно лишь за счет улучшения финансового состояния. Путь, предлагаемый краевым министерством сельского хозяйства, а именно покупка успешными предприятиями убыточных хозяйств, кажется вполне приемлемым, тем более, что в бюджете Пермского края предусмотрены субсидии на данные цели.

УДК 636.4:631.14(091)

А.И. Козминская, ФГОУ ВПО «Пермская ГСХА»

ИСТОРИЯ СВИНОВОДСТВА И СОВРЕМЕННОЙ ОТРАСЛИ НА ПРЕДПРИЯТИЯХ МАЛЫХ ФОРМ ХОЗЯЙСТВОВАНИЯ

Люди знали свиней как полезных животных с незапамятных времен. По мнению ученых уже около 6000 лет назад свиньи использовались в хозяйстве. Но им не придавалось большого значения как источнику мяса. В древнем Египте только самые бедные использовали мясо свиней в пищу. Свиньи использовались для втаптывания в землю свежепосеяных семян культурных растений. Наверное, из-за способа их поведения, пренебрежительное отношение к этим животным, переносилось даже на людей. Так, например пастухам свиней в Египте было запрещено переступать территорию храмов.

Совсем по-другому относились к свиньям древние греки и римляне. Именно они, согласно историческим описаниям, начали применять и развивать особые методы и правила содержания и выращивания свиней. Они стали родоначальниками современного свиноводства. Римский учитель Фарро описывает, что в его время, около 100 г.до н.э. , свиньи содержались большими стадами, они выпасались на открытых территориях, и были приучены выходить и заходить в загоны по сигналу горна пастуха. Римский историк Плиний - старший описывает, что высшая римская знать использовала в пищу, особенно вкусное мясо свиней, которых специально привозили в Рим из Сардинии.

Другие народы, такие как галлийцы и германцы высоко ценили свиней. Согласно историческим описаниям, во владении Карла Великого находились от 300 до 600 свиней, которых содержали и откармливали в близлежащих лесах. Однако со временем в связи с сильным уничтожением лесов в Европе и уменьшением количества естественного корма общее поголовье свиней значительно сократилось, и свиноводство пришло в упадок.

Только с началом промышленной революции в 18-19 столетии промышленное содержание свиней снова приобрело значение. Возросший и главное концентрированный (в крупных городах) спрос на мясо и жир потребовали совсем другого подхода к содержанию свиней. Животные больше не содержались стада-

98


ми в лесах, а содержались крестьянами в постоянных загонах недалеко от крупных городов или жили как домашние животные на задних дворах крестьянских дворов. Свиньи ценились как благодарные и полезные поглотители садовых и домашних пищевых отходов. Свиньи при этом часто были источником небольшого дополнительного дохода, и давали своим хозяевам мясо, колбасу и сало. Свинья в домашнем хозяйстве часто выступала семейным гарантом от голодной смерти.

По мере роста жизненных стандартов, изменились и потребности, и количество населения. Прогресс в сельском хозяйстве дал возможность содержать все большее количество животных на относительно небольшой территории [3]

Первые успешные шаги в целенаправленном разведении свиней сделали в 18 веке англичане. Они начали продуманную селективную работу и начали разрабатывать основные правила интенсивного разведения свиней. В условиях мягкого климата, благоприятного к разведению, англичане скрестили местные породы свиней со свиньями из Восточной Азии и из Средиземноморья. В результате такой селекции свиней возникла быстрорастущая, плодовитая порода английского Ландрасса, послужившая основой для всех последующих европейских пород свиней.

Применяя методы целенаправленной селекции, человек постоянно работал над изменением естественных качеств свиньи с целью улучшения производственных показателей, повышения экономического эффекта свиноводства. Таким образом, удалось даже изменить внешний вид и строение тела свиньи, оно стало менее сальное и более вытянутое.

ВРоссии свиноводство как отрасль стала развиваться довольно значительно в XVIII – XIX веках. С 1802 года в России начинают организовываться различные министерства и ведомства: Министерство внутренних дел, Военное министерство, Министерство государственных имуществ и др. Создаются добровольные сельскохозяйственные и экономические общества с показательными фермами земледелия и животноводства. В 1765 году открывается Вольное экономическое общество в Петербурге, в 1819 году в Москве общества сельского хозяйства Курляндии, Эстляндии (1839), экономическое общество в Белоруссии (1824), Казани

(1839) и др.

Впервой половине XIX века помещичьи и крестьянские хозяйства всё больше втягивались в товарно-денежные отношения. В этот период значительно расширился посев зерновых и технических культур. Возросла численность поголовья разных видов сельскохозяйственных животных. За период с 1848 по 1864 год свинопоголовье в европейской части России достигло 11,6 млн. свиней. К концу 50-х годов XIX века в России значительно увеличился вывоз за границу продуктов и сырья сельского хозяйства, и, в частности, продукции свиноводства (мясо, сало, щетина). В 1834 году из России было вывезено за границу щетины 66753 пуда, то в 1858 году – 85154 пуда на сумму 2,3 млн. руб.

В1829 году в Петербурге открылась первая в стране промышленная выставка, на которой были представлены отечественные товары из продуктов и сырья животного происхождения (сало, кожа, шерсть, щетина и др.). До 1860 года в России в отдельных губернских городах состоялось до 100 сельскохозяйственных, животноводческих и промышленных выставок, сыгравших положительную роль в

99