ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 09.04.2024

Просмотров: 507

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

-недостаточная информационная поддержка;

-высокий уровень зависимости агропромышленного страхования от государственных решений;

-непосредственная зависимость развития рынка сельскохозяйственных страхования от Федерального и региональных бюджетов.

Ряд специалистов считают, что большего эффекта в поддержке и защите сельскохозяйственного производства, страховая система достигнет, если государство будет субсидировать не страховые взносы, а ущерб. Хотя в таком решении вопроса наблюдается определенное противоречие (страховщик получил в полном объеме страховые взносы - он и должен полностью возмещать ущерб), однако, ущерб от погодных рисков может носить катастрофический характер и тогда страховщик просто не способен его возместить. Другая проблема: хозяйство понесло ущерб в тот период, когда еще можно спасти часть урожая, например, пересевом, но затяжной процесс выплаты возмещения не позволяет сделать это вовремя и снизить сумму ущерба.

Несмотря на то, что видов страхования для сельского хозяйства в последнее время становится больше, актуальной остается проблема их взаимного сочетания. Учитывая, что ресурсы любого сельскохозяйственного предприятия ограничены, необходимо разработать комплексную программу страхования, охватив большее число рисков, позволяющую сэкономить время и деньги страхователя, снижающую риск убытка для страховщика, Такой программой может стать страхование по двум вариантам [11]:

-страховая компания может разработать максимально широкий спектр страхового продукта, учитывающий практически все основные риски сельскохозяйственного предприятия, и в процессе согласования объема покрытия, основываясь на его пожеланиях, выбрасывать из него то, что кажется лишним;

-программа создана по модульному типу, когда страховщик добавляем к основному продукту модули, которые являются наиболее важными для сельскохозяйственного предприятия. При этом добавление очередного модуля и уплату страхового взноса можно распределить по мере возникновения риска почти по всему календарному году.

Такая программа позволит заключить договор страхования финансовых сельскохозяйственных рисков, животных и птицы, но будет состоять из нескольких составных частей:

-договора страхования сельскохозяйственных культур;

-договора страхования сельскохозяйственной техники и оборудования;

-договора страхования товарных запасов и др.

Опыт компаний, реализующих комплексные программы, показывает, что их применение выгодно и страховщику и страхователю. Страховщик сокращает расходы на ведение дела, документы оформляются одновременно, а для страхователя происходит снижение цены страховки, так как происходит значительное снижение тарифов.

Разработка новых страховых продуктов, комплексных программ страхования сельскохозяйственных рисков является перспективным направлением совершенствования системы агрострахования в РФ.

210


Библиографический список

1.Постановление «Об утверждении Правил предоставления в 2009-2011 годах субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на компенсацию части затрат по страхованию урожая сельскохозяйственных культур, урожая многолетних насаждений и посадок многолетних насаждений» от 31 декабря 2008 № 1091.

2.Постановление Правительства РФ «О Государственной программе развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на

2008 - 2012 годы» от 14.07.2007 № 446 3. Федеральный закон «О развитии сельского хозяйства» от 29.12.2006 № 264-ФЗ (ред. от

24.07.2009)

4.Ахвледиани Ю.Т. Агрострахование: - 2-е изд., перераб. и доп. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2009. - С. 86.

5.Бакиров А.Ф. О методике субсидирования ущерба при страховании в сельском хозяйстве // Экономика сельскохозяйственных и перерабатывающих предприятий. - 8/2010 г.

6.Корчевская Л.И. Страхование. - М.: ИНФРА-М, 2009. - С.24

7.Кочетова Е.А. Непуганое село.// «Эксперт Юг» №2. - 8/2010.

8.Миков Л.П. Потенциал рынка агрострахования.// Агрострахование и кредитование -

8/2009.

9.Моткин Г.А. Основы сельскохозяйственного страхования. – М.: Наука, 2009. - С. 192.

10.Никитин А. Конвергенция программ сельскохозяйственного страхования.// Агрострахование и кредитование - 4/2010.

11.Рейтман Л.И. Страховое дело. Учебник. М.: - 2009. - С.53

УДК 631.1.017:332.54

М.В. Сердюк, ФГОУ ВПО «Уральская ГАВМ»

СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ СИСТЕМЫ УПРАВЛЕНИЯ РЕСУРСНЫМ ПОТЕНЦИАЛОМ

КРЕСТЬЯНСКИХ (ФЕРМЕРСКИХ) ХОЗЯЙСТВ

В результате земельной реформы в России значительно расширился круг участников земельных отношений. В то же время вопросы охраны земель и их эффективного использования в рыночных условиях остались нерешенными, во многих случаях даже обострились. Обозначились три основные проблемы:

1.Нарушение имущественных и земельных прав дольщиков, получивших права на землю в результате приватизации, особенно с приходом внешних инвесторов.

2.Высокие издержки по оформлению земли не под силу мелким и средним собственникам.

3.Включение в оборот земельных долей в настоящее время носит негосударственный характер. Происходит хаотичный выкуп земли субъектами, неориентированными на эффективное землепользование и выведение из оборота земель сельскохозяйственного назначения. При этом скупка земельных долей производится по ценам многократно ниже реальной и кадастровой стоимости [3].

Современные земельные отношения представляют собой сложный комплекс правового, административно-организационного, экономического и социального взаимодействия между субъектами права собственности на землю по поводу владения, пользования и распоряжения ею как ограниченным природным ресурсом, средством производства, имуществом и товаром.

Вместе с тем снижение доли государства в управлении землепользованием во многом является причиной разбазаривания, коррупции и спекуляции в сфере

211


земельно-имущественного комплекса и ведет к сокращению площадей земель, используемых в сельскохозяйственном производстве [1].

Внастоящее время из-за отсутствия у сельских жителей необходимых денежных средств в Челябинской области не оформлена в собственность значительная часть земельных долей. Часто арендная плата за пользование землей равна налогу на землю. Кроме того, в соответствии с Земельным кодексом Российской Федерации земля, которая не используется по целевому назначению в течение трех лет, может быть изъята, поэтому в условиях отсутствия альтернатив использования земли сельские жители сдают ее в аренду на любых условиях, в том числе

ибесплатно. Это приводит к обесцениванию земель сельскохозяйственного назначения и продаже ее за бесценок.

Непривлекательной остается и земельная ипотека из-за незначительного залогового потенциала вследствие сравнительно небольших земельных участков [2]. Так, владельцы земельных долей в Челябинской области располагают средней площадью землепользования около 3-х га, фермерские хозяйства - 98 га. По данным Всероссийской сельскохозяйственной переписи, К(Ф)Х области не использовались 113,4 тыс. га сельскохозяйственных угодий. Отмечается перевод пашни в залежь, сенокосы и пастбища. При этом в 51,5% хозяйствах средний размер земельных угодий был 50 и менее га, что недостаточно для ведения эффективного производства и использования современной техники. В целях расширения производства крестьянские хозяйства области вынуждены арендовать сельскохозяйственные угодья, однако арендодатель может в одностороннем порядке расторгнуть договор аренды, что не обеспечивает стабильность в землепользовании.

ВТроицком районе из 232 тыс. га обрабатываемых земель в К(Ф)Х

сосредоточено 52,0 тыс. га, или 22,4%. Удельный вес пашни в сельскохозяйственных угодьях составляет 87%. По данным Всероссийской сельскохозяйственной переписи, в Троицком районе из 390 зарегистрированных крестьянских (фермерских) хозяйств сельскохозяйственная деятельность осуществлялась всего в 102 хозяйствах, или в 26,2%. Однако, возможность ведения крупного товарного производства в этих хозяйствах ограничена недостаточностью земельных угодий, что приводит к нарушению севооборотов. При этом сельские жители лишаются традиционно сложившейся экономической поддержки: вспашки огородов, получения сельхозпродукции для личного подворья, заготовки кормов, помощи в выделении транспорта и других оказываемых ранее услуг.

В регулировании земельных отношений, развитии земельного рынка, контроля за использованием земельных участков на уровне сельского муниципального района важная роль принадлежит органам местного самоуправления, которым предоставлено право распоряжения земельными участками, находящимися в муниципальной собственности, что создает реальные предпосылки для формирования новой модели аграрного землепользования.

Следует использовать организационно-экономические механизмы передачи земель сельскохозяйственного назначения в собственность регионов или муниципального образования как на безвозмездной, так и на возмездной основе.

212


Представляется перспективной организация открытого акционерного общества, 100% акций которого должны находиться в муниципальной собственности района. Основной миссией общества должно стать формирование земельного фонда с целью последующей передачи в аренду земельных участков крестьянским (фермерским) хозяйствам и сельскохозяйственным организациям для увеличения площади землепользования и развития производства.

Акционерное общество должно оказывать поддержку в осуществлении операций по перераспределению земель сельскохозяйственного назначения и способствовать повышению эффективности ее использования, предотвращать совершение незаконных сделок с земельными участками и долями, а также ненадлежащего использования сельскохозяйственных угодий, либо использования их не по целевому назначению.

Источниками формирования земельных ресурсов будут земельные участки и доли в праве общей собственности на земельные участки.

Наиболее приемлемым видом землепользования предполагается аренда. Условия аренды, ставка арендной платы и порядок ее выплаты должны определяться договорами аренды и быть дифференцированными. Расчет размера арендной платы для крестьянских (фермерских) хозяйств и сельскохозяйственных организаций предлагаем произвести по следующей формуле:

С =1,1* (К1/К0)*Цn,

где С – ставка арендной платы К1 – кадастровая стоимость земельного участка;

К0 – кадастровая стоимость земель сельскохозяйственного назначения в целом по муниципальному образованию;

Цп – цена реализации одного центнера продовольственной пшеницы в предыдущем году.

Использование при расчете арендной платы цены реализации пшеницы в предыдущем году дает возможность арендаторам определить свои расходы по этой статье до начала весенне-полевых работ, а учет кадастровой стоимости земли будет способствовать вовлечению в сельскохозяйственный оборот всех земель независимо от бонитета и места расположения.

Преимущественное право на заключение договоров аренды на земли сельскохозяйственного назначения будет отдаваться сельхозтоваропроизводителям, ранее эффективно использовавшим соответствующие земельные участки. По истечении трех лет с момента заключения договора аренды при условии эффективного использования земельного участка арендатор в соответствии c пунктом 4 статьи 10 Федерального закона от 24 июля 2002 года N 101-ФЗ "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения" может приобрести его в собственность по сложившейся в районе рыночной стоимости.

Плата за аренду земли в полном объеме поступит на бюджетный счет муниципального образования. Основная часть доходов, полученных от использования земли, будет использована на обеспечение обязательств по оказанию поддержки гражданам, передавшим на возмездной основе свои земельные доли в муниципальную собственность, а также на финансирование деятельности ОАО.

213