ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 09.04.2024
Просмотров: 501
Скачиваний: 0
экономики в 1991 году выполнялись на базе межотраслевого баланса по схеме БНХ в основных ценах. Однако, несмотря на отличия в методологии БНХ и СНС, значения всех критериев для 1991 года отражают тот же порядок цифр, что характерен для последующего периода функционирования уже рыночной экономики.
Агропромышленный комплекс характеризуется высоким уровнем локализации межотраслевых связей, о чем свидетельствует высокий уровень значений коэффициентов замкнутости АПК по потреблению и распределению промежу-
точной продукции: средние значения составили 72% и 77% соответственно. Среднее за 1992-2003 годы значение показателя использования выпуска продукции АПК на цели промежуточного потребления в АПК также относительно велико, составив 41%, что существенно выше значения показателя в 34% для условий плановой экономики в 1991 году. Однако в динамике значения показателя снижаются. Исследование динамики и уровня межотраслевых связей пищевой промышленности и сельского хозяйства за период 1992-2003 годов для условий рыночной экономики показало, что значения всех трех базовых коэффициентов: коэффициента использования выпуска продукции АПК на цели промежуточного потребления в АПК, коэффициентов замкнутости АПК по распределению и по потреблению промежуточной продукции отличаются очень незначительной вариацией. Коэффициенты вариации (отношение среднеквадратических отклонений
ксредним значениям), были рассчитаны без учета данных 1991 года, т.е. за период 1992-2003 годов. Значения коэффициентов вариации соответственно составили: по первому критерию 4,3%, по второму критерию – 2,4%, по третьему критерию – 3,1%. Что свидетельствует об очень высокой устойчивости рассматриваемых характеристик. Графическое представление тенденций развития в значениях
всех трех показателей представляет выпуклую кривую с максимум в 1999 году:
значения всех показателей росли до 1999 года и устойчиво год от года снижались
кконцу исследуемого периода.
Следующие два критерия: коэффициент внутриотраслевого потребления промежуточной продукции АПК и коэффициент межотраслевого потребления промежуточной продукции АПК, - характеризуют внутреннюю структуру потребления промежуточной продукции АПК. Следует отметить высокую степень стабильности в значениях и этих показателей. Значения коэффициентов вариации составили соответственно 2,7% и 5,3%, что следует интерпретировать как очень малую степень колеблемости (вариации) обоих показателей. В динамике этих показателей за период 1991-2003 годов отмечается слабо выраженная тенденция развития: снижение доли внутриотраслевого потребления и рост доли межотраслевого потребления в 1992-1999 годах по сравнению с 1991 годом и в 2000-2003 годах по сравнению с 1992-1999 годами.
Детальный дальнейший анализ внутренней структуры внутриотраслевого и межотраслевого потребления промежуточной продукции с помощью следующих четырех критериев позволяет сформулировать следующие выводы. Во-первых, все показатели достаточно устойчивы. Коэффициенты вариации, соответственно представлению показателей в таблице 17, составили 6,5%, 48,7%, 11,8%, 12,2%.
223
Характеристика критериев тесноты межотраслевых связей сельского хозяйства и пищевой промышленности
Критерий |
|
|
|
Годы |
|
|
|
||
1991 |
1992 |
1997 |
1999 |
2000 |
2001 |
2002 |
2003 |
||
|
|||||||||
Коэффициент использования вы- |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
пуска продукции АПК на цели про- |
0,339 |
0,425 |
0,408 |
0,428 |
0,412 |
0,408 |
0,404 |
0,375 |
|
межуточного потребления в АПК |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Коэффициент замкнутости АПК |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
по распределению промежуточ- |
0,830 |
0,751 |
0,770 |
0,811 |
0,781 |
0,769 |
0,771 |
0,765 |
|
ной продукции |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Коэффициент замкнутости АПК |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
по потреблению промежуточной |
0,681 |
0,677 |
0,720 |
0,751 |
0,734 |
0,728 |
0,727 |
0,722 |
|
продукции |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Коэффициент внутриотраслевого |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
потребления промежуточной |
0,705 |
0,674 |
0,682 |
0,677 |
0,634 |
0,646 |
0,662 |
0,652 |
|
продукции АПК |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Коэффициент межотраслевого |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
потребления промежуточной |
0,295 |
0,326 |
0,318 |
0,323 |
0,366 |
0,354 |
0,338 |
0,348 |
|
продукции АПК |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Доля внутриотраслевого потреб- |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
ления пищевой промышленности |
0,783 |
0,617 |
0,521 |
0,648 |
0,605 |
0,607 |
0,619 |
0,614 |
|
в промежуточном спросе на про- |
|||||||||
|
|
|
|
|
|
|
|
||
дукты пищевой промышленности |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Доля сельского хозяйства в про- |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
межуточном спросе на продук- |
0,109 |
0,121 |
0,096 |
0,071 |
0,064 |
0,052 |
0,034 |
0,031 |
|
цию пищевой промышленности |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Доля пищевой промышленности |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
в промежуточном спросе на про- |
0,346 |
0,385 |
0,347 |
0,422 |
0,465 |
0,469 |
0,466 |
0,482 |
|
дукцию сельского хозяйства |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Доля внутриотраслевого потреб- |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
ления сельского хозяйства в |
0,439 |
0,381 |
0,527 |
0,466 |
0,407 |
0,397 |
0,412 |
0,393 |
|
промежуточном спросе на про- |
|||||||||
|
|
|
|
|
|
|
|
||
дукты сельского хозяйства |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Соотношение промежуточного |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
(100%) и конечного спроса на |
100: |
100: |
100: |
100: |
100: |
100: |
100: |
100: |
|
продукцию пищевой промыш- |
134 |
42 |
99 |
98 |
107 |
99 |
108 |
130 |
|
ленности, % |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Соотношение промежуточного |
100: |
100: |
100: |
100: |
100: |
100: |
100: |
100: |
|
(100%) и конечного спроса на про- |
|||||||||
153 |
117 |
82 |
83 |
75 |
79 |
76 |
81 |
||
дукцию сельского хозяйства, % |
|||||||||
|
|
|
|
|
|
|
|
Значительные колебания характерны только для доли сельского хозяйства в промежуточном спросе на продукцию пищевой промышленности, коэффициент вариации составил 48,7%. Во-вторых, динамика внутриотраслевого потребления, как для сельского хозяйства, так и для пищевой промышленности не содержит ярко выраженной тенденции развития. Однако на 1997 год приходится максимум внутриотраслевого потребления в сельском хозяйстве и минимум внутриотраслевого потребления в пищевой промышленности. Но выраженной связи между этими показателями нет. Регрессионный анализ выявил наличие обратной связи в динамике этих показателей, однако значение коэффициента детерминации всего 0,405 или 41% изменчивости одного показателя связана с изменчивостью второго показателя. В-третьих, напротив, доля сельского хозяйства в промежуточном спросе на продукцию пищевой промышленности имеет ярко выраженную тенденцию к снижению в течение всего исследуемого периода, а доля пищевой промышленности в промежуточном спросе на продукцию сельского хозяйства – вы-
224
раженную тенденцию к росту с 1991 по 2003 годы. Итак, отмеченное выше углубление межотраслевых связей в агропромышленном комплексе есть усреднение двух противоположных по направлению тенденций: роста потребления пищевой промышленностью продукции сельского хозяйства и снижения потребления сельским хозяйством продукции пищевой промышленности. Анализ структуры использования продукции сельского хозяйства также свидетельствует об изменении соотношения промежуточного и конечного спроса в пользу первого показателя. Причем эта тенденция носит устойчивый характер: с 1:1,53 в 1991 году к 1:1,17
в1992 году и далее 1:0,83 в 1997-1999 гг. и около 1:0,78 в 2000-2003 гг. Это сви-
детельствует о выраженных процессах снижения объемов реализации и объемов потребления «сырой» продукции и росте доле сельскохозяйственной продукции, подвергшейся промышленной переработке. Для пищевой промышленности соотношение промежуточного и конечного спроса носит характер устойчивого роста конечного спроса в течение всего периода 1992-2003 годов. Однако достигнутый
в2003 году максимум почти совпадает со значением в 1991 году. То есть после «обвала» конечного спроса на продукцию пищевой промышленности в 1992 году развитие показателя «соотношение конечного и промежуточного спроса» носило
возвратный характер.
УДК 631.15:338.43
М.В. Тронина, ФГОУ ВПО «Пермская ГСХА»
ПЕРСПЕКТИВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ РАЗВИТИЯ СОВРЕМЕННЫХ СТРУКТУР В СЕЛЬСКОМ ХОЗЯЙСТВЕ
Вопросы определения перспективных направлений развития сельского хозяйства, привлечения инвестиционного капитала должны решаться в комплексной программе социально-экономического развития сельскохозяйственного производства Пермского края, но это связано с необходимостью формирования и развития инфраструктуры (научные, научно-технические и научно-технологические центры, технопарки, технополисы).
Наиболее приемлемым из вышеперечисленных для саморегулируемых организаций сельского хозяйства является технопарк.
Технопарк – это центр, главная задача которого – развитие новых технологий в наукоемкой отрасли экономики. По структуре технопарки – это некий mixed-use, где в рамках одного проекта совмещены разные функциональные зоны: офисные помещения, исследовательские лаборатории, производственные, складские и выставочные площади, жилые и развлекательные объекты недвижимости.
Мировой опыт подтверждает, что создание и функционирование технопарков требует решения целого комплекса нормативно-правовых, финансовых, организационных, кадровых и других мероприятий.
Инфраструктура технопарка позволяет работать всей технологической цепочке – от теоретических исследований до выпуска нового продукта в сфере высоких технологий. Здесь находятся научно-исследовательские и опытноконст-
225
рукторские институты, высшие учебные заведения, коммерческие организации, инновационная деятельность которых поддерживается и экономически стимулируется государством.
Технопарк – это дружественная среда, в которой обеспечивается высокая выживаемость малых вузовских фирм наукоемкого производства, благоприятные условия для их развития.
Необходима государственная поддержка вузовских технопарков, которые, как показала зарубежная практика, кроме своего назначения – развивать предпринимательство, «выращивать» малые и средние фирмы – вовлекают преподавателей, ученых, студентов, магистров и аспирантов вузов в предпринимательскую деятельность в сфере наукоемких технологий, удерживают молодежь в своем регионе.
Вместе с тем общим для технопарков всех конструкций является то, что их сердцевиной считается инкубатор (инновационный, технологический, бизнесный), выполняющий ключевую роль в проведении политики стимулирования процесса учредительства и всесторонней поддержки развития новых фирм.
В основе «инкубаторного» подхода лежат цели и задачи формирования определенной позитивной предпринимательской среды и оказание конкретной поддержки для нарождающихся бизнес-единиц в аграрной отрасли хозяйствования. Такой подход, несомненно, заслуживает самого пристального внимания, так как при активном и разностороннем использовании он позволяет сконцентрировать и существенно улучшить экономический климат в агросфере в целом, а также в Пермском крае в частности, исходя из комплексных стратегических целей развития производства.
Теоретически такой подход может быть определен как «инкубаторный менеджмент». Фактически, сегодня следует говорить не о конкретных «бизнесинкубаторах» как таковых, а об «инкубировании бизнеса» как интерактивного процесса регионального развития, нацеленном на то, чтобы обеспечить корпоративную организацию деятельности и поддержку хозяйств в разработке новаторских продуктов. В результате «инкубирование», в широком смысле, будет означать создание условий, способствующих и благоприятствующих эффективному развитию фермерства и начинающих агропроизводственных предприятий.
На наш взгляд, агробизнес-инкубатор – специальная структура для поддержки предпринимателей и малых предприятий в сфере сельского хозяйства на начальном этапе их деятельности, решающая проблемы субъектов малого предпринимательства.
Технопарки и инкубаторы бизнеса должны создаваться не по принципу закрепления моноэкономики, а по принципу диверсификации региональной экономики.
К основным факторам появления (создания) бизнес-инкубаторов в Пермском крае мы отнесли:
–во-первых, нестабильность экономики в регионе, связанную с недостаточно развитым малым и средним бизнесом из-за отсутствия инфраструктуры, оказывающей эффективную поддержку предпринимателям;
–во-вторых, потребность субъектов малого и среднего предпринимательства в нормативно-правовом, научно-методическом и кадровом обеспечении, фи-
226
нансово-кредитной поддержке, содействии межрегиональной и внешнеэкономической деятельности и снижении текущих расходов на начальном этапе своей деятельности.
Проведение структурных преобразований в хозяйстве края базируется на проектном подходе и сочетает в себе реализацию комплекса вопросов – от разработки программных материалов развития региона до их реализации, включая вопросы корпоративного управления бизнес-процессами.
В каждом конкретном случае влияние бизнес-инкубаторов на экономическое развитие сообщества определяется исходя из стратегических целей развития, оно может быть специализированным или комплексным. Чем больше личных подсобных и фермерских хозяйств обслуживает бизнес-инкубатор, тем больше функций развития в нем реализуется. Таким образом, в модели агробизнесинкубатора, как организации экономического развития, заложен потенциал решения проблем общего повышения экономической активности сельского хозяйства и целенаправленного воздействия на отдельные его составляющие.
По нашему мнению, наиболее рациональным путем в развитии нового бизнеса в Пермском крае может стать комплексный подход, ориентированный на объединение усилий по производству и реализации агропродукции в единой структуре бизнес-инкубатора.
Создание агробизнес-инкубатора направлено на решение проблем, особенно актуальных на первых этапах становления нового бизнеса. Как показывает статистика, 70% субъектов малого предпринимательства перестает существовать именно на этом этапе, а агробизнес-инкубатор позволит снизить этот показатель до 30%.
Рыночная система хозяйствования ориентирована на обеспечение конкурентоспособности производства сельхозпродукции, что, безусловно, связано с определенными рисковыми операциями и препятствиями. В этой ситуации мы считаем необходимым в работе определить принципы организации деятельности венчурного агробизнеса, установить условия и характер связей и последствий регулирования рисковых проектов в условиях саморегулирования.
Венчурный бизнес привлекателен как для предпринимателей, получающих дополнительный капитал для развития и расширения компании, так и для инвестора, для которого при правильном выборе объекта инвестирования конечный финансовый результат существенно превышает потенциальный риск. Для решения финансовых проблем необходимо сложить усилия федерального центра, регионов и аграрного бизнеса. Здесь нужна инициатива самих учебных заведений, органов власти регионов, местной власти. Нужна заинтересованность аграрного бизнеса, может быть, не в меньшей степени, чем инициатива со стороны властей.
Венчурный бизнес – это форма инвестирования в небольшие компании на условиях, не имеющих ничего общего с банковскими (предприятия не предоставляют залоговой базы).
Перспективы развития венчурного бизнеса в России объективно сопряжены с изменением системы налогообложения (стимулирование развития бизнеса, взамен фискального характера), уточнение учетной политики по принципу прозрачности для внешних пользователей, изменения законодательной базы в части венчурного финансирования; развитие фондового рынка.
227