ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 09.04.2024

Просмотров: 501

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

экономики в 1991 году выполнялись на базе межотраслевого баланса по схеме БНХ в основных ценах. Однако, несмотря на отличия в методологии БНХ и СНС, значения всех критериев для 1991 года отражают тот же порядок цифр, что характерен для последующего периода функционирования уже рыночной экономики.

Агропромышленный комплекс характеризуется высоким уровнем локализации межотраслевых связей, о чем свидетельствует высокий уровень значений коэффициентов замкнутости АПК по потреблению и распределению промежу-

точной продукции: средние значения составили 72% и 77% соответственно. Среднее за 1992-2003 годы значение показателя использования выпуска продукции АПК на цели промежуточного потребления в АПК также относительно велико, составив 41%, что существенно выше значения показателя в 34% для условий плановой экономики в 1991 году. Однако в динамике значения показателя снижаются. Исследование динамики и уровня межотраслевых связей пищевой промышленности и сельского хозяйства за период 1992-2003 годов для условий рыночной экономики показало, что значения всех трех базовых коэффициентов: коэффициента использования выпуска продукции АПК на цели промежуточного потребления в АПК, коэффициентов замкнутости АПК по распределению и по потреблению промежуточной продукции отличаются очень незначительной вариацией. Коэффициенты вариации (отношение среднеквадратических отклонений

ксредним значениям), были рассчитаны без учета данных 1991 года, т.е. за период 1992-2003 годов. Значения коэффициентов вариации соответственно составили: по первому критерию 4,3%, по второму критерию – 2,4%, по третьему критерию – 3,1%. Что свидетельствует об очень высокой устойчивости рассматриваемых характеристик. Графическое представление тенденций развития в значениях

всех трех показателей представляет выпуклую кривую с максимум в 1999 году:

значения всех показателей росли до 1999 года и устойчиво год от года снижались

кконцу исследуемого периода.

Следующие два критерия: коэффициент внутриотраслевого потребления промежуточной продукции АПК и коэффициент межотраслевого потребления промежуточной продукции АПК, - характеризуют внутреннюю структуру потребления промежуточной продукции АПК. Следует отметить высокую степень стабильности в значениях и этих показателей. Значения коэффициентов вариации составили соответственно 2,7% и 5,3%, что следует интерпретировать как очень малую степень колеблемости (вариации) обоих показателей. В динамике этих показателей за период 1991-2003 годов отмечается слабо выраженная тенденция развития: снижение доли внутриотраслевого потребления и рост доли межотраслевого потребления в 1992-1999 годах по сравнению с 1991 годом и в 2000-2003 годах по сравнению с 1992-1999 годами.

Детальный дальнейший анализ внутренней структуры внутриотраслевого и межотраслевого потребления промежуточной продукции с помощью следующих четырех критериев позволяет сформулировать следующие выводы. Во-первых, все показатели достаточно устойчивы. Коэффициенты вариации, соответственно представлению показателей в таблице 17, составили 6,5%, 48,7%, 11,8%, 12,2%.

223


Характеристика критериев тесноты межотраслевых связей сельского хозяйства и пищевой промышленности

Критерий

 

 

 

Годы

 

 

 

1991

1992

1997

1999

2000

2001

2002

2003

 

Коэффициент использования вы-

 

 

 

 

 

 

 

 

пуска продукции АПК на цели про-

0,339

0,425

0,408

0,428

0,412

0,408

0,404

0,375

межуточного потребления в АПК

 

 

 

 

 

 

 

 

Коэффициент замкнутости АПК

 

 

 

 

 

 

 

 

по распределению промежуточ-

0,830

0,751

0,770

0,811

0,781

0,769

0,771

0,765

ной продукции

 

 

 

 

 

 

 

 

Коэффициент замкнутости АПК

 

 

 

 

 

 

 

 

по потреблению промежуточной

0,681

0,677

0,720

0,751

0,734

0,728

0,727

0,722

продукции

 

 

 

 

 

 

 

 

Коэффициент внутриотраслевого

 

 

 

 

 

 

 

 

потребления промежуточной

0,705

0,674

0,682

0,677

0,634

0,646

0,662

0,652

продукции АПК

 

 

 

 

 

 

 

 

Коэффициент межотраслевого

 

 

 

 

 

 

 

 

потребления промежуточной

0,295

0,326

0,318

0,323

0,366

0,354

0,338

0,348

продукции АПК

 

 

 

 

 

 

 

 

Доля внутриотраслевого потреб-

 

 

 

 

 

 

 

 

ления пищевой промышленности

0,783

0,617

0,521

0,648

0,605

0,607

0,619

0,614

в промежуточном спросе на про-

 

 

 

 

 

 

 

 

дукты пищевой промышленности

 

 

 

 

 

 

 

 

Доля сельского хозяйства в про-

 

 

 

 

 

 

 

 

межуточном спросе на продук-

0,109

0,121

0,096

0,071

0,064

0,052

0,034

0,031

цию пищевой промышленности

 

 

 

 

 

 

 

 

Доля пищевой промышленности

 

 

 

 

 

 

 

 

в промежуточном спросе на про-

0,346

0,385

0,347

0,422

0,465

0,469

0,466

0,482

дукцию сельского хозяйства

 

 

 

 

 

 

 

 

Доля внутриотраслевого потреб-

 

 

 

 

 

 

 

 

ления сельского хозяйства в

0,439

0,381

0,527

0,466

0,407

0,397

0,412

0,393

промежуточном спросе на про-

 

 

 

 

 

 

 

 

дукты сельского хозяйства

 

 

 

 

 

 

 

 

Соотношение промежуточного

 

 

 

 

 

 

 

 

(100%) и конечного спроса на

100:

100:

100:

100:

100:

100:

100:

100:

продукцию пищевой промыш-

134

42

99

98

107

99

108

130

ленности, %

 

 

 

 

 

 

 

 

Соотношение промежуточного

100:

100:

100:

100:

100:

100:

100:

100:

(100%) и конечного спроса на про-

153

117

82

83

75

79

76

81

дукцию сельского хозяйства, %

 

 

 

 

 

 

 

 

Значительные колебания характерны только для доли сельского хозяйства в промежуточном спросе на продукцию пищевой промышленности, коэффициент вариации составил 48,7%. Во-вторых, динамика внутриотраслевого потребления, как для сельского хозяйства, так и для пищевой промышленности не содержит ярко выраженной тенденции развития. Однако на 1997 год приходится максимум внутриотраслевого потребления в сельском хозяйстве и минимум внутриотраслевого потребления в пищевой промышленности. Но выраженной связи между этими показателями нет. Регрессионный анализ выявил наличие обратной связи в динамике этих показателей, однако значение коэффициента детерминации всего 0,405 или 41% изменчивости одного показателя связана с изменчивостью второго показателя. В-третьих, напротив, доля сельского хозяйства в промежуточном спросе на продукцию пищевой промышленности имеет ярко выраженную тенденцию к снижению в течение всего исследуемого периода, а доля пищевой промышленности в промежуточном спросе на продукцию сельского хозяйства – вы-

224


раженную тенденцию к росту с 1991 по 2003 годы. Итак, отмеченное выше углубление межотраслевых связей в агропромышленном комплексе есть усреднение двух противоположных по направлению тенденций: роста потребления пищевой промышленностью продукции сельского хозяйства и снижения потребления сельским хозяйством продукции пищевой промышленности. Анализ структуры использования продукции сельского хозяйства также свидетельствует об изменении соотношения промежуточного и конечного спроса в пользу первого показателя. Причем эта тенденция носит устойчивый характер: с 1:1,53 в 1991 году к 1:1,17

в1992 году и далее 1:0,83 в 1997-1999 гг. и около 1:0,78 в 2000-2003 гг. Это сви-

детельствует о выраженных процессах снижения объемов реализации и объемов потребления «сырой» продукции и росте доле сельскохозяйственной продукции, подвергшейся промышленной переработке. Для пищевой промышленности соотношение промежуточного и конечного спроса носит характер устойчивого роста конечного спроса в течение всего периода 1992-2003 годов. Однако достигнутый

в2003 году максимум почти совпадает со значением в 1991 году. То есть после «обвала» конечного спроса на продукцию пищевой промышленности в 1992 году развитие показателя «соотношение конечного и промежуточного спроса» носило

возвратный характер.

УДК 631.15:338.43

М.В. Тронина, ФГОУ ВПО «Пермская ГСХА»

ПЕРСПЕКТИВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ РАЗВИТИЯ СОВРЕМЕННЫХ СТРУКТУР В СЕЛЬСКОМ ХОЗЯЙСТВЕ

Вопросы определения перспективных направлений развития сельского хозяйства, привлечения инвестиционного капитала должны решаться в комплексной программе социально-экономического развития сельскохозяйственного производства Пермского края, но это связано с необходимостью формирования и развития инфраструктуры (научные, научно-технические и научно-технологические центры, технопарки, технополисы).

Наиболее приемлемым из вышеперечисленных для саморегулируемых организаций сельского хозяйства является технопарк.

Технопарк – это центр, главная задача которого – развитие новых технологий в наукоемкой отрасли экономики. По структуре технопарки – это некий mixed-use, где в рамках одного проекта совмещены разные функциональные зоны: офисные помещения, исследовательские лаборатории, производственные, складские и выставочные площади, жилые и развлекательные объекты недвижимости.

Мировой опыт подтверждает, что создание и функционирование технопарков требует решения целого комплекса нормативно-правовых, финансовых, организационных, кадровых и других мероприятий.

Инфраструктура технопарка позволяет работать всей технологической цепочке – от теоретических исследований до выпуска нового продукта в сфере высоких технологий. Здесь находятся научно-исследовательские и опытноконст-

225


рукторские институты, высшие учебные заведения, коммерческие организации, инновационная деятельность которых поддерживается и экономически стимулируется государством.

Технопарк – это дружественная среда, в которой обеспечивается высокая выживаемость малых вузовских фирм наукоемкого производства, благоприятные условия для их развития.

Необходима государственная поддержка вузовских технопарков, которые, как показала зарубежная практика, кроме своего назначения – развивать предпринимательство, «выращивать» малые и средние фирмы – вовлекают преподавателей, ученых, студентов, магистров и аспирантов вузов в предпринимательскую деятельность в сфере наукоемких технологий, удерживают молодежь в своем регионе.

Вместе с тем общим для технопарков всех конструкций является то, что их сердцевиной считается инкубатор (инновационный, технологический, бизнесный), выполняющий ключевую роль в проведении политики стимулирования процесса учредительства и всесторонней поддержки развития новых фирм.

В основе «инкубаторного» подхода лежат цели и задачи формирования определенной позитивной предпринимательской среды и оказание конкретной поддержки для нарождающихся бизнес-единиц в аграрной отрасли хозяйствования. Такой подход, несомненно, заслуживает самого пристального внимания, так как при активном и разностороннем использовании он позволяет сконцентрировать и существенно улучшить экономический климат в агросфере в целом, а также в Пермском крае в частности, исходя из комплексных стратегических целей развития производства.

Теоретически такой подход может быть определен как «инкубаторный менеджмент». Фактически, сегодня следует говорить не о конкретных «бизнесинкубаторах» как таковых, а об «инкубировании бизнеса» как интерактивного процесса регионального развития, нацеленном на то, чтобы обеспечить корпоративную организацию деятельности и поддержку хозяйств в разработке новаторских продуктов. В результате «инкубирование», в широком смысле, будет означать создание условий, способствующих и благоприятствующих эффективному развитию фермерства и начинающих агропроизводственных предприятий.

На наш взгляд, агробизнес-инкубатор – специальная структура для поддержки предпринимателей и малых предприятий в сфере сельского хозяйства на начальном этапе их деятельности, решающая проблемы субъектов малого предпринимательства.

Технопарки и инкубаторы бизнеса должны создаваться не по принципу закрепления моноэкономики, а по принципу диверсификации региональной экономики.

К основным факторам появления (создания) бизнес-инкубаторов в Пермском крае мы отнесли:

во-первых, нестабильность экономики в регионе, связанную с недостаточно развитым малым и средним бизнесом из-за отсутствия инфраструктуры, оказывающей эффективную поддержку предпринимателям;

во-вторых, потребность субъектов малого и среднего предпринимательства в нормативно-правовом, научно-методическом и кадровом обеспечении, фи-

226


нансово-кредитной поддержке, содействии межрегиональной и внешнеэкономической деятельности и снижении текущих расходов на начальном этапе своей деятельности.

Проведение структурных преобразований в хозяйстве края базируется на проектном подходе и сочетает в себе реализацию комплекса вопросов – от разработки программных материалов развития региона до их реализации, включая вопросы корпоративного управления бизнес-процессами.

В каждом конкретном случае влияние бизнес-инкубаторов на экономическое развитие сообщества определяется исходя из стратегических целей развития, оно может быть специализированным или комплексным. Чем больше личных подсобных и фермерских хозяйств обслуживает бизнес-инкубатор, тем больше функций развития в нем реализуется. Таким образом, в модели агробизнесинкубатора, как организации экономического развития, заложен потенциал решения проблем общего повышения экономической активности сельского хозяйства и целенаправленного воздействия на отдельные его составляющие.

По нашему мнению, наиболее рациональным путем в развитии нового бизнеса в Пермском крае может стать комплексный подход, ориентированный на объединение усилий по производству и реализации агропродукции в единой структуре бизнес-инкубатора.

Создание агробизнес-инкубатора направлено на решение проблем, особенно актуальных на первых этапах становления нового бизнеса. Как показывает статистика, 70% субъектов малого предпринимательства перестает существовать именно на этом этапе, а агробизнес-инкубатор позволит снизить этот показатель до 30%.

Рыночная система хозяйствования ориентирована на обеспечение конкурентоспособности производства сельхозпродукции, что, безусловно, связано с определенными рисковыми операциями и препятствиями. В этой ситуации мы считаем необходимым в работе определить принципы организации деятельности венчурного агробизнеса, установить условия и характер связей и последствий регулирования рисковых проектов в условиях саморегулирования.

Венчурный бизнес привлекателен как для предпринимателей, получающих дополнительный капитал для развития и расширения компании, так и для инвестора, для которого при правильном выборе объекта инвестирования конечный финансовый результат существенно превышает потенциальный риск. Для решения финансовых проблем необходимо сложить усилия федерального центра, регионов и аграрного бизнеса. Здесь нужна инициатива самих учебных заведений, органов власти регионов, местной власти. Нужна заинтересованность аграрного бизнеса, может быть, не в меньшей степени, чем инициатива со стороны властей.

Венчурный бизнес – это форма инвестирования в небольшие компании на условиях, не имеющих ничего общего с банковскими (предприятия не предоставляют залоговой базы).

Перспективы развития венчурного бизнеса в России объективно сопряжены с изменением системы налогообложения (стимулирование развития бизнеса, взамен фискального характера), уточнение учетной политики по принципу прозрачности для внешних пользователей, изменения законодательной базы в части венчурного финансирования; развитие фондового рынка.

227