ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 09.04.2024

Просмотров: 489

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Покупатели стремятся приобретать продовольствие, произведенное не с использованием химикатов, а произведенное естественным способом. И если во многих развитых странах налажен процесс производства и реализации экологически чистой продукции, то у нас он находится в зачаточном состоянии. До сих пор, обладая необходимыми природными условиями для получения высококачественной продукции в огромных количествах, мы не сумели этим воспользоваться.

В условиях экономической нестабильности птицеводство края в современных условиях становления рыночных отношений по-прежнему переживает тяжелые времена. Многие проблемы отрасли нерешены до сих пор и усугубляются на фоне мирового финансового кризиса. Но ничто не сможет заменить человеку продукцию птицеводства, она будет нужна и востребована всегда.

УДК 334.713

Е.В. Царегородцева, В.И. Кузнецов, ФГОУ ВПО «Пермская ГСХА»

МЕЛКОТОВАРНОЕ ПРОИЗВОДСТВО: ИНСТИТУЦИОНАЛЬНАЯ СТРУКТУРА, ТЕНДЕНЦИИ И ЭФФЕКТИВНОСТЬ РАЗВИТИЯ

Ефимов В.М. в работе «Эволюционный анализ русской аграрной институциональной системы» писал: «Русская аграрная институциональная система - совокупность взаимосвязанных аграрных институтов, действующих в России со времени возникновения Московской Руси. Базовым институтом в ней всегда было, а во многом остается и сейчас, крестьянское хозяйство. Базовым этот институт является, с одной стороны, потому, что большая часть сельскохозяйственной продукции производилась именно крестьянскими хозяйствами, а с другой стороны - именно он обеспечивал на протяжении всей русской истории воспроизводство сельского населения…»[2].

Говоря о мелкотоварном производстве и способе реализации продукции, правомерно возникает вопрос о характере деятельности хозяйств производящих её (продукцию). С точки зрения ГК РФ такая деятельность («самостоятельная, осуществляемая на свой риск деятельность, направленная на систематическое получение прибыли от пользования имуществом, продажи товаров, выполнения работ или оказания услуг лицами, зарегистрированными в этом качестве в установленном законом порядке») является предпринимательской.

Крестьянское (фермерское) хозяйство создается отдельным гражданином или группой лиц, связанных родством (семьей) для осуществления сельскохозяйственной и иной деятельности, основанной на их личном участии. Оно является сельскохозяйственным товаропроизводителем, ведется на принципах самостоятельности и полной ответственности, осуществляет свою деятельность без образования юридического лица (по ГК РФ).

Таким образом, фермерские хозяйства, характеризующиеся законодательно как осуществляющие предпринимательскую деятельность, без образования юридического лица основанную на личном и (или) их родственников участии подходят под определение «мелкотоварное производство».

248


Необходимо отметить, что в законодательных актах, регламентирующих деятельность сельхозпроизводителей, нет четкого разграничения в деятельности крестьянских (фермерских) хозяйств и личных подсобных хозяйств. Несовершенство современной законодательной базы является одной из основных причин прекращения легитимной деятельности большинства крестьянских (фермерских) хозяйств и дальнейшего их функционирования в виде личных подсобных хозяйств, т.е. неформальной производственной деятельности. Следует отметить и то, что под формальным крестьянским хозяйством в настоящее время может функционировать и крупное сельскохозяйственное предприятие, которое не обладает чертами, присущими этой форме хозяйствования.

Анализ деятельности К(Ф)Х в Пермском крае показал, что в фермерской среде существует сильная дифференциация по всем позициям. Так, из общего числа фермерских хозяйств 75% хозяйств имеют площадь земель в расчете на одно хозяйство менее 50 гектаров и лишь у 13,2% хозяйств она превышает 100 гектаров (по расчетам научных учреждений минимальный размер земли для эффективного ведения хозяйства должен составлять 170 гектаров).

На этом основании можно предположить, что 75% фермерских хозяйств, располагающих 2,8 млн. гектаров земель (в среднем на хозяйство менее 50 га) реально не включаются в официальную статистику и не являются товарными. Они в лучшем случае выполняют функцию самообеспечения членов этих хозяйств.

Личные подсобные (приусадебные) хозяйства населения исторически являются непременным атрибутом семей, проживающих в сельской местности и даже в городских поселках, независимо от финансового состояния семьи, занятости ее членов на основной для них работе и других обстоятельств, и, традиционно имеют потребительский характер. После перехода к рыночным отношениям вырос товарный характер данных хозяйств. Это обусловлено двумя обстоятельствами: во-первых, открывшимися возможностями расширения земельных участков, закрепляемых в собственность хозяйств, приобретения в собственность машин и оборудования; во-вторых, ухудшившейся ситуацией с получением доходов от работы в общественном производстве и, как следствие, необходимостью зарабатывания средств к существованию семьи.

В соответствии с ФЗ № 112 от 07.07.2003 «О личном подсобном хозяйстве» ЛПХ является формой непредпринимательской деятельности гражданина и членов его семьи по производству и переработке сельскохозяйственной продукции в целях удовлетворения личных потребностей на земельном участке, предоставленном и (или) приобретенном для ведения ЛПХ. Граждане, ведущие ЛПХ, имеют право добровольно вступать в правоотношения по обязательному пенсионному страхованию. Граждане, трудоспособного возраста, для которых ведение ЛПХ является единственным источником дохода, признаются безработными при условии, что среднедушевой доход семьи, включая доходы от реализации сельскохозяйственной продукции, произведенной в ЛПХ, не превышают установленного прожиточного минимума для данной категории граждан

Таким образом, в соответствии с законодательством, ведение личного подсобного хозяйства определяется по существу противоречиво: как товарная непредпринимательская деятельность. Тем самым закон фактически закрепляет своего рода сословную привилегию и консервирует сектор неформальной экономики, к

249



которой относится «разнообразие качественно разнородных видов деятельности, полностью или частично не подчиненных формальным нормам хозяйствования, не подкрепленных контрактами и не фиксируемых статистическим учетом», или «совокупность видов хозяйственной деятельности, не отраженной в статистической и налоговой отчетности». [1]

Существование неформального сектора во всех странах, в том числе и в развитых, объясняется депрессивностью формальных рынков труда: участие в неформальном секторе дает возможность для самозанятости и обеспечения элементарных потребностей. Также указывается низкий уровень личностного (профессионального) капитала работников, не позволяющий встроиться в современную экономику формального сектора. Относительно России и сельского хозяйства в частности можно добавить также и слабое развитие транспортной инфраструктуры, неразвитость рынка жилья, что ограничивает территориальную мобильность рабочей силы.

Трансформация процессов в сельском хозяйстве привела к тому, что часть личных подсобных хозяйств производит товарную продукцию и эта деятельность является для них основным источником получения дохода. В этой связи имеют место два основных признака предпринимательства: товарный характер производства и личная выгода – что позволяет отнести данную форму организации деятельности в сельском хозяйстве к категории «малый бизнес (агробизнес)».

В целом следует пересмотреть дифференциацию форм хозяйствования в аграрном секторе с позиции общепринятой классификации форм предпринимательства. По непонятным причинам в аграрном секторе к малому предпринимательству относят только немногим более 15 тыс. сельскохозяйственных предприятий и организаций с числом работников до 60 человек и 264 тыс. фермерских хозяйств и не включают немалую часть личных подсобных хозяйств, имеющих товарное направление. По оценкам специалистов ВИАПИ им. А.А. Никонова, сюда можно отнести 20% ЛПХ, то есть 3,46 млн. хозяйств. Эти хозяйства мало чем отличаются от фермерских и по своей экономической сущности - это типичное малое предпринимательство.

Теодор Шанин, английский социолог и крестьяновед, поддерживающий идеи А.В.Чаянова называет такие уклады «эксполярными» (или «маргинальными»), то есть лежащими вне шкалы, протянувшейся между двумя «полюсами» - рынком и планом. Он указывает: «На деле «эксполярная экономика», находящаяся на обочине системы, не только не погибает, но часто демонстрирует высокую степень жизнеспособности... Эксполярные формы доказывают, что они обладают автономией, собственной логикой, динамикой и способностью манипулировать окружением (реагируя в то же время на широкий социальный контекст). Они также способны к социальному воспроизводству. Действительные структуры и формы, скрытые за такими антипонятиями, как «вторая экономика», «мелкая буржуазия» или «неформальная экономика», должны быть признаны и рассмотрены как таковые»[5].

Спроецировав это видение на сельское хозяйство под эксполярными (мар-

гинальными) формами хозяйствования мы понимаем такие формы производст-

венной активности населения, направленные на производство сельскохозяйственной продукции как для собственных нужд, так и для удовлетворения потребно-

250


стей населения, стремящиеся получить максимальную выгоду от производства и взаимодействующие с сельхоз предприятиями и предприятиями других отраслей АПК для распределения и перераспределения ресурсов. То есть эксполярные

(маргинальные) формы хозяйствования это товарные ЛПХ.

С нашей точки зрения мелкотоварное производство - это производство сельскохозяйственной продукции объемами, необходимыми как для собственных нужд, так и для удовлетворения потребностей населения. Это вид деятельности, создаваемый для реализации потенциала и предпринимательских способностей единоличного хозяина или его семьи, ориентированный на рациональное использование всех ресурсов, эффективное ведение деятельности для извлечения экономической выгоды.

Участниками мелкотоварного производства выступают крестьянские (фермерские) хозяйства и эксполярные (маргинальные) формы хозяйствования, владеющие средствами производства, но не имеющие возможности на постоянной основе нанимать работников. Продукция мелкотоварного производства реализуется, как правило, на местных рынках.

Таким образом, мелкотоварное производство, как один из укладов сельского хозяйства, сложная и довольно противоречивая категория, отражающая весь спектр социально-экономических, правовых и других отношений, его целей, субъектов владения и объектов пользования, условий функционирования и распределений продуктов труда и т.д.

Важно также подчеркнуть, что на сегодняшний день ЛПХ обеспечивают производство более чем 40% продовольствия, тогда как КФХ не более 10%. Это обстоятельство заостряет вопрос: когда потенциальные фермерские хозяйства смогут стать основными производителями сельхозпродукции, и как перейти к этому положению, избежав продовольственного кризиса в стране? [4]

Социологические исследования показывают, что большинство населения (до 70 %) не приемлет идеи фермерства. Это можно отнести, как за счет нежелания брать ответственность и риски на себя, так и привычкой к различным формам коллективной производственной деятельности. Практически все респонденты указывали, что ЛПХ существуют, по крайней мере, частично, за счет расхищения ресурсов коллективного хозяйства, а, значит, отделение от него грозит подорвать экономическую основу ЛПХ. Поэтому ответ на вопрос о мотивации к созданию фермерских хозяйств нельзя считать очевидным.

В качестве единственного серьезного мотивационного фактора для создания фермерского хозяйства может рассматриваться реализация собственности на землю и работа «на себя». Однако при этом надо учесть, что для претворения в жизнь данной схемы необходимо формирование десятков тысяч лидеров малого бизнеса, которые могли бы сыграть роль проводников изменений на селе. Возникает также проблема подготовки фермеров в области общего и финансового менеджмента, без чего нормальное функционирование фермерских хозяйств невозможно.

Ефимов В.М., анализируя тенденции развития институциональной аграрной системы в России пишет: «Что касается института фермерства, т.е. КФХ, которого не было в исходной русской аграрной институциональной системе и который не получил развития в рамках реформ, нацеленных именно на него (столыпинская реформа и реформа 1990-х годов), то в настоящее время он по-прежнему

251