ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 09.04.2024
Просмотров: 487
Скачиваний: 0
играет маргинальную роль и нет особых признаков изменения такой роли. В основном это происходит из-за отторжения русской аграрной системой, всей сельской средой чуждого ей элемента» [2].
Таким образом, распространение фермерства как основной формы институциональных преобразований на селе связано с рядом труднейших проблем. Интересным и поучительным в зарубежном опыте поддержки предпринимательства является не только высокий уровень поддержки, но прежде всего методы ее реализации. Здесь, в отличие от опыта России, где поддержка осуществляется в виде прямого субсидирования производителей, используются многообразные программные подходы, помощь не денежными средствами, а технологическими новациями.
В связи с нарастающей продовольственной зависимостью и продолжающимся падением объемов отечественного сельскохозяйственного производства, значимость личных подсобных хозяйств населения особенно в период развивающегося финансового кризиса, значительно возрастает и требует корректировки аграрной политики государства по отношению ко всему аграрному сектору, и, прежде всего, к малым хозяйствующим субъектам [3].
Библиографический список
1.Барсукова С. Ю. Неформальная экономика: Экономико-социологический анализ. - М.:
ГУ ВШЭ, 2004. - С. 37-48.
2.Завгороднева О.В., Оксанич Н.И. Диверсификация производства как стратегия снижения рисков в интегрированных формированиях АПК. Ученые записки (выпуск седьмой).– Волгоград: Издательство ВИЭСП, 2006.
3.Киркорова Л.А. Крестьянские (фермерские) хозяйства: трансформационные процессы, проблемы землепользования / Киркорова Л.А.// АПК: экономика, управление.-2008г..- № 4. - С.
10-11.
4.Нефедова Т.Г., Пэллот Дж. Неизвестное сельское хозяйство, или Зачем нужна корова? - М.: Новое издательство, 2006. – 320 с.
5.Шанин Т. Рефлексивное крестьяноведение. - М.: РОССПЭН, 2002. - 146с.
УДК 330.44; 330.31
Н.И. Чекмарева, ФГОУ ВПО ТГСХА
МОДЕЛЬ ОПТИМИЗАЦИИ ФОРМ ХОЗЯЙСТВОВАНИЯ
Экономико-математическое моделирование аграрно-промышленного комплекса как один из инструментов совершенствования управления его развитием состоит в разработке моделей оптимизации развития АПК на всех уровнях хозяйственной иерархии. В иерархии агропромышленных образований можно выделить общероссийские и региональные агропромышленные комплексы, а также специализированные комплексы и агропромышленные объединения. Состав, формы и методы их управления должны соответствовать типу аграрнопромышленного формирования. Агропромышленный комплекс региона представляет собой интегрированную совокупность производств, связанных между собой единой целью развития – удовлетворения общественных потребностей в предметах потребления, изготовленных из сельскохозяйственного сырья.
Из числа имеющих производственные связи в состав АПК следует включить отрасли и производства, расположенные на территории региона, продукция которых преимущественно используется для реализации цели комплекса.
252
По целям развития комплексирующие отрасли принято делить на три сферы. К первой сфере относятся отрасли, поставляющие сельскому хозяйству средства производства, ко второй – отрасли сельского хозяйства, третьей – отрасли, занятые переработкой и сбытом сельскохозяйственной продукции.
Модели оптимизации развития других отраслей АПК строятся по схеме, аналогичной моделям оптимизации развития сельского хозяйства, и выполняют те же функции.
Цель развития комплекса в оптимизационных моделях задается либо целевой функцией, максимизирующей производство продукции при ограниченных ресурсах, либо при минимизирующем целевую функцию критерии затрат с вектором ограничений, отражающем объемы конечной продукции комплекса.
Моделирование экономических процессов в последние десятилетия является наиболее быстро развивающимся направлением экономической науки. Эко- номико-математическое моделирование помогает выработать инструменты макроэкономического регулирования любой отрасли национальной экономике, в том числе и АПК.
Расчеты эффективности каждой из форм хозяйствования не позволят выявить наиболее эффективную форму как по отдельному продукту или продуктовому комплексу региона, так и всей системе АПК любого уровня, так они противоречивы и не сопоставимы по условиям деятельности (что выгоднее – крупный картофельный комплекс взаимосвязанных производств от поля до прилавка или огороды ЛПХ (по сути, натуральные хозяйства периода феодализма), которые сегодня кормят страну (РФ) картофелем). Чтобы сделать такой выбор, необходимо определить критерий эффективности и строго обеспечить сопоставимость через учет ограниченных ресурсов.
Что касается первого, то он выводится из целей общества и конкретного региона. Максимум конечной продукции или максимум прибыли производителей в условиях рынка могут быть представлены как возможные критерии АПК любого уровня. Что касается второго, то их можно учесть через ограничения на возможные к использованию ресурсы (в АПК особенно земли). Межотраслевые балансы превращаются в систему уравнений затрат – выпуска с введением основной предпосылки метода о пропорциональности затрат выпуску (все затраты считаются переменными). С учетом этого тождества МБ превращаются в модели оптимизации для выбора наиболее эффективных форм хозяйствования.
Предлагается с использованием межотраслевых балансов соответственно для низового района модель оптимизации хозяйствования аграрной сферы региона в виде:
∑ aij* xj + yi £ xi, |
i = 1, 2 ... m; |
|
(1) |
∑ arij*xj + y ri £ zi, |
i = 1, 2 ... m; |
|
(2) |
∑ gkj*xj £ qk, |
k= 1, 2 ...n; |
|
(3) |
∑ yi = max |
|
|
(4) |
или |
|
|
|
∑ piyi = max |
j = 1,2….n; |
|
(4а) |
Хj ³ 0; |
|
j = 1,2….m; |
(5) |
|
253 |
|
|
где в дополнение к ранее введенным обозначениям показателей вводятся:
аij - коэффициент прямых затрат произведенной продукции i-ой отрасли на единицу выпуска продукции j-ой отрасли региона;
аrij - коэффициент прямых затрат ввезенной продукции i-ой отрасли на единицу выпуска продукции j-ой отрасли региона;
gkj - коэффициент затрат k-ых ресурсов на единицу J -ой продукции; pi -объем прибыли на единицу i-ой конечной продукции.
Система уравнений (1) отражает балансы производства и распределения продукции регионального АПК на производственное потребление внутри регионального комплекса и на продажу вне комплекса (конечная продукция).
Система уравнений (2) отражает балансы материальных ресурсов, покупаемых со стороны (ввозимых). Система ограничений (3) показывает распределение ограниченных ресурсов (земли, производственных фондов, трудовых ресурсов и т.д) по всем отраслям j-го вида (способам производства продукции). Критерии оптимальности (4), (4а) требуют максимизации объемов конечной продукции всего регионального АПК (для кооперативных структур) или общего объема прибыли (для корпоративных структур). Объем выпуска не должен быть отрицательным, что отражается в ограничении (5).
При этом понятием "j-ая отрасль-продукт" (по столбцам) определяется тип продукции каждого вида, производимой по технологии и организации каждой формы хозяйствования (сельхозпредприятия, ЛПХ, КФХ и промышленные предприятия) АПК. Аналогично понятием "i-ая отрасль-продукт" (по строкам АПК межотраслевого баланса) обозначается каждая из форм хозяйствования, имеющая своих потребителей (свои каналы сбыта).
Важнейшим требованием к модели и к исходной информации является ее адекватность реальным экономическим процессам, то есть соответствие параметров и показателей модели параметрам и показателям реального воспроизводства продукта.
УДК65.013
Н.И. Чекмарева, С.С. Гурджиян, ФГОУ ВПО ТюмГНГУ
ПСИХОЛОГИЯ ВЛИЯНИЯ КАК СОСТАВНАЯ ЧАСТЬ ПСИХОЛОГИИ УПРАВЛЕНИЯ
В условиях современной научно-технической революции постоянно растет интерес к явлению социально-психологического климата коллектива. Актуальность данной проблемы диктуется, прежде всего, возросшими требованиями к уровню психологической включенности индивида в его учебную деятельность и усложнением психической жизнедеятельности людей, постоянным ростом их личностных притязаний.
Психология влияния - составная часть комплекса психологических и социальных наук. Она опирается на основные категории и принципы, которые разрабатываются в рамках общей психологии и социальной психологии. К основным базовым категориям относят такие категории, которые отражают психические процессы (познание, эмоции, воля), свойства психики человека (способность, ха-
254
рактер, темперамент), и проявления его сознания (сомнение, неуверенность, убеждение, направленность на определенные действия и т.д.).
Важнейшими принципами, которыми руководствуется общая психология и которые присущи всем ее отраслям, являются следующие:
-принцип причинности, детерминизма, т.е. признание взаимосвязи и взаимообусловленности психических явлений друг с другом, а также с материальными явлениями;
-принцип системности, т.е. трактовки отдельных психических явлений как элементов целостной психической организации;
-принцип развития, сводимый к признанию преобразований, изменений психических процессов, их динамики и перехода от одного уровня к другому.
В психологической специфике влияющего воздействия руководителя или организатора на исполнителя проявляются не столько абстрактные общепсихологические категории, сколько профессиональные психологические и ориентированные на практическую сторону влияющего воздействия знания, которые могут обеспечить успех управления человеческими ресурсами.
Под управленческим влиянием, понимается определенного рода взаимодействие (или интеракция) между руководителем (организатором) и исполнителем (подчиненным), обеспечивающее успех какого-то общего дела, создающее условия для сотрудничества людей, чтобы осуществить значимые для них цели. Управленческое влияние содействует установлению и развитию отношений сотрудничества и партнерства между членами коллектива, соперниками и конкурентами без потери собственных показателей статусности и имиджа. Оно предполагает такие способы достижения общих целей, которые не только не исключают, но даже и предусматривают достижение лично значимых целей на всех ступенях управленческой пирамиды, удовлетворение личных интересов.
Для обеспечения высокого уровня эффективности управленческого влияния необходимо умение использовать технологии управленческого воздействия, основанные на психологических знаниях или психологической информации. Так, например, совершенно необходимо учитывать и прогнозировать ситуации управленческих интеракций, когда могут возникать напряженность, непонимание или конфликт, предположим из-за неуважения к чувству собственного достоинства одного из участников. Или еще одна ситуация: неумелое использование слова, что также может привести к значительным информационным потерям, коммуникативным рассогласованиям и даже срывам, следовательно, к сбоям в выполнении служебных обязанностей.
Следующей важной категорией психологии влияния в управленческой деятельности является психология рабочей группы, команды. Эффективная деловая активность практически невозможна без кооперации, соединения усилий нескольких и даже многих людей. В свою очередь успешная кооперация возможна лишь при условии принятия некоторых правил поведения, общих для всех участников процесса.
Нравственная сторона управленческого воздействия (влияния) играет важную роль в реальной практике руководства персоналом, ибо в условиях деловых отношений люди стремятся к достижению не только общих, но и некоторых значимых личных целей. В этой связи важно не допускать в управленческом воздей-
255
ствии и отношениях забвения «золотого» правила морали не делай другому ничего того, чего не хочешь себё.
Этические нормы и правила осуществления управленческого влияния должны способствовать развитию кооперативности организаторских и исполнительских интеракций, т.е. укреплять сущностную основу сотрудничества и деловых отношений между руководством и членами коллектива. Смысл этих норм и правил сводится к укреплению взаимного доверия между управляющим и управляемым, постоянному информированию партнеров о своих намерениях и действиях, исключению обмана и дезориентации. Эффективность управленческого воздействия, основанного на соблюдении нравственных норм и правил, приводит к более выгодным деловым партнерским отношениям.
УДК 631.14:338.43
В.П. Черданцев, ФГОУ ВПО «Пермская ГСХА»
ФОРМИРОВАНИЕ И УПРАВЛЕНИЕ САМОРЕГУЛИРУЕМЫМИ ОРГАНИЗАЦИЯМИ СЕЛЬСКОГО ХОЗЯЙСТВА
ВПРОЦЕССЕ ПОСТАВОК ПРОДУКЦИИ ДЛЯ ОБЩЕСТВЕННЫХ НУЖД
Вусловиях углубления рыночных отношений сельскохозяйственные организации столкнулись с проблемой реализации произведенной продукции на внутреннем и внешнем товарных рынках.
Для устойчивого функционирования системы продовольственного обеспечения необходимо предусматривать разумное сочетание поддержки сельскохозяйственного производства, реализации потенциала сельских территорий на основе внедрения прогрессивных технологий государственного регулирования и управления.
Действующая хозяйственная практика свидетельствует, что комплекс мер по поддержке сельскохозяйственного производства не акцентирует внимание на эффективности процесса поставок сельскохозяйственной продукции для общественных нужд, который служит непосредственным звеном между сельскохозяйственными организациями и обеспечением общественных потребностей в его продукции.
По своему экономическому содержанию поставки продукции для общественных нужд выполняют двоякую роль: во-первых, они являются важнейшим механизмом функционирования рыночного хозяйства, который оказывает воздействие на динамику социально-экономического развития сельских территорий, вовторых, являются специфическим фактором повышения экономической активности и обеспечения оптимального использования потенциала агрообразований.
Всвязи с этим возрастает роль институционального подхода как основы российских аграрных преобразований, предполагающего что принятые позиции регулирования деятельности агросферы не отменяются, а видоизменяются за счет расширения возможностей применения принципов саморегулирования в деятельности организаций сельского хозяйства.
Для эффективности участия организаций сельского хозяйства в процессе поставок продукции для общественных нужд необходим комплекс мер, которые
256