ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 09.04.2024
Просмотров: 485
Скачиваний: 0
обеспечат конкурентоспособность, конкурентоустойчивость и рыночную привлекательность отечественных сельскохозтоваропроизводителей.
Кроме того, разработка и реализация данной концепции обеспечит успешное функционирование сельскохозяйственных организаций в краткосрочном и в долгосрочном периоде, что определяет ее в качестве важнейшей задачи менеджмента.
Необходимость видоизменений, представлений о государственном регулировании в системе агробизнеса определена исходя из содержания теории управления экономическими системами, в которых акцентировано внимание на роли государства в организации производства и содержания институциональной экономической теории, которая исследует организационно-экономический процесс в форме отношений.
Меры, предусмотренные в документах Министерства сельского хозяйства Российской Федерации, Министерства сельского хозяйства Пермского края, призваны активизировать преобразования, инициированные Государственной программой развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2008–2012 годы.
Комплексное решение проблемы обеспечивается последовательным переходом от социально-аналитического обобщения процессов государственного регулирования и управления, саморегулирования к модельно-сценарному изучению, обеспечивающему определение векторов и силы управленческих воздействий на экономическое развитие агробизнеса, что позволяет разработать инструментарнометодический аппарат принятия управленческих решений в сфере взаимодействия государства и саморегулируемых организаций на уровне региональной экономики.
В теории саморегулирования в качестве предмета определяется предпринимательская деятельность или профессиональная деятельность субъектов, объединенных в саморегулируемые организации, с целью активизации саморегулирования в самых различных областях деловой активности.
Саморегулируемые организации реально поддерживают высокие параметры развития бизнеса, имеют внутриорганизационный перечень правил, внутриорганизационную систему положительной и отрицательной мотивации, не создают препятствия эффективной конкуренции на рынке, не обеспечивают соблюдение интересов собственно членов организации в ущерб общественным интересам.
Нормы саморегулирования могут дополнять и конкретизировать действующее законодательство, ужесточать требования к участникам рынка.
Используя методы имитационного моделирования, определены теоретикоконцептуальные параметры взаимосвязи и взаимообусловленности государственного регулирования и саморегулирования, разработана модель взаимодействия саморегулируемой организации с другими составляющими.
Саморегулирование как инструмент целостной системы регулирования имеет конкретные формы и механизмы проявления в хозяйственной практике (магистральная, региональная, локальная инфраструктура агросферы, агротехнопарк, аутсорсинг, венчурный агробизнес, форвардные и фьючерсные контракты).
Саморегулируемая организация, в авторской трактовке, – некоммерческая организация, представляющая интересы профессиональных участников рынка,
257
регулирующая взаимоотношения между бизнесом, государством и потребителями, лоббирующая интересы предпринимателей и субъектов профессиональной деятельности.
Разработка научно-теоретических и методологических основ формирования и реализации заказа для общественных нужд как формы государственного предпринимательства, осуществляемого в рамках сельского хозяйства, требует анализа проблем реализации функции государственного регулирования сельского хозяйства, определения экономической роли, принципов и сложившейся технологии поставок продукции для общественных нужд в системе государственного предпринимательства, обоснования необходимости использования маркетингоориентированной концепции управления поставками для общественных нужд, раскрытия ее социально-экономической сущности и методологических принципов, обоснования необходимости использования аграрного прокьюремента.
По своему экономическому содержанию поставки продукции для общественных нужд являются одним из важнейших механизмов функционирования рыночного хозяйства, который способен оказывать энергичное воздействие на динамику социально-экономического развития, является специфическим фактором повышения экономической активности, оптимального использования потенциала агрообразований.
Методологической основой изучения саморегулирования в процессе управления поставками продукции принят организационно-институциональный анализ: системный, стратегический, функциональный, интеграционный, ситуационный подходы к изучению управляющих воздействий органов власти и агробиз- нес-структур, что позволило определить совместимость инструментов институционального анализа (нормативный, информационный, контрактный и другие подходы) в агросфере. Данная парадигма изучения переводит сферу взаимодействия властных и предпринимательских структур в сферу отношений государства и саморегулируемых организаций (рисунок 1).
Федеральный закон № 315-ФЗ «О саморегулируемых организациях» активизировал структурные преобразования и уточнил необходимость позиций структурного анализа и разработки в сельском хозяйстве институционально закрепленной системы саморегулирования в целях решения проблемы продовольственного самообеспечения.
Выявлены основные организационно-экономические и организационнофункциональные принципы деятельности саморегулируемых организаций сельского хозяйства.
Установлено, что для обеспечения устойчивого развития сельских территорий необходимы саморегулируемые организации по ряду направлений: строительство, реконструкция и техническое перевооружение отраслей животноводства; техническое переоснащение отраслей растениеводства; совершенствование племенного потенциала животных и зооветеринарного обслуживания; организация качественной системы семеноводств; создание прочной кормовой базы; совершенствование агромелиоративного обслуживания; восстановление и сохранение почвенного плодородия; развитие интеграционных процессов, инновация; внедрение (совершенствование) службы маркетинга; повышение квалификации кадров, закрепление рабочей силы на селе.
258
|
|
Государство |
|
Информационные |
||
|
|
|
|
|||
|
|
|
|
потоки |
||
|
|
Административная |
|
Финансовые потоки |
|
|
|
|
|
|
|||
|
|
реформа |
|
|
||
|
|
Экспертные |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
сообщества |
|
|
|
|
Контроль |
|
|
Регулирование |
|
|
|
|
|
|
|
|
||
|
|
Процесс |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
обучения |
|
|
|
|
|
Союзы, |
Агробизнес- |
|
|
|
|
|
ассоциации, |
|
|
|
|
|
|
инкубатор |
|
|
|
|
|
|
партнерства |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Выработка |
Повышение качества |
|
|
|
|
|
технического |
|
|
|
|
|
|
принимаемых |
|
|
|
|
|
|
регламента |
|
|
|
|
|
|
решений |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Саморегулируемые |
|
|
Агробизнес |
организации
Бизнес-управление процессами
(консалтинг, разработка стратегий, делегирование функций, управление поставками)
Рис. 1. Модель взаимодействия государства, саморегулируемых организаций и агробизнеса
Что касается приоритетов при формировании перечня саморегулируемых организаций сельского хозяйства, то они определяются избранной стратегией развития сельскохозяйственного производства процесса поставок продукции для общественных нужд, развитием сельских территорий и социальной инфраструктуры села.
УДК 339.9:338.242(470)
Л.А. Чеснокова, ФГОУ ВПО «Пермская ГСХА»
МЕХАНИЗМ ГОСУДАРСТВЕННОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ ВНЕШНЕЭКОНОМИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В РФ
Актуальность изучения механизма государственного регулирования внешнеэкономической деятельности обоснована углублением рыночных реформ в Российской Федерации и необходимостью определения приоритетов дальнейшего развития внешнеэкономической деятельности. Перспективной в этом плане представляется экономическая политика, идущая по пути все большего сосредоточения вывоза сырья в руках государственных структур и одновременного создания благоприятных условий для участников внешнеэкономической деятельности по расширению экспорта продукции высокой степени обработки. Реализация таких подходов лежит через дальнейшее совершенствование нормативно-правовой базы
259
регулирования внешнеэкономической деятельности, сокращение административных и расширение экономических методов таможенно-тарифного регулирования, усиление экспортного и валютного контроля.
Государственное регулирование внешнеэкономической деятельности представляет собой систему мер законодательного, исполнительного, контролирующего характера, осуществляемых уполномоченными на то органами государственной власти и направленных на достижение намеченных целей.
Приведенная дефиниция государственного регулирования внешнеэкономической деятельности является составной частью понятия цели государственного регулирования внешнеэкономической деятельности. Именно они определяют во многом характер механизма государственного регулирования внешнеэкономической деятельности, результирующий направление внешнеторговой политики государства.
Как правило, цели государственного регулирования внешнеэкономической деятельности устанавливаются и закрепляются государством на законодательном уровне. В Российской Федерации они были закреплены первоначально в Федеральном законе «О государственном регулировании внешнеторговой деятельности» от 13.10.1995 г. № 157-ФЗ, а в настоящий момент - в действующем Федеральном законе от 8.12.2003 г. № 164-ФЗ «Об основах государственного регулирования внешнеторговой деятельности».
Согласно ст. 3 Закона № 164-ФЗ государственное регулирование внешнеторговой деятельности основывается на Конституции РФ и осуществляется в соответствии с указанным Законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также общепризнанными принципами и нормами международного права и международными договорами Российской Федерации.
Основными принципами государственного регулирования внешнеторговой деятельности в соответствии со ст. 4 Закона № 164-ФЗ являются:
1.защита государством прав и законных интересов участников внешнеторговой деятельности, а также прав и законных интересов российских производителей и потребителей товаров и услуг;
2.равенство и недискриминация участников внешнеторговой деятельности, если иное не предусмотрено федеральным законом;
3.единство таможенной территории Российской Федерации;
4.взаимность в отношении другого государства (группы государств);
5.гласность в разработке, принятии и применении мер государственного регулирования внешнеторговой деятельности;
6.единство системы государственного регулирования внешнеторговой деятельности;
7.единство применения методов государственного регулирования внешнеторговой деятельности на всей территории Российской Федерации и другие.
Существенную роль в формировании механизма регулирования внешнеэкономической деятельности играет ФЗ РФ «О валютном регулировании и валютном контроле» от 10.12.03 г. № 173-ФЗ. Данный нормативно-законодательный акт является базовым документом, определяющим валютное регулирование.
Содержание данного Закона определяет основные принципы валютных операций в стране, полномочия и функции органов валютного контроля, права и обязанности юридических и физических лиц в части владения, пользования и
260