ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 09.04.2024

Просмотров: 483

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

распоряжения валютными ценностями, а также их ответственность за соблюдение валютного законодательства.

Ст. 5 п.1 Закона устанавливает, что органами валютного регулирования в РФ являются ЦБ РФ и Правительство РФ.

ЦБ РФ определяет и устанавливает единые формы учета и отчетности по валютным операциям. В его компетенцию входит также установление порядка и сроков их представления. Наконец, в его функции входит подготовка и публикация статистической информации по валютным операциям.

ФЗ РФ «О валютном регулировании и валютном контроле» определены принципы осуществления валютных операций в стране, полномочия и функции органов валютного регулирования и валютного контроля, а также права, обязанности и ответственность юридических и физических лиц в сфере валютных операций.

Анализ основных законодательных концепций внешнеэкономической деятельности в РФ позволяет перейти к изучению инструментов механизма государственного регулирования.

В целях осуществления механизма государственного регулирования внешнеэкономической деятельности используется богатый арсенал инструментов, под которыми понимаются различные типы государственных мероприятий. При всем многообразии инструментов (средств) они могут быть объединены в две большие группы. Первую составляют инструменты, воздействующие через стоимостные показатели на динамику, объем, структуру и географию внешнеторговых потоков. Сюда относятся таможенные пошлины и таможенные сборы, налогообложение экспортно-импортных операций, таможенная номенклатура, порядок определения таможенной стоимости, система тарифных льгот и т.п. Во вторую группу входят административные средства – квотирование, лицензирование, установление запретов на перемещение отдельных товаров, предписания санитарного и ветеринарного характера, технические стандарты и т.д. Если инструменты первой группы воздействуют на внешнеторговую деятельность опосредованно - через стоимостной фактор, то административные средства позволяют государству осуществлять непосредственное вмешательство в процесс внешнеторгового обмена. Действие административных инструментов основывается на возможности применения государственными органами властного принуждения в отношении отдельных участников внешнеторговой деятельности

Совокупность, комбинация, применяемых инструментов представляет собой метод государственного регулирования внешнеторговой деятельности. Основными являются методы таможенно-тарифного и нетарифного регулирования, которые для достижения целей государственного регулирования внешнеторговой деятельности могут использоваться как в отдельности, так и в сочетании друг с другом.

Таможенно-тарифное регулирование осуществляется с помощью инструментов (таможенные пошлины), воздействующих прежде всего на ценовые показатели. Таможенно-тарифное регулирование — экономический по своей природе метод государственного регулирования. В его основе лежит механизм применения ввозных и вывозных таможенных пошлин, то есть оно предполагает применение импортных и экспортных таможенных тарифов. Таможенно-тарифный метод регламентируется таможенным законодательством данной страны.

Применение нетарифного метода опирается на использование разнообразных административных мер.

261


Необходимость применения нетарифного метода обусловлена рядом причин, важнейшими из которых являются:

-различия между внутренними и мировыми ценами и несоответствие их структуры по ряду основных товаров российского экспорта;

-дефицит сырьевых и иных товаров на внутреннем рынке;

-защита общественной морали, правопорядка, охраны жизни и здоровья граждан, окружающей среды, животных и растений;

-обеспечение обороны страны и безопасности государства;

-необходимость выполнения международных обязательств, принятых на себя Российской Федерацией; и другие.

Нетарифный метод регламентируется административными нормами.

В наиболее общем виде среди нетарифных методов можно выделить следующие группы:

1) меры прямого ограничения, связанные с количественным контролем, включающие следующие инструменты: квотирование, контингентирование, лицензирование, соглашения о добровольных ограничениях экспорта, антидемпинговые пошлины, компенсационные пошлины и сборы;

2) меры косвенного ограничения, носящие неколичественный характер, среди которых можно выделить два способа (направления) воздействия:

-совокупность мер не направленных непосредственно на какие-либо ограничения внешнеторговых отношений, но само их наличие и действие фактически приводит к этому (например, стандарты технические, ветеринарные, санитарные, административные и таможенные формальности)

-совокупность финансовых мер, регулирующих импортно-экспортные потоки (кредитование экспорта, импортные депозиты).

Представим наглядно систему методов государственного регулирования на рисунке 1.

Система государственного регулирования внешнеэкономической деятельности

Таможенно-тарифные методы

 

 

 

Нетарифные методы

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Система таможенных

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

пошлин

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Косвенные методы

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Прямые методы

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

скрытые

финансовые

 

 

 

лицензирование

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

квотирование

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Добровольное ограничение экспорта

Компенсационные пошлины и сбора

Рис. 1. Методы и инструменты механизма государственного регулирования

262


Итак, в настоящий момент в целях развития внешнеэкономической деятельности РФ государство использует богатый набор инструментов, регулирующих направление внешнеторговой политики РФ, а также обеспечивающей развитие экономики страны в целом.

Библиографический список

1.Семенихин В.В. Экспорт и Импорт. – М.: Эксмо, 2009. – 432 с.

2.Трошкина Т.Н. Обязательные платежи в механизме государственного регулирования внешнеторговой деятельности в Российской Федерации. – М.: «Ось-89», 2006. – 176 с.

3.Шишкоедова Н.И. Экспорт и импорт: учет и налоги. – М.:ГроссМедиа, 2008. - 192 с.

УДК 336.22:331.225

Л.В. Шалаева, ФГОУ ВПО «Пермская ГСХА»

АМОРТИЗАЦИОННАЯ ПРЕМИЯ: ПЛЮСЫ И МИНУСЫ

ВСИСТЕМЕ НАЛОГОВОГО ПЛАНИРОВАНИЯ

Впрограмме антикризисных мер Правительства РФ предусмотрена система мер налогового стимулирования, способствующих снижению налоговой нагрузки. Одним из важнейших направлений налоговой политики государства на 2010-2012 года является совершенствование амортизационной политики, которая

всвою очередь является важнейшим элементом системы налогового планирования. В качестве стимула обновления основных средств организации, их модернизации, реконструкции, технического перевооружения вступает амортизационная премия, т.е. право налогоплательщика единовременно включить в текущие расходы да 10 (30) % первоначальной стоимости объекта либо суммы дополнительных капитальных вложений в объект. Для получения максимального эффекта инвестиций должны быть долгосрочными. Право собственности на амортизируемые объекты должно оставаться за налогоплательщиком не менее 5-и лет.

Вданных условиях может быть получена реальная отдача в виде роста объемов производства и продаж, повышения уровня технического оснащения производства, повышения производительности труда, фондоотдачи, создания дополнительных рабочих мест. Таким образом, ввод отдельных послаблений в системе налогообложения создает условия для решения серьезных общегосударственных проблем:

восстановление производственного потенциала страны;

рост ВВП;

снижение уровня безработицы;

повышение общего благосостояния и прочих.

Амортизационная премия не освобождает налогоплательщика от уплаты налога на прибыль, но позволяет существенно снизить налоговую нагрузку в первоначальный период эксплуатации объектов основных средств и получит отсрочку по уплате налога на прибыль.

Размер амортизационной премии зависит от продолжительности срока полезного использования объекта. По объектам со сроком эксплуатации от трех до двадцати лет предусмотрена амортизационная премия в размере до 30% первоначальной стоимости объекта, по прочим объектам – до 10%. Не исключено дальнейшее повышение размера амортизационной премии с 30% до 50% по объектам, входящих в 3-7 амортизационные группы.

263


Амортизационная премия не применяется в отношении следующих объектов: 1.безвозмездно полученных; 2.выявленных в ходе инвентаризации;

3.полученных в качестве вклада в уставный капитал.

Амортизационная премия подлежит включению в состав косвенных расходов отчетного (налогового) периода, на который приходится дата начала амортизации либо дата изменения первоначальной стоимости основных средств. По новым объектам, введенным в эксплуатацию, амортизационную премию можно учесть в составе расходов в месяце, следующем за месяцем ввода объекта в эксплуатацию. По дополнительным капитальным вложениям в объекты, введенные в

эксплуатацию ранее, амортизационная премия может быть списана на расходы в месяце изменения первоначальной стоимости объекта, т.е. в месяце завершения капитальных работ.

Амортизационная премия позволяет относить на расходы до 50% первоначальной стоимости амортизируемого имущества в первую четверть срока его полезного использования. Наиболее высокий эффект можно получить при комбинации нелинейного способа амортизации и амортизационной премии.

Проиллюстрируем достоинства амортизационной премии на примере

(табл. 1).

Таблица 1

Сравнительная оценка вариантов амортизационной политики на базе линейного способа

 

Линейный способ амортизации

Показатели

без амортизационной

с амортизационной

 

премии

премией

Первый год эксплуатации объекта

 

1.Первоначальная стоимость объекта, руб.

120000

120000

2.Срок полезного использования объекта, лет

4

4

3.Амортизационная группа

2

2

4.Амортизационная премия:

 

 

-ставка, %

-

30

-сумма, руб.

-

36000

5.Первоначальня стоимость, подлежащая аморти-

120000

84000

зации, руб. (п1-п4)

 

 

6.Норма годовой амортизации, % (100% : п2)

25

25

7.Сумма годовой амортизации, % (п5*п6 : 100)

30000

21000

8.Итого расходов за 1й год эксплуатации, руб.

30000

57000

(п4+п7)

 

 

9.Экономия по налогу на прибыль, руб. (п8*20%)

6000

11400

Второй и последующие годы эксплуатации объекта

 

10.Сумма годовой амортизации, руб.

30000

21000

11.Итого расходов, руб.

30000

21000

12. Экономия по налогу на прибыль, руб.

6000

4200

Данные расчеты наглядно показывают динамику расходов налогоплательщика и момент отсрочки уплаты налога на прибыль. По итогам первого года эксплуатации объекта налогоплательщик имеет возможность уменьшить налог на прибыль на 5400 руб. (п9 гр3-п9 гр2).

В условиях применения нелинейного способа (табл. 2) амортизации основных средств амортизационная премия позволяет снизить налоговую нагрузку в первый год эксплуатации объекта на 3606 руб. (п7 гр3 – п7 гр2). Применение нелинейного способа в единстве с амортизационной премией позволяет уменьшить

264


налоговую базу по налогу на прибыль в первый год эксплуатации объекта на 77933 руб., а на сумму налога – на 15587 руб. Но эффект снижения налоговой нагрузки проявляется только в первый год эксплуатации объекта. Уже со второго года вариант без амортизационной премии выглядит более привлекательным.

Таблица 2

Сравнительная оценка вариантов амортизационной политики на базе нелинейного способа

 

Нелинейный способ амортизации

Показатели

без амортизационной

с амортизационной

 

премии

премией

1.Первоначальная стоимость объекта, руб.

120000

120000

2.Амортизационная премия руб.

-

36000

3.Первоначальня стоимость, подлежащая аморти-

120000

84000

зации, руб.

 

 

4.Норма месячной амортизации, %

5,6

5,6

5.Сумма амортизации за первый год эксплуатации

59904

41933

объекта, руб.

 

 

6.Итого расходов за 1й год эксплуатации, руб.

59904

77933

(п2+п5)

 

 

7.Экономия по налогу на прибыль, руб. (п 6*20%)

11981

15587

8.Сумма амортизации за второй год эксплуатации

29999

21001

объекта, руб.

 

 

9.Итого расходов за второй год, руб.

29999

21001

10. Экономия по налогу на прибыль, руб.

6000

4200

Несмотря на явные достоинства амортизационной премии, налогоплательщики не торопятся ее применить. Причиной тому является следующее правило: если объект основных средств будет продан в течение 5 лет с даты ввода его в эксплуатацию, амортизационная премия должна быть восстановлена и показана в составе внереализационных доходов налогоплательщика. Остаточная стоимость объекта будет учтена в составе внереализационных расходов. По поводу расчета остаточной стоимости объекта существуют разные точки зрения:

1)остаточная стоимость включает в себя амортизационную премию;

2)остаточная стоимость не включает амортизационную премию.

Вторая точка зрения предполагает более высокий уровень налоговой нагрузки по налогу на прибыль.

В результате продажи объекта после одного года эксплуатации налог на прибыль имеет существенный рост, особенно во втором варианте, который больше всего вызывает споров, дискуссий. Чиновники в основном придерживаются первого варианта, но противоречия в их высказываниях в действующем законодательстве вызывают сомнения у налогоплательщиков.

Таблица 3

Оценка налоговой нагрузки при продаже объекта основных средств в течение пяти лет, руб.

Показатели

 

1 вариант

2 вариант

1.Первоначальная стоимость

 

120000

120000

2.Амортизация

 

41933

41933

3.Амортизационная премия

 

36000

36000

4.Остаточная стоимость

 

78067

42067

5.Выручка

 

100000

100000

6.Итого доходов

 

136000

136000

7.Итого расходов

 

78067

42067

8.Налоговая база

 

57933

93933

9.Налог на прибыль (20%)

 

11587

18787

 

265