ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 09.04.2024
Просмотров: 483
Скачиваний: 0
распоряжения валютными ценностями, а также их ответственность за соблюдение валютного законодательства.
Ст. 5 п.1 Закона устанавливает, что органами валютного регулирования в РФ являются ЦБ РФ и Правительство РФ.
ЦБ РФ определяет и устанавливает единые формы учета и отчетности по валютным операциям. В его компетенцию входит также установление порядка и сроков их представления. Наконец, в его функции входит подготовка и публикация статистической информации по валютным операциям.
ФЗ РФ «О валютном регулировании и валютном контроле» определены принципы осуществления валютных операций в стране, полномочия и функции органов валютного регулирования и валютного контроля, а также права, обязанности и ответственность юридических и физических лиц в сфере валютных операций.
Анализ основных законодательных концепций внешнеэкономической деятельности в РФ позволяет перейти к изучению инструментов механизма государственного регулирования.
В целях осуществления механизма государственного регулирования внешнеэкономической деятельности используется богатый арсенал инструментов, под которыми понимаются различные типы государственных мероприятий. При всем многообразии инструментов (средств) они могут быть объединены в две большие группы. Первую составляют инструменты, воздействующие через стоимостные показатели на динамику, объем, структуру и географию внешнеторговых потоков. Сюда относятся таможенные пошлины и таможенные сборы, налогообложение экспортно-импортных операций, таможенная номенклатура, порядок определения таможенной стоимости, система тарифных льгот и т.п. Во вторую группу входят административные средства – квотирование, лицензирование, установление запретов на перемещение отдельных товаров, предписания санитарного и ветеринарного характера, технические стандарты и т.д. Если инструменты первой группы воздействуют на внешнеторговую деятельность опосредованно - через стоимостной фактор, то административные средства позволяют государству осуществлять непосредственное вмешательство в процесс внешнеторгового обмена. Действие административных инструментов основывается на возможности применения государственными органами властного принуждения в отношении отдельных участников внешнеторговой деятельности
Совокупность, комбинация, применяемых инструментов представляет собой метод государственного регулирования внешнеторговой деятельности. Основными являются методы таможенно-тарифного и нетарифного регулирования, которые для достижения целей государственного регулирования внешнеторговой деятельности могут использоваться как в отдельности, так и в сочетании друг с другом.
Таможенно-тарифное регулирование осуществляется с помощью инструментов (таможенные пошлины), воздействующих прежде всего на ценовые показатели. Таможенно-тарифное регулирование — экономический по своей природе метод государственного регулирования. В его основе лежит механизм применения ввозных и вывозных таможенных пошлин, то есть оно предполагает применение импортных и экспортных таможенных тарифов. Таможенно-тарифный метод регламентируется таможенным законодательством данной страны.
Применение нетарифного метода опирается на использование разнообразных административных мер.
261
Необходимость применения нетарифного метода обусловлена рядом причин, важнейшими из которых являются:
-различия между внутренними и мировыми ценами и несоответствие их структуры по ряду основных товаров российского экспорта;
-дефицит сырьевых и иных товаров на внутреннем рынке;
-защита общественной морали, правопорядка, охраны жизни и здоровья граждан, окружающей среды, животных и растений;
-обеспечение обороны страны и безопасности государства;
-необходимость выполнения международных обязательств, принятых на себя Российской Федерацией; и другие.
Нетарифный метод регламентируется административными нормами.
В наиболее общем виде среди нетарифных методов можно выделить следующие группы:
1) меры прямого ограничения, связанные с количественным контролем, включающие следующие инструменты: квотирование, контингентирование, лицензирование, соглашения о добровольных ограничениях экспорта, антидемпинговые пошлины, компенсационные пошлины и сборы;
2) меры косвенного ограничения, носящие неколичественный характер, среди которых можно выделить два способа (направления) воздействия:
-совокупность мер не направленных непосредственно на какие-либо ограничения внешнеторговых отношений, но само их наличие и действие фактически приводит к этому (например, стандарты технические, ветеринарные, санитарные, административные и таможенные формальности)
-совокупность финансовых мер, регулирующих импортно-экспортные потоки (кредитование экспорта, импортные депозиты).
Представим наглядно систему методов государственного регулирования на рисунке 1.
Система государственного регулирования внешнеэкономической деятельности
Таможенно-тарифные методы |
|
|
|
Нетарифные методы |
|
|
||||||||||||
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Система таможенных |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
пошлин |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Косвенные методы |
||||||
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
||
|
|
Прямые методы |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|||
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
||||
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|||
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
скрытые |
финансовые |
|||||||
|
|
|
лицензирование |
|
|
|||||||||||||
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
||||
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
квотирование |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|||
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Добровольное ограничение экспорта
Компенсационные пошлины и сбора
Рис. 1. Методы и инструменты механизма государственного регулирования
262
Итак, в настоящий момент в целях развития внешнеэкономической деятельности РФ государство использует богатый набор инструментов, регулирующих направление внешнеторговой политики РФ, а также обеспечивающей развитие экономики страны в целом.
Библиографический список
1.Семенихин В.В. Экспорт и Импорт. – М.: Эксмо, 2009. – 432 с.
2.Трошкина Т.Н. Обязательные платежи в механизме государственного регулирования внешнеторговой деятельности в Российской Федерации. – М.: «Ось-89», 2006. – 176 с.
3.Шишкоедова Н.И. Экспорт и импорт: учет и налоги. – М.:ГроссМедиа, 2008. - 192 с.
УДК 336.22:331.225
Л.В. Шалаева, ФГОУ ВПО «Пермская ГСХА»
АМОРТИЗАЦИОННАЯ ПРЕМИЯ: ПЛЮСЫ И МИНУСЫ
ВСИСТЕМЕ НАЛОГОВОГО ПЛАНИРОВАНИЯ
Впрограмме антикризисных мер Правительства РФ предусмотрена система мер налогового стимулирования, способствующих снижению налоговой нагрузки. Одним из важнейших направлений налоговой политики государства на 2010-2012 года является совершенствование амортизационной политики, которая
всвою очередь является важнейшим элементом системы налогового планирования. В качестве стимула обновления основных средств организации, их модернизации, реконструкции, технического перевооружения вступает амортизационная премия, т.е. право налогоплательщика единовременно включить в текущие расходы да 10 (30) % первоначальной стоимости объекта либо суммы дополнительных капитальных вложений в объект. Для получения максимального эффекта инвестиций должны быть долгосрочными. Право собственности на амортизируемые объекты должно оставаться за налогоплательщиком не менее 5-и лет.
Вданных условиях может быть получена реальная отдача в виде роста объемов производства и продаж, повышения уровня технического оснащения производства, повышения производительности труда, фондоотдачи, создания дополнительных рабочих мест. Таким образом, ввод отдельных послаблений в системе налогообложения создает условия для решения серьезных общегосударственных проблем:
−восстановление производственного потенциала страны;
−рост ВВП;
−снижение уровня безработицы;
−повышение общего благосостояния и прочих.
Амортизационная премия не освобождает налогоплательщика от уплаты налога на прибыль, но позволяет существенно снизить налоговую нагрузку в первоначальный период эксплуатации объектов основных средств и получит отсрочку по уплате налога на прибыль.
Размер амортизационной премии зависит от продолжительности срока полезного использования объекта. По объектам со сроком эксплуатации от трех до двадцати лет предусмотрена амортизационная премия в размере до 30% первоначальной стоимости объекта, по прочим объектам – до 10%. Не исключено дальнейшее повышение размера амортизационной премии с 30% до 50% по объектам, входящих в 3-7 амортизационные группы.
263
Амортизационная премия не применяется в отношении следующих объектов: 1.безвозмездно полученных; 2.выявленных в ходе инвентаризации;
3.полученных в качестве вклада в уставный капитал.
Амортизационная премия подлежит включению в состав косвенных расходов отчетного (налогового) периода, на который приходится дата начала амортизации либо дата изменения первоначальной стоимости основных средств. По новым объектам, введенным в эксплуатацию, амортизационную премию можно учесть в составе расходов в месяце, следующем за месяцем ввода объекта в эксплуатацию. По дополнительным капитальным вложениям в объекты, введенные в
эксплуатацию ранее, амортизационная премия может быть списана на расходы в месяце изменения первоначальной стоимости объекта, т.е. в месяце завершения капитальных работ.
Амортизационная премия позволяет относить на расходы до 50% первоначальной стоимости амортизируемого имущества в первую четверть срока его полезного использования. Наиболее высокий эффект можно получить при комбинации нелинейного способа амортизации и амортизационной премии.
Проиллюстрируем достоинства амортизационной премии на примере
(табл. 1).
Таблица 1
Сравнительная оценка вариантов амортизационной политики на базе линейного способа
|
Линейный способ амортизации |
|
Показатели |
без амортизационной |
с амортизационной |
|
премии |
премией |
Первый год эксплуатации объекта |
|
|
1.Первоначальная стоимость объекта, руб. |
120000 |
120000 |
2.Срок полезного использования объекта, лет |
4 |
4 |
3.Амортизационная группа |
2 |
2 |
4.Амортизационная премия: |
|
|
-ставка, % |
- |
30 |
-сумма, руб. |
- |
36000 |
5.Первоначальня стоимость, подлежащая аморти- |
120000 |
84000 |
зации, руб. (п1-п4) |
|
|
6.Норма годовой амортизации, % (100% : п2) |
25 |
25 |
7.Сумма годовой амортизации, % (п5*п6 : 100) |
30000 |
21000 |
8.Итого расходов за 1й год эксплуатации, руб. |
30000 |
57000 |
(п4+п7) |
|
|
9.Экономия по налогу на прибыль, руб. (п8*20%) |
6000 |
11400 |
Второй и последующие годы эксплуатации объекта |
|
|
10.Сумма годовой амортизации, руб. |
30000 |
21000 |
11.Итого расходов, руб. |
30000 |
21000 |
12. Экономия по налогу на прибыль, руб. |
6000 |
4200 |
Данные расчеты наглядно показывают динамику расходов налогоплательщика и момент отсрочки уплаты налога на прибыль. По итогам первого года эксплуатации объекта налогоплательщик имеет возможность уменьшить налог на прибыль на 5400 руб. (п9 гр3-п9 гр2).
В условиях применения нелинейного способа (табл. 2) амортизации основных средств амортизационная премия позволяет снизить налоговую нагрузку в первый год эксплуатации объекта на 3606 руб. (п7 гр3 – п7 гр2). Применение нелинейного способа в единстве с амортизационной премией позволяет уменьшить
264
налоговую базу по налогу на прибыль в первый год эксплуатации объекта на 77933 руб., а на сумму налога – на 15587 руб. Но эффект снижения налоговой нагрузки проявляется только в первый год эксплуатации объекта. Уже со второго года вариант без амортизационной премии выглядит более привлекательным.
Таблица 2
Сравнительная оценка вариантов амортизационной политики на базе нелинейного способа
|
Нелинейный способ амортизации |
|
Показатели |
без амортизационной |
с амортизационной |
|
премии |
премией |
1.Первоначальная стоимость объекта, руб. |
120000 |
120000 |
2.Амортизационная премия руб. |
- |
36000 |
3.Первоначальня стоимость, подлежащая аморти- |
120000 |
84000 |
зации, руб. |
|
|
4.Норма месячной амортизации, % |
5,6 |
5,6 |
5.Сумма амортизации за первый год эксплуатации |
59904 |
41933 |
объекта, руб. |
|
|
6.Итого расходов за 1й год эксплуатации, руб. |
59904 |
77933 |
(п2+п5) |
|
|
7.Экономия по налогу на прибыль, руб. (п 6*20%) |
11981 |
15587 |
8.Сумма амортизации за второй год эксплуатации |
29999 |
21001 |
объекта, руб. |
|
|
9.Итого расходов за второй год, руб. |
29999 |
21001 |
10. Экономия по налогу на прибыль, руб. |
6000 |
4200 |
Несмотря на явные достоинства амортизационной премии, налогоплательщики не торопятся ее применить. Причиной тому является следующее правило: если объект основных средств будет продан в течение 5 лет с даты ввода его в эксплуатацию, амортизационная премия должна быть восстановлена и показана в составе внереализационных доходов налогоплательщика. Остаточная стоимость объекта будет учтена в составе внереализационных расходов. По поводу расчета остаточной стоимости объекта существуют разные точки зрения:
1)остаточная стоимость включает в себя амортизационную премию;
2)остаточная стоимость не включает амортизационную премию.
Вторая точка зрения предполагает более высокий уровень налоговой нагрузки по налогу на прибыль.
В результате продажи объекта после одного года эксплуатации налог на прибыль имеет существенный рост, особенно во втором варианте, который больше всего вызывает споров, дискуссий. Чиновники в основном придерживаются первого варианта, но противоречия в их высказываниях в действующем законодательстве вызывают сомнения у налогоплательщиков.
Таблица 3
Оценка налоговой нагрузки при продаже объекта основных средств в течение пяти лет, руб.
Показатели |
|
1 вариант |
2 вариант |
1.Первоначальная стоимость |
|
120000 |
120000 |
2.Амортизация |
|
41933 |
41933 |
3.Амортизационная премия |
|
36000 |
36000 |
4.Остаточная стоимость |
|
78067 |
42067 |
5.Выручка |
|
100000 |
100000 |
6.Итого доходов |
|
136000 |
136000 |
7.Итого расходов |
|
78067 |
42067 |
8.Налоговая база |
|
57933 |
93933 |
9.Налог на прибыль (20%) |
|
11587 |
18787 |
|
265 |
|
|